Всем привет!
Меня зовут Александр, я COO в SaaS-платформе аналитики данных. Последний год активно изучаю внедрение AI-решений в кросс-функциональные процессы. Делюсь полезными материалами, которые считаю стоят внимания. В основном про AI, изменение процессов, тренды и продуктовое видение.

У себя в телеграм-канале делюсь сжатыми и структурированными саммери статей.

Сегодняшний перевод — The 2025 State of AI in Marketing: Trends and Insights from 500+ Marketers.

Генеративный AI стал обыденностью в маркетинге: 63% команд его используют. Но 51% специалистов не видят его реальной отдачи. Отчет по опросу 500+ маркетологов показывает, почему AI часто остается на уровне экспериментов и как его использовать для достижения измеримых бизнес-результатов.

Очень крутая аналитика по использованию AI от Jasper.ai, сам отчет скачать можно здесь.
Рынок наконец задумался про эффективность AI и чтобы увидеть реальный ROI от AI, компании переходят от универсальных инструментов к специализированным маркетинговым решениям. Это увеличивает шансы на измерение отдачи на 37% по сравнению с использованием общих AI-моделей.


"
"

Генеративный AI больше не является просто экспериментальным инструментом; он быстро становится основой современного маркетинга, позволяя лучшим маркетинговым командам проводить высокоэффективные кампании, оптимизировать рабочие процессы и достигать измеримых результатов.

Динамика реальна: 63% организаций уже используют генеративный AI и отмечают улучшения в продуктивности, эффективности и удовлетворенности сотрудников. Более того, 79% планируют расширить его применение в 2025 году.

Но есть нюанс: одного только внедрения недостаточно.

56% маркетологов по-прежнему используют AI изолированно, на случайной основе, а 51% не могут отслеживать ROI или видеть истинное влияние своих AI-инвестиций на бизнес.

Чтобы помочь вам преодолеть разрыв между внедрением AI и реальными бизнес-результатами, мы опросили более 500 маркетологов из различных отраслей и ролей. В этом отчете раскрываются ключевые тренды внедрения, уровни зрелости и самые большие трудности, с которыми сталкиваются маркетологи, а также стратегические возможности для превращения AI-экспериментов в реальные результаты, влияющие на прибыль.

Ниже мы приводим основные моменты в виде 8 главных AI-трендов в маркетинге


1. Двое из трех используют генеративный AI сегодня, отмечая первые успехи

Использование генеративного AI в маркетинге больше не вопрос "использовать ли", а скорее "как его внедрить".

Хотя отчет подтверждает широкое распространение genAI — его используют 63% маркетинговых команд, и более 78% из них говорят, что он оказывает положительное влияние — по-прежнему существует критический разрыв между теми, кто внедряет AI, и теми, кто действительно интегрирует AI в свои маркетинговые процессы. Только у 43% внедривших AI есть формализованная AI-программа. Без нее компании могут видеть повышение эффективности, но им не хватает структуры для реального масштабирования воздействия AI на стратегию, реализацию и измерение.

Гистограмма, показывающая, используют ли организации генеративный AI в своем маркетинге
Гистограмма, показывающая, используют ли организации генеративный AI в своем маркетинге

63% маркетологов в настоящее время используют генеративный AI

Среди тех, кто внедрил AI, основные преимущества включают повышение продуктивности, улучшение маркетингового ROI и повышение удовлетворенности работой.

Гистограмма, показывающая основные преимущества внедрения AI для маркетинговых организаций
Гистограмма, показывающая основные преимущества внедрения AI для маркетинговых организаций

Согласно отчету, основными преимуществами внедрения AI названы повышение продуктивности (28%) и улучшение маркетингового ROI (25%).

Масштабирование маркетинговых операций и сокращение операционных расходов заняли более высокие места во 2-м и 3-м рангах, что указывает на их важность, хотя они и не являются основным фокусом для маркетологов.

2. Уровни зрелости развиваются, а высокоэффективные сценарии использования AI остаются неиспользованными

Только 29% маркетологов считают свой уровень зрелости AI “продвинутым”, при этом большинство тех, кто внедрил AI, по-прежнему полагаются на случайное или индивидуальное использование, например, для создания контента и генерации идей — 57% маркетологов используют генеративный AI для создания контента, а 55% — для генерации идей. Он также набирает обороты в SEO и маркетинговой оптимизации (45%) и исследованиях и анализе (49%), где AI-инсайты помогают формировать стратегию.

Внедрение отстает в высокоэффективных областях, где AI может принести наибольшую пользу. Менее трети маркетологов используют AI для управления брендом, гиперперсонализации, автоматизации рабочих процессов или предиктивной оптимизации — мощных возможностей, которые позволяют AI брать на себя более автономные, принимающие решения роли. Освоение этих областей представляет собой большую возможность для инноваций и конкурентного преимущества.

Диаграмма, показывающая различные сценарии использования AI в маркетинговых организациях
Диаграмма, показывающая различные сценарии использования AI в маркетинговых организациях

Маркетологи используют генеративный AI для ранних сценариев использования, таких как создание контента и генерация идей

3. Конфиденциальность данных и качество результатов являются ключевыми препятствиями для масштабирования внедрения AI

Отчет определяет конфиденциальность данных и качество AI-результатов как самые большие препятствия для внедрения AI в маркетинг, подчеркивая, что по мере того, как AI все больше интегрируется в маркетинговые процессы, разговор смещается с “Можем ли мы использовать AI?” на “Как мы используем его ответственно и эффективно?”.

Между тем, опасения по поводу качества AI-результатов отражают растущее давление на поддержание целостности бренда, точности и последовательности в масштабе. Компании, стремящиеся масштабировать создание AI-контента без человеческого надзора, рискуют подорвать ту самую эффективность, которую они пытаются достичь.

Поддержка руководства, экспертиза в области AI и бюджетные ограничения также были названы респондентами постоянными препятствиями, что указывает на трудности роста организации по мере перехода внедрения AI от экспериментов к полной интеграции в маркетинговые операции.

4. Большинство маркетологов не видят ROI от AI

Несмотря на то, что улучшение маркетингового ROI называется основным преимуществом AI, 51% не могут измерить ROI своих инвестиций в AI. Однако еще 22% планируют начать отслеживать ROI от AI в 2025 году, что показывает, что измерение становится более важным приоритетом.

Круговая диаграмма, показывающая, видят ли маркетологи ROI от использования AI
Круговая диаграмма, показывающая, видят ли маркетологи ROI от использования AI

Крупные маркетинговые команды лидируют — 62% команд с более чем 1000 маркетологами отслеживают ROI от AI, по сравнению с всего 38% небольших команд (<25). Способность измерять ROI резко снижается при использовании AI-инструментов общего назначения. Компании, использующие AI-инструменты, специфичные для маркетинга, на 37% чаще измеряют ROI, чем те, кто полагается на AI общего назначения (только 20% могут измерять).

5. По мере роста компаний требования к соответствию бренду и высокому качеству маркетинга становятся выше

Большие команды, более высокие ставки. Крупные организации сталкиваются с уникальными вызовами по мере масштабирования их маркетинговых потребностей, и их инструменты должны учитывать эти растущие сложности, от эффективного измерения ROI до поддержания согласованности бренда в многогранных кампаниях.

Согласно нашим данным, крупные предприятия (>$1 млрд) ставят в приоритет качество AI-результатов (31%) и управление брендом (33%) для защиты целостности бренда, управления рисками и поддержания соответствия. В сравнении, более мелкие компании больше сосредоточены на бюджете, поддержке руководства и конфиденциальности данных.

Гистограмма, показывающая причины, по которым маркетологи не внедряют AI
Гистограмма, показывающая причины, по которым маркетологи не внедряют AI

Отчет также показывает, что по мере увеличения числа маркетинговых сотрудников компании все чаще внедряют AI-решения, адаптированные для маркетинга. Фактически, 57% компаний с более чем 1000 маркетинговых сотрудников используют инструменты, специфичные для предметной области маркетинга. И наоборот, использование общих AI-инструментов, таких как ChatGPT, снижается по мере увеличения маркетинговых команд.

6. Существует резкий разрыв в согласованности между CMO и командой

Восприятие зрелости и приверженности руководства различается в зависимости от уровня должности. CMO чаще всего считают приверженность руководства “очень сильной” (65%), тогда как те, кто находится ниже по иерархии, например, SVP (40%), VP (30%), директора (40%) и менеджеры (37%), оценивают ее ниже.

Кроме того, руководство гораздо более уверено в зрелости AI, чем команды, использующие его ежедневно. 44% CMO говорят, что их зрелость AI “продвинутая” или “очень продвинутая”, но уверенность снижается среди тех, кто отвечает за выполнение — только 27% менеджеров оценивают использование AI на том же уровне.

7. 7 ключевых характеристик высокозрелых маркетинговых команд

Наиболее зрелые маркетинговые организации не просто внедряют AI — они создают структуры, процессы и стратегии для эффективного масштабирования.

Наше исследование показывает, что компании, которые считают свою зрелость AI “очень продвинутой”, последовательно превосходят другие по 7 ключевым компонентам:

  1. Документированные сценарии использования: 75% “очень продвинутых” компаний документируют свои сценарии использования AI, по сравнению с всего 22% на начальной стадии.

  2. Непрерывное экспериментирование: Инновации остаются приоритетом, 59% “очень продвинутых” организаций по-прежнему тестируют новые приложения.

  3. Поддержка руководства: 54% “очень продвинутых” организаций сообщают об активном использовании AI среди старших руководителей, что свидетельствует о приверженности сверху.

  4. Интеграция в рабочие процессы: Более половины (51%) “очень продвинутых” компаний успешно интегрировали AI в свои повседневные рабочие процессы.

  5. Измерение ROI от AI: 96% “очень продвинутых” организаций измеряют ROI своих инвестиций в AI по сравнению с всего 22% на начальной стадии.

  6. Надежное управление AI: 79% “очень продвинутых” организаций имеют AI-совет, 86% предлагают продвинутое обучение по AI, и 79% предоставляют документацию по политике и руководствам.

  7. Внедрение AI, специфичного для предметной области: 71% “очень продвинутых” организаций используют AI-инструменты, специфичные для предметной области, по сравнению с 21%, которые полагаются исключительно на общие инструменты.

8. Происходит сдвиг от AI общего назначения к AI, специфичному для предметной области

Ключ к преодолению разрыва между внедрением и воздействием — это переход от универсальных инструментов общего назначения к AI, специфичному для предметной области, — моделям, адаптированным к уникальным данным компании, руководствам по бренду и маркетинговым процессам. Это не просто лучшая практика; это одна из определяющих черт высокозрелых организаций.

И наши данные явно демонстрируют этот сдвиг: 71% “очень продвинутых” команд используют AI, специфичный для предметной области, по сравнению с 21%, которые полагаются исключительно на общие инструменты. Почти все пользователи AI, специфичного для предметной области, планируют расширить его использование в 2025 году и на 37% чаще измеряют ROI.

Комментарии (0)