Привет! На связи Алексей Исмаилов, старший разработчик в Selectel. Вот уже четыре года я пользуюсь ортолинейной сплит-клавиатурой. Это альтернатива привычным нам устройствам ввода, которая привносит несколько инноваций для улучшения эргономики. Зачастую такие клавиатуры называют «ортолинейными эргосплитами» — название почти полностью отражает суть их конструкции.

За это время я успел опробовать множество подходов, собрать около десятка разных клавиатур и сделать выводы об их применимости. Пора рассказать, почему «меньше» на самом деле «лучше». Точнее, почему оптимум — это 42 клавиши, а не 36, 44, 56 или 58.

Используйте навигацию, если не хотите читать весь текст

Анатомия кастомной клавиатуры: немного о свитчах

Для начала — базовая информация. Рассматриваемый тип клавиатур основывается на тех же механических переключателях (свитчах), что и обычные «механики». За редким и нишевым исключением, на рынке их условно три типа.

MX‑свитчи

Разработаны известной компанией Cherry. Существует не меньше сотни вариантов от разных производителей на любой вкус и цвет, включая Kailh и Gateron.

Источник.

Kailh Choc

Свитчи этой серии существенно ниже, чем предыдущей MX. Компания выпускает две основные модификации: v1 и v2.

Исторически у Choc v1 было больше вариантов переключателей — линейные, тактильные, с разным усилием, — поэтому они встречаются значительно чаще. В последнее время Kailh активно расширяет линейку Choc v2, но сталкивается с критикой за некоторую непродуманность геометрии.

Из-за разной конструкции штоков кейкапы от v1 и v2 не взаимозаменяемы. У переключателей Choc v1 собственный, плоский прямоугольный шток, который несовместим с кейкапами для MX-переключателей. Для них подходят только специальные колпачки, такие как MBK, MCC или CFX. В свою очередь, переключатели Choc v2 имеют крестообразный шток, совместимый с MX-кейкапами, что дает гораздо больший выбор кейкапов.

На иллюстрации ниже — представители v1. Хорошо заметна разница в конструкции посадочных мест.

Источник.

Gateron KS-33

Переключатели этой серии попадаются пока достаточно редко. Однако они уже успели набрать некоторую популярность и, скорее всего, продолжит наращивать ее в будущем. Эти свитчи позиционируются как более удачная замена Choc: и низкий профиль, и одновременно совместимый с MX шток.

Источник.

Конечно, есть и более редкие варианты: не очень удачные KS-27, Choc v2 и древние Alps. Существуют также проекты на базе переключателей Topre (горячий привет фанатам HHKB!) и совсем экзотика вроде Kailh X или Cherry ULP.

Источник.

Кстати, «X» в названии MX-свитчей — это не «икс», а римская цифра «десять», потому что до них были Cherry M9.

Selectel Tech Day — 8 октября

Разберем реальный опыт IT-команд, технический бэкстейдж и ML без спецэффектов. 15 стендов и интерактивных зон, доклады, мастер-классы, вечерняя программа и нетворкинг. Участие бесплатное: нужна только регистрация.

Зарегистрироваться →

Немного личного опыта: как все началось

Мой интерес к теме механических клавиатур проснулся давно. Детство пришлось на бум персональных компьютеров в середине 90‑х. Тогда было настоящее разнообразие «механики»: от устройств на MX-свитчах вроде Chicony до легендарных IBM Model M, чью ценность мы осознали лишь много лет спустя.

Полноценно приобщиться к этому миру удалось только в 2012 году. Тогда я начал что-то зарабатывать и приобрел свою первую механическую клавиатуру на переключателях MX Black. С высоты прожитого опыта — не лучшее решение для старта, если речь идет о ежедневном использовании.

Почти сразу меня сильно напрягло одно обстоятельство. Справа на месте клавиши Win (или Meta), находилась клавиша Fn. Она давала доступ к довольно бесполезному набору медиафункций. Я же к тому времени привык блокировать ОС комбинацией Win+L, и такое решение сильно раздражало. Эта, казалось бы, мелочь стала отправной точкой всей истории.

Нетерпимость к неэффективности и желание адаптировать инструмент для себя, а не подстраиваться под несовершенства — фундаментальный принцип инженерного мышления. Проблема была не в отсутствии функции, а в нарушении отлаженного рабочего процесса, где мышечная память и скорость решают все.

TT Meka G1. Источник.
TT Meka G1. Источник.

Я долго вынашивал планы перепаять контроллер, чтобы сделать клавиатуру программируемой. Кажется, тогда прошивки QMK еще не было, но в сети уже появлялась информация и проекты по переделке старых клавиатур с AT-разъема на USB. Моя первая мысль была не «купить что-то другое», а «исправить имеющееся».

Забегая вперед, скажу, что планам не суждено было сбыться. Над той клавиатурой я «поиздевался» иначе и намного позже, лет через десять, просто заменив MX Black на Kailh Box Brown. Но сама идея перепайки контроллера привела меня к глубокому погружению в тему. Интерес совпал с началом бурного развития кастомных клавиатур. Я стал изучать, смотреть, собирать информацию.

В какой‑то момент купил себе сначала 60% Ducky Mini. Потом, видимо, от испуга — как тут печатать‑то? — приобрел Kinesis Advantage, с которым тоже не сложилось. Однако именно он в конечном счете привел меня (правда, через ErgoDox) в мир эргономичных ортолинейных сплитов.

ErgoDox — это эргономичная механическая клавиатура с открытым исходным кодом, разработанная с целью минимизировать мышечное напряжение и повысить комфорт при печати. Она доступна как в виде DIY-набора для самостоятельной сборки, так и в форме готовых коммерческих версий — например, ErgoDox EZ.

Я заказывал платы, паял и собирал разные клавиатуры: от макропадов и 34-клавишной Architeuthis Dux до Dactyl. В итоге «приземлился» на одном форм-факторе и раскладке, которую считаю оптимальной — — это 42 клавиши. По ощущениям, сообщество в целом смотрит так же. Замечу, что именно 42, а не «ушастые» 44 а‑ля Jorne.

Два столпа эргономики: «Сплит» и «Орто»

Давайте декомпозируем понятие «ортолинейный эргосплит». Оно состоит из двух ключевых элементов — «сплит» (разделение) и «ортолинейность». Оба они направлены на улучшение эргономики, но, на мой взгляд, шаги эти неоднозначные.

Разделение (Split) — свобода для рук

Сплит-клавиатуры, то есть разделенные на две половины, существуют довольно давно. Есть неоднократно упоминавшаяся на Хабре UHK (Ultimate Hacking Keyboard) или же клавиатура от компании Mistel. Их отличает в целом привычное расположение клавиш, за исключением самого факта разделения.

Такая конструкция позволяет развести руки на ширину плеч и разместить половинки под более удобным и естественным для каждой кисти углом. В некоторой мере такое разнесение помогает закрепить навыки слепой печати, физически не давая левой руке заходить в область работы правой.

Однако эргономика — это всегда система компромиссов. Разделение решает проблему положения кистей, но создает другую, связанную с работой мышью или иным манипулятором — например, трекболом или тачпадом.

Обычно манипулятор ставят в центр между половинками. Нажимать кнопки на правой половине становится невозможно: в правой руке мышь, а левой ладонью не дотянешься. Приходится вспоминать, что справа тоже есть Shift, Ctrl и Alt, и как-то прожимать комбинации левой рукой. Когда мозг перегружен, он не радуется таким поручениям. Ситуация осложняется, если правый Alt (AltGr) используется для ввода спецсимволов, что актуально для многих разработчиков.

Существует паллиативное решение — так называемый моносплит. В таких клавиатурах клавиши разделены на две группы, которые остаются в едином корпусе, но расположенные под углом друг к другу. Ярчайший представитель этого класса — Microsoft Natural Ergonomic Keyboard 4000.

Угол разведения групп клавиш в таком случае больше — ведь приходится компенсировать некоторое расстояние между группами.

Ортолинейность — логика вместо привычки

Вторая часть термина — ортолинейность — довольно самоописательная. Клавиши расположены по строгой сетке — что является противоположностью традиционному смещению рядов, которое в сообществе прозвали stagger (от англ. «зигзагообразный»). Прямолинейная конфигурация позволяет легче и удобнее находить нужные символы. Не зря ходит шутка, что классическая раскладка создана для «двух правых рук».

Смещение клавиш было вызвано необходимостью расположить рычажки в пишущих машинках так, чтобы они не задевают друг друга и с примерно одинаковым усилием передавали нажатие. Первые клавиатуры, по соображениям совместимости и привычности, повторили конфигурацию клавиш на печатных машинках. 

Время шло, сменялись поколения, рождались и умирали целые профессии. Однако для удобства пользователя, чтобы не заставлять его переучиваться, смещение клавиш так и повторяется из года в год уже более полувека.

Нужно понимать, что в современных решениях ортолинейность — понятие условное. Оно относится в основном к отсутствию горизонтального смещения рядов, но допускает «вертикальный стаггер» — для соответствия разной длине пальцев.

Я не рекомендую полностью сеточные, но не разделенные клавиатуры, такие как Planck или Preonic. По удобству они мало чем выделяются на фоне «классики». Без правильного положения кистей, которое дает только сплит, ортолинейность сама по себе приносит мало пользы. Запястья все равно «спасибо не скажут», так как их положение остается неестественным. Это особенно хорошо чувствуется, когда есть возможность сравнить.

Аргументы в пользу 42 клавиш

Главный враг эргономики — не смещение рядов, а лишние движения кисти. Мое возражение против больших клавиатур строится на одном принципе: рука должна оставаться в состоянии покоя. Любая клавиша, для нажатия которой нужно сдвинуть ладонь, — это эргономический провал.

Верхний пятый ряд, на который обычно помещают цифры, заставляет отрывать кисти от стола. Из‑за этого теряется ощутимая часть бонуса от эргономики.

Именно поэтому не стоит смотреть на «пятирядки» вроде Sofle или Lily58 — чтобы задействовать верхний ряд при печати, придется тянуться. Хотя обладатели особенно длинных пальцев могут, конечно, попробовать.

Sofle. Источник.

Кто‑то возразит, что можно провернуть трюк «от обратного»: сместить на один уровень выше «домашний» ряд — там, где в QWERTY находятся F и J с выступами. Мол, «сползать» вниз проще, чем тянуться вверх. Возможно, в этом есть смысл, но такой подход неизбежно «растянет» тамбкластер — блок клавиш под большими пальцами. Кроме того, нижний ряд почти наверняка придется опускать, надеясь на низкопрофильный Chok, что не всегда осуществимо. К тому же не каждый оценит такой перепад в высоте.

Тамбкластер или тамбовый ряд (от англ. thumb — большой палец) — нижняя линия, где обычно расположен пробел и служебные клавиши.

Jiran, еще одна «пятирядка». Источник.
Jiran, еще одна «пятирядка». Источник.

Раскладки

Итак, пятирядки не нужны. Цифровой ряд более, чем успешно уходит на слой —  что наглядно демонстрируют раскладки Jian и Watchman.

Раскладка Jian. Источник.
Раскладка Jian. Источник.
Раскладка Watchman. Источник.
Раскладка Watchman. Источник.

При этом, Watchman переносит Ъ, исключая потребность в так называемых «ушах» — две дополнительные клавиши на концах клавиатур Jorne и Jian, делающих их 44-клавишными.

Мысли самого автора раскладки Watchman, можно почитать у него в Телеграм‑канале, в том числе об избавлении от «ушей».

На самом деле, чтобы поместить всю кириллицу в слой, нужна лишь одна дополнительная клавиша справа. Тогда появляется твердый знак, она же правая закрывающая квадратная скобка. Платы Corne и Jorne — «двусторонние», спроектированы так, чтобы быть универсальными: и правой, и левой. Такой подход несколько осложняет пайку, но зато сильно экономит на заказе плат.

У меня, к слову, есть сделанная этакая «Franken-Jorne». Так вышло, что была только одна «левая» плата от Corne. Правая нашлась «универсальная», поэтому я, недолго думая, собрал себе вот такой 43-клавишный артефакт.

FrankenJorne, он же JorneStein, 43-клавишный монстрик, слепленный из прокрастинации и односторонней левой платы.
FrankenJorne, он же JorneStein, 43-клавишный монстрик, слепленный из прокрастинации и односторонней левой платы.

Что не так с 44 клавишами

Возьмем для сравнения 44-клавишную клавиатуру, как у Jorne. Да, две дополнительные крайние клавиши — так называемые «уши» — позволяют уместить всю кириллицу на одном слое почти как на «обычной» клавиатуре. С какой‑то стороны, это удобно. К тому же Win, Super или Meta слева позволяют легко вводить часто востребованные комбинации — например, Win+апостроф, где расположена Ё.

Однако считаю такой подход чрезмерным. Подобная избыточность продиктована скорее привычкой и симметрией при производстве плат, чем реальной необходимостью.

Формат на 42 клавиши выигрывает в мобильности: под него куда легче найти кофр (это слово мне нравится больше, чем «кейс» или «чехол»). Визуально он выглядит не таким хрупким. Забавно, что у платы Jorne эти «ушные» клавиши сделаны отламываемыми, что на самом деле ухудшает прочность.

Мой Jorne стал для меня почти «эндгеймом» — тем самым устройством, на котором эксперименты заканчиваются. Я пользуюсь им в повседневной жизни более трех лет, и теперь каждый раз, садясь за «обычную» клавиатуру, особенно на ноутбуке, испытываю массу неудобств. И ряды расположены некомфортно, и руки приходится сводить.

Jorne. Источник.

Существуют и другие 44-клавишные раскладки, где дополнительные кнопки расположены на тамбкластере. Однако это рушит привычную логику и ничем не лучше подхода, реализованного в раскладке Watchman. Четыре клавиши под большой палец — неудобно.

Jian, праматерь адекватной раскладки. Источник.
Jian, праматерь адекватной раскладки. Источник.

Что не так с 36 и 34 клавишами

Будучи энтузиастом минимализма, я сам очерчиваю границу, за которой он начинает вредить удобству. Раскладка с 42‑мя клавишами — не радикальный выбор, а как прагматичный оптимум, «золотая середина».

Идея 36‑клавишной раскладки в том, чтобы оставить мизинцу как слабейшему пальцу только один ряд. Мысль здравая, однако она сильно переворачивает представление об устройстве раскладки. Есть два основных подхода.

Home Row Mods

Все или почти все модификаторы Ctrl, Alt, Shift расположены на «домашнем» ряду. Home row mod детально описан на GitHub. Впрочем, достаточно посмотреть на ту же раскладку Кeeper’s:

Синим обозначены «зажатия».
Синим обозначены «зажатия».

Miryoku предлагает похожее решение:

Раскладка Miryoku — модификаторы подписаны на «ребрах».
Раскладка Miryoku — модификаторы подписаны на «ребрах».

Такой подход создает несколько проблем:

  • тайминги — придется скрупулезно их настраивать, чтобы клавиатура понимала, когда нажат модификатор, а когда просто буква;

  • комбинации — одной «левой» ввести Ctrl+F не получится, так как Ctrl придется зажимать справа;

  • сложность настройки — например, чтобы кастомизировать поведение Hold-Tap, нужно глубоко разбираться в прошивке, что — поверьте! — вряд ли кто‑то захочет делать.

One-Shot Modifiers

Этот подход реализован в Wellum и хорошо описан в репозитории проекта. Модификаторы здесь «залипательные»: переключаетесь на слой, нажимаете нужный модификатор, а затем — остаток комбинации на основном слое. Я еще не пробовал этот метод, но, с одной стороны, он должен вызывать больше задержек при вводе, а с другой — быть более приятным в печати из-за предсказуемого поведения.

Раскладка Wellum.
Раскладка Wellum.
Piantor 36 — на нем можно даже играть.
Piantor 36 — на нем можно даже играть.

Все это наводит на мысль, что 36 клавиши — это уже сильно сложно. Про 34 в этом контексте даже говорить не хочу. Вот вам Architeuthis Dux, 34-клавишный «осьминог», который смотрит на вас и внушает мысль: «Даже не лезь!»

A.dux (Architeuthis dux). Источник.
A.dux (Architeuthis dux). Источник.

Как уместить все в 42 клавиши

Возникает резонный вопрос: «Как вообще можно работать с таким малым количеством клавиш?» Ответ кроется в программных возможностях. Переход на 42 клавиши — это не отказ от функциональности, а ее реорганизация с физического уровня на логический. Уменьшение числа физических кнопок компенсируется усложнением логики их работы.

На практике все сплиты так или иначе построены на прошивках QMK или ZMK. Это мощные инструменты с множеством функций. Без них 40% клавиатуры, скорее всего, не существовали бы. Рассмотрим ключевые техники.

Техника

Описание

Пример использования

Слои (Layers)

Нажатие клавиши-модификатора временно меняет раскладку клавиатуры.

Цифровой ряд на отдельном слое вместо физического ряда клавиш.

Hold-Tap

Клавиша выполняет разные действия при коротком нажатии (Tap) и удержании (Hold).

Клавиша работает как «Пробел» при нажатии и как «Shift» при удержании.

Комбо (Combos)

Одновременное нажатие двух или более клавиш дает третий, уникальный ввод.

F+G = (, H+J = ).

Техника Hold-Tap позволяет одной и той же клавише работать по-разному в зависимости от того, «ткнули» ее однократно или зажали и удерживают. Это дает возможность, например, совместить на одной кнопке Пробел и Shift.

Говоря о «фишках» прошивок, не могу не упомянуть комбо (или аккорды) — одновременное нажатие нескольких клавиш, дающее новый результат. Очень странно, что эта возможность не захватила все сообщество. Впрочем, причина известна: долгое время в QMK реализация комбо была печальной.

Раньше в QMK нельзя было задействовать те же клавиши в комбинациях различной длины. Настроили вы, положим, F+G на Пробел — значит, запрограммировать F+G+H на что-то другое уже не получится — будет конфликт. Но сейчас ими можно пользоваться вволю! Возможность во многом появилась благодаря проекту ArtSeyio. Именно там возник столь.нужный патч. Этот же проект породил блистательную РИСАТЕНО. Впрочем, это уже другая история.

РИСАТЕНО (PNCATEHO), 10 клавишная аккордовая клавиатура под одну руку. Источник
РИСАТЕНО (PNCATEHO), 10 клавишная аккордовая клавиатура под одну руку. Источник
Раскладка Keeper's, пример аккордов/комбо, оранжевым. Источник.
Раскладка Keeper's, пример аккордов/комбо, оранжевым. Источник.
Раскладка Watchman. Синим отмечены действия на «зажатие», просто черным и красным — однократное нажатие.
Раскладка Watchman. Синим отмечены действия на «зажатие», просто черным и красным — однократное нажатие.

У меня (и, наверное, почти все к этому приходят) комбо настроены для всех пар скобок в центре сплита. Например, F+G дают левую скобку, H+G — правую. Из менее стандартного — создал комбинации для символов Плюс, Равенство, Дефис и даже Подчеркивание. Единственный минус — с ходу не вспомню, где эти символы на раскладке без комбо. Это лучшее доказательство того, насколько глубоко новая модель ввода интегрировалась в мышечную память.

Практика и частные случаи

Переход на альтернативные клавиатуры окружен страхами и сомнениями. Давайте разберем самые популярные из них.

Адаптация

Один из распространенных мифов: «После сплита я не смогу печатать на обычной клавиатуре». Это не так. Вы же не забываете к лету, как ездить на велосипеде, проведя зиму за рулем или на лыжах? Для сомневающихся есть отличный пример — люди, которые осваивают несколько раскладок (QWERTY, Dvorak, Colemak) и на лету переключаются между ними, печатая со скоростью 200−300 слов в минуту. У меня почти нет «затыков» при переходе с 42 на 36 клавиш и на «обычную» клавиатуру. На стандартной я печатаю примерно так же, как и до этого, — «полуслепым методом с беганием по всей клавиатуре».

Да, привыкать поначалу больно. Голова кипит, кругом раздражение. Кинематика с непривычки дается с трудом. Нужно просто пережить эти пару недель, дальше будет проще.

А игры?

Мне даже на 36-клавишной клавиатуре хватает для игр двух слоев, которые я подсмотрел у раскладки Wellum. Для разнообразных шутеров, «танков» и всего, что не является авиасимулятором, этого достаточно с минимальными модификациями. Из неудобного: чтобы «написать что-то в чате, нужно быстро переключаться между слоями, что не всегда сподручно. Возможно, я еще не нашел здесь свой дзен.

Раскладка Wellum. Источник.
Раскладка Wellum. Источник.
Игровой слой Wellum. Источник.
Игровой слой Wellum. Источник.

Для каких‑то игр такой раскладки может и не хватать. Что ж, всегда можно создать дополнительные слои.

К слову, автор раскладки Wellum, Никита Широков (braindefender), создал также замечательную Universal Layout, которая может облегчить жизнь и на обычных клавиатурах.

Итог

Таким образом, для успешной эксплуатации эргосплита 42 клавиши — более чем достаточно. Другие опции — 44 клавиши, растянутые тамбкластеры или дополнительные ряды — в повседневной жизни едва ли нужны. Разве что для нон-стоп игр в X-Plane, но для этого можно держать рядом и обычную 104-клавишную клавиатуру. Меньше клавиш — можно, но уже с очень серьезными нюансами.

И мне, и читателям будет очень интересно увидеть комментарии единомышленников, которые все же нашли удобными пятирядки, большущие тамбкластеры или энкодеры.

Надеюсь, статья вдохновила кого‑то на поиски удобства и сориентировала в мире возможностей ортогональных эргосплитов.

Комментарии (0)


  1. F1eex
    19.09.2025 08:14

    Плюс за освещение темы.


  1. riv2
    19.09.2025 08:14

    (͡°͜ʖ͡°)


  1. alex3f
    19.09.2025 08:14

    Купил себе corne в начале года попробовать. Долго пытался подобрать раскладку, чтобы было удобно программировать в разных ide (много разных символов и горячих клавиш). даже написал утилитку, чтобы посмотреть частотность символов в разных кодовых базах git на разных языках программирования: https://github.com/fau/charcounter. В итоге пришел к такой: https://github.com/fau/corne. Позволяет навигацию и символы печатать одной правой. Двух линейный нумпад на левой. Дополнительно символы, цифры и навигация на комбо, чтобы не зажимать переключатели слоев. Вроде бы удобно получилось - почти как на обычной.


  1. aamonster
    19.09.2025 08:14

    Дело хорошее, но мешает пользоваться стандартными клавами.


    1. martin_wanderer
      19.09.2025 08:14

      Вот! Именно поэтому пришел к мысли, вся эргономичность должна ограничиваться располовиниванием стандартных 104 клавиш. Нашел почти идеальную механику - Ragnok


      1. ezguru
        19.09.2025 08:14

        в minnum keyboard в 10 клавиш укладывались а это две пятикнопочные мышки


      1. RulenBagdasis
        19.09.2025 08:14

        Это гораздо хуже нормального сплита. Ряды смещены, расстояние между половинками не регулируются.


  1. webhamster
    19.09.2025 08:14

    Кто-то пользуется клавишей Win? Не хватает трех стандартных модификаторов Shift/Ctrl/Alt?


    1. martin_wanderer
      19.09.2025 08:14

      Ну под виндой туда завезли win+shift+S для новой версии ножниц и win+D чтобы свернуть все окна, win+R для Run. А вот на Линуксе - не нужна. да, замапить бы на нее kvm...


      1. F1eex
        19.09.2025 08:14

        А еще Win+L чтобы заблокировать сеанс/переключить пользователя.

        Win+V буфер обмена, чтобы вставлять то, что было копировано до этого. Это удобно.


        1. martin_wanderer
          19.09.2025 08:14

          Кстати да! Win+L даже в Убунте использую


      1. Arty_Fact
        19.09.2025 08:14

        Плюс из того что сам использую постоянно:
        Win + стрелки
        Win + Tab
        Win + X + необходимые кнопки далее. Самая распространенная комбинация U, S.
        Ну и сам по себе Win когда лень до ярлыков на рабочем столе добираться.
        Зуммерам еще очень нужна Win + . (точка)


  1. Joric
    19.09.2025 08:14

    Справедливости ради, я уже и сам у Jorne уши отламываю, из-за афтермаркет корпусов, ну и из-за Watchman раскладки. Особенно этими ушами недовольны товарищи иностранцы, которым не нужны Ъ и Ё - говорят, что эти уши выглядят как skin tag.


  1. RulenBagdasis
    19.09.2025 08:14

    Именно поэтому не стоит смотреть на «пятирядки» вроде Sofle или Lily58 — чтобы задействовать верхний ряд при печати, придется тянуться. Хотя обладатели особенно длинных пальцев могут, конечно, попробовать.

    Не согласен. Попробовал sofle и влюбился в неё, уже год на ней. Никуда не тянусь.


  1. Paulster
    19.09.2025 08:14

    Помимо количества клавиш очень важно расположение колонок (stagger кажется называется). Мне оказалось комфортнее на chocofi чем на corne, на обеих 36 клавиш. Как дизайнеру мне важнее шорткаты, которые разместил как удобней: на слоях или в комбо. Т.е. Ctrl+K можно как вынести на отдельный слой, так и в другое комбо, например A+K (одновременное нажатие) или А+А (быстрое последовательное или как еще называют tap dance), которые в итоге выполняют Ctrl+K. Коллегам разработчикам изза мышечной памяти было неудобно выносить бэкспейс на слой или комбо, поэтому сейчас рассматривают и Corne на 6 столбцов и даже Lilly58. Стоит отметить, что эксперименты могут дорого стоить т.к. одна клава даже при хотсвапе контроллеров и свичей может обойтись в 50-100 долларов. Поэтому советую всем сначала распечатать раскладку новой клавы 1:1 на листе А4.


  1. THEOILMAN
    19.09.2025 08:14

    Блин я не погромист, документы письма не пишу. Реально интересно - необходимость переучиваться на слоёные клавиатуры после скольки символов/день начинается? Может и мне оно надо...


  1. ts347
    19.09.2025 08:14

    При прочтении статьи мне настолько настойчиво вспоминался один ранее виденный (в другой статье про клавиатуры) комментарий, что просто не могу не процитировать.

    Я сам люблю строго определенные раскладки и не могу работать на клаве ноутбука, но не понимаю людей, которые описывают свою работу на клавиатуре так, будто они в 9 утра ставят кисти в рабочее положение и до 18 усердно и непрерывно печатают, причем с таким уровнем ответственности, что оторвать руку и нажать кнопку со второстепенной функциональностью в дальнем углу, это непозволительная трата времени.

    Мне кажется, такие штуки хороши, если работа состоит в основном из набора текстов. Просто потому что в первом слое у вас только буквы и есть.

    Мне вот чаще нужно что-то в тексте проверить, поправить, удалить, вставить... или по каталогам побегать, файлы покопировать, поудалять.

    Всегда было интересно, что делают пользователи таких клавиатур, если, условно, в ближайшие 10 минут нужны только клавиши навигации? Так и держат обе руки на F и J или постоянно выцеливают двух-трех-клавишные комбинации?

    Сама концепция неперемещения рук, конечно, очень привлекательна. Периодически думаю, что вот было бы хорошо всё делать на 60%. Но потом понимаю, что сейчас открою Хабр, и придется вместо стрелки вниз нажимать Alt+K. А потом открою Word, и там вместо Shift+F3 будет Alt+Shift+3, что уже совсем не прикольно.