Если советы из первой части статьи были ориентированы, на написание промптов «на лету» то все следующие требуют определенной подготовки и (или) нескольких дополнительных действий. Но они же заметно прокачают качество ответов.
Роли – наше все.
Про назначение ролей нейронкам не упоминал только ленивый. Хоть я и ленивый, но тоже скажу о кое-что о них.
Когда мы задаем вопрос, нейронка не всегда понимает из какого множества и подмножества знаний ей формировать ответ и решает выдать его в максимально обобщенном формате, чтобы никто не ушел обиженным. Но прикол в том, что в желании угодить всем, нейронка не угождает никому.
Ты не идешь жаловаться на зуб тете Лене, ты идешь к стоматологу. Ты не идешь консультироваться на продаже квартиры к бомжу со двора, а идешь к профессиональному менеджеру по продажам. Но почему-то все думают, что безликая масса векторной информации сделает все, что ты хочешь, быстро, без регистрации, смс и качественно… А погоди, действительно быстро, без регистрации и смс. Но вот на качественный ответ нейронку все еще необходимо направлять самим.
Давай разберем на примере темы, которая преследует меня все настойчивее при каждом посещении Москвы – на футболе.
Везде я задам один и тот же вопрос: «Расскажи мне про футбол»
Ответ по умолчанию
Футбол — это самая популярная командная игра в мире. Он объединяет миллионы людей как игроков, так и болельщиков, и является не просто видом спорта, а частью культуры, экономики и даже политики многих стран.
? Основы игры
Цель игры:
Забить мяч в ворота соперника большее количество раз, чем он — в твои.
Команды:
Две команды по 11 игроков (включая вратаря).
Продолжительность матча:
90 минут (два тайма по 45 минут + компенсированное время)
Иногда — дополнительное время (2×15 минут) и серия пенальти (если ничья в матчах на вылет)
Поле:
Прямоугольное, с воротами по краям, стандартный размер: около 100×64 м.
⚽ Основные правила
Нельзя играть руками (кроме вратаря в своей штрафной).
Офсайд (положение вне игры): нельзя принимать пас, если ты ближе к воротам соперника, чем мяч и второй последний защитник.
Фолы: за грубые нарушения — штрафной или пенальти, а также жёлтые/красные карточки.
Аут: если мяч полностью вышел за боковую линию — вброс из-за боковой.
? Важнейшие турниры
Клубные:
Лига чемпионов УЕФА — топ-клубы Европы
Кубок Либертадорес — Южная Америка
Национальные чемпионаты — Английская Премьер-лига, Ла Лига (Испания), Серия A (Италия), Бундеслига (Германия) и др.
Сборные:
Чемпионат мира FIFA (раз в 4 года) — главное событие в мире футбола
Кубок Америки, Евро, Кубок Африки, Кубок Азии — региональные турниры
? Влияние на культуру
Футбол — это больше, чем спорт. Это национальная гордость, бизнес, политика, мода, реклама и даже социальный активизм.
У футболистов — миллионы поклонников, они становятся иконами поколения (например, Месси, Криштиану Роналду, Пеле, Марадона).
? Современные формы:
Киберфутбол (eFootball/FIFA) — видеоигры с соревнованиями на уровне мировых чемпионатов
Уличный футбол, мини-футбол (футзал), пляжный футбол — вариации классической игры
Если хочешь — могу рассказать об истории футбола, лучших игроках всех времён, правилах судейства, тактике и позициях, или, например, помочь разобраться, за кого болеть ?
Что тебе интереснее всего?
ответ нейронки, но уже с ролью, которую она задаст себе сама (промпт для этой роли будет в конце статьи):
Я буду отвечать как всемирно известный спортивный аналитик и историк футбола с наградой FIFA Presidential Award за вклад в популяризацию и исследование мирового футбола.
Футбол — это самая популярная командная игра на планете ?⚽. Её суть проста, но в этой простоте кроется невероятная глубина стратегий, эмоций и страсти. Объясню по шагам:
1. Суть игры
Футбол играют две команды по 11 человек каждая. Главная цель — забить мяч в ворота соперника и не пропустить в свои. Побеждает та команда, которая забьёт больше голов за 90 минут (два тайма по 45).
2. Поле и разметка
Размер: примерно 100–110 м в длину и 64–75 м в ширину.
Есть две штрафные площадки, центр поля, ворота (7,32 м шириной и 2,44 м высотой).
На поле — один мяч, и его нельзя трогать руками (кроме вратаря в своей штрафной).
3. Игроки и роли
Вратарь — защищает ворота, единственный, кто может брать мяч руками.
Защитники — стоят ближе к своим воротам, мешают атакам соперника.
Полузащитники — играют в центре, соединяют защиту и нападение.
Нападающие — атакуют, чаще других забивают голы.
4. Основные правила
Офсайд: нельзя находиться ближе к воротам соперника, чем мяч и второй защитник, в момент передачи.
Фол: запрещены толчки, удары, игра рукой. Судья может дать жёлтую карточку (предупреждение) или красную (удаление).
Пенальти: назначается, если фол был в штрафной. Один игрок бьёт с 11 метров против вратаря.
Угловой/аут/удар от ворот: мяч вышел за пределы поля — в зависимости от того, кто тронул последним, назначается продолжение.
5. Стратегия и зрелище
Футбол — это мозговая война и танец на траве. Команды используют разные тактики: от оборонительных (катеначчо) до сверхатакующих (тики-така). Здесь важна химия между игроками, тренерское видение и психология.
6. Крупные соревнования
Чемпионат мира (FIFA World Cup) — раз в 4 года, абсолютная вершина.
Лига чемпионов УЕФА — клубный турнир для лучших команд Европы.
Национальные лиги — Англия (Премьер-лига), Испания (Ла Лига), Италия (Серия А) и др.
7. Почему футбол так любим?
Он прост, в него можно играть хоть на улице.
Он эмоционален: один гол может всё изменить.
Он объединяет: болеют все — дети, взрослые, бедные, богатые.
Он непредсказуем: даже слабая команда может победить гранда.
Футбол — это не просто игра, это мировой язык страсти, боли и триумфа. Когда один мяч решает судьбу целой нации — вот что такое футбол. ⚽?
Тот же ответ, но с ролью математика
Я отвечу как всемирно известный математик-аналитик, лауреат премии Филдса за вклад в теорию вероятностей и математическое моделирование стратегий в спортивных играх, включая футбол.
⚽ Футбол глазами математика — это не просто бег за мячом, а строгое взаимодействие теории игр, вероятностей, геометрии, статистики и даже теории хаоса. Разберёмся пошагово:
? Поле — геометрия и топология
Футбольное поле — прямоугольник размерами примерно 105×68 метров. Математик видит в нём сетку координат, по которой можно отслеживать позиции игроков и траектории мяча. Каждая передача — это вектор, каждая атака — маршрут по графу с узлами (игроками) и рёбрами (передачами).
? Вероятности и теория решений
В футболе нельзя просчитать всё наверняка, но можно оценивать вероятности событий:
Какова вероятность забить с этой позиции?
Насколько успешна будет передача?
Стоит ли рисковать и прессинговать?
Это задачи из теории вероятностей и оптимального выбора. Вратарь, выбирающий угол для прыжка во время пенальти — классический пример теории игр, как «задачи с нулевой суммой».
? Статистика и метрики
Современный футбол — это Big Data. У каждого игрока есть метрики:
xG (expected goals) — математическая вероятность, что удар приведёт к голу.
xA (expected assists) — ожидаемые голевые передачи.
Pressing success rate — эффективность давления на соперников.
Аналитики строят модели регрессии, чтобы понять, какие действия увеличивают шанс на победу.
? Моделирование и симуляции
Можно построить модель матча с учётом всех факторов: погоды, формы игроков, тактики.
Например, марковские цепи используются для прогнозирования переходов мяча между зонами.
А нейросети обучаются на тысячах матчей, чтобы предсказать исход игры.
? Комбинаторика и стратегия
Каждая атака — это комбинация действий: пас → пас → удар. Задача тренера — выбрать из миллиона возможных вариантов ту, что сработает против конкретной защиты.
Пример:
Если есть 5 игроков, и каждый может отдать пас 4 другим, уже одно касание — 20 вариантов, а в трёхходовой комбинации — тысячи путей.
Математик ищет оптимальные паттерны, уменьшая хаос игры до управляемых стратегий.
? Хаос и непредсказуемость
Даже с точными моделями остаётся непредсказуемость: срикошетил мяч, ветер подул, игрок оступился.
Это напоминает хаотические системы, где малейшее отклонение даёт совершенно иной результат. Футбол — не линейная система, и математик это уважает.
? Итог:
Футбол — не только спорт, но и математическая вселенная, где каждая секунда игры — взаимодействие стратегий, вероятностей и геометрии. Настоящий математик не просто смотрит матч, он просчитывает будущее на поле в реальном времени.
Хочешь — могу показать, как работает xG или построить симулятор матча на Python?
Тот же ответ в роли финансиста
Я отвечу как всемирно известный финансовый аналитик в индустрии спорта, обладатель премии SportBusiness International Award за лучший финансовый аудит футбольных лиг.
Футбол — это не просто игра, это многомиллиардная индустрия, в которой крутятся бюджеты целых государств. Чтобы понять, как работает финансовая система футбола, давай разложим её по основным направлениям.
Источники дохода клубов ⚽?
У профессиональных футбольных клубов основные источники выручки делятся на три категории:
Broadcasting (телеправа):
Крупнейшая статья доходов. Лиги, такие как английская Премьер-лига, получают миллиарды долларов за продажу прав на трансляцию матчей. Пример: АПЛ заключила контракт с Sky Sports и BT на сумму 5,1 млрд фунтов только на внутренний рынок.
Commercial (реклама и спонсорство):
Футбол — идеальный носитель брендов. Emirates, Adidas, Coca-Cola тратят сотни миллионов на размещение логотипов на футболках, стадионах и в трансляциях. Спонсорство «Реала» от Adidas — около 120 млн евро в год.
Matchday (игровой день):
Билеты, еда, мерч, VIP-ложи. Чем больше стадион и популярность — тем выше доход. У «Барселоны» до реконструкции стадиона до 150 млн евро в год только на матчдэй.
Расходы клубов ??
Зарплаты игроков и тренеров:
Самая затратная статья — до 70% бюджета уходит на выплаты. У топ-клубов, таких как «ПСЖ» или «Манчестер Сити», общие фонды зарплат превышают 300 млн евро в год.
Трансферы:
Покупка и продажа игроков — ключевой финансовый инструмент. Цена может достигать сотен миллионов: Неймар в ПСЖ обошёлся в 222 млн евро.
Операционные расходы:
Это всё остальное: от логистики до освещения стадиона. Условный средний клуб из Серии А тратит десятки миллионов евро в год просто на обслуживание инфраструктуры.
Финансовый фейр-плей (FFP) ⚖️
ФФП — это регуляция УЕФА, ограничивающая убытки клубов. Идея: клуб не может тратить больше, чем зарабатывает. Нарушения ведут к санкциям (штрафы, исключение из еврокубков). Это вынудило клубы создавать хитрые схемы спонсорств, чтобы обходить лимиты — пример: «Манчестер Сити» и их «сделки» с Etihad.
Инвестиции и владельцы ?
Футбольные клубы давно стали активами:
Госфонды (как PIF из Саудовской Аравии) инвестируют ради мягкой силы и влияния.
Миллиардеры (как Абрамович, Ратклифф, Бехдад Эгбали) используют клубы для диверсификации капитала и глобального присутствия.
Венчурные и частные фонды инвестируют в лиги (пример: CVC Capital в Ла Лигу), ожидая возврат в форме роста цен на права и франшизы.
Финансовая устойчивость и риски ⚠️?
Зависимость от телеправ: падение зрительского интереса или смена платформ (OTT-сервисы) может подорвать стабильность.
Долговая нагрузка: у «Барселоны» долг превышал 1,3 млрд евро — клуб спасался срочной продажей активов и будущих доходов.
Экономические кризисы: COVID-19 стал шоком — в 2020/21 клубы Премьер-лиги потеряли около 2 млрд фунтов.
Вывод:
Футбол — это поле, на котором играют не только 22 спортсмена, но и армии бухгалтеров, юристов, экономистов и инвесторов. Твой любимый клуб — это бизнес. И в 21 веке он подчиняется тем же законам прибыли, дивидендов и монетизации, что и корпорации Apple или Tesla. Только с мячом. ⚽?
Тот же ответ в роли маркетолога
Я буду отвечать как всемирно известный спортивный маркетолог с премией Clio Sports Award за выдающееся продвижение футбольного бренда на глобальных рынках.
Футбол — это не просто игра. Это мировой маркетинговый феномен, который сочетает страсть, культуру и глобальные экономические интересы. С позиции маркетолога, футбол — это мощнейшая платформа для брендинга, продаж, вовлечения аудитории и трансформации лояльности в капитал.
1. ? Масштаб и аудитория
Футбол — самый популярный вид спорта в мире: более 4 миллиардов фанатов, охват на всех континентах. Чемпионат мира по футболу (FIFA World Cup) — крупнейшее спортивное событие планеты. Рекорд FIFA 2022: более 5 миллиардов зрителей по всему миру. Это мультиязычная, мультикультурная аудитория, идеальная для глобальных брендов (Coca-Cola, Adidas, Visa, Budweiser и др.).
2. ? Каналы взаимодействия
Современный маркетинг в футболе строится на омниканальности:
Телетрансляции, YouTube, TikTok, Twitch
Взаимодействие через AR/VR, NFT, Fantasy Sports
Социальные сети игроков и клубов (Cristiano Ronaldo — более 600 млн подписчиков)
3. ? Брендинг через эмоции
Футбол активирует первичные эмоции: гордость, напряжение, триумф, драма. Это создает феномен эмоционального брендинга:
Примеры: «You’ll Never Walk Alone» (Liverpool), «Más que un club» (Barcelona)
Бренды встраиваются в эти эмоции и получают долгосрочную лояльность
4. ? Коммерческая экосистема
Клубы — это медиа-компании с живыми продуктами:
Продажа прав (телевидение, стриминг)
Мерчандайзинг (форма, шарфы, линейки от H&M до Louis Vuitton)
Спонсорство (например, Etihad + Man City, Rakuten + Barcelona)
Цифровые активы — новый вектор:NFT коллекции, фан-токены (Socios, PSG Fan Token)
Персонализированные платформы лояльности с игровыми элементами
5. ? Социальный и культурный капитал
Футбол влияет на политику, культуру, идентичность:
Пример: Qatar 2022 использовал футбол как инструмент геополитического влияния и репутационного инжиниринга
Бренды используют футбол как инструмент ESG-повестки (равенство, борьба с расизмом, инклюзия женщин)
6. ? Будущее
Геймификация просмотра (интерактивные ставки, AR-элементы)
Искусственный интеллект в персонализации контента для фанатов
Рост женского футбола — новая аудитория, новые сегменты
Экспансия в виртуальные миры — метавселенные, цифровые стадионы
? Заключение:
Футбол — это не только спорт. Это глобальный движок экономики внимания и страсти. Он соединяет бренды с миллиардами людей на уровне сердца. Как маркетолог, ты либо в игре — либо вне поля.
Хочешь стратегию запуска футбольного бренда или кампании — я готов.
Тот же ответ в роли фаната футбольного клуба Динамо
Я отвечу как всемирно известный футбольный фанат с орденом «За верность клубу» от московского «Динамо», пропустивший всего 3 домашних матча за последние 20 лет. ⚽?
Футбол — это не просто игра. Это жизнь, это эмоции, это верность цветам. Особенно, когда ты болеешь за Динамо — клуб с огромной историей, характером и настоящей душой.
Что такое футбол, по-настоящему
Футбол — это команда. 11 человек на поле, включая вратаря. У каждого — своя задача: защитники держат оборону, полузащитники связывают игру, нападающие — забивают. Но без командного духа — ничто не работает.
Матч длится 90 минут, два тайма по 45 минут. Если игра на выбывание — может быть дополнительное время и пенальти.
Мяч один — страсти миллионы. По правилам нужно забить мяч в ворота соперника. Кто больше — тот и победил. Но иногда ничья — это тоже победа, если команда показала характер.
Футбол — это стратегия. Не только бегают туда-сюда. Есть тактики: 4-4-2, 4-3-3, «автобус» (жёсткая оборона), «тики-така» (короткие передачи), «прессинг», «контратака» и многое другое.
Правила важны. Нельзя играть руками (кроме вратаря в штрафной), нельзя нарушать (удары, задержки, подножки), а офсайд — вообще особая тема: если игрок получает пас, находясь ближе к воротам, чем защитник — это нарушение.
Почему я люблю футбол и «Динамо»
? Основан в 1923 году. Один из старейших клубов России. Великая история. Легенды как Лев Яшин начинали тут.
? Эмоции трибун. Когда мы играем против «Спартака» или ЦСКА — это не просто матч. Это битва за честь.
?️ Стадион «ВТБ Арена» — это храм. Когда ты стоишь с шарфом на трибуне, поёшь «Динамо — вперёд!» — мурашки по коже.
⚽ Молодёжь, академия, воспитание своих — мы не просто покупаем игроков, мы растим будущее.
Что делает футбол великим
Народность: в него могут играть и дети в дворе, и профи на стадионе.
Интрига: на 90+5 минуте можно вырвать победу.
Истории: каждый матч — это сюжет, каждый гол — кульминация, каждое поражение — драма.
Если коротко
Футбол — это театр страстей на траве, где каждый игрок — актёр, а болельщик — сердце команды.
А если ты болеешь за «Динамо» — ты не просто смотришь игру. Ты ждёшь победу как своё собственное счастье. Потому что любовь к клубу — это на всю жизнь.
Вперёд, Динамо! ?⚪
тот же ответ в роли хейтера футбольного клуба Динамо
Я буду отвечать как всемирно известный спортивный аналитик с премией Золотое перо спортивной сатиры Восточной Европы за едкие колонки о футбольной культуре постсоветских стран.
? Футбол? А особенно — Динамо? Сейчас расскажу, почему даже мяч стыдится катиться по полю в их матчах.
Футбол — игра миллионов… разочарованных болельщиков
Это, в идеале, королевская игра, где страсть, стратегия и скорость сплетаются в одно целое. Но когда дело доходит до Динамо — всё превращается в унылый парад неисполненных надежд и пасов назад. Их стиль игры можно описать как: «не проиграть слишком унизительно». Если бы футбол был искусством, то Динамо — это художественная самодеятельность в районной библиотеке.
Клуб с «великим» прошлым и хроническим будущим
Фанаты любят вспоминать советские годы, будто вчера брали Кубок кубков, а не очередную желтую карточку за симуляцию. Живут ностальгией, потому что иначе смотреть на сегодняшний Динамо больно — как на старого льва, который теперь боится мышей в Лиге конференций.
Трансферы: из Динамо уезжают даже манекены из клубного магазина
Их селекция — это как если бы ты выбирал иголку в стоге сена, но вместо иголки находишь ржавый гвоздь. Утверждают, что «строят молодую команду», но на поле выходят игроки, у которых колени хрустят громче, чем фанаты на трибуне.
Фан-сектор: единственное место, где есть огонь (и фаеры, и жжение в глазах от позора)
Болельщики Динамо — это герои. Они приходят снова и снова, как будто в надежде, что этот матч точно будет другим. Спойлер: не будет. Мечты разбиваются, как пас через центр у их опорника.
Тренер? План игры? Стратегия?
Если у тебя есть стратегия, и ты её придерживаешься — ты не в Динамо. Там тренерский план — это «ну пацаны, как получится». И получается, как правило, 0:2 уже к перерыву.
Слоган клуба должен быть: «Мы почти смогли»
Потому что всегда чего-то не хватает: техники, креатива, желания… или просто футбольного Бога, чтобы простил за очередной автогол.
? Вывод: Футбол может быть прекрасен, если ты не смотришь, как его играет Динамо. Это как слушать симфонию на расстроенном пианино — что-то вроде музыки, но хочется побыстрее выключить.
? Хейт из любви: На самом деле, хейтеры — это те, кто когда-то верил. Но сколько можно ждать, что из синих черепах вылупятся орлы?
Если захочешь — сделаю хейтерский разбор любого матча или персональную характеристику игрока, как антирейтинг Tinder ?
Да, чуть не забыл о главном. Футбол в роли эпичного фаната Вархаммера
Я буду отвечать как всемирно известный футбольный евангелист Империума Человечества, удостоенный Орденом Святого Мячелика Пробитого — высшей наградой за распространение лудического фанатизма в Сегментуме Солар.
Слушай, неофит, ибо футбол — это не игра. Это война ⚔️
Футбол — это священный ритуал, во имя которого миллионы голосов сливаются в рев, а тела героев сталкиваются, словно дредноуты на поле чести. Поле — это арена. Газон — священная реликвия. А судья... судья — мутант, скорее всего еретик, ведомый Тзинчем, потому что как можно было не заметить офсайд в 43-й минуте?! ?
1. Происхождение
Футбол был выкован в плазменном огне индустриальной Англии, в эпоху до Ереси Хоруса, когда люди ещё не были развращены вокс-чатами и тикток-свитками. Игру эту изобрели тру-кузнецы и шахтёры, чтобы соревноваться в доблести и силе духа. С тех пор он распространился, как заражение Дженестилеров — повсюду, от Терры до ульев Некромунды.
2. Священный ритуал матча
Каждый матч — как сражение на планете смерти. Два войска, 11 бойцов в каждом, сражаются ради одного: забить священный мяч в ворота врага ⚽
Гол — это как попадание лэнс-луча в реактор Титана.
Вратарь — защитник храма, последний оплот, библиарий врат.
Полузащитник — как технодесантник: соединяет фронт и тыл, умом и пасом.
Нападающий — живое орудие, рвущийся вперёд, словно штурмовой терминатор.
Тренер — командующий флота, чертящий планы войны на доске с маркером ?
3. Правила, данные самим Императором (или, возможно, УЕФА)
90 минут, разделённые на два акта, как в литургии Экклезиархии.
Офсайд — архаическая загадка, что вводит в ярость сильных мира сего.
Фолы — проявления ереси, караются карточками (жёлтая — предупреждение, красная — изгнание в Варп).
Пенальти — экзекуция. Проба веры. Один против всех. Герой на чистилище травы ?
4. Болельщики — гвардия верующих
Мы, фанаты, — это молящиеся за угловой, поющие псалмы в честь клуба. Мы несем флаг клуба, как штандарт Имперской Гвардии. Мы помним каждого капитана, как хранители геносемени помнят примархов.
А если кто скажет, что "футбол — это просто игра"...
...пусть бросит в него мяч благословлённой скорости с заклятием "Шизоразрыв" ?
5. Великие клубы — дома благородных
МЮ — Дом Красного Черепа. Воинство гордости и падений.
Реал Мадрид — Белые псайкеры. Их мантии чище, чем совесть комиссара.
Барселона — техножрецы контроля мяча. Их пас — как хорал Омниссии ?
6. Финал Лиги Чемпионов — это как Восхождение Сангвиния
Сражение титанов. Все планеты замирают. Даже некроны посматривают. Даже орки подпевают гимн УЕФА на своём WAAAGH!-языке.
7. Веруй в футбол. Он — спасение.
Один мяч. Один клуб. Одна вера.
И помни: форвард не опаздывает, он заходит после защиты.
Если ты готов — бери шар, надень бутсы, и иди к вратам, где ждёт тебя Судьба… или минимум офсайд.
Во имя Императора — играй! ⚡
Продолжать можно еще долго, но суть, я думаю, уже понятна. Одну и туже информацию можно преподнести под разными соусами и везде она будет полезной, но будет ли она релевантной твоим требованиям? Тут уже зависит от тебя.
Чтобы закрепить понимание роли, покажу еще раз как я это понимаю, но уже схематично:

Синий цвет
– вся доступная нейросети информация
Черный цвет
– условная точка кристаллизации, то место откуда начинает работать нейронка
Красный цвет
– «рабочая область» нейронки. Именно с этим массивом информации будет работать нейронка в построении своего ответа. Уточню, что хоть красные области и разного размера и может создастся впечатление, что роль уменьшает предмет области, но на деле роль фильтрует/приоритизирует, а не «сужает хранилище».
Неприятно признавать чужую правоту, но учителя ИНОГДА почти всегда правы. правильно заданный вопрос, содержит половину ответа.
Говоря иначе, из всего множества возможных ответов мы формируем более узкое множество, которое в большинстве случаев лучше удовлетворяет требованиям запроса (промпта).
Кстати, упрощенный вариант промпта:
«Выступи в роли <подставить нужное>. <Твой вопрос/задача>»
Не стоит возлагать большие надежды на роли. Если вчитаться повнимательнее в ответы на вопросы по футболу, то видно, что структура ответа одинаковая, просто с разным уклоном, но это лишь по тому, что я не пользовался собственными советами из начала статьи. Роль – это просто метод улучшения релевантности ответа.
Если же сделать вопрос более конкретным, четким, добавить контекста и по желанию задать желаемый формат, то мы получим весьма неплохого: консультанта, маркетолога, писателя, врача (любой направленности), девушку, парня, фурри, дизайнера, психолога, программиста, айтишника, сантехника, бухгалтера, учителя, репетитора и конечно же <поставить нужную специальность>.
Разбивай сложную задачу на простые шаги
Нейронка (особенно ее «недумающая» версия) не может рассуждать глубоко, и даже если ты ей скажешь, чтобы он она порассуждала… часто получается так себе.
Если есть возможность, всегда разбивай задачу на подзадачи:
Вместо: Объясни, как решать квадратные уравнения.
Напиши: Объясни, как решать квадратные уравнения по шагам: сначала укажи стандартную форму уравнения (ax² + bx + c = 0), затем покажи формулу для вычисления дискриминанта (D = b² - 4ac), после этого объясни, что означает значение дискриминанта (D > 0, D = 0, D < 0), далее расскажи, как найти корни уравнения в каждом случае, и в конце приведи пример с конкретными числами и полным решением.
Вместо: Составь мне здоровый план питания на неделю.
Напиши: Составь план питания на неделю по шагам: сначала уточни цель (например, похудение, поддержание веса, набор массы), затем укажи суточную калорийность и пропорции белков, жиров и углеводов, после этого подбери примеры завтраков, обедов, ужинов и перекусов, включи разнообразные продукты (мясо, рыба, овощи, крупы и т.д.), добавь рекомендации по питьевому режиму и добавкам, и наконец оформи всё в виде таблицы на 7 дней.
Вместо: Придумай идею для компьютерной игры.
Напиши: Придумай идею для компьютерной игры по шагам: укажи жанр, опиши игровой мир и его атмосферу, затем представь главного героя и его цель, дальше опиши основные игровые механики, укажи, чем игра будет отличаться от других (уникальные фишки), приведи пример одной игровой ситуации или уровня, и при необходимости уточни визуальный стиль и платформу.
Если ты особо ленивый, то можешь попросить разбить сложную задачу на подзадачу саму нейронку, а потом скормить ей ее же ответ.
Данным методом я лично пользуюсь редко, но, когда видно, что нейронка буксует, понимаю, что она не понимает, и надо разжевать более подробно, что от нее требуется.
П.С. только я собрался выпускать статью, как рунет наводнили мемы как ГПТ генерирует картинки с Русским алфавитом. Отдельное спасибо каналу SMW и Алишу, что очень вовремя решили поугарать на тупостью нейронок (если, что не реклама, ребята реально крутые гики):

И это прекрасный пример того, что на вход подана сложная и комплексная задача и в один шаг нейронка осилить его не смогла.
На рисунке был представлен результат моей генерации алфавита по запросу:
Теперь сделаем иначе
Пользователь:
Я хочу, чтобы ты сгенерировал русский алфавит, но к каждой букве добавил картинку, например: Б - бобер.
Прежде, чем генерировать картинку, распиши сначала весь алфавит по буквам и добавь к каждой букве слово, которое начинается с этой буквы. Слово должно быть простым, чтобы его можно было легко визуализировать на общей картинке с алфавитом.
ChatGPT:
Отлично, вот список букв русского алфавита с простыми словами к каждой из них — каждое слово легко представить в виде картинки:
А — арбуз ?
Б — бобр ?
В — волк ?
Г — гриб ?
Д — дом ?
Е — ёж ?
Ё — ёлка ?
Ж — жук ?
З — заяц ?
И — игла ?
Й — йогурт ?
К — кот ?
Л — лиса ?
М — мяч ⚽
Н — нос ?
О — облако ☁️
П — пирог ?
Р — рак ?
С — слон ?
Т — трактор ?
У — утка ?
Ф — фонарь ?
Х — хомяк ?
Ц — цыплёнок ?
Ч — чайник ?
Ш — шапка ?
Щ — щука ?
Ъ — твёрдый знак (визуализируется как блок или кирпич ?)
Ы — ырик (условное существо, можно показать с вопросительным лицом ? или как фантазийного зверька)
Ь — мягкий знак (можно изобразить как подушку ?️ или нечто мягкое)
Э — экран ?
Ю — юла ?
Я — яблоко ?
Если тебе нравится этот список, могу приступить к генерации изображения, где все эти объекты будут расположены по буквам алфавита. Хочешь, чтобы изображение было в стиле детского плаката с буквами? Или есть другие пожелания к стилю (например, минимализм, акварель, векторный стиль и т.д.)?
Пользователь:
теперь, на основе описания сгенерируй мне картинку с алфавитом

Мда, хотел как лучше, а получилось, как всегда. Вроде и качество выше и задаче соответствует лучше, но все не то.
Попробуем исправить
Пользователь:
Сначала напиши подробный промпт, что и где (в какой части изображения) ты будешь генерировать.
ChatGPT сказал:
Отлично, вот подробный промпт для генерации изображения русского алфавита с картинками, оформленного как детский обучающий плакат. Ниже я опишу, как будет располагаться каждая буква, где будет картинка, какой стиль и формат изображения.
? Формат изображения:
Пропорции: горизонтальный плакат, формат A2 (примерно 16:9 или 3:2)
Фон: светлый, пастельный (например, мягкий бежевый или голубой), без перегруза
Сетка: 6 строк по 6 букв (всего 33 буквы, последние 3 разместим особым образом)
Стиль: милый, яркий, немного мультяшный, как в детских книжках. Чёткие формы, простые образы.
? Структура одного элемента (ячейки):
Каждая ячейка (буква) содержит:
Вверху — большая заглавная буква + маленькая строчная (например, "Аа")
Ниже — картинка, иллюстрирующая слово
Под картинкой — слово-подпись (например, "Арбуз")
Пример:
Аа
[? картинка арбуза]
Арбуз
? Расположение букв:
Строка 1: Аа (Арбуз), Бб (Бобр), Вв (Волк), Гг (Гриб), Дд (Дом), Ее (Ёж)
Строка 2: Ёё (Ёлка), Жж (Жук), Зз (Заяц), Ии (Игла), Йй (Йогурт), Кк (Кот)
Строка 3: Лл (Лиса), Мм (Мяч), Нн (Нос), Оо (Облако), Пп (Пирог), Рр (Рак)
Строка 4: Сс (Слон), Тт (Трактор), Уу (Утка), Фф (Фонарь), Хх (Хомяк), Цц (Цыплёнок)
Строка 5: Чч (Чайник), Шш (Шапка), Щщ (Щука), Ъъ (Твёрдый знак – кирпич), Ыы (Ырик), Ьь (Мягкий знак – подушка)
Строка 6: Ээ (Экран), Юю (Юла), Яя (Яблоко) — размещены по центру или равномерно с отступами
✨ Особые символы:
Ъ — визуализировать как красный кирпич или жёсткий блок
Ь — как подушка или мягкий шарик
Ы — как фантазийный персонаж — пушистик или забавный зверёк с буквами Ы на теле или над головой
? Пример промпта для генерации:
"Создай детский обучающий плакат с русским алфавитом. Формат A2 (16:9), в шесть рядов. У каждой буквы должна быть картинка и подпись с простым словом, начинающимся на эту букву. Стиль — яркий, мультяшный, дружелюбный. Используй светлый фон. В каждой ячейке сверху — буква (заглавная и строчная), посередине — иллюстрация, снизу — слово. Последние буквы Ъ, Ы, Ь оформи как отдельные креативные символы: кирпич, забавный зверёк, подушка. Расположи буквы равномерно. Сделай так, чтобы плакат подходил для детей 4–7 лет, легко читался и был визуально приятным."
Если промпт тебе нравится — могу сгенерировать изображение. Хочешь какие-то стилистические коррективы? (Например: векторный стиль, акварель, 3D-модели, стиль книжек советских времён и т.д.)
Пользователь:
теперь на основе всего вышеописанного сгенерируй мне изображение

Вот теперь годно. Косяки все еще есть (например, пропущены буквы «Ё», «З», «Й», «П», «У», «Щ», «Ъ», «Ь»,), но уже намного лучше. Если чуть более подробно поколдовать над промптом, то качество возрастет еще немного, но мы уже почти уперлись в пололок возможностей нейронок сегодня. По моему скромному мнению, подобные задачи перестанут быть проблемой уже в начале следующего года. Но данный пример прекрасно раскрывает суть моего совета – сложную задачу разбиваем на несколько более простых.
Вспоминаем главный тезис статьи: главная проблема нейронок сидит напротив экрана.
Итак, подводим итоги для комплексных задач. Разбивай сложную задачу на простые подзадачи. Лучше представь, что тебе в подчинение пришел новый безынициативный работник, ай-кью которого меньше количества минут, которые ты потратишь на чтение всех частей этой статьи. Вот настолько подробно надо объяснять НЕКОТОРЫЕ задачи.
Используй системную подсказку
Это что-то вроде установки «режима работы» нейронки и мы уже делали это в самом начале статьи: те самые «сделай/напиши», «контекст», «задача и т.д.», но вместо написания промпта сразу, мы как бы сначала объясняем нейронке, чем будем заниматься, а потом уже (после ее ответа, вторым запросом) скармливаем ей информацию.
Например, когда я проверял эту статью на ошибки, то написал следующее:
Я пишу статью на тему… В таком-то стиле. Выступи в роле корректора и найди все мои ошибки.
Что забавно, нейронка посчитала промпт в тексте, как инструкцию и ответила в стиле «Я отвечу как всемирно известный редактор…». Но как такого не допустить, я напишу позже.
В принципе, между струкрутно заданным промптом и системным промптом разницы почти нет, просто кому-то удобнее сразу поставить задачу целиком, а кому-то проще сначала дать вводные, а потом скармливать информацию.
Тут выбирай по степени удобства.
Подсказки с шагом назад
Ты просишь ИИ сначала обобщить или переосмыслить задачу на более высоком уровне, выйти из контекста детали и взглянуть на ситуацию шире, прежде чем приступить к ответу.
Это, как если бы ты сначала сказал себе: «А в чём вообще смысл этой задачи? Что мне нужно понять, чтобы её решить?» или говоря словами школьников «Нахрена мне этот древний кринж задали?!». Только потом ты начинал бы действовать.
Вместо того чтобы сразу бросаться на ответ, ты просишь модель сначала описать или проанализировать саму ситуацию, её структуру, цели, возможные подходы. Это полезно для избегания поверхностного ответа и улучшает качество рассуждений.
Нейронки склонны использовать ближайшие шаблоны. А эта методика заставляет модель сначала активировать обобщающие знания и продумать, а не просто выдать шаблонный ответ.
Чтобы активировать этот режим напиши в конце промпта, например: «Прежде чем ответить, объясни, как ты понимаешь эту задачу
» или «Сначала опиши общую стратегию, потом предложи конкретный ответ
»
Пример:
Вместо: Как решить эту задачу по логике?
Напиши: Сначала опиши, какие логические правила применимы к этой задаче, и какие шаги нужно выполнить для её решения. Потом примени эти шаги к конкретному примеру.
В общем, во всех случая, где тебе кажется, что ответ слишком поверхностный и шаблонный, можно смело пользоваться этим методом.
Цепочка размышлений
Да-да, та самая фраза «Let’s think step by step», взорвавшая в 2022 году мозг всем АИ энтузиастам (оригинал статьи), когда еще был жив допотопный GPT-3.
Промпт инжиниринг тогда только зарождался и люди долго не могли поверить, что, просто добавив несколько фраз можно радикально улучшить качество ответа.
Сегодня уже это данность и почти мем, но все равно находятся «комнатные-мастера-коучи-преисполнившиеся-в-познании-и-открывшие-все-тайны-исскуственного-интеллекта» которые за скромную плату в 100 000 шекелей расскажут, что этой и только этой фразой нужно работать с нейронками (за следующим советом готовьте, уже в два раза больше шекелей).
Самое интересное, что это до сих пор работает и все также эффективно, просто напиши в конце задачи «Думай шаг за шагом» или «Let’s think step by step». Также актуально, когда ты списываешь домашку хочешь видеть полноценное решение проблемы, а не просто итоговый ответ.
Важное уточнение: почти все современные нейронки уже самостоятельно принимают решение, отвечать шаг за шагом или просто выкатить простыню текста с решением. Но в задачах на логику, математику, программирование или просто в сложных и комплексных запросах, не будет лишним добавить эту фразу. Если же ты используешь локальную нейронку, которая почти всегда «ослаблена» относительно «старшей» нейронки, то применение этого промпта обязательно!
Разметка данных
Эта информация особенно актуальна, когда длина задания со всеми данными и примерами перестает помещаться в монитор и уж тем более, когда длина задания разворачивается на несколько листов.
Самое время вспомнить, что я писал в разделе 2.3:
Что забавно, нейронка посчитала промпт в тексте, как инструкцию и ответила в стиле «Я отвечу как всемирно известный редактор…». Но как такого не допустить, я напишу позже.
Конкретно в этом случае ошибка сыграла мне на пользу. Но чаще это приводит к проблемам.
Чтобы избежать подобных проблем, данные принято обозначать и разграничивать. Так нейронка более наглядно видит: где роль, где задача, где примеры и т.д.
Вот основные способы оформления данных:
1. Тройные кавычки """…""".
Простой и понятный способ для отделения длинных вставок
Ты — опытный врач. Проанализируй анализ крови пациента и сформулируй краткое заключение на медицинском языке:
"""
Гемоглобин: 105 г/л
Лейкоциты: 8.7×10⁹/л
СОЭ: 32 мм/ч
Глюкоза: 6.2 ммоль/л
Общий белок: 68 г/л
АСТ: 34 Ед/л
АЛТ: 41 Ед/л
"""
2. Markdown-кодовый блок (тройные обратные кавычки ```)
Отображается как код
Проанализируй анализ крови пациента:
```
Гемоглобин: 105 г/л
Лейкоциты: 8.7×10⁹/л
СОЭ: 32 мм/ч
Глюкоза: 6.2 ммоль/л
Общий белок: 68 г/л
АСТ: 34 Ед/л
АЛТ: 41 Ед/л
```
3. HTML/XML-теги <data>…</data>
Полезно для чёткой структуры. Самый лучший на мой взгляд способ оформить сложные данные.
<instructions>
Ты — врач общей практики. Проанализируй данные пациента и опиши выявленные отклонения.
</instructions>
<data>
Гемоглобин: 105 г/л
Лейкоциты: 8.7×10⁹/л
СОЭ: 32 мм/ч
Глюкоза: 6.2 ммоль/л
Общий белок: 68 г/л
АСТ: 34 Ед/л
АЛТ: 41 Ед/л
</data>
4. JSON-формат
Это уже более продвинутая, но все еще понятная структура. Исходно все фирмы и продвинутые юзеры именно в таком виде и скармливают данные нейронкам.
Если тебе на почту или в бота в телеге отвечает нейронка, то данные там ходят примерно в таком же виде.
json
{
"role": "doctor",
"task": "Проанализируй анализ крови и составь медицинское заключение",
"data": "Гемоглобин: 105 г/л\nЛейкоциты: 8.7×10⁹/л\nСОЭ: 32 мм/ч\nГлюкоза: 6.2 ммоль/л\nОбщий белок: 68 г/л\nАСТ: 34 Ед/л\nАЛТ: 41 Ед/л"
}
5. Символьные разделители (###, ---, ***)
ВАЖНО: внимательно следи, где и что ты пишешь. В зависимости от сайта, вместо разделителей ты можешь получить просто ОГРОМНЫЕ БУКВЫ (ох уж это автоформатирование заголовков).
### ДАННЫЕ ПАЦИЕНТА ###
Гемоглобин: 105 г/л
Лейкоциты: 8.7×10⁹/л
СОЭ: 32 мм/ч
Глюкоза: 6.2 ммоль/л
Общий белок: 68 г/л
АСТ: 34 Ед/л
АЛТ: 41 Ед/л
### ЗАДАНИЕ ###
Ты — врач. Проанализируй анализ крови и сделай вывод.
6. Кастомные маркеры <START_RAW>…<END_RAW>
Редко встречаются в тексте, поэтому легко считываются как самостоятельные границы.
<START_ROLE>
Ты — специалист по лабораторной диагностике. Проанализируй следующие данные:
<START_ROLE >
<START_RAW>
Гемоглобин: 105 г/л
Лейкоциты: 8.7×10⁹/л
СОЭ: 32 мм/ч
Глюкоза: 6.2 ммоль/л
Общий белок: 68 г/л
АСТ: 34 Ед/л
АЛТ: 41 Ед/л
<END_RAW>
7. Квадратные скобки […]
Подходят для коротких вставок, когда нет необходимости в многострочном оформлении.
Сделай заключение по следующему анализу крови:
[Гемоглобин: 105 г/л; Лейкоциты: 8.7×10⁹/л; СОЭ: 32 мм/ч; Глюкоза: 6.2 ммоль/л; Общий белок: 68 г/л; АСТ: 34; АЛТ: 41]
8. Комбинированный подход (XML + Markdown)
Ну тут уже лепи своего гомункула-химеру по примерам выше. В 90% случаев нейронка тебя правильно поймет.
<role>Врач общей практики</role>
<instructions>Составь медицинское заключение по результатам анализа крови:
</instructions>
<labresults>
Гемоглобин: 105 г/л
Лейкоциты: 8.7×10⁹/л
СОЭ: 32 мм/ч
Глюкоза: 6.2 ммоль/л
Общий белок: 68 г/л
АСТ: 34 Ед/л
АЛТ: 41 Ед/л
</labresults>
Почему это работает: один из главных показателей качества работы в нейросетях – работа с программированием. Именно на задачах по программированию строится большой пласт обучения. И вполне логично, что если задачу по программированию нейронки выполняют очень хорошо, то и простую непрограммную задачу можно оформить как подобное задание на программу.
Все примеры мне было лень делать самому, и я склепал их на скорую руку в нейронке. Если ты заметил, что где-то роль смешана с заданием или данные оформлены странно, то поздравляю – ты внимательно читал мою статью и не только понимаешь, как оформлять продвинутые промпты, но и умеешь находить косяки в ответах. Увы, они встречались и встречаться будут и твоя задача не только качественно оставить промпт, но и проконтролировать его исполнение.
Подведем небольшие итоги продвинутых советов:
для сложных задач назначай нейронке роль
для сложных и комплексных задач разбивай задачу на подзадачи
используй системную подсказку
используй метод Подсказки с шагом назад
цепочка размышлений уже баян, но рабочий баян
<подсказка>если много текста в промпте, то размечай данные</подсказка>
ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ И ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ
ЧАСТЬ 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ХИТРОСТИ (скоро)
ЧАСТЬ 4. ИСТОЧНИКИ И ИТОГИ (скоро)
За дополнительной информацией прошу в мой телеграмм: https://t.me/double_mirror_ru
Комментарии (4)
jarkevithwlad
12.07.2025 05:57меня ответы почти всегда устраивают и я пытаюсь их наоборот сократить, что бы не тратить время на ожидание генерации и не искать то что мне надо в тонне текста, а тут предлагается просто задавать больше данных, что уже не особо то и надо когда добавили "размышление"
AlexB17
12.07.2025 05:57Самый полезный промт для меня в последнее время это дописать в конце такую конструкцию:
"Прежде чем дать мне ответ оцени его неопределённость. Если она больше 0.1 — задавай мне уточняющие вопросы до тех пор пока неопределённость будет 0.1 или меньше"
VladimirFarshatov
Интересно, что за нейронка лежит под сайтом perplexity.ai? В режиме "про" можно в настройках даже выбирать из нескольких, типа.. а в бесплатном режиме?
nikv19 Автор
Я perplexity почти не пользуюсь. И мне как-то до лампочки. Но может другие пользователи ответят.