Когда я смотрел эстетичные Frutiger Aero картинки, либо эстетичные UI-концепты со стекломорфизмом в Пинтересте, я не думал, что оно снова станет реальностью, а останется приятной ностальгией.. В этой статье разберём, почему стеклянные интерфейсы – уже перебор.
Опять история, скевоморфизм
Когда ПК был не у каждого, его нужно было продать как необходимую для дома вещь. Скевоморфичный стиль повсеместно был внедрён в интерфейсы, чтобы подружить людей с компьютерами, для лучшего понимания инструментов, которые он предлагает. Отсюда и появились иконки песочных часов и папок с файлами.

А например, ещё в 1995 выходил пакет с гиперскевоморфичным интерфейсом Microsoft Bob, включавший в себя приложение для управления финансами и текстовый процессор. Когда запускаешь его, чувствуешь себя как дома, всё интуитивно понятно, потому что программы похожи на вещи из реального мира.

С таким подходом был и инновационный интерфейс первого iPhone, заимствованный у macOS, но предлагающий новое взаимодействие пальцем по экрану. Он довольно сильно отличался от ОС для смартфонов, имеющихся тогда на рынке, поэтому нужно было нарративно обучать как пользоваться функциям, через визуал, делая элементы похожими на реальные объекты.


2000, Aqua
В начале тысячилетия Apple проводила масштабную революшн в macOS. Сильно изменился и стиль, ставший соответствовать тогдашним моделям компьютеров – Aqua. Вместо серых интерфейсов из 90х, характерных для WIndows и Mac, в UI стали присутствовать стеклянные прозрачные элементы.


2006, Aero
Такое ответвление скевоморфизма как Frutiger Aero появился и раньше, но стал более массовым после внедрения в Windows Vista в 2006 и позже в 7. Прозрачным и стеклянным стало уже куда больше элементов, например, сами окна. Это было футуристическое направление в графическом дизайне, символизирующее единение технологий с природой. Максимально ударялись в такое единения уже производители Android-смартфонов в начале 10х, например Samsung и LG, у которых всё булькало и светилось как, например, в оболочке Touch Wiz Nature UX. При этом чистый Google’овский Android был очень даже плоским и минималистичным давно.



2009, интерфейсы будущего, Metro
Microsoft неймётся и порой, если посмотреть на их хронологию изменений дизайна цифровых продуктов, можно заметить кашу, т.к. они часто делали прогрессивные шаги и уже в уже 2009, почти в одно время со стеклянной Windows 7, в своём плеере Zune HD они делают UI в абсолютно другом стиле – Frutiger Metro. Здесь уже никакого объёма, природы и реальных объектов – всё максимально просто, строго, плоско и тоже стильно. Позже этот стиль внедрится и в Windows Phone, Windows 8 и Xbox.

Metro использует текст в качестве основной формы навигации с минимумом иконок и иллюстраций. Без накрученных стилистик в UI лучше акцентировалось внимание на информации, которую мы считываем для прохождения UX-сценариев. Это было неизбежное течение, т.к. пользователи с компьютерами уже на Ты и ставить иконки песочных часов им не нужно, для понимания достаточно многоточия, а для обозначения кнопок достаточно обводки или заливки, а не всего сразу, с прозрачностями и тенями. В 10х годах похожему подходу подверглись все основные ОС, сайты, сервисы и приложения, например, Android Holo, позже iOS 7 и Google Material Design.

2013, iOS 7
Масштабный плоский редизайн добрался и до Apple в iOS 7 в 2013, а позже и в macOS. Теперь плоские все, везде акцент на контенте, а интерфейс лишь является посредником, не требующий накрученных стилистик.


2017, Fluent
В мае 2017 года на конференции Microsoft Build 2017 был представлен стиль Microsoft Fluent Design. Тут я и начал чуять что-то ностальгическое. Windows 10 тогда приблизилась по визуалу к тому, что сейчас имеем в Windows 11, но до этого момента она была скрее как Windows 8.

2025
И опять Apple на WWDC 25 делает тренд, который вводила Microsoft несколько лет назад и называет его Liquid Glass. Только, если редизайн сделали Apple, этот тренд достигнет теперь уже небывалых масштабов.
Nowadays
Сейчас всё выглядит как шаг назад. Особенно это видно по иконке камеры в iOS 26. которая чертовски напоминает такую из iOS 6. Всё время до Windows 11 и современной iOS индустрия стремилась к максимальному упрощению и выставлению правильных акцентов на функциях и контенте в интерфейсах. Мы видели, как иногда постепенно, а иногда резко в разных версиях всех ОС уменьшалось колличество стилистик на элементах, потому что они не являются главным. Главным является контент / информация, которую мы просматриваем, редактируем, создаём, уже зная, где какая кнопка находится. Лишь первые разы мы учимся ориентироваться в приложениях, после чего, внимание заостряется на контенте внутри сервиса, которым пользуемся. Все красивости и стеклянные поверхности лишь ухудшают читаемость и мешают быстро пройти нужный сценарий.
Когда способ взаимодействия со смартфонами / ПК всё ещё не изменился, такие изменения выглядят как попытка что-то поменять просто, чтобы было и потому что это свежее выглядит для многих. Упрощение и минимализм что раньше, что сейчас обосновываются лучшим практическим использованием акцентов. Apple на своей презентации Liquid Glass обосновывает тем, что устройства стали powerful и можно сделать beautiful. Никакого практического обоснования таким изменениям в дизайне нет.



Комментарии (14)
Timick
10.06.2025 14:55Последние два скрина реально каша.
А так помнится когда нам завезли игру Команч ещё для дос в 90-м наверное, мы обсуждали что полупрозрачные блендированные менюшки очень похожи на визуальный стиль телетрансляций НХЛ, там тоже все подписи оформлены в подобном виде.
Так что телевизионщики все придумали ещё до ваших Windows и iPhone.
Bardakan
10.06.2025 14:55какое сравнение может быть iOS с целых одним вариантом дизайна и тем же андроид, где основные производители предоставляют разнообразный кастомный дизайн из коробки и где в маркете до кучи сторонних кастомных оболочек?
opusmode
10.06.2025 14:55Ну, вообще говоря, я вчера поставил iOS 26.
И она похожа на семёрку примерно никак. В смысле она даже идейно другая. Общего там разве что Glass в названии. В остальном подход достаточно различается.
Второе - в iOS 26 у ряда элементов есть выбор - Glass либо Solid (правда пока всё сыро и работает так себе.
В общем, за сутки использования, могу сказать - скорее плоский мне нравился больше. Стеклянный эффект выглядит странно. Особенно панельки вехние, которые раньше перекрывали основное содержимое, а сейчас смешиваются.
Однако, есть интересные и удачные решения, вроде новых уведомлений или некоторых панелек, типа в музыке, но со стеклом это не связано
Maciej
10.06.2025 14:55Вернули бы переключалку "Классический вид", который был до Windows 7 включительно, и пусть делают дизайны, как хотят...
ermouth
10.06.2025 14:55Тут уже CSS-ом и SVG-шным displacement map-ом этот эффект отсимулировали. Довольно грубо, но вполне рабочий вариант. Просто копипаст html кода из гиста перед тегом </body> на любую страницу – и вуаля.
https://gist.github.com/rebane2001/8ba35ad6e1b17c4cb5b2b2431d9e992c
bystro_medlenno
10.06.2025 14:55в работу дизайнеров реально очень часто вмешиваются не-дизайнеры. всевозможные манагеры считают что они лучше знают как работает дизайн и в итоге он не работает. хорошие дизайнеры это действительно профессионалы умеющие делать изображения и интерфейсы не только красивыми, но и удобными.
sourbarberry
10.06.2025 14:55Никакого практического обоснования таким изменениям в дизайне нет.
Вообще-то, есть. И об этом говорили в самой Apple: это еще больше увеличить акцент на контенте. Обратите внимание, насколько компактнее стал интерфейс, как уменьшились сплошные панели сверху и снизу экрана. Наиболее заметно это в Сафари.
Другое дело, что со стеклянными элементами явно переборщили, как и с прозрачностями и белыми тонкими шрифтами в iOS7. Уверен, что через полгода-год, стекла в интерфейсе станет сильно меньше, как и проблем с контрастностью.bu9reporter Автор
10.06.2025 14:55здесь и во всём тексте я говорю про стилистики, а не про расположение элементов, и то, что именно они смещают акцент. кстати, конкретный пример сафари я сразу оценил. веб-страница реально круче и целостнее ощущается от края до края с такими отделёнными и небольшими элементами. это же касается приложения Фото, Почта и тд.
вариант показывать от края до края экрана – это выглядит как решение реальных дизайнеров. но эти правильно расположенные небольшие элементы имеют излишне тяжёллый вес и могло быть лучше, если оставить что-то вроде как было раньше с полупрозрачностью и расположение из нового варианта
DikSoft
Дизайнеры, как и модельеры "высокой моды" плевать хотят на удобство и логичность.
Уже 10 лет, как многие проклинают плоские интерфейсы за то, что они прячут активные элементы, делая их неотличимыми от чисто информационных. Но это же не их, дизайнеров, проблема? Надо снова выпендриться, и не беда, что это "новое" вчистую стырено.
Жду, когда завезут активные плитки. Как по мне, это был наиболее удачный опыт в мобильном UI.
bu9reporter Автор
Плевать хотят скорее не дизайнеры а маркетологи и держатели бизнесов, и всё "новое" выгялидт как их решение, а не дизайнеров, опытных уж точно
Активные элементы, неотличимые от чисто информационных – признак не плоского интерфейса, а плохого интерфейса)
Плитки да, были кайфовые)