Привет! Меня зовут Виктория Копаева, я менеджер программы онлайн-магистратуры «Управление IT-продуктами» от Яндекса и МФТИ, которая стартует в сентябре 2025 года. В этой статье я расскажу про проект студентов магистратуры, который они делали для Яндекс Лавки. 

Сначала про задачи продакт-менеджера

Продакт-менеджер помогает бизнесу создавать новые продукты или обновлять уже существующие. Специалист сопровождает продукт до релиза на рынке. Задачи продакт-менеджера можно разбить на два этапа — о них в таблице ниже.

Этапы работы продакт-менеджера
Этапы работы продакт-менеджера

В ходе практики в рамках программы по продуктовому менеджменту студенты тренируются на реальных проектах и проходят этап «Исследование». Они изучают цикл создания продукта и каждый этап закрепляют на практике. В кейсе, о котором я хочу рассказать, студенты прорабатывали гипотезу о внедрении системы геймификации в приложение Яндекс Лавки для улучшения определённых метрик продукта.

Цикл создания IT-продукта. Скрин из учебных материалов магистратуры
Цикл создания IT-продукта. Скрин из учебных материалов магистратуры

Проект для Яндекс Лавки

Мы хотели дать студентам для практики какой-то интересный проект: всё-таки учебная практика идёт целый семестр. Мы понимали, что даже хороший кейс с незнакомым продуктом может повлиять на вовлечённость студентов. А Яндекс Лавка — это продукт, которым пользуемся мы сами и, скорее всего, большая часть студентов. Мы стали продумывать ограничения и пришли к тому, что будущий учебный кейс должен отличаться двумя характеристиками:

  • Новизна и актуальность. Нам хотелось, чтобы фича, которую мы будем давать как кейс, была недавно запущена или работала вообще только в рамках A/B-тестирования — то есть была бы доступна не всем. Для чистоты учебного опыта важно, чтобы ещё не было известно, насколько прижилась фича в сервисе.

  • Связь с интерфейсом продукта. Кейс должен был включать в себя интерфейсную часть, чтобы отработать в том числе навыки детального прототипирования. Мы не могли взять кейс, например, по улучшению какой-то метрики по доставке, потому что пользователь продукта не может это «потрогать» или посмотреть на экране.

Мы собрали вводные и пришли к HR-менеджерам Лавки с просьбой посоветовать нам кого-то, кто поможет такой кейс подготовить. Нас связали с командой Димы Самарина. Мы проработали кейс — внедрение геймификации в приложение. Арт-директор Лавки предоставил нам UI-kit, чтобы облегчить студентам этап создания прототипа и подготовки описания фичи для разработки.

Нам важно, что такие кейсы HR-менеджеры из Лавки используют как тестовые задания при поиске продактов к себе в команду: то есть мы даём студентам не что-то оторванное от реальности, устаревшее или сугубо учебное, а то, что актуально сейчас и что даже может дать им представление об отборе в продуктовые команды Яндекса. В случае если студент даст своё согласие, его решение кейса будет показано команде Лавки, с которой мы работаем.

Продуктовая цель проекта Лавки

  • Миссия: сделать повседневную жизнь удобнее и проще, обеспечивая быструю и качественную доставку свежих и качественных продуктов и товаров повседневного спроса.

  • Глобальная цель: помочь пользователям находить новые качественные продукты для заказа.

  • Бизнес-цели: увеличить средний чек; привлечь пользователей к новым категориям товаров.

Предположения относительно эффективности внедрения игровых механик в Яндекс Лавку

  • Интеграция игр в Яндекс Лавку может повысить вовлечённость пользователей за счёт создания дополнительной ценности на этапе ожидания заказа, что приведёт к увеличению времени взаимодействия с платформой.

  • Использование призов за прохождение игры в приложении стимулирует рост среднего чека и интерес к новым категориям товаров.

Условия

  • Пользователи предпочитают использовать локальные сценарии с помощью мобильного телефона. На смартфонах Яндекс Лавку чаще всего используют в приложении.

  • Платформа не важна, базово можно сделать решение для iOS.

  • Предпочтительно использовать светлую тему, так как большинство пользователей выбирает её.

Общая задача на семестр

Разработать и протестировать игровую механику для Яндекс Лавки, которая повысит вовлечённость пользователей и средний чек. Суть механики: после того, как клиент Лавки оплатил заказ, на экране появляется кнопка «Играть». Нажав на кнопку, клиент попадает в мини-игру, суть которой — управлять курьером на велосипеде, перепрыгивать препятствия и собирать бонусы в виде продуктов из Лавки. Если вы миновали все препятствия, вам полагается приз — например, скидка на следующий заказ или на определённую категорию товаров.

Этапы работы над проектом:

  1. Анализ — изучить поведение пользователей, выявить триггеры и барьеры.

  2. Концепция — определить цели геймификации, выбрать механику и награды.

  3. Прототип — создать интерактивный дизайн и адаптировать его под сценарии.

  4. Тестирование — проверить удобство, вовлечённость, влияние на заказы.

  5. Презентация — показать прототип экспертам, защитить концепцию.

Результат проекта: рабочая механика, которую внедрили в Лавку
Результат проекта: рабочая механика, которую внедрили в Лавку

В результате проекта с Лавкой мы получили работающую игровую механику. Игру с курьером на велосипеде, который собирает очки и перепрыгивает препятствия, внедрили в Лавку — вы можете увидеть результат проекта студентов магистратуры, сделав заказ в приложении.

Про программу магистратуры и учебную практику в будущем

Совместная программа магистратуры Практикума и МФТИ «Управление IT-продуктами» позволяет, кроме освоения базовых инструментов продакт-менеджера, также задуматься над своим карьерным треком и начать его формировать с начала учёбы. В рамках программы можно выбрать одну из двух рекомендованных специализаций:

  1. Управление ростом продукта.

  2. Технический продакт-менеджер (в частности — AI/ML-продакт-менеджер).

Если позволяют ресурсы, вы можете изучать обе специализации параллельно, одну из них нужно сдать обязательно, а вторую — факультативно. Также можно в зависимости от карьерного видения сформировать свой учебный план и выбрать те элективы (дополнительные дисциплины), которые больше всего вам подходят. Подробнее про специализации, навыки и инструменты — в таблице ниже.

Образовательные траектории на программе «Управление IT-продуктами»
Образовательные траектории на программе «Управление IT-продуктами»

В этом году будут меняться вводные по кейсам для практики: мы будем учитывать специализации «Технический продакт-менеджер» и «Управление ростом продукта». Например, у нас уже нет ограничения на то, чтобы брать именно интерфейсные фичи: мы можем давать студентам и то, что больше про техническую реализацию, и то, что остаётся у пользователя сервиса «за кадром».

В первый год обучения по программе студенты будут осваивать дисциплину «Практикум продуктовой разработки», в рамках которой можно будет попрактиковаться на подобных кейсах (в том числе Яндекс Лавки) и закрепить всё, что узнали на других дисциплинах.

Со второго семестра по программе будет рабочая практика: можно пробовать внедрять какие-то решения на своём текущем рабочем месте либо обратиться к карьерному менеджеру, который поможет с поиском стажировки. Уже с первого семестра студенты начинают работать над своими стартапами, которые можно либо запитчить в какие-то компании и получить таким образом работу, либо продолжить развивать стартап самостоятельно и довести его до этапа получения финансирования и реализации.

Комментарии (0)