Для многих электрогитара это юношеское увлечение, а я взял инструмент в руки в сознательном возрасте в 25 лет. Не имея никакого музыкального образования, а только любовь к рок-музыке. Работы было много, свободного времени мало, и поэтому я не мог себе позволить "правильный" путь постижения инструмента: то есть часами наяривать упражнения и "снимать" песни на слух.

Поэтому меня очень выручили табулатуры aka табы. Это такой вид музыкальной нотации, альтернативный "обычной" нотной записи на нотном стане. Вместо нотного стана в табах изображен виртуальный гитарный (или басовый) гриф, на котором размечены номера ладов, куда нужно нажимать пальцем и дергать соответствующую струну.

Пример табов. Как видно, классическая запись нотами тут тоже есть.
Пример табов. Как видно, классическая запись нотами тут тоже есть.

Вопреки расхожему мнению, табы это не изобретение современности для ленивых гитаристов. Википедия подсказывает, что приблизительно с 1500 года и до конца XVIII века музыка для лютни и инструментов лютневого семейства (теорба, цистра, мандора, виуэла, гитара) нотировалась в виде табулатуры. Поэтому претензии "настоящие музыканты играют по нотам" - не совсем в кассу.

Для работы с табами есть специальный софт. Флагманом является серия Guitar Pro под Win и Mac. Я использую TuxGuitar под Linux. Файл с табами как правило содержит все дорожки композиции, включая ударные. В софте этом можно не только редактировать табы, но и проигрывать их с эмуляцией звука инструментов. Мой обычный сценарий использования: запустить проигрывание композиции с замьюченной дорожкой, например, баса, и играть на басу самому. Так я разучиваю песни или просто отдыхаю, отвлекаясь от работы. Крупнейшие базы табов в интернете это ultimate-guitar.com и songsterr.com.

Ну и к чему я это?

А к тому, что долгое время создание табов было уделом настоящих музыкантов с избытком свободного времени. Кто-то должен был часами сидеть и снимать на слух партии, чтобы мы, лентяи, могли этим пользоваться. Однако, если твоя любимая песня не интересна музыкантам-альтруистам, то и табов на нее не будет. Кроме того иногда автор таба хорошо владеет гитарой, а партии баса, ударных и прочих инструментов пишет на отвали или "я художник, я так слышу". И множество старых табов содержат крайне убогую басовую партию.

Но все изменилось, когда AI проник и сюда. В 2024 году songsterr.com запустил AI-генерацию табулатур по ссылке на песню на ютубе. Всё, "конец истории и последний музыкант"? Табы на любую песню по щелчку пальцев? Как водится, есть нюанс. На первый взгляд эффект "вау", но ближайшее рассмотрение вскрывает косяки:

  • любая композиция сводится к инструментовке ударка + бас + 2 перегруженные гитары. Как вы понимаете, на свете множество песен с иной инструментовкой.

  • некоторые инструменты из песни просто игнорируются. Например, Пневмослон знаменит бодрыми партиями на трубе. Но AI их игнорирует. Altın Gün используют аутентичные турецкие инструменты и трехслойную перкуссию - AI до этого нет дела. Такие штуки уже приходится писать на собственном скилле.

  • постоянная беда с тарелками в ударных партиях. Для AI существует только хай-хэт, но никаких сплэшей, крэшей и райдов.

  • бас снимает иногда на отлично, а иногда напрочь игнорирует ритмический рисунок и прописывает стандартные "панковские" восьмые тоникой

  • если авторы накрутили в песне слои синтов и гитар с ревербом, то AI максимум угадает гармоническое движение, но без нюансов

Когда я начинал писать этот текст, генерация табов на Songsterr была бесплатная. Потом бесплатным аккаунтам дали генерацию только 5 табулатур в месяц. Сейчас генерация доступна только платным подписчикам. Но есть 2 позитивных нюанса. Во-первых за время бета-теста юзеры успели нагенерить вагон и маленькую тележку корявых табов, которые теперь можно и нужно доводить до ума. Во-вторых, если модераторы одобрили вашу коррекцию в популярный таб, то вы получаете сколько-то бесплатных генераций.

Результат на троечку. Но одно дело набивать таб с нуля, другое - пройтись по заготовке и внести коррективы. Именно это я и решил однажды сделать. И пошло-поехало. В общем, за первые 10 лет увлечения гитарой и басом я только потреблял чужие табы, а за последние полгода написал уже 30+ своих. Помогает мне в этом другой AI-инструмент класса stem-splitter. На вход подается mp3-файл, а на выходе получается пачка изолированных дорожек: бас, ударные, гитары, голос, прочие инструменты. Вот один сервис (самый качественный на сегодня), вот другой. Кстати, эти же сервисы можно использовать для подготовки треков для караоке.

Результат работы https://vocalremover.org/splitter-ai
Результат работы https://vocalremover.org/splitter-ai

Далее загружаю изолированные дорожки в DAW (в моем случае Reaper), прослушиваю их такт за тактом, замедляю где надо, и корректирую заготовку табулатуры от songsterr. Это буквально реверс-инжиниринг песен. Открываются детали, на которые я просто не обращал внимания при обычном прослушивании. Процесс оказался затягивающим. Как в юности я тратил часы на видеоигры, так сейчас я могу по 3 часа кряду сидеть над табулатурой.

Само собой, профессиональным музыкантом я не стал, AI просто снизил порог входа. У меня по прежнему большие проблемы с теорией, по солфеджио на троечку, мне все еще сложно уловить, как в песне двигается гармония и т.д. Сказывается отсутствие базы. Но с техническими ассистентами можно выдавать хороший результат. И нет, вайб-таббингом это назвать язык не повернется.

В общем, если вы хотели вкатиться в табописание, но не знали, с какой стороны подступиться, то сейчас идеальные условия для старта. Начать можно даже не с создания табов с нуля, а с коррекции популярных и давно уже разобранных композиций. Даже в табулатуру изученной под микроскопом нетленки Master of Puppets в 2025 году продолжают вносить какие-то коррективы. Само собой, требования к вашим музыкальным скиллам не упали до нуля. Все еще понимать, как вообще строятся песни, как звучит музыкальный коллектив, как происходит звукоизвлечение на тех или иных инструментах.

Чтобы не быть голословным, здесь можно послушать результат моего труда. Не телеграм-канал. #пиарюсь

Кто угадал песни из приложенных скриншотов с табами - молодец.

Комментарии (13)


  1. BSOZ
    20.06.2025 10:21

    В своё время хватало просто Midi клавиатуры и GuitarPro. Естественно с последующей правкой долей.

    А ещё до освоения профессионального софта примерно это же делал в DanceEJay (детский софтварный синтезатор / секвенсор / семплер). Естественно без претензии на достоверность звучания. А если что-то плохо давалось на слух, то использовался какой-то софт для показа спектра того времени. И некоторое время спустя наткнулся на мат.модель гитарной струны и писал свой синтезатор ещё на VisualBasic (уж чем владел на тот момент), для него пришлось более-менее точно подбирать гитарные партии, ему не объяснишь на словах, что тут небольшие расхождения имеются и должно звучать как тут. На входе принимал просто текст в формате текстовых рингтонов на Nokia 3310 (потоки буквацифр, разделённые скобками).

    Сейчас максимально дистанцировался от музыкальных увлечений.


  1. atues
    20.06.2025 10:21

    Табы - это отличная вещь. С долгой историей. Но есть одно "но": для рок и поп-музыки найти хорошие табы не так чтобы просто, но можно. А вот для классической (те же Альбенис, Таррега, Вила-Лобос, Сор, Джулиани, переложения Баха сделанных Сеговия - перечислять можно долго) нет практически ничего. Только ноты. Я понимаю, тем кому классика не интересна, то нет и проблемы. Но выучиться читать по нотам - совсем не сложно (пара-тройка недель) зато и возможностей становится в разы больше. Мне как-то захотелось разучить регтайм The Entertainer Скота Джоплина, но подходящего переложения я не нашел. Зато были ноты для фортепиано. Что бы без умения читать ноты я делал? Главное - выучить соответствие струны/лада той или иной ноте в нотном стане и научиться выдерживать длительности и паузы в соответствии с размером.

    Впрочем, чего я умничаю :)))


    1. BSOZ
      20.06.2025 10:21

      Табулатура придумана не только для тех, кто не владеет нотным станом, она даёт возможность заранее продумать расстановку пальцев, её можно транспонировать. Но какая-то сложная работа левой рукой с большими перемещениями, которые желательно заранее продумать — это больше про бас и/или безладовый инструмент. И, естественно, это не касается каких-то примитивных партий, актуальных группам, перечисленным в посте. Я не готов всерьёз обсуждать табулатуру песен пневмослона.


    1. Kogolbok
      20.06.2025 10:21

      В нотах есть много минусов. Они не удобны, но они универсальны насколько это возможно. В таблатурах же гитаристам/басистам/мандалинистам/балалаечникам слегка легче, но у них свои ограничения.


    1. Spaceoddity
      20.06.2025 10:21

      Мне как-то захотелось разучить регтайм The Entertainer Скота Джоплина, но подходящего переложения я не нашел. Зато были ноты для фортепиано. Что бы без умения читать ноты я делал?

      Не нашли Entertainer для гитары?)) Кхм... Ну и, кстати, что вам от нот для фоно? Даже если вы их умеете читать - пропиликать мелодию? Или всё-таки надо перекладывать и аранжировать?
      Ну и ноты в таб перегнать - ...


      1. atues
        20.06.2025 10:21

        Это было лет 20+ назад. Интернеты были бедные на информацию.

        Пропиликать мелодию - для этого нот не надо. Это элементарно, Ватсон, тем более мелодия на слуху.

        Именно перекладывать и аранжировать. Пробовал разные тональности, остановился на А-мажоре. Ноты, естественно, потерял, но пальцы помнят до сих пор :)


        1. Refridgerator
          20.06.2025 10:21

          20 лет назад были музыкальные библиотеки и достаточно много музыкальной периодики. Правда, шлак в основном. Entertainer в drop-D строе был, помню его до сих пор.


          1. atues
            20.06.2025 10:21

            Вот я и брал бумажные ноты, а с них уже транспонировал, перекладывал и подбирал аппликатуру. Забавное время было. Зато все запоминалось само собой


        1. Spaceoddity
          20.06.2025 10:21

          Это было лет 20+ назад. Интернеты были бедные на информацию.

          А я вам говорю про "30 лет назад" ;) Это первое (в смысле табы - потому что их легко оказалось моноширинным шрифтом как текст изображать) что я полез искать в интернете. И одно из первых что там появилось ;)

          Пропиликать мелодию - для этого нот не надо. Это элементарно, Ватсон, тем более мелодия на слуху.

          Ну камон, мы же про гитару! В доброй половине гитарных партий есть куча нот-призраков. Давайте, с ходу пропиликайте мне рифф из Southbound Again by Dire Straits или ту же Money For Nothing (она-то реально у всех на слуху) ;)

          Ну и ща вам дам Энтертейнера из тех времён, даже в стандартном строе (он мне нравился и я его именно разучил).
          UPD: У меня оказывается этих Энтертейнеров... Что я даже не помню какой учил... Точно не Аткинсовский. Вроде вот этот:

          Скрытый текст
          Ну и по датам, например
          Ну и по датам, например

          А я его реально вроде ещё с нот (ксерокопий - в то время ноты обычно в таком формате по рукам ходили) разучивал...


  1. Kogolbok
    20.06.2025 10:21

    А почему TuxGuitar? Почему не MuseScore? Нет, конечно, в обеих программах множество ограничений к которым надо привыкать. Но лично мне кажется, что в TuxGuitar совсем уж неудобно вводить другие партии.


  1. german25avenue
    20.06.2025 10:21

    Году в 2014 купил на Tabs.com за 1000 рублей пожизненное владение всей библиотекой табулатур (в платной версии как раз доступны про версии табулатур с плеером и галочкой качества с приставкой (offical) якобы вот это истинно верная табулатура, сама группа одобрила. После этого в целом забыл про Guitar Pro и его аналоги, тк писать свои табы нужды не появилось.


  1. Prohard
    20.06.2025 10:21

    TuxGuitar и дело в шляпе. И никаких денег не стоит.


  1. souls_arch
    20.06.2025 10:21

    Как говорил мой школьный учитель физики " N - понятие растяжимое!". Гитар Про даже ранних версий умел переводить автоматически ноты в табы. Вот только получалась всякая фигня. Как и сейчас. Ибо "не знает" ИИ ни мелизмов ни форшлагов ни аппликатур удобных или наоборот, для фирмового звучания. Я всегда делал на свое композиторское ощущение и опыт(ноты знал со школы, с 9 лет, начинал с классической и эстрадной гитары). Не всегда мное мнение совпадало с авторами уже существующих забитых ручным способом партитур (в основном это касается классики, нео-классики, поп-блюз-рока, фингерстайла тех же популярных композиций классики, олд попа(типа Биттлз), нью попа). Иногда играю иначе и известные соляки (в своем переложении). Считаю другие переложения тоже достойными. Иногда следую им, иногда, как художник, вижу иначе.

    PS: музыка в моей жизни нынче как хобби: иногда могу что-то продать, иногда могу выступить и себя обозначить бесплатно для людей и идеи, но профессиональная деятельность приносящая основной доход и массу удовольствия осталась в студенческих и школьных годах. Я просто устал от гастролей еще тогда, а со студиями на дому в 90х было тяжело... Вспоминаю как хорошее. ;)