Привет! Меня зовут Сергей, и я три года работаю продакт-менеджером выделенных серверов в Selectel. Большинство наших продактов — бывшие технари, я же пришел в Selectel не совсем из IT, но близкой к ней сфере. Начинался мой путь с продаж: продвигал в том числе и цифровые продукты, например 1С. В штате небольших компаний нередко нет аналитиков, поэтому необходимо было самому разобраться с метриками и анализом данных — это научило меня понимать язык продакт-менеджеров и помогло в дальнейшей карьере.

Потом были корпорации, где я выводил различные продукты на рынок и занимался аналитикой в продажах и маркетинге. Во время этой работы я все больше углублялся в сферу технологий. В совокупности с предыдущим опытом это и помогло стать продакт-менеджером в Selectel.

Продакт уменьшает неизвестность в бизнесе


В Selectel мы предоставляем клиентам инфраструктуру для бизнеса: облачные и физические серверы, а еще разрабатываем окружения для работы с этими продуктами. Пользователи посещают сайт, управляют своими ресурсами с помощью удобной панели и личного кабинета. Дополнительно мы помогаем с 1С, базами данных k8s или защитой от DDoS-атак. Каждым продуктом занимается отдельная команда продакт-менеджеров.

Основная задача продакта — развивать свой продукт и приносить компании прибыль. Для этого он проводит исследования, эксперименты, тестирования, а также общается с клиентами. В итоге вместе с командой реализует фичи, которые добавляют продукту ценности для клиентов. У него есть насмотренность, он понимает рынок, знает потребности пользователей и следит за конкурентами.

Что входит в задачи продакт-менеджера:

  • Создание видения продукта. Определяет цель и ценность продукта для пользователя, формирует стратегию развития и составляет продуктовую roadmap.
  • Анализ аудитории и конкурентов. Сегментирует пользователей, изучает их поведение и сценарии использования продукта. Исследует рынок и его тренды, чтобы сформировать конкурентные преимущества.
  • Проведение исследований. Изучает поведение пользователей через интервью, опросы, аналитику и юзабилити-тесты, чтобы понять их потребности и проблемы.
  • Формирование гипотез. На основе выявленных инсайтов формулирует предположения о том, какие именно изменения в продукте могут помочь пользователям и улучшить метрики.
  • Тестирование нововведений. Запускает новые фичи в деморежиме, чтобы понять, работает ли гипотеза на практике.
  • Оценка результатов. Смотрит на метрики и получает фидбэк от пользователей, чтобы понять, сработала ли новая фича.

Еще продакт-менеджер постоянно занимается приоритизацией задач, управляет бэклогом продукта и взаимодействует с разными командами: разработкой, продажами, дизайном, маркетингом.

Управление продуктом в Selectel


Я работаю в команде выделенных серверов. Недавно мы выпустили аукцион, который помогает клиентам в несколько кликов арендовать нужную конфигурацию с максимальной скидкой. Вместе с разработчиками мы настроили процесс, при котором выбранные серверы превращаются в лоты и добавляются в нашу панель администрирования Seido. С ее помощью мы управляем аукционом: планируем его расписание и добавляем новые лоты при изменении спроса.

Чтобы это реализовать, мы:

  • исследовали лучшие практики аукционов у разных представителей бизнеса;
  • придумали концепцию и метрики успешности фичи;
  • с командой разработки закодили ее;
  • запустили маркетинговые активности и продвижение;
  • регулярно собираем фидбэк от пользователей и отдела продаж, чтобы обновлять и дорабатывать фичу.

В работе мне очень нравится чувство завершенности: когда ты прошел путь от идеи до запуска и видишь, как сервисом пользуются люди. Это можно сравнить со строительством дома: сначала исследуешь, как людям будет удобнее в нем жить, потом управляешь стройкой и следишь, чтобы не было недочетов. А потом заселяешь жильцов в красивый дом и спрашиваешь: как вам тут? И дальше работаешь с этим фидбэком, чтобы строить новые дома и обновлять построенные.

Обычно в одной команде работает сразу несколько продактов, и мы не исключение. Всего нас четверо, включая меня, — каждый со своим бэкграундом, сильными сторонами и предпочтениями. Конечно, мы разбираемся во всех деталях нашего продукта, но каждый может выбирать задачи, которые ближе к его интересам. Например, я больше занимаюсь именно «железом» и развитием предложения разных моделей и типов серверов.

Одна из наших недавних разработок, которую мы еще тестируем, — сетевые диски. Это блочные устройства, которые позволяют расширять пространство сервера без изменения загрузочного диска. Чтобы все работало корректно, мы наладили взаимодействие между софтом и «железом»: серверами и дисками.


Схема работы сетевого диска.

Утро: время для семьи и настройки на работу


Будильник, завтрак, прогулка с собакой. Перед работой я обычно провожаю ребенка в школу — это отличная возможность провести немного времени вместе, поболтать о насущном, обсудить новости и планы.


Утренняя прогулка с собакой.

У меня гибридный график, но я больше люблю работать в офисе: нравится личное общение с коллегами и клиентами. До офиса я добираюсь за 45 минут на машине. Летом доезжаю на мотоцикле — без пробок получается быстрее. В пути в авто часто слушаю любимый подкаст и настраиваюсь на работу.

Если нет срочных задач, мой рабочий день начинается на кофепойнте: там можно 10–15 минут пообщаться с коллегами. Я люблю фильтр-кофе, поэтому стараюсь с утра ухватить дрип-пакеты и вкусняшки. Если планирую тренировку в фитнес-клубе после работы, сразу покупаю в вендинговом автомате ужин: утром выбор блюд всегда больше. Кстати, у нас в офисе в Санкт-Петербурге есть собственный спортзал, в котором можно заниматься прямо с любимыми коллегами, но я по привычке выбираю классический фитнес-клуб.


Кофепойнт в офисе Selectel.


Начало дня: имейлы, синки, встречи


Первым делом разбираю неотвеченные сообщения и письма, просматриваю календарь и, если возникает необходимость, корректирую планы на день. Я стараюсь планировать синки и встречи на утро, а задачи, которые не требуют участия других людей, — после обеда. Такое распределение позволяет меньше отвлекаться там, где нужно сосредоточиться.

Навык приоритизации здорово помогает мне и в бытовых делах: я могу быстро выделить самое важное и сфокусироваться на нем. В целом в обычной жизни навыки продакта всегда выручают. Например, я давно не покупаю готовые туры: люблю сам организовывать отпуск, покупать билеты и искать гостиницы.

Аналогичные приемы применяю в своих хобби — часто строю трек и представляю, что и в какой срок хочу получить от активностей: четко сформулированные новые навыки, участие в соревнованиях или просто дофамин от приятного времяпрепровождения.

Я часто посещаю регулярные встречи со своей командой и другими отделами: разработки, маркетинга, продаж, исследований и различными техническими командами. На них мы обсуждаем текущие задачи, делимся новостями и фидбэком и планируем roadmap продукта.

Такие встречи помогают оставаться в курсе всех рабочих процессов и обеспечивают согласованность действий между всеми участниками. Кроме того, регулярное взаимодействие способствует укреплению командной культуры и улучшает взаимопонимание между различными функциями в компании.

Сегодня провел встречу с командой продаж. Жесткую повестку не ставил, чтобы дать ребятам больше пространства открыто делиться мыслями и обратной связью с полей. Обсудили возражения, которые чаще всего возникают у клиентов, и каких функций им не хватает. По итогам сразу запланировал встречу с командой разработки по поводу новой фичи.

В работе продакта много коммуникации и с командами, и с клиентами. Обычно мы создаем рабочие чаты в мессенджерах и добавляем туда представителей необходимых участников, в том числе иногда и клиентов. Чатов достаточно много. Мы с коллегами шутим, что «главное — не отправить смешную фоточку не туда», и, чтобы не перепутать, применяем систему тегов и понятных названий для чатов.

По возможности стараюсь встречаться с коллегами лично в офисе: так рабочие вопросы решаются чуть быстрее и эффективнее, на мой взгляд. Однако и удаленный формат отлично работает, главное — это результаты, а не формат встречи.


Мое рабочее место.

В работе я использую таск-трекер Jira, мессенджеры для общения, онлайн-доски и Pruffme для визуализации, Pandas и Excel для аналитики, а также Qlik и Superset в качестве BI-систем. А еще у нас мощная внутренняя система для управления серверами Seido — мы в Selectel гордимся, что написали ее сами. Провожу много времени с ней, интерфейс для меня уже стал родным.

Обед: прогулка и живое общение


Обычно я обедаю в кафе, куда мы ходим с коллегами из разных отделов. Мы специально выбираем место, до которого надо пройтись, чтобы подышать свежим воздухом и размяться. А если на улице тепло и не хочется выходить из офиса, можно пообедать на крыше и полюбоваться классным видом на Питер.


Крыша офиса Selectel в Петербурге.

За обедом мы, конечно, стараемся не говорить о работе, но вообще считаю, что общаться с коллегами вживую — очень ценно. Поэтому, когда позволяет погода, случаются рабочие встречи на свежем воздухе. Так можно быстро решить вопросы, для которых не нужен компьютер с презентацией, в процессе неспешной комфортной прогулки.

Также в течение дня можно отдохнуть прямо в офисе: например, поиграть в пинг-понг, постоять на балансборде или просто расслабиться в массажном кресле. Еще у нас есть капсула для сна, но я ей пока не пользовался.

Вторая половина дня: меньше встреч, больше ресерча


После обеда меня ждет последняя на сегодня встреча: синк-ап по итогам месяца. На спринте мы с командой обсуждаем свои удачные идеи и фейлы. Кроме нас, присутствуют и ребята из маркетинга и пресейла. С ними обсуждаем, что за последний месяц поменялось в продукте с точки зрения клиентского опыта. Задаем друг другу вопросы и делимся мемами.


Синки закончились — можно сфокусироваться на других задачах. Например, ознакомиться с текущими концептами, провести расчеты экономики, разобраться с документами и подготовиться к завтрашнему интервью. Во время ресерча я часто использую Confluence — здесь ведется вся наша база знаний.

В нашей сфере недостаточно придумать оригинальную фичу — намного важнее, чтобы от нее была измеримая польза. Бывает, что придумал классную идею, а аналитика показывает, что клиентам она не зайдет. Такое «кладбище идей» есть у каждого продакта — это хоть и немного обидно, но абсолютно нормально.

Вообще, в работе продакта присутствует и часть рутины, но Selectel часто участвует в различных мероприятиях: конференциях, бизнес-ланчах, презентациях. На них можно собрать ценный фидбэк от клиентов, пообщаться с коллегами из других компаний и в целом сменить обстановку. Например, я был со стендом на конференции, где мы придумали активность для посетителей — они собирали вручную настоящий сервер.

После работы: тренировка, отдых, время с семьей


Иногда полезно задержаться в офисе вечером, доделать свои рабочие задачи, если никуда не спешишь после работы. Когда офис пустой, становится особенно тихо и спокойно. Но сегодня после работы я еду на картодром, чтобы тренироваться в шоссейно-кольцевых гонках на уменьшенных мотоциклах — питбайках. Такие тренировки я посещаю раз в неделю — это и кардионагрузки, и прокачка навыков вождения, и стратегия с тактикой. Помимо этого, просто хожу в зал на интенсивное кардио.


Тренировка на картодроме.

В дни, когда нет тренировок, люблю проводить свободное время с семьей: дома или на природе. Еще я катаюсь на сноуборде, и круто, что в Selectel есть возможность совместить приятное с полезным. Мы часто выезжаем куда-нибудь с коллегами: зимой — на горнолыжный курорт, летом — покататься на вейкбордах, поиграть в пейнтбол или поплавать на сапах.

А чем занимаетесь вы на работе? Поделитесь своими ответами в комментариях!

Комментарии (12)


  1. cmyser
    02.06.2025 15:15

    Часто бываю у вас в офисе на митапах, там здорово

    Есть ли у вас кейсы в работе где могла бы пригодится llm вместе с rag

    Или в качестве mcp agent ?


    1. skovalev Автор
      02.06.2025 15:15

      Здравствуйте, используем как в рутинных задачах (сокращение текста, резюмирование), так и в более глобальных проектах. Но о них, к сожалению, пока не могу публично рассказать.


  1. maynoz
    02.06.2025 15:15

    А чем занимаетесь вы на работе?

    А я работаю в основном, создаю продукт... реально его создаю с нуля, а не просиживую на совещаниях и в ресерчах.. простите, но статья написана так, что кажется именно Вы самый главный создатель продукта, а все оостальные так... всего лишь исполнители рутинные, инструменты в руках творца. Извините, но достало когда человек, абсолютно ничего не понимающий не в продукте, не в разработке, приходит и начинает умничать, причем за такие же деньги... а по факту чаще всего проще созвонится на прямую с заказчиком и узнать что да так.. без посредников. Ничего личного. Видимо выгораю или дедлайнов навалилось из за бестолковых проджект-менеджеров и студентов не желающих самообучаться, а задалбывающих тупыми вопросами. Всем счастья.


    1. TaskForce141
      02.06.2025 15:15

      Негативненько. В тексте несколько раз сделаны оговорки про "мы" и "вместе с разработчиками", какого-то пафоса не заметил, человек просто рассказывает про то, в чем принимает участие.

      Лично у меня до сих пор полноценного понимания разницы между продуктовыми и проектными менеджерами не сложилось (с первыми виделся только раз), но в целом впечатление об обоих сложилось хорошее. Как это себе всегда представлял я, первые определяют, что нужно делать, вторые определяют, что не нужно делать (или как минимум отложить). В паре они должны добиваться того, чтобы объем работ оказывался понятен и посилен команде.

      Если в Вашем случае наблюдаются проблемы с кем-то из членов команды, то это стоит обсуждать в первую очередь с ними. Неформальные разговоры — вполне себе действенная терапия, которая может помочь обеим сторонам разглядеть друг в друге простых людей со своими проблемными моментами в работе, которые до разговора могут быть недостаточно хорошо понятными. Если команда чем-то не устраивает, всегда можно поставить целью ее сменить на другую. Всех благ!


      1. T13Nemo
        02.06.2025 15:15

        Продукт Менеджер отвечает за то что нужно сделать.
        Прождект/Програм Менеджер - за расписание - чтобы никто не провалил, всё сделали вовремя, риски разрешили, конфликты устранили, задачи оценены, запланированы.

        Если в процессе решения выходит так что не укладываются в сроки, то задача проджекта об этом сообщить, а продукта - что делать: резать scope или двигать сроки.


    1. CBET_TbMbI
      02.06.2025 15:15

      чаще всего проще созвонится на прямую с заказчиком и узнать что да так

      Это на самом деле так, но при ряде условий:

      1. Продукт достаточно прост, чтобы ты на самом деле сделал всё один. Иначе созваниваться придётся ещё и с коллегами и прочими.

      2. У заказчика есть всегда доступный человек, который знает и понимает всю задачу и может единолично принимать решения.

      На практике это редкость. Приходится кучу времени:

      • пытать заказчика, согласлвывая ТЗ,

      • потом доносить его до команды и делить обязанности,

      • следить за тем, чтобы команда поняла и делала единый продукт, а не кучу замечательных, но не подходящих друг к другу кусков паззла,

      • пересогласовывать инменения, как со своими, так и с чужими,

      • отбиваться от менее важных задач, которые хотят повесить на команду,

      • разбираться, кто работает, а кто симулирует

      • и т.д и т.п.

      Этим всем болотом и должны заниматься менеджеры, чтобы землекопы могли спокойно копать.

      А у автора в статье всё звучит так, будто встречи ради встреч.


      1. Ivan22
        02.06.2025 15:15

        Приходится кучу времени:

        • пытать заказчика, согласлвывая ТЗ,

        • потом доносить его до команды и делить обязанности,

        этим всем болотом и должны заниматься менеджеры, 

        Вы вообще что-нибудь слышали про профессию Бизнес-аналитика?


      1. skovalev Автор
        02.06.2025 15:15

        А у автора в статье всё звучит так, будто встречи ради встреч.

        Не соглашусь с вами, скорее здесь акцент на регулярность и даже некую рутинность таких встреч, но это часть процесса.
        Примеры из текста:

        На них мы обсуждаем текущие задачи, делимся новостями и фидбэком и планируем roadmap продукта.

        С ними обсуждаем, что за последний месяц поменялось в продукте с точки зрения клиентского опыта. Задаем друг другу вопросы и делимся мемами.

        Обсудили возражения, которые чаще всего возникают у клиентов, и каких функций им не хватает. По итогам сразу запланировал встречу с командой разработки по поводу новой фичи.


    1. skovalev Автор
      02.06.2025 15:15

      Расскажите подробнее о вашем продукте, предполагаю, что он существенно отличается от нашего. ;)

      Я не самый главный творец, конечно же:
      1) Технической реализацией фич занимается команда, за что коллегам бесконечная благодарность.
      2) Каждый участник команды может предлагать как концептуальные идеи, так и конкретные точечные решения. А вот отсортировать из этого самое важное для бизнеса в конкретный момент - как раз моя задача.

      Закончу цитатой, которую приписывают Генри Форду:  "Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь."
      Далеко не всегда заказчик может ответить на вопрос "что да так", без посредников.


  1. Mechanic1980
    02.06.2025 15:15

    Хорошая стать+


  1. vKreker
    02.06.2025 15:15

    После прочтения статьи создается ощущение, что продакт менеджмент - это про "чилить с челиками".


  1. 757NF
    02.06.2025 15:15

    Продуктовая разработка в вакууме :) не понимаю, где связь с видением/стратегией компании / домена / отдела. Топ-даун или боттом-ап, или вперемешку — но она должна быть. Или Вы прям настоящий «СЕО of your product» и отвечаете за все расходы и доходы?