Привет! В сентябре 2025 года Яндекс запускает пять магистратур совместно с вузами: с ИТМО, НИЯУ МИФИ и МФТИ. Обучение длится два года, выпускники получают два диплома: магистерский от вуза и о профессиональной переподготовке — от Яндекса.
На примере создания магистратуры «Управление IT-продуктами» от Яндекса и МФТИ мы — Виктория Копаева, менеджер программы, и Вероника Кышова, руководитель бизнес-группы «Первая профессия» в Практикуме, — рассказываем, как создаём IT-продукты в Яндексе.

Чем магистратура от Яндекса и вузов принципиально отличается от других образовательных продуктов
Рынок онлайнового высшего образования растёт из года в год — это новые возможности, которые не были доступны раньше: можно получить качественное высшее образование независимо от места проживания и работы. Высшее образование становится более практико-ориентированным, чаще ведётся в партнёрстве с бизнесом и компаниями, которые напрямую заинтересованы в том, чтобы выпускники было готовы к профессиональной деятельности.
Партнёрство Яндекс Практикума и вузов началось в 2022 году, а уже в 2023-м мы запустили первые совместные магистратуры и бакалавриат с ведущими вузами. Мы видели у нашей аудитории спрос на то, чтобы повышать ценность на рынке труда с помощью диплома о высшем образовании. Выпускники магистерских программ получают два диплома: магистра ведущего вуза + диплом о профессиональной переподготовке от Яндекса. Это не просто «корочки», а подтверждение экспертного уровня для работодателей и сильное конкурентное преимущество.
Программы высшего образования от Яндекса соединяют экспертизу практикующих специалистов и научную базу ведущих технических вузов. Особое внимание мы уделяем практике: студенты не только разбирают проекты от наших партнёров, но и могут учиться на задачах со своей работы, если уже работают по профессии. Мы также активно интегрируем в обучение нейросети: часть практики проходит на платформе Яндекса со встроенным YandexGPT. ИИ даёт студентам возможности, которых не было раньше: быстрее получать знания, проверять гипотезы и проводить исследования.
Как разрабатывается программа магистратуры
Эксперты Яндекса берут на себя практическую часть программ, а вузы — теоретическую часть и дисциплины, которые требуются по федеральным образовательным стандартам.
В 2025 году мы запускам пять программ: четыре — по прикладной информатике («Специалист по работе с данными и применению ИИ», «Кибербезопасность», «Фронтенд- и бэкенд-разработка», «DevOps-инженер облачных сервисов») и одну — по бизнес-информатике («Управление IT-продуктами»). Программы создаются на базе аналитики рынка труда, исследований работодателей и вовлечения нанимающих специалистов в разработку программ. Этапы создания:
Сбор входящих требований рынка.
Систематизация требований.
Формирование списка навыков.
Проектирование образовательной траектории.
Анализ входного уровня студентов.
Разработка учебной программы.
Мы собираем данные о рынке: интервьюируем работодателей, экспертов и практикующих специалистов. В результате получаем:
типичные рабочие должностные инструкции и задачи;
приоритетные знания, навыки и опыт;
требования к навыкам по категориям;
ранжирование требований и навыков по важности и сложности освоения.
В собственных исследованиях мы запрашиваем у работодателей актуальные рабочие кейсы, в особенности те, что используются для кейс-интервью при приёме на работу. Ещё мы изучаем свежие рыночные исследования. Они помогают нам оценить карьерные и зарплатные возможности в зависимости от географии и требуемых навыков.
Некоторые исследования подсвечивают, какие навыки пользуются особым спросом в разных индустриях, какие проблемы стоят перед сектором, что будет актуально в ближайшие годы. Так мы определяем, что точно нужно уметь будущему спецу, чтобы, помимо возможности решать какие-то привычные задачи, идти в индустриальные челленджи. Например, мы сделали в программе большой уклон на техническое предпринимательство, потому что этап discovery — поиска новых решений — проседает больше всего.
Наши выпускники смогут не только выбирать вакансии с понятными ожиданиями от готовой стратегии продукта, но и искать возможности создать или подхватить какой-то продукт с нуля.
Программа магистратуры «Управление IT-продуктами»
Внутри программы две специализации, в начале учёбы студент может выбрать одну из них.

Кто учится в магистратуре Яндекса
Все наши программы мы проектируем так, чтобы студенты могли совмещать учёбу с работой: около 80% учащихся в магистратуре работают параллельно с учёбой. Большая часть наших студентов (около 60%) уже работают в сфере IT и пришли в магистратуру, чтобы повысить экспертность и свою профессиональную ценность с помощью диплома о высшем образовании.
С каждым годом растёт количество студентов, которые переводятся к нам с других программ. Всё больше перезачётов — это когда можно не сдавать часть предметов, если вы учились на профильных курсах или уже работаете. Это говорит о росте гибкости и персонализации высшего образования под условия и потребности студента. В Яндексе это реализовано очень просто и технологично — можно просто подать заявку на перевод или перезачёт, а дальше мы сопровождаем весь процесс.
Как проходит обучение
Обучение проходит в формате онлайн, студенты получают все льготы учащихся: студенческий билет, отсрочку от армии, скидки и доступ к инфраструктуре вуза. А ещё — практику на реальных кейсах IT-компаний и экспертизу Яндекса. После выпуска — диплом магистра от вуза и диплом о профессиональной переподготовке от Яндекса.
Учёба занимает в среднем около 25 часов в неделю, но это индивидуально: у кого-то чуть больше, у кого-то меньше. Из неизменных вещей: всё проходит онлайн, лекции по вечерам (а остальное — в удобное время), дедлайны известны заранее, можно регулировать свою нагрузку, выбирая дополнительные дисциплины и углубляясь в то, что интересно.
На совместной программе с ИТМО «Фронтенд- и бэкенд-разработка» можно выбрать уровень подготовки при старте обучения — с нуля или для опытных. Есть система переводов с других программ и перезачётов, по которой можно зачесть часть предметов, если вы уже прошли профессиональный курс или работаете по профилю.
Как поступить в онлайн-магистратуру
Поступление проходит полностью онлайн, на каждом этапе абитуриента сопровождает куратор от Яндекса. Процесс выглядит так:
Абитуриент оставляет заявку на обучение на сайте программы.
Куратор программы связывается с абитуриентом и рассказывает, что делать дальше.
Абитуриент с помощью куратора подаёт документы через личный кабинет на сайте вуза, записывается на вступительные экзамены, проходит их онлайн. Для подготовки у Яндекса есть гайд по вступительным испытаниям.
Абитуриент заключает договор с вузом и оплачивает учёбу — сразу или частями, например, с помощью образовательного кредита с господдержкой.