
Любители аниме, ликуйте. Принесли в качестве рекомендации очередной шедевр, хотя вы наверняка уже могли его видеть. Качественное чтение с хронологией мира японской анимации, как и обещано в заголовке, лаконичные главы и привкус ностальгии — вот главное о книге. Ощутить это можно, даже просто прочитав введение и пару-тройку глав.
Крис Стакманн — писатель, режиссер и кинокритик. Как автор выпустил две книги. Та, которую сегодня обсуждаем — одна из них. На его YouTube-канале более миллиона подписчиков. Живет в США в штате Агайо со своей женой Сэм Лиз и двумя, судя по всему, очаровательными собакенами. Их зовут Зейв и Инди: об этом вкратце тоже упоминается в книге.
На страницах Крис Стакманн оставил не только свои представления и знания об аниме. Он собрал голоса множества других фанатов: знаменитостей, компьютерных техников, медицинских сестёр, программистов и даже персональных тренеров. Часть заметок написана ими.
«Чтобы обсудить фильмы с должной глубиной и тщательностью, в некоторых случаях мы были вынуждены прибегнуть к спойлерам. Считайте, что я вас об этом предупредил», — пишет он. Если что, мы тоже предупредили.
Итак, в этом увлекательном чтении вас ждёт сотня с небольшим заметок. Каждая — об отдельном аниме. При этом все эти главы продатированы годом и расположены в хронологическом порядке. Начинается всё с «Астробоя» из далёкого 1963-го, а завершается «Вайолет Эвергарден» из 2018-го. Справедливости ради, некоторые работы представлены в списке с указанием года создания франшизы с пометкой о продолжительности её жизни «по настоящее время».
Через заметки можно познакомиться с сюжетами, сформировать для себя карту анимешной вселенной и узнать о создателях. Так, например, фанатка кино и критик Адель Ровер в главе про Тоторо пишет: «Сегодня студия “Ghibli” — это синоним анимации, это студия, которая дышит в затылок американским гигантам “Disney” и “Pixar”. Но подход и стиль рассказывания детских историй (я имею в виду истории о детях, но не обязательно рассказы только для детей) — это отдельный культурный мир “Ghibli”. Студия “Ghibli” отказалась от глянцевого блеска поющих принцесс и принцев с точеными фигурами, хотя тоже рассказывает о превращениях и чудесах — просто другой природы. В реальных местах и в обычное время волшебная сила становится еще более волшебной. Фильмы студии повествуют о прикосновении сверхъестественного, что переплетается с трудными реальными уроками взросления. Даже когда мир полностью вымышлен, в основе этих фильмов лежат традиции японской культуры, религии и фольклора. Влиятельный основатель студии “Ghibli” Хаяо Миядзаки в 80-е годы и последующие десятилетия создал жанр анимационного повествования, подобного которому мир никогда не видел». Полезно ознакомиться, если вы только начинаете путь анимешника.
Отдельное внимание в книге уделено тому, как японская анимация выходила на американский рынок. Какое-то время оно буквально оставалось подпольной формой искусства, существовавшей в андеграунде и тени. Однако ситуация изменилась, когда на экранах появилась воинственная Сейлор Мун. Если вы выросли на этом аниме, будьте готовы, что в процессе чтения одноименной главы вас ущипнут за душу.
Какое-то особенное тепло, связывающее ценителей анимешной культуры, прослеживается от одной заметки к другой. Так, например, в главе про «Наруто» автор Омар Ривера делится трогательным воспоминанием: «Я уже был в старших классах, когда учитель английского принес в школу приставку Xbox 360, а одноклассник достал копию игры “Naruto Ultimate Ninja Storm 3”. Мы организовали в классе небольшой турнир, в котором участвовали те, кто действительно этого хотел. Это были те же ученики, с которыми я чувствовал себя не очень комфортно, но здесь мы весело проводили время, вместе играя в видеоигры. Я всегда изо всех сил старался ладить со всеми и был вознагражден за это тем, что нашел замечательных друзей. При этом у меня сохранялось такое чувство, что, если бы я делал что-то иначе, то смог бы понравиться большему числу людей. Подобные переживания изменили мой образ мышления. Я понял, что именно тогда, когда я общаюсь с теми, кто принимает меня таким, какой я есть, в моей голове закладываются самые прекрасные воспоминания». Во-первых, только представьте: учитель принёс Xbox. Во-вторых, почувствуйте эту сплоченность: автор буквально говорит, что аниме объединяет.
Добавим ещё чуточку меланхолии, сославшись на заметку про «Гайд по счастливой жизни в сети». Мелисса Си пишет об этом аниме, подсвечивая некоторое затворничество «ботанов»: об этом ведь и сюжет. Тридцатилетняя Морико отказывается от контактов с внешним миром и посвящает время онлайн-игре. Место имеет и романтическая история. В чертах героях автор узнает что-то близкое ей самой: «ботаном», по её словам, она была столько, сколько себя помнит. Однако свои увлечения вроде видеоигр и аниме она всё больше скрывала по мере взросления, поскольку общество зачастую воспринимает это за детские игрушки. «Вы можете быть взрослым и при этом сохранять свои увлечения, даже если вы впервые нашли их, когда были непростительно молоды», — пишет она. Вдруг вам доводилось сталкиваться с осуждением со стороны окружающих — велком в книгу за принятием, досугом и информацией об аниме.
Мы бы назвали эти главы и заметки письмами. Они передают эмоции, с которыми авторы рассуждают об аниме. Дистанция между ними и читателями короткая — погрузившись в книгу, получится «посидеть» с ценителями аниме в одной комнате. Кстати, фанатеть от аниме, чтобы прочитать эту книгу, совсем не обязательно. Ознакомиться с ней можно и беспристрастно, если вы просто хотите чекнуть каково это и узнать больше про японский рисованный мир.
Если вас вдруг посетит мысль пересмотреть аниме, собранное в этой книге, в конце каждой главы есть ссылка, ведущая на известный онлайн-кинотеатр. Хотя, фанаты аниме без проблем найдут нужный сервис, даже если для этого придётся слетать на Луну, ведь правда?
О сервисе Онлайн Патент:
Онлайн Патент — цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам:
Онлайн-регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;
Опции ускоренного оформления услуг;
Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;
Мониторинги новых заявок по критериям;
Онлайн-поддержку специалистов.