Настоящий взлом редко требует сверхсложного кода или таинственных эксплойтов. Чаще всего достаточно одного “слабого звена” — человека. И именно эта простая истина делает все современные системы уязвимыми.
Как говорил один специалист по безопасности:
“Зачем тратить недели на брутфорс сервера, если проще убедить секретаршу вставить флешку с фотографиями?”
Человеческий фактор — это настоящий zero-day. Недавно я столкнулся с ним лицом к лицу, когда проверял несколько сервисов, маскирующихся под одного российского IT-гиганта.
Случай 1. Вакансия модератора чата
Началось с обычного поиска работы. Через мессенджер пришло предложение о вакансии модератора чата. Человек, с которым я общался, уверенно представлялся сотрудником компании.
Сайт выглядел почти идентично официальному, внутренние ссылки иногда вели на настоящий домен, анкета требовала ФИО, телефон и банк, привязанный к номеру.
Кульминация наступила с приложением. На первый взгляд — обычный файл. Но оно требовало полного доступа к SMS и звонкам. Большинство пользователей давно привыкли к “разрешениям” и просто нажмут “ОК”.
Я использовал карту с нулевым балансом. Результат:
попытки входа в интернет-банк,
попытка оформить кредит,
исчезновение подтверждающих SMS, перехваченных приложением.
Суть атаки — не в телефоне и не в банковской системе, а в привычке людей доверять бренду и кликабельность кнопки “Разрешить”.
Случай 2. Курьерская служба
Другая история была не менее театральна. Регистрация курьером. Всё выглядело честно, пока финальный QR-код не вел на Google Play — который в России официально не работает уже несколько лет.
Другой сайт с другим доменом повторял схему.
Звонки от “операторов” выглядели как тщательно продуманный спектакль: один уверял, что всё легально, предлагал включить VPN и скачать приложение; второй растерялся на вопрос о Google Play и предложил задать его на пункте выдачи курьерской сумки.
Это чистая социотехника: комбинация давления, доверия и растерянности создаёт у жертвы иллюзию легальности.
Службы поддержки: пять номеров и абсолютная беспомощность
После обоих случаев я предпринял попытку вмешательства через официальные каналы. Пять разных номеров поддержки. Пять попыток найти компетентного специалиста. И что же? Меня гоняли от одного к другому. Ни один не смог соединить меня с тем, кто реально отвечает за ситуацию. Итог — два общедоступных e-mail, куда “можно отправить запрос”.
Фактически — формальная отписка. Для обычного пользователя это ловушка, где нет выхода.
Настоящая проблема
Код и серверы — лишь декорации. Настоящий эксплойт — человек:
доверие к бренду,
привычка к “стандартным” запросам (ФИО, телефон, банк),
автоматическое нажатие “ОК”,
и равнодушие служб поддержки, которые вместо решения проблемы дают “пишите на общую почту”.
Миллионы в алгоритмы защиты бессильны перед простым человеческим фактором.
Итог
Такие кейсы интересны не ради “ловли мошенников”, а потому что показывают, где ломается система — на границе технологии и психологии.
Настоящий zero-day давно найден. Его имя — человеческий фактор, усиленный безразличием корпораций. Пока компании не научатся слышать своих пользователей, их миллионы в R&D не спасут ни один сервер, ни один алгоритм.
Комментарии (24)
blik13
17.08.2025 20:41В первом случае техподдержка вам ничем и не поможет, с кем вы переписывались в мессенджере и откуда качали приложение они вообще знать не могут.
А во втором случае не совсем понятно, в РФ Гугл плей вообще не работает? Т.е. не открывается или невозможно скачать никакие приложения?
Как то не очень тянет всё это на расследование.
sukharichev
17.08.2025 20:41Автор, вы случайно не нейросетка? В каком смвсле гугл плей не работает в россии? Все работает без впн и смс. Я на нерутованном андроиде, только сегодня ставил кучу приложений. Может, имелось в виду, что конкретное приложение там забанено, или оплатить его нельзя, или это вообще про платежный сервис google PAY?
Dakar
17.08.2025 20:41Даже более того. На Гуглоплее до сих пор публикуются Госуслуги. Не статья, а бред какой-то
singlevolk Автор
17.08.2025 20:41я не знаю как у вас, и откда вы ставите, но приложение для этих сервисов - так и написанно не доступно для вашей страны, ну и поставить или обновить без впн что то с гуглплея тоже невозможно...
konst90
17.08.2025 20:41А вы платёжный регион в Гугле не меняли?
singlevolk Автор
17.08.2025 20:41да, конечно, только через впн и могу обновить...кроме того тут есть проблеммы с моделями у меня POKO и у друзей разные хуавеи...вот на них ноль...не знаю как на яблоке...но на андроидайх у всех моих знакомых проблемы...без впн не обновить и не установить
sukharichev
17.08.2025 20:41я в роиссе, без впн, никакие настройки регионов не менял с 2012 года. Гугл плей работает вот прям сейчас. Может, вы все-таки про оплату? Платить, может, действительно нельзя, но я не пользуюсь платным софтом, кроме игр на ПК и то играть некогда, у меня их и куплено-то три штуки.
singlevolk Автор
17.08.2025 20:41повторю свой пост, ниже ответил: только через впн и могу обновить...кроме того тут есть проблеммы с моделями у меня POKO и у друзей разные хуавеи...вот на них ноль...не знаю как на яблоке...но на андроидах у всех моих знакомых проблемы...без впн не обновить и не установить
sukharichev
17.08.2025 20:41А, ну хуавей действительно под санкциями США и на них без аких-то эмуляторо-утилит и microG и плясок с бубнами действительно ничто американское не работает. Poco У меня временно был 2 года назад, в нем гуглоплей работал. А так у всей семьи Motorola - g7 power, g54 5g, и просто g54, везде все ок без проксей, региональных настроек и ВПН.
singlevolk Автор
17.08.2025 20:41А кстати, вы обновляли через WiFi или мобильную сеть, и если не секрет то какую?
JuryPol
17.08.2025 20:41Без указания компании даже фактчекинг не провести. А отдельные ваши «факты» на таковые вообще не тянут. Гууглплей работает, у всех, кого я знаю, ежедневно через него идут обновления приложений. Не работает его платежная система.
Dakar
17.08.2025 20:41Немного поправлю вас. Гуглоплей работает почти у всех. Ростелеком (или Роскомпозор, не знаю точно,кто из них) в Ростовской обл на столько увлекся замедлением Ютуба, что порезал и гуглоплей. Карточки программ открываются нормально, а загрузка для установки и обновления идет в час по чайной ложке, да и то не всегда. Переключение на мобильный интернет спасает.
singlevolk Автор
17.08.2025 20:41повторю свой пост, выше был: только через впн и могу обновить...кроме того тут есть проблеммы с моделями у меня POKO и у друзей разные хуавеи...вот на них ноль...не знаю как на яблоке...но на андроидайх у всех моих знакомых проблемы...без впн не обновить и не установить
singlevolk Автор
17.08.2025 20:41а да..я из северо-запада...может только у вас такая лафа...но знакомые из сибири дальника, центра - тоже такие проблемы...и когда мне говорят что у нас все ок..ну либо вы святые....либо провокаторы..
singlevolk Автор
17.08.2025 20:41и еще что бы смотреть ютуб не надо никаких впн ...ставите днс 8.8.8.8 вторичный 8.8.4.4 и смотрите, это в интернете везде...
singlevolk Автор
17.08.2025 20:41так только что проверил, вот приношу свои извенения..буквально месяц назад...хм...нет буквально вчера мне для обновления надо было включать впн...все вокруг без впн не могут, кроме парочки человек..какого нафиг...ща...включаю снифер и буду разбиратся...дерьмо собачье...что происходит..произвел обзвон..у примерно 40% было норм с обновлениями...это операторы - билайн, мтс! мегафон, теле2 не могли без впн обновлятся... буду дальше расследовать
singlevolk Автор
17.08.2025 20:41не беру провайдеров по кабелю...там если есть возможность поменять днс - то тоже все ок...
nickolaym
Я думаю, что надо открытым текстом назвать компанию, чья служба поддержки так беспомощно и НАОТШИБИСЬ прореагировала на сообщение о критической проблеме. Потому что это входит в систему. И пока менеджерам самого верхнего уровня не настучат по шапке за антипиар, которого они добились и заслужили, - на первой и второй линиях поддержки (а то и на нулевой, с этими чёртовыми роботами) ничего не изменится.
singlevolk Автор
Я бы не хотел никого подставлять, особенно себя. Думаю, представители компании, читая эту статью, поймут ситуацию и смогут связаться со мной — я предоставлю полную информацию.
nickolaym
Вовсе нет. Вы для них не настолько важная персона, что первая линия поддержки известила их отдел соцсетей службы пиара, чтобы они вообще смогли увязать публикацию этой статьи с какой-то там перепиской.
По очень простой причине. Первая линия настолько загружена обращениями пользователей, что они намеренно это всё автоматизируют и в лучшем случае записывают самые интересные случаи куда-нибудь в беклог. Авось раз в квартал набежит менеджер и сделает обзор. В противном случае менеджеры поддержки не могли бы заснуть от распухшей головы в заботах о юзерах.
Думаете, от хорошей жизни там роботы с футболом?
А вот научить первую линию отличать рутинное от критического - это важная задача. И сделать это можно, к сожалению, исключительно через голову службы поддержки.
Поэтому хватит жеманничать. ИМЯ КОМПАНИИ - В СТУДИЮ. Иначе Яндекс будет думать, что вы ломились в Сбер, Сбер - что во Вкусно-И-Точку, а Вкусно-и-Точка - в шавермачечную на вокзале.
singlevolk Автор
я как раз просто просил службу потдержки перевести меня на компетентных сотрудников или дать контакты, да и сами операторы так мне и сказали что понимают кретичность этой проблемы но не чего не могут сделать, ну как то так и в первой компании вы не ошиблись :) но я не я и жопа не моя :)
nickolaym
Я по-прежнему не понимаю, почему вы включаете режим ССЫКЛА.
Как можно себя подставить, если назвать прямым текстом, что у компании Яндекс есть фейковое приложение-двойник, маскирующееся под оригинальное яндексовское, что это приложение выглядит опасным, а первая линия поддержки проявила себя как-то беспомощно?
Ну вот что случится? Яндекс вычислит по айпи и забанит вас как курьера, в назидание? Или что? Или другие курьеры-конкуренты забьют самокатами? Или хозяева фишингового приложения приедут из своего кол-центра в днепропетровске и тризубом затыкают?
singlevolk Автор
да нет...причем тут это...что Вы таое говорите...там все отправленно, отчеты и т.д. ну я как то не привык ...ну накосячил кто то, а ко не косячит..ну зачем же сразу во всеуслышанье кричать..но вот если не отреагируют...тут да..надо уже трубы трубить...собирать конницу и всю королевскую рать...