Привет! Эта статья про ценность исследований клиентского / пользовательского* опыта в таких «сложных» продуктах, как API, модули для 1С и других интеграционных решениях. 

По опыту исследователей Контура, команды таких продуктов могут столкнуться с сомнениями в необходимости исследований, с вопросами и даже страхами при их организации и планировании. Это нормально. Исследования в таких специфических средах могут пугать трудоёмкостью, дороговизной или барьерами при внедрении изменений. 

Мы собрали 9 барьеров, препятствующих организации и проведению исследований, на каждый барьер предложили решение, а также привели примеры из практики**.

Если ты занимаешься развитием или разработкой интеграционного продукта (например, модуль для 1С) — эта статья для тебя. Надеемся, что приведённые кейсы и способы их решений помогут в твоей работе. Мы понимаем, что наш опыт — не исчерпывающий. Если в твоём продукте по-другому, расскажи в комментариях, мы готовы к дискуссии.

*В статье термины «клиентский» и «пользовательский» опыт используются в качестве синонимов для упрощения рассказа. 

**Приведённые примеры реальны, поэтому обезличены :)

Барьер 1. Продукт покупают — значит, проблем нет

Кейс

Решение

Команда, видя высокие показатели продаж, делает вывод, что проблем нет. Поэтому решает НЕ изучать пользовательский опыт и, как следствие, НЕ работать над его улучшением.

Подсветить команде нарушенную причинно-следственную связь. Нельзя однозначно сказать, что есть связь между высоким уровнем продаж и отсутствием проблем в пользовательском опыте. Кроме того, продажа ещё не гарантирует продление использования сервиса.

Покупка продукта — лишь начало сложного клиентского пути. Интеграционные решения требуют внедрения, настройки, тестирования и регулярных обновлений. Клиенты могут купить продукт, но при этом:

- не внедрить решение из-за отсутствия готового бизнес-процесса;

- столкнуться с техническими сложностями при настройке;

- не увидеть ценности из-за ошибок на этапе внедрения;

- столкнуться со значимыми проблемами в процессе использования продукта.

Для того, чтобы оперативно узнавать о проблемах, важно исследовать клиентский путь. Это поможет ДО наступления срока продления эксплуатации (когда может быть уже поздно), выявить скрытые проблемы/барьеры в использовании продукта. 

Рекомендации по итогам исследования могут включать изменения в процессах внедрения, а не только в коде, это нормально и так же значимо, как и интерфейсные изменения.

Пример из практики

Десктопный продукт. Запрос на исследование — собрать пожелания пользователей, выявить возможности дальнейшего развития функциональности продукта. Ожидание — список новых фичей.

Реальность — при рекрутинге выяснили, что большинство пользователей НЕ пользуется продуктом вообще, хотя показатели продаж были в норме.

Причины неиспользования:

  • не выделены средства на внедрение;

  • есть свои «костыли» для выполнения задачи, поэтому самостоятельное освоение откладывают.

Даже те, кто выделил средства на внедрение, не превратились в пользователей: 

  • нет времени на встречи и обучение;

  • обучение прошли, но этого недостаточно, чтобы начать работу. 


Результат: варианты развития функциональности исследования не появились, но выявили значимую для продукта проблему и пошли дорабатывать процесс внедрения.

Барьер 2. Это 1С! Пользователи приняли ограничения, мы НЕ можем влиять на их опыт

Кейс

Решение

Команда разработки модуля для 1С считает, что НЕ может в полной мере влиять на внешние инструменты типа 1С, поэтому нет смысла их исследовать.

Подсветить команде, что мы можем улучшать пользовательский опыт другими инструментами: текстами в интерфейсе, обучающими материалами, новыми процессами. 

Пользовательский опыт сущ��ствует даже без визуального интерфейса. Устоявшиеся паттерны работы в учётных системах — не приговор. Исследования показывают, как их корректировать.

Нужно заходить в исследование через изучение задач и процессов, не общаться с пользователем на языке проблем, а ставить целью исследования изучение процессов. 

Пользователи могут в силу привычки не осознавать проблемы, однако при анализе сценариев и бизнес-процессов мы можем самостоятельно найти «слабые места» и далее понимать, как их можно улучшать или автоматизировать. При этом улучшения НЕ всегда интерфейсные.

Команда может влиять на UX (user experience) через:

- улучшение документации, текстов в интерфейсе и подсказок;

- оптимизацию бизнес-процессов клиента / предложение чёткого плана внедрения, активную помощь в адаптации к новому способу работы;

- упрощение логики интеграции / работы в нашем решении.

Пример из практики 

В модуле для 1С сервиса X сделали рабочий стол. Таким образом со-настроили свои потребности с потребностями пользователя: 

  • профит для команды — появляется пространство для коммуникации с пользователем, инструмент упорядочивания его пути и информирования об изменениях;

  • профит для пользователя — удовлетворена потребность в актуальной и нужной информации в одном месте («под рукой»). 

Барьер 3. Пользователи могут сами дорабатывать сервис под свои потребности, зачем тогда нам что-то изучать и дорабатывать?

Кейс

Решение

При работе в модуле / использовании API пользователь на стороне клиента может запустить самостоятельную разработку/доработку и удовлетворить свои потребности. Команда считает, что в этой ситуации ей незачем изучать пользовательский опыт.

Подсветить команде, что «может доработать» не равно «должен и будет дорабатывать» самостоятельно. 

Не все потребности индивидуальны и должны решаться кастомными доработками.  Частотные сценарии или потенциально частотные подразумевают решение «из коробки». 

Упрощение сценария силами команды разработки позволит обеспечить доступность сервиса бОльшему числу клиентов и пользователей, повысить лояльность к компании и удовлетворённость продуктом. И, как следствие, позволит стать/остаться продукту лидером на рынке.

Знание о пользовательских сценариях и потребностях позволит своевременно дорабатывать решение, а в случаях, когда доработка программы невозможна — создать подробные справочные материалы.

Также важно понимать, что пользователь может испытывать сложности при работе с программой, но не осознавать, в чём именно проблема и как упростить сценарий. Мы владеем большей экспертизой и можем предложить более эффективные решения.

Пример из практики

Модуль для 1С сервиса Х. Из-за непонятного интерфейса пользователи осуществляли поиск только с помощью определённых функций, о которых они знали, а другие (тоже нужные) — не использовали, так как интерфейс не подсказывал и не помогал пользователям решить их задачу. 

Исследование помогло выявить пользовательские сценарии поиска и улучшить процесс навигации, что повысило скорость выполнения задач. Поиск — это основной сценарий пользователей. Он должен быть оптимальным «из коробки», несмотря на возможность дорабатывать сервис  самостоятельно.

Барьер 4. С сервисом работают программисты, они НЕ пользователи

Кейс

Решение

Команда знает, что с решением работают технические специалисты, поэтому нет смысла исследовать их пользовательский опыт, у них достаточно компетенций, чтобы разобраться с любой программой самостоятельно.

Да, пользователи с техническим бэкграундом могут быть более продвинутыми и во многом самостоятельно разбираться с особенностями программы. Но это не значит, что можно не учитывать эту аудиторию при разработке. У них тоже есть пользовательский опыт, с которым можно и нужно работать, и, по возможности, стремиться улучшать его.

Как правило, у специалистов с техническим бэкграундом есть сформированные чёткие требования или ценные идеи по работе системы в части интеграции и безопасности, учитывающие технические ограничения.

Мы можем изучать опыт таких пользователей для того, чтобы выяснить эти требования и ожидания, и поработать с ними. Речь идёт как о специалистах компаний клиентов, так и о внутренних пользователях компании разработчика (внедрение, техническая поддержка).

Также технические специалисты компаний клиентов, как правило, знают, с какими проблемами/сложностями сталкиваются конечные пользователи продукта, так как они могут приходить к ним с вопросами. 

В некоторых случаях технические специалисты могут рассказать о проблемах конечных пользователей. Но это происходит не всегда. Мы встречали ситуации, когда технические специалисты считали пользователей некомпетентными и глупыми, поэтому не сообщали об их проблемах. В этом случае важно продолжить исследование и услышать информацию из первых уст.

Пример из практики

Модуль для 1С сервиса Х. Добавили новый сценарий. С одной стороны, сценарий будут выполнять конечные пользователи — бухгалтеры — и необходимо учесть их опыт при реализации сценария в программе. С другой — настройкой сценария на стороне клиента будет заниматься не конечный пользователь, а технический специалист. Но важен опыт каждой роли. Для того, чтобы его учесть, в исследовании участвовали как бухгалтеры, так и  технические специалисты. 

В результате получили информацию и узнали пожелания как непосредственно к интерфейсу, так и по техническим доработкам.

Барьер 5. Если нет интерфейса, то и исследовать НЕ нужно

Кейс

Решение

У пользователей куплено API, то есть интерфейс относится к учётной системе клиента, а не к нашему продукту. Исследовать НЕ нужно.

Интерфейс — это основной способ взаимодействия пользователя с системой. Но даже если команда разработки не отвечает за интерфейс, пользовательский опыт есть.

Мы можем фокусироваться в исследовании в первую очередь на пользовательских сценариях (какие рабочие задачи выполняют, с какими сложностями сталкиваются при их выполнении). Такой фокус поможет понять рабочий контекст пользователя, тот путь, который  пользователь проходит каждый день, в том числе, в программном решении, с которым настроена интеграция. Зная это, мы можем помочь ему на этом пути, лучше встроиться в его сценарий.

Кроме того, пользовательский опыт начинается раньше, чем работа в интерфейсе, и на это мы тоже можем влиять. Процессы внедрения и настройки очень важны, без этих этапов пользовательский опыт может и не случиться (то есть, пользователь может и не дойти до основной задачи, на которую «нанимает продукт»). Мы можем определить, какие задачи пользователь решает до того, как начинает работать в сервисе, чтобы помочь ему легче и проще дойти до сервиса и начать работу в нём.

Пример из практики

Коннекторы сервиса Х. Внедрение настраивает коннектор согласно бизнес-процессу компании. Для того, чтобы настроить коннектор, необходимо писать код в консольном окне, интерфейса нет. В ходе исследования выяснили, что новичкам-внедренцам было сложно вникать в процесс настройки и неудобно пользоваться существующим способом настройки (написание кода). В своём сценарии они копировали код у более опытных внедренцев и адаптировали его под конкретный кейс. Из-за неудобства представления информации иногда настройки получались некорректными, приходилось переписывать код. Эту проблему удалось решить визуализацией настроек. Сделали интерфейс, благодаря которому новичкам-внедренцам стало легче вникать в процесс и ориентироваться в нём.

Барьер 6. Не понятно, кто пользователь, к кому с какими вопросами идти

Кейс

Решение

Исследовать слишком сложно. Большое количество сотрудников работает в организации, не понятно кто пользователь и к кому с какими вопросами идти.

Действительно, на старте может быть непонятно, к кому с какими вопросами идти и как это делать (смотри следующий барьер). Мы предлагаем отталкиваться от такой структуры функциональных ролей:

Роль 1. Держатель бизнес-процесса. В компании точно есть сотрудник, который владеет знанием о бизнес-процессе в компании, знает, кто с каким решением работает, и даже может рассказать, какие задачи выполняют коллеги. 

Идём к нему для того, чтобы понять процесс: кто работает в продукте, какие задачи выполняет.

Роль 2. Разработчик. Сотрудник, который занимается настройкой решения. Обычно это IT, технический специалист (может быть на аутсорсе). Идём к нему, если важно узнать про техническую составляющую.

Роль 3. Конечный пользователь. Сотрудник, который непосредственно выполняет ключевые задачи в решении. Идём к нему, если важно оценить удобство работы в системе, понять, какие задачи выполняет пользователь и как это делает. Также можно выяснить ��убъективную оценку скорости работы модуля и бесшовность рабочего сценария.

Пример из практики

Модуль для 1С сервиса X. Пользователей модуля для исследования искали через держателя бизнес-процесса. Он рассказывал о том, кто, в каких решениях и (частично) как работает и соединял команду с конечным пользователем. Для того, чтобы выйти на держателя бизнес-процесса, организовали рекрутинг через персональных менеджеров.

Барьер 7. Не понятно, как выстроить коммуникацию с пользователем из-за сложного контекста

Кейс

Решение

Исследовать слишком сложно. Большое количество сотрудников работает в организации, каждый говорит на своём языке. Не понятно, как выстроить эффективную коммуникацию.

Действительно, для успешной коммуникации необходимо говорить на языке пользователя. Для того, чтобы коммуникация состоялась, предлагаем по-разному готовиться ко встречам с выделенными в предыдущем барьере ролями.

Роль 1. Держатель бизнес-процесса:

- задаём вопросы о процессе, организационной составляющей работы;

- для того, чтобы говорить с держателем БП, мы должны хорошо понимать задачи, которые выполняет интеграционное решение (знать продукт);

Роль 2. Разработчик:

- задаём вопросы о технической составляющей;

- задаём вопросы о тех сложностях, с которыми к нему обращаются конечные пользователи организации;

- важно понимать технические термины для того, чтобы у информанта возникло доверие и диалог состоялся. Лучше брать на встречу кого-то из команды с бОльшим техническим контекстом;

Роль 3. Конечный пользователь:

- отталкиваемся от задач, которые выполняет пользователь. Просим рассказать/показать, как он это делает;

- вопросы об изменении бизнес-процесса не задаём, так как пользователь на них не влияет.

Также нужно продумать, как модерировать саму встречу. Важно не уйти в помощь пользователям, чтобы не решать локальные проблемы. Обозначить на старте, что все вопросы мы выслушаем, но после интервью. Или создадим отдельную встречу, где поможем разобраться с существующими проблемами. Это может делать не разработка, а поддержка или внедрение.

Пример из практики

Модуль для 1С сервиса X. На интервью с пользователями ходили вместе с методологом команды, которая хорошо знала продукт, его техническую составляющую. Исследователь задавал вопросы по гайду, методолог давала технические комментарии и задавала уточняющие вопросы.

Барьер 8. Не понятно, как выстроить коммуникацию с пользователем, так как есть инфраструктурные ограничения

Кейс

Решение

Пользователи есть, но как до них «дотянуться» с вопросами — не понятно. 

Да, у нас действительно ограничены возможности по взаимодействию в интерфейсе. Например, в модуле низкая конверсия на опросы и нужно обновление для их доставки. А в API-решения интерфейса для вывода опросов и вовсе нет.

Да, мы работаем с неоднородным полем, то есть в один и тот же момент времени разные пользователи могут взаимодействовать с разным интерфейсом (версии, конфигурации). 

Но мы не бессильны:

- мы можем найти персонализированный подход к пользователю, зная, какие роли работают в решении и по каким каналам получают информацию — звонки, почта, мессенджеры, уведомления на устройства типа ТСД;

- мы должны иметь на руках все карты: знать хронологию развития версий, иметь под рукой визуал их интерфейсов и, наконец, просто смелость напроситься на экран пользователя и увидеть своими глазами. Во многих исследованиях без наблюдения никак;

- мы знаем о пользователях больше, чем кажется. Всё, что знаем (версия, метрики активности, ошибок и тому подобное) можем не спрашивать.

Пример из практики

ПО для специального устройства, сканирующего коды маркировки. Когда нам нужно мнение сотрудников склада, мы не звоним сисадмину и не пишем на почту бухгалтеру.  Мы шлём свои вопросы или уведомления прямо в интерфейс специального устройства. Во всех непонятных ситуациях мы просто звоним пользователям, оказывается, они нередко совсем не против поболтать. Чтобы найти пользователя, которому «больше всего надо», берём контакты из обращений в поддержку.

Барьер 9. Слишком много ресурсов требуется для того, чтобы организовать такое исследование

Кейс

Решение

Интеграционные решения отличаются от веба, они сложнее. Как следствие, для того, чтобы провести исследование, необходима длительная и сложная подготовка. Проще не исследовать.

Действительно, на старте может потребоваться больше ресурсов для погружения исследователя в контекст работы системы, изучение версий, локальную установку решения и так далее. Но мы рекомендуем не скупиться на стартовых инвестициях. Вложения бОльших ресурсов в сравнении с исследованиями веба могут потребоваться:

- на старте исследования. Здесь необходимо подключать к подготовке владеющих экспертизой роли (аналитика или разработчика). Чаще всего это нужно только в начале работы и дальнейшие исследования потребуют меньшее включение;

- при приглашении пользователей участвовать в исследовании. Пользователи могут быть не очень мотивированы участвовать, а значит, потребуется ресурс на дополнительную мотивацию в виде умелого рекрута или вознаграждений. Это нормальная практика. В некоторых исследованиях веба рекрутинг иногда может быть даже сложнее.

Само исследование (за рамками подготовки), как правило, занимает столько же времени, как в вебе, и конкретные цифры зависят от задачи и методов.

Обычно такие инвестиции окупаются так как цена ошибки в разработке выше, чем на этапе исследования. 

Пример из практики

Модуль для 1С сервиса X. Исследователь — часть команды, но н�� сфокусирован на модуле. В первый раз исследователю показали, как работает модуль, дали справочные материалы и установили систему. Далее такое тотальное погружение не требуется, исследователь берет задачи и изучает ту часть системы, по которой проводит исследование.

Резюме

Спасибо, что дочитал до конца! Это 9 барьеров для проведения пользовательских исследований в интеграционных решениях, которые мы выделили на основе нашего опыта, и предложили способы их преодоления:

  1. Продукт покупают, значит проблем нет → не факт, важно убедиться, что проблем действительно нет. В практике есть контрпримеры, когда продукт был куплен, но из-за сложностей интеграции им не пользовались;

  2. Это 1С! Пользователи приняли ограничения, мы не можем влиять на их опыт → даже если интерфейсно мы не можем облегчить пользовательский сценарий, мы можем влиять на процесс работы с помощью инструкций, подсказок, обучения и других материалов;

  3. Пользователи могут сами дорабатывать сервис под свои потребности, зачем тогда нам что-то изучать и дорабатывать → мы должны предоставить оптимальное решение «из коробки». Закрытие частотных сценариев и потребностей позволит оставаться лидерами на рынке в условиях конкуренции;

  4. С программой работают программисты, они не пользователи → технические специалисты — пользователи со своими рабочими задачами, сценариями. Учёт потребностей любой роли, которая работает с продуктом — это проявление клиентоцентричного подхода к разработке, которого придерживается Контур;

  5. Если нет интерфейса, то и исследовать не нужно → мы можем влиять на процессы внедрения и настройки решения. Для этого нам важны знания о том, как пользователь проходит эти этапы, что ему важно в этих процессах. Кроме того, представление о пользовательском контексте и рабочих задачах поможет разрабатывать решение, которое будет бесшовно встраиваться в его работу;

  6. Не понятно, кто пользователь, к кому с какими вопросами идти → мы можем опираться на схему разделения ролей (владелец бизнес-процесса, технический специалист, конечный пользователь), в зависимости от задачи идти к нужной роли;

  7. Не понятно, как выстроить коммуникацию с пользователем, так как сложный контекст → использовать персонализированный подход, опираться на особенности каждой из ролей при выстраивании коммуникации;

  8. Не понятно, как выстроить коммуникацию с пользователем, так как есть инфраструктурные ограничения → узнать, какими каналами коммуникации пользуются пользователи, и персонализировать коммуникацию;

  9. Слишком много ресурсов требуется для того, чтобы организовать такое исследование → быть готовым вложиться на старте, в будущем это окупится.

Поделитесь, с какими барьерами сталкивались вы? Какие решения находили, чтобы их решить? Мы понимаем, что тема не исчерпана, нам интересно узнать о вашем опыте и продолжить диалог в комментариях к этой статье.


Больше про UX-исследования — в телеграм-канале Сдоба.

Комментарии (0)