Приветствую! На связи Федор Наумов, сервисный инженер К2Тех. В прошлом году, выполняя капитальный ремонт ДДИБП (дизель-динамического источника бесперебойного питания) на объекте, к нам поступила жалоба от заказчика, что зимой, при отрицательных температурах они наблюдают течи с радиаторов охлаждения рубашки дизельных двигателей. После почти недельной диагностики, размышлений и составления различных планов стало понятно, что точно установить места протечек и устранить их на месте мы не сможем. Радиатор установлен на высоте трех метров и со всех сторон окружен различными металлоконструкциями. Как мы справились с этой задачей? Читайте под катом!

Часть 1: Опрессовка

Конструктив радиатора нам неизвестен, точный вес — тоже, знаем только габариты: примерно 3 метра в ширину, 2,6 в высоту и в глубину около 70 сантиметров. Вооружившись этими данными, мы приступаем к решению задачи.

Сперва было принято решение опрессовать радиатор водой без его снятия и разбора, дабы выявить места утечек сразу. Для данной операции необходимо было закрыть все задвижки на трубопроводах от двигателя до радиатора, слить охлаждающую жидкость с радиатора и заполнить его водой. Задвижки мы закрывали целый день. Они намертво прикипели и для данных операций приходилось использовать ручную таль.

К сожалению, наши старания оказались тщетны: радиатор начал изливать воду откуда-то изнутри и даже эндоскоп не помог нам точно определить место утечки. Мы посмотрели на все это, переглянулись и поняли: «Надо снимать этого Карлсона!». Ну что, задача ясна, надо разрабатывать план. 

Часть 2: План-капкан

Нам сразу стало ясно, что радиатор необходимо сначала вытащить из этой металлической клетки. С первого взгляда кажется, что здесь просто нужно отпилить мешающую часть перил и все. Но не тут-то было. В задней части радиатора располагаются 4 здоровых и тяжелых вентилятора, их нужно было отключить. Также большой проблемой стали болты, стягивающие фланцы трубопроводов. Они настолько заржавели, что напрочь отказывались откручиваться без горелки и смазки. Некоторые из этих болтов еще и расположены в таких местах, что нужно руку в трех местах сломать, чтобы к ним подобраться. Радиатор установлен ровно под металлической балкой, такелажные проушины располагаются за ней, и, просто подцепив краном, мы бы не подняли его, а начали бы тащить. Такой вариант нас не устраивал, поэтому было решено перевесить проушины и попытаться поднять его вертикально. Естественно, при спуске все передвижения радиатора должны страховаться оттяжками, чтобы избежать его вращения.

С тем, как снять радиатор, мы вроде бы разобрались, но вот что делать дальше?
Еще при диагностике мы поняли, что радиатор разбирается в вывешенном состоянии, соответственно необходимо соорудить кран-балку, за которую мы нашего «Карлсона» повесим и будем разбирать. Кран-балка на объекте была, но вот ее высота была недостаточной для того, чтобы вывесить радиатор при помощи ручной тали. В этом нам очень помог местный житель, у которого есть свое мелкое производство различных деталей из металла. Он за сутки смог сделать для нас необходимые проставки под кран-балку, чтобы мы смогли поднять радиатор.

Дополнительной трудностью для нас стало написание ППР на данные работы, так как существовало много зон повышенной опасности и рисков. На это ушло немало усилий, но в итоге все нормы были соблюдены. Итак, план разработан, пора приступать к его реализации.

Часть 3: Похищение Карлсона

Получив все необходимые разрешения на проведение работ, мы приступили к реализации нашего гениального плана.
Приложив недюжинную силу, применив пару горелок и литр смазки, мы с трудом смогли открутить все болты на фланцах. Затем освободили вентиляторы от всех проводов и отпилили мешающий поручень в передней части. После этого подвязали стропы к такелажным проушинам и установили кран в рабочее положение.

Крановщик начал натягивать тросы, с ними натягивались и наши нервы. Со скрипом радиатор начал подниматься и крениться назад. К такому мы были готовы, так как перевесив проушины, мы сместили точку крепления относительно центра масс. С радиатора начал выливаться остаток антифриза. И все-таки нам удалось его вытащить. 

Опустив радиатор ближе к земле, мы повернули его в удобное для работы положение и окончательно установили на асфальт.

Под бурные аплодисменты в наших головах мы приступили к дальнейшему разбору. Сразу же были сняты вентиляторы. Однако тут мы поняли, что допустили ошибку, слишком рано отпустив крановщика. Вентиляторы весят около 100 кг каждый, и снимать их вручную уж очень тяжело. Но ничего, соорудив при помощи народной смекалки подобие лебедки, мы, с криком: «Блок над нами, Архимед с нами!!!» смогли решить задачу.

После данной операции нам открылся в доступ в доселе неизведанную полость радиатора. Мы поняли, что есть возможность убрать часть, к которой были прикручены вентиляторы и мы получим полный доступ к радиатору.

Когда мы начали разбирать полость вентиляторов, то поняли, что металлические элементы находились в диком напряжении. Некоторые болты выстреливали при откручивании, и разборка превратилась в уворачивание от летящих “снарядов”. Сняв пару элементов, мы посмотрели на все это дело и начали искать кран-манипулятор, который смог бы нам помочь снять полость вентиляторов целиком без разбора. Также манипулятор помог нам скинуть расширительный бак, который тоже немало весил. Благо такой нашелся довольно быстро, и мы успешно сняли часть конструкции.

Получив еще больше доступа к самим теплообменникам, мы наконец-то смогли полностью разобраться в конструктиве радиатора. Ах да, у этого радиатора 2 раздельных теплообменника. Один отвечает за охлаждение рубашки двигателя, другой — за интеркулер. Для дальнейшего разбора нам необходимо было снять две боковые стенки. Они скрепляют 2 теплообменника вместе и одновременно являются опорами, на которых стоит радиатор. Радиатор необходимо вывешивать. Для этого нам отлично подошла кран-балка, которая ранее использовалась для снятия и установки кинетического накопителя ДДИБП, только мы ее удлинили, чтобы все подходило по высоте.

Расположив кран-балку на необходимое место, мы поняли, что нам чего-то не хватает… Не хватало нам траверс, которые бы мы закрепили через рым-болты на каждом теплообменнике и второй ручной тали, при помощи которой можно было бы равномерно поднимать оба теплообменника. Траверсы мы изготовили из находящихся на объекте материалов (благо там идет стройка). А ручную таль по классике жанра нашли у местного жителя за небольшое вознаграждение. И вот — 2 теплообменника парят в воздухе аки птицы, и мы можем полностью осмотреть их на наличие дефектов.

Визуально определить место утечки не удалось, поэтому мы приняли решение заглушить отверстия максимально грубым способом (пластиной металла и струбцинами), залить в теплообменники воду и попробовать создать в нем небольшое давление, чтобы определить место утечки. Как ни странно, утечка проявилась почти сразу, вернее сказать, радиатор яростно изливал воду со всех стыков при давлении меньше одной атмосферы.

Стало понятно, что дело — в прокладках. Один теплообменник состоит из 4-х квадратных маленьких теплообменников, соединенных попарно и объединенных в один контур расширительными бачками сверху и снизу. Второй теплообменник имеет ровно такую же конструкцию. Самая большая сложность состояла в том, что для замены прокладок необходимо полностью разъединить 2 теплообменника. Для этого необходимо отрезать приваренные ранее фланцы на трубах. После этого по отдельности разбирать каждый теплообменник снизу вверх. Эти операции крайне сложно выполнить вне оборудованного цеха на улице.

Обсудив сложившуюся ситуацию с заказчиком, было принято решение протянуть все болтовые соединения на теплообменниках, коих немереное количество, и собирать обратно всю конструкцию, так как время – ограниченный ресурс, и машину необходимо было в скором времени ввести в эксплуатацию.

Часть 4: Обратный путь

Обратная сборка далась нам намного легче, ибо мы уже знали, что и в какой последовательности удобнее возвращать вентиляторы на место. Единственной проблемой стали боковые стенки, которые было очень сложно позиционировать относительно двух висящих в воздухе теплообменников. С этим мы тоже справились, и теперь оставалось только закинуть радиатор обратно на свое проектное место. Перед обратной установкой мы опрессовали радиатор давлением в 1,2 от номинального давления в системе. По результатам опрессовки течей мы, к счастью, не обнаружили, чем были крайне довольны.

После сборки радиатора в наших головах стоял только один вопрос: «А как нам точно подтянуть радиатор на свое место?». Ведь кран не сможет поставить его ровно вертикально. С данным вопросом мы обратились к профессиональным такелажникам, которые согласились нам помочь.

Установка радиатора на место заняла целый день. Его нужно было идеально ровно поставить именно туда, где он находился изначально, иначе фланцевые соединения труб не сошлись бы. Слаженная работа такелажников, крановщика и нашей команды дала свои результаты, и радиатор встал на место идеально ровно.

После установки начался процесс обратной сборки всех коммуникаций. Все болты и гайки на фланцевых соединениях были заменены на новые, ибо старые уже просто никуда не годились. Через пару дней все было собрано, мы заполнили систему и совершили пробный запуск двигателя. В системе остался довольно большой пузырь воздуха, до конца он выйти никак не мог, ибо двигатель не нагревался до нужной температуры без нагрузки. Было решено докупить некоторое количество антифриза и при проведении нагрузочных испытаний ДДИБП заполнить систему до конца. На этом наше увлекательное путешествие подошло к концу, нам оставалось только собрать весь оставшийся материал, навести порядок на объекте, плотно покушать и отправиться на другие, не менее интересные объекты. Напомню, что недавно мы справились с не менее нестандартной задачей. О том, как мы разобрали целое здание — читайте в первой части цикла Миссия невыполнима!

Комментарии (21)


  1. baldr
    03.06.2025 17:23

    У вас талант писать увлекательные рассказы на такие, в общем-то, мало кому интересные темы.

    Прошлую статью читал, затаив дыхание, и переживая за главных героев. Эту - тоже.


    1. FNaumov Автор
      03.06.2025 17:23

      Благодарю!


  1. FireWind
    03.06.2025 17:23

    Уже давно читал о том, как ищут утечки в авто-радиаторах - добавляют в жидкость что то, что светится в УФ. Причем это в России делается, чуть ли не в гаражной мастерской. Может здесь можно было использовать что то вроде этого способа?


    1. FNaumov Автор
      03.06.2025 17:23

      Этот вариант мы тоже рассматривали, но при опрессовке не увидели протечек с внешних сторон радиатора, а внутреннюю часть стыковки двух теплообменников невозможно рассмотреть, так как в собранном состоянии они очень плотно прилегают друг к другу.

      Такая жидкость подсвечивается только в УФ свете, подсветить изнутри мы тоже не смогли бы.

      Все трудности были изначально связаны со сложным устройством радиатора и полным отсутствием каких либо документов о его конструктиве.


      1. Yuriy_krd
        03.06.2025 17:23

        А что это был за радиатор такой странный? Вы же не радиатор из сарая ремонтировали, по идее же, на более-менее крупных предприятиях все устройства идут вместе с документацией.


  1. tbl
    03.06.2025 17:23

    а если изначально протянуть все болты? или это без съема невозможно? и диагностика при съеме показала, что радиатор не проживет до следующего года?


    1. Wesha
      03.06.2025 17:23

      «Вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия» ©


    1. FNaumov Автор
      03.06.2025 17:23

      Без разбора радиатора на 2 отдельных теплообменника невозможно протянуть болты с внутренних сторон.

      Сверху есть доступ к болтам, а вот чтобы подобраться к гайкам снизу, необходимо разъединить 2 теплообменника радиатора. И пространство ограничено приваренным после сборки фланцами на отходящих трубопроводах.

      Грубо говоря, есть возможность подкрутить болты, но нет возможности зафиксировать гайку в этот момент.

      Радиатор живет и исправно выполняет свои функции. Течей после всех операций не наблюдалось. Бывает так, что можно приговорить в утиль тот или иной компонент системы, просто, потому что так проще. Мы же придерживаемся другой стратегии.

      В условиях сжатых сроков мы изо всех сил стараемся сделать так, чтобы после нашего выезда с объекта все оборудование работало исправно.

      Да, иногда наши решения это "костыли", но принцип неизменен. Мы приезжаем, когда все не работает, мы уезжаем, когда все работает.


  1. Dr_Faksov
    03.06.2025 17:23

    Он за сутки смог сделать для нас необходимые проставки под кран-балку, чтобы мы смогли поднять радиатор.

    А варили "от балды", или слово "сопромат" вам знакомо?


    1. HumanBearPig
      03.06.2025 17:23

      Опытный сварщик сам себе сопромат


      1. VGoudkov
        03.06.2025 17:23

        В данном случае - повезло, что всё это не сложилось. Треугольники на "родных" элементах не просто так для красоты делали. Хотя по фото стенку трубы и катет шва не сильно определишь.

        Но лично я бы добавил диагоналей, причём как в самих надставках, так и от верха надставки к основанию (к месту крепления колеса). Последние можно вообще сделать из полосы типа 4x40, и крепить на два болтика М10 как железные верёвки



      1. Wesha
        03.06.2025 17:23

        Опытный сварщик сам себе сопромат

        Сварщик не может быть опытным, если при первом пуске своего поделия он не стоит под грузом и стрелой.


      1. andres1
        03.06.2025 17:23

        Последние слова стропальщика "у нас крутой сварщик"


  1. goldexer
    03.06.2025 17:23

    Просто повезло, что полумеры помогли


  1. Vytian
    03.06.2025 17:23

    "Договор на обслуживание с производителем", "техническая документация", "руководство по обслуживанию"... Не, сильные, слишком сильные колдунства.


    1. Wesha
      03.06.2025 17:23

      «Тормоза придумали трусы!»


    1. PerroSalchicha
      03.06.2025 17:23

      "Договор на обслуживание с производителем"

      Сейчас производитель обычно сидит где-нибудь в Нидерландах, и не торопится ни заключать договора, ни предоставлять техническую документацию.


  1. Grad6
    03.06.2025 17:23

    Модель бы сего агрегата и статья была бы намного информативнее


  1. Hemml
    03.06.2025 17:23

    А если пойти "от обратного" -- соорудить вокруг радиатора "аквариум" из листов поликарбоната, склеенных герметиком, заполнить его водой и подать в радиатор воздух? И по пузырям смотреть, где течь. Аквариум даже не обязательно должен быть полностью герметичным, можно постоянно доливать туда воду в процессе.

    upd: или даже не из поликарбоната, а просто толстой полиэтиленовой пленки или материала для "мягкого" бассейна.


    1. Wesha
      03.06.2025 17:23

      А если пойти "от обратного" -- соорудить вокруг радиатора "аквариум" из листов поликарбоната, склеенных герметиком, заполнить его водой и подать в радиатор воздух?

      (Напевает, страшно фальшивя): А я ТРИЗовца узнаю по заходу!