
Привет! Меня зовут Сергей, и я три года работаю продакт-менеджером выделенных серверов в Selectel. Большинство наших продактов — бывшие технари, я же пришел в Selectel не совсем из IT, но близкой к ней сфере. Начинался мой путь с продаж: продвигал в том числе и цифровые продукты, например 1С. В штате небольших компаний нередко нет аналитиков, поэтому необходимо было самому разобраться с метриками и анализом данных — это научило меня понимать язык продакт-менеджеров и помогло в дальнейшей карьере.
Потом были корпорации, где я выводил различные продукты на рынок и занимался аналитикой в продажах и маркетинге. Во время этой работы я все больше углублялся в сферу технологий. В совокупности с предыдущим опытом это и помогло стать продакт-менеджером в Selectel.
Продакт уменьшает неизвестность в бизнесе
В Selectel мы предоставляем клиентам инфраструктуру для бизнеса: облачные и физические серверы, а еще разрабатываем окружения для работы с этими продуктами. Пользователи посещают сайт, управляют своими ресурсами с помощью удобной панели и личного кабинета. Дополнительно мы помогаем с 1С, базами данных k8s или защитой от DDoS-атак. Каждым продуктом занимается отдельная команда продакт-менеджеров.
Основная задача продакта — развивать свой продукт и приносить компании прибыль. Для этого он проводит исследования, эксперименты, тестирования, а также общается с клиентами. В итоге вместе с командой реализует фичи, которые добавляют продукту ценности для клиентов. У него есть насмотренность, он понимает рынок, знает потребности пользователей и следит за конкурентами.
Что входит в задачи продакт-менеджера:
- Создание видения продукта. Определяет цель и ценность продукта для пользователя, формирует стратегию развития и составляет продуктовую roadmap.
- Анализ аудитории и конкурентов. Сегментирует пользователей, изучает их поведение и сценарии использования продукта. Исследует рынок и его тренды, чтобы сформировать конкурентные преимущества.
- Проведение исследований. Изучает поведение пользователей через интервью, опросы, аналитику и юзабилити-тесты, чтобы понять их потребности и проблемы.
- Формирование гипотез. На основе выявленных инсайтов формулирует предположения о том, какие именно изменения в продукте могут помочь пользователям и улучшить метрики.
- Тестирование нововведений. Запускает новые фичи в деморежиме, чтобы понять, работает ли гипотеза на практике.
- Оценка результатов. Смотрит на метрики и получает фидбэк от пользователей, чтобы понять, сработала ли новая фича.
Еще продакт-менеджер постоянно занимается приоритизацией задач, управляет бэклогом продукта и взаимодействует с разными командами: разработкой, продажами, дизайном, маркетингом.
Управление продуктом в Selectel
Я работаю в команде выделенных серверов. Недавно мы выпустили аукцион, который помогает клиентам в несколько кликов арендовать нужную конфигурацию с максимальной скидкой. Вместе с разработчиками мы настроили процесс, при котором выбранные серверы превращаются в лоты и добавляются в нашу панель администрирования Seido. С ее помощью мы управляем аукционом: планируем его расписание и добавляем новые лоты при изменении спроса.
Чтобы это реализовать, мы:
- исследовали лучшие практики аукционов у разных представителей бизнеса;
- придумали концепцию и метрики успешности фичи;
- с командой разработки закодили ее;
- запустили маркетинговые активности и продвижение;
- регулярно собираем фидбэк от пользователей и отдела продаж, чтобы обновлять и дорабатывать фичу.
В работе мне очень нравится чувство завершенности: когда ты прошел путь от идеи до запуска и видишь, как сервисом пользуются люди. Это можно сравнить со строительством дома: сначала исследуешь, как людям будет удобнее в нем жить, потом управляешь стройкой и следишь, чтобы не было недочетов. А потом заселяешь жильцов в красивый дом и спрашиваешь: как вам тут? И дальше работаешь с этим фидбэком, чтобы строить новые дома и обновлять построенные.
Обычно в одной команде работает сразу несколько продактов, и мы не исключение. Всего нас четверо, включая меня, — каждый со своим бэкграундом, сильными сторонами и предпочтениями. Конечно, мы разбираемся во всех деталях нашего продукта, но каждый может выбирать задачи, которые ближе к его интересам. Например, я больше занимаюсь именно «железом» и развитием предложения разных моделей и типов серверов.
Одна из наших недавних разработок, которую мы еще тестируем, — сетевые диски. Это блочные устройства, которые позволяют расширять пространство сервера без изменения загрузочного диска. Чтобы все работало корректно, мы наладили взаимодействие между софтом и «железом»: серверами и дисками.

Схема работы сетевого диска.
Утро: время для семьи и настройки на работу
Будильник, завтрак, прогулка с собакой. Перед работой я обычно провожаю ребенка в школу — это отличная возможность провести немного времени вместе, поболтать о насущном, обсудить новости и планы.

Утренняя прогулка с собакой.
У меня гибридный график, но я больше люблю работать в офисе: нравится личное общение с коллегами и клиентами. До офиса я добираюсь за 45 минут на машине. Летом доезжаю на мотоцикле — без пробок получается быстрее. В пути в авто часто слушаю любимый подкаст и настраиваюсь на работу.
Если нет срочных задач, мой рабочий день начинается на кофепойнте: там можно 10–15 минут пообщаться с коллегами. Я люблю фильтр-кофе, поэтому стараюсь с утра ухватить дрип-пакеты и вкусняшки. Если планирую тренировку в фитнес-клубе после работы, сразу покупаю в вендинговом автомате ужин: утром выбор блюд всегда больше. Кстати, у нас в офисе в Санкт-Петербурге есть собственный спортзал, в котором можно заниматься прямо с любимыми коллегами, но я по привычке выбираю классический фитнес-клуб.

Кофепойнт в офисе Selectel.

Начало дня: имейлы, синки, встречи
Первым делом разбираю неотвеченные сообщения и письма, просматриваю календарь и, если возникает необходимость, корректирую планы на день. Я стараюсь планировать синки и встречи на утро, а задачи, которые не требуют участия других людей, — после обеда. Такое распределение позволяет меньше отвлекаться там, где нужно сосредоточиться.
Навык приоритизации здорово помогает мне и в бытовых делах: я могу быстро выделить самое важное и сфокусироваться на нем. В целом в обычной жизни навыки продакта всегда выручают. Например, я давно не покупаю готовые туры: люблю сам организовывать отпуск, покупать билеты и искать гостиницы.
Аналогичные приемы применяю в своих хобби — часто строю трек и представляю, что и в какой срок хочу получить от активностей: четко сформулированные новые навыки, участие в соревнованиях или просто дофамин от приятного времяпрепровождения.
Я часто посещаю регулярные встречи со своей командой и другими отделами: разработки, маркетинга, продаж, исследований и различными техническими командами. На них мы обсуждаем текущие задачи, делимся новостями и фидбэком и планируем roadmap продукта.
Такие встречи помогают оставаться в курсе всех рабочих процессов и обеспечивают согласованность действий между всеми участниками. Кроме того, регулярное взаимодействие способствует укреплению командной культуры и улучшает взаимопонимание между различными функциями в компании.
Сегодня провел встречу с командой продаж. Жесткую повестку не ставил, чтобы дать ребятам больше пространства открыто делиться мыслями и обратной связью с полей. Обсудили возражения, которые чаще всего возникают у клиентов, и каких функций им не хватает. По итогам сразу запланировал встречу с командой разработки по поводу новой фичи.
В работе продакта много коммуникации и с командами, и с клиентами. Обычно мы создаем рабочие чаты в мессенджерах и добавляем туда представителей необходимых участников, в том числе иногда и клиентов. Чатов достаточно много. Мы с коллегами шутим, что «главное — не отправить смешную фоточку не туда», и, чтобы не перепутать, применяем систему тегов и понятных названий для чатов.
По возможности стараюсь встречаться с коллегами лично в офисе: так рабочие вопросы решаются чуть быстрее и эффективнее, на мой взгляд. Однако и удаленный формат отлично работает, главное — это результаты, а не формат встречи.

Мое рабочее место.
В работе я использую таск-трекер Jira, мессенджеры для общения, онлайн-доски и Pruffme для визуализации, Pandas и Excel для аналитики, а также Qlik и Superset в качестве BI-систем. А еще у нас мощная внутренняя система для управления серверами Seido — мы в Selectel гордимся, что написали ее сами. Провожу много времени с ней, интерфейс для меня уже стал родным.
Обед: прогулка и живое общение
Обычно я обедаю в кафе, куда мы ходим с коллегами из разных отделов. Мы специально выбираем место, до которого надо пройтись, чтобы подышать свежим воздухом и размяться. А если на улице тепло и не хочется выходить из офиса, можно пообедать на крыше и полюбоваться классным видом на Питер.

Крыша офиса Selectel в Петербурге.
За обедом мы, конечно, стараемся не говорить о работе, но вообще считаю, что общаться с коллегами вживую — очень ценно. Поэтому, когда позволяет погода, случаются рабочие встречи на свежем воздухе. Так можно быстро решить вопросы, для которых не нужен компьютер с презентацией, в процессе неспешной комфортной прогулки.
Также в течение дня можно отдохнуть прямо в офисе: например, поиграть в пинг-понг, постоять на балансборде или просто расслабиться в массажном кресле. Еще у нас есть капсула для сна, но я ей пока не пользовался.
Вторая половина дня: меньше встреч, больше ресерча
После обеда меня ждет последняя на сегодня встреча: синк-ап по итогам месяца. На спринте мы с командой обсуждаем свои удачные идеи и фейлы. Кроме нас, присутствуют и ребята из маркетинга и пресейла. С ними обсуждаем, что за последний месяц поменялось в продукте с точки зрения клиентского опыта. Задаем друг другу вопросы и делимся мемами.

Синки закончились — можно сфокусироваться на других задачах. Например, ознакомиться с текущими концептами, провести расчеты экономики, разобраться с документами и подготовиться к завтрашнему интервью. Во время ресерча я часто использую Confluence — здесь ведется вся наша база знаний.
В нашей сфере недостаточно придумать оригинальную фичу — намного важнее, чтобы от нее была измеримая польза. Бывает, что придумал классную идею, а аналитика показывает, что клиентам она не зайдет. Такое «кладбище идей» есть у каждого продакта — это хоть и немного обидно, но абсолютно нормально.
Вообще, в работе продакта присутствует и часть рутины, но Selectel часто участвует в различных мероприятиях: конференциях, бизнес-ланчах, презентациях. На них можно собрать ценный фидбэк от клиентов, пообщаться с коллегами из других компаний и в целом сменить обстановку. Например, я был со стендом на конференции, где мы придумали активность для посетителей — они собирали вручную настоящий сервер.
После работы: тренировка, отдых, время с семьей
Иногда полезно задержаться в офисе вечером, доделать свои рабочие задачи, если никуда не спешишь после работы. Когда офис пустой, становится особенно тихо и спокойно. Но сегодня после работы я еду на картодром, чтобы тренироваться в шоссейно-кольцевых гонках на уменьшенных мотоциклах — питбайках. Такие тренировки я посещаю раз в неделю — это и кардионагрузки, и прокачка навыков вождения, и стратегия с тактикой. Помимо этого, просто хожу в зал на интенсивное кардио.

Тренировка на картодроме.
В дни, когда нет тренировок, люблю проводить свободное время с семьей: дома или на природе. Еще я катаюсь на сноуборде, и круто, что в Selectel есть возможность совместить приятное с полезным. Мы часто выезжаем куда-нибудь с коллегами: зимой — на горнолыжный курорт, летом — покататься на вейкбордах, поиграть в пейнтбол или поплавать на сапах.
А чем занимаетесь вы на работе? Поделитесь своими ответами в комментариях!
Комментарии (12)
maynoz
02.06.2025 15:15А чем занимаетесь вы на работе?
А я работаю в основном, создаю продукт... реально его создаю с нуля, а не просиживую на совещаниях и в ресерчах.. простите, но статья написана так, что кажется именно Вы самый главный создатель продукта, а все оостальные так... всего лишь исполнители рутинные, инструменты в руках творца. Извините, но достало когда человек, абсолютно ничего не понимающий не в продукте, не в разработке, приходит и начинает умничать, причем за такие же деньги... а по факту чаще всего проще созвонится на прямую с заказчиком и узнать что да так.. без посредников. Ничего личного. Видимо выгораю или дедлайнов навалилось из за бестолковых проджект-менеджеров и студентов не желающих самообучаться, а задалбывающих тупыми вопросами. Всем счастья.
TaskForce141
02.06.2025 15:15Негативненько. В тексте несколько раз сделаны оговорки про "мы" и "вместе с разработчиками", какого-то пафоса не заметил, человек просто рассказывает про то, в чем принимает участие.
Лично у меня до сих пор полноценного понимания разницы между продуктовыми и проектными менеджерами не сложилось (с первыми виделся только раз), но в целом впечатление об обоих сложилось хорошее. Как это себе всегда представлял я, первые определяют, что нужно делать, вторые определяют, что не нужно делать (или как минимум отложить). В паре они должны добиваться того, чтобы объем работ оказывался понятен и посилен команде.
Если в Вашем случае наблюдаются проблемы с кем-то из членов команды, то это стоит обсуждать в первую очередь с ними. Неформальные разговоры — вполне себе действенная терапия, которая может помочь обеим сторонам разглядеть друг в друге простых людей со своими проблемными моментами в работе, которые до разговора могут быть недостаточно хорошо понятными. Если команда чем-то не устраивает, всегда можно поставить целью ее сменить на другую. Всех благ!
T13Nemo
02.06.2025 15:15Продукт Менеджер отвечает за то что нужно сделать.
Прождект/Програм Менеджер - за расписание - чтобы никто не провалил, всё сделали вовремя, риски разрешили, конфликты устранили, задачи оценены, запланированы.Если в процессе решения выходит так что не укладываются в сроки, то задача проджекта об этом сообщить, а продукта - что делать: резать scope или двигать сроки.
CBET_TbMbI
02.06.2025 15:15чаще всего проще созвонится на прямую с заказчиком и узнать что да так
Это на самом деле так, но при ряде условий:
Продукт достаточно прост, чтобы ты на самом деле сделал всё один. Иначе созваниваться придётся ещё и с коллегами и прочими.
У заказчика есть всегда доступный человек, который знает и понимает всю задачу и может единолично принимать решения.
На практике это редкость. Приходится кучу времени:
пытать заказчика, согласлвывая ТЗ,
потом доносить его до команды и делить обязанности,
следить за тем, чтобы команда поняла и делала единый продукт, а не кучу замечательных, но не подходящих друг к другу кусков паззла,
пересогласовывать инменения, как со своими, так и с чужими,
отбиваться от менее важных задач, которые хотят повесить на команду,
разбираться, кто работает, а кто симулирует
и т.д и т.п.
Этим всем болотом и должны заниматься менеджеры, чтобы землекопы могли спокойно копать.
А у автора в статье всё звучит так, будто встречи ради встреч.
Ivan22
02.06.2025 15:15Приходится кучу времени:
пытать заказчика, согласлвывая ТЗ,
потом доносить его до команды и делить обязанности,
этим всем болотом и должны заниматься менеджеры,
Вы вообще что-нибудь слышали про профессию Бизнес-аналитика?
skovalev Автор
02.06.2025 15:15А у автора в статье всё звучит так, будто встречи ради встреч.
Не соглашусь с вами, скорее здесь акцент на регулярность и даже некую рутинность таких встреч, но это часть процесса.
Примеры из текста:На них мы обсуждаем текущие задачи, делимся новостями и фидбэком и планируем roadmap продукта.
С ними обсуждаем, что за последний месяц поменялось в продукте с точки зрения клиентского опыта. Задаем друг другу вопросы и делимся мемами.
Обсудили возражения, которые чаще всего возникают у клиентов, и каких функций им не хватает. По итогам сразу запланировал встречу с командой разработки по поводу новой фичи.
skovalev Автор
02.06.2025 15:15Расскажите подробнее о вашем продукте, предполагаю, что он существенно отличается от нашего. ;)
Я не самый главный творец, конечно же:
1) Технической реализацией фич занимается команда, за что коллегам бесконечная благодарность.
2) Каждый участник команды может предлагать как концептуальные идеи, так и конкретные точечные решения. А вот отсортировать из этого самое важное для бизнеса в конкретный момент - как раз моя задача.
Закончу цитатой, которую приписывают Генри Форду: "Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь."
Далеко не всегда заказчик может ответить на вопрос "что да так", без посредников.
vKreker
02.06.2025 15:15После прочтения статьи создается ощущение, что продакт менеджмент - это про "чилить с челиками".
757NF
02.06.2025 15:15Продуктовая разработка в вакууме :) не понимаю, где связь с видением/стратегией компании / домена / отдела. Топ-даун или боттом-ап, или вперемешку — но она должна быть. Или Вы прям настоящий «СЕО of your product» и отвечаете за все расходы и доходы?
cmyser
Часто бываю у вас в офисе на митапах, там здорово
Есть ли у вас кейсы в работе где могла бы пригодится llm вместе с rag
Или в качестве mcp agent ?
skovalev Автор
Здравствуйте, используем как в рутинных задачах (сокращение текста, резюмирование), так и в более глобальных проектах. Но о них, к сожалению, пока не могу публично рассказать.