27 ноября был совершен запуск РН Союз с пилотируемым космическим кораблем Союз (извините за тавтологию) МС-28 с миссией ротации на МКС. Удачный старт, вывод на орбиту и последующая стыковка - прошла успешно. Но ложка дегтя все же оказалась в бочке. В процессе запуска была повреждена часть стартового стола.

Наблюдая за запуском в прямом эфире, ничего не обычного не было замечено, даже были замечены вылетающие "палки" из котлована, но это особенность старта РН Союза и ничего подозрительного не увидел. Но позже, после запуска под стартовым столом №31 в котловане газоотводного лотка осталась лежать покореженная часть стартового комплекса.

Осмотр стартового сооружения после старта с высоты
Осмотр стартового сооружения после старта с высоты

Что же это такое?

Тут нужно немного погрузиться в саму конструкцию стартового сооружения и особенности тюльпана.

Из статьи Незаметные сложности ракетной техники: Часть 5. Стартовые сооружения мы расскажем о тюльпане:

Как расцветал тюльпан

Наверное, самый необычный стартовый комплекс — у семейства ракет «Р-7». Во-первых, это единственный комплекс, в котором ракета не стоит на столе, а подвешена за середину. Во-вторых, в ранних версиях стартовый стол поворачивается целиком перед запуском. Ну и в-третьих, вместо башни обслуживания сделаны две «полубашни», которые, к тому же, отходят от ракеты поворотом в вертикальной плоскости. Почему были приняты такие решения? Решение по первому пункту очень хорошо описано у Б.Е. Чертока. У ракет семейства Р-7 первая и вторая ступени собраны в пакет. И этот пакет очень плохо устанавливался на стартовый стол — требовалось серьезное усиление хвостового отсека, а это лишний вес, и возрастало ветровое сопротивление. Даже были идеи построить стену вокруг старта. Эскиз транспортного устройства, которое вывозило ракету и ставило на четыре стартовых стола, по одному для каждого боков��го блока, тоже никого не воодушевлял. И тут возникла очень красивая инженерная идея. В полёте усилия боковых блоков передаются на центральный блок через их верхние части. Так почему бы не подвесить ракету на старте за эти же самые силовые узлы? В этом случае ракета на старте испытывает те же нагрузки, что и в полёте, и не надо специальных мер по усилению конструкции. А погружение ракеты внутрь стартового сооружения решает проблемы с ветровой нагрузкой

В результате чего, приходилось копать огромный котлован для газоотвода и создавать реально стол для старта над которым и висит вся ракета.

Cхема стартового стола
Cхема стартового стола

Для предполётного обслуживания двигателей первой и второй ступени(или ускорителей и первой ступени по американской классификации) была создана кабина обслуживания(выделена красным).

Модель кабины обслуживания.
Модель кабины обслуживания.

Предполётное обслуживание включает в себя: снятие защитных заглушек(если видели транспортировку ракеты к стартовому столу сопла двигателей были ярко-красные - это они). Также установку пирозажигательных шашек - эти самые "32 березовые палки". И прочие манипуляции.

Фото из кабины обслуживания. Подготовка двигателей к старту и установка ПЗУ(пирозажигательных устройств)
Фото из кабины обслуживания. Подготовка двигателей к старту и установка ПЗУ(пирозажигательных устройств)

Данный элемент выезжает на специальных рельсах, и в выдвинутом состоянии она выглядит так.

Вид из газоотвода.
Вид из газоотвода.

При запуске температура ракетных струй достигает более 2000 градусов и от их воздействий установлен стальной бронелист(он прекрасно виден), который и защищает от повреждений внутреннее помещение и всю эту конструкцию.

Но в это раз, впервые за более чем 60 лет использования, во время запуска отъехала кабина. Из-за скорости и большой массы упоры на концах рельс не выдержали.

Упоры на концах
Упоры на концах

И в результате многотонная махина опрокинувшись рухнула с высоты на землю.

По фото видно что конструкция упала тепловым щитом вниз и по инерции перевернулась низом вверх.

В результате инцидента площадка лишилась кабины обслуживания. А без подгото��ки ракеты к старту запуск ракеты-носителя невозможен.

Как быть?

На космодроме Байконур раньше было 2 пусковых комплекса для запуска РН Союз Площадка №1, так называемым "Гагаринским стартом", c места которого был запущен Первый спутник и Первый человек, и Площадка №31.

В 2018 году Площадки №1, эвфемистически названая консервацией, была закрыта. И с тех пор Площадка №31 оставалась единственным рабочим стартовым столом Союза на Байконуре. В результате инцидента она на время пришла в негодность. А ведь только с нее запускались пилотируемые корабли Союз, грузовые корабли Прогресс, и помимо этого другие космические полезные нагрузки.

Дальнейшие действия Роскосмоса пока прорабатываются, и нет точного плана действий. Но мы можем предположить возможные действия.

Вариант 1: Ремонт

Да конструкция упала с 10-20 метровой высоты, но она состоит в основном из железа. Это предстартовое сооружение, необходимое только для доступа персонала, своеобразные леса, то и ломаться там нечему. А так как она не взаимодействует непосредственно с запуском, то и не обязательно выдерживать большие нагрузки ( кроме теплового щита) А железные фермы достаточно соблюсти геометрию. Выправить для придания формы, а дальше дело техники поднять, перевернуть и вставить обратно.

Но возможно там слишком обширные повреждения, которые невозможно исправить.

Вариант 2: Построили один раз, построим еще раз

Так как стартовых столов для Союзов было сделано много: на Байконуре 2 пусковые установки а в Плесецке сразу 4 пусковые установки и по одной на Куру и на Восточном, то не составит труда сделать еще один

Cборка  кабины обслуживания
Cборка кабины обслуживания

Технология уже обкатана и проект есть.

Но оформить заказ, потом произвести, потом привезти, установить - это слишком много займет времени. А напомню что ротация на МКС с КА Союз была назначена на весну. И за полгода можно и не успеть, даже учитывая что у Союза автономность в составе МКС 8 месяцев.

Вариант 3: Поискать на разборках

Учитывая что за последние 15 лет из эксплуатации были выведены 3 стартовых стола Союза. В Куру (Soyuz Pad) , в Плесецке(Пусковая установка № 2 (СК-2) для запуска РН «Молния-М», войсковая часть 14003, площадка 16, не эксплуатируется с 30 сентября 2010 года.) и упомянутый ранее "Гагаринский старт" Байконур Площадка №1. То возникает мысль что возможно взять кабину обслуживания и перенести за место сломанной.

Конечно у каждого есть свои сложности. Космодром в Куру - собственность ESA(Франции), а именно этот элемент? Да это самый свежий стол, последний запуск был в 2022 году. Для благого дела могут и предоставить доступ. Но разборка/доставка по морю тоже занимает время.

C Плесецка тоже не лучше: разборка зимой и переправка на более чем 4000 км. Притом он самый ветхий из списка(не эксплуатируется с 30 сентября 2010 года)

И самый потенциальный взять с законсервированной Площадки №1. Преимущество - он уже "на месте"

Но что если их уже разобрали на металлолом и они не подлежат эксплуатации.

Вариант 4: Каннибализм

Помимо выведенных из строя площадок можно позаимствовать у рабочих. Коих 2 на Плесецке: Пусковые установки № 3 и № 4 (СК-3), войсковая часть 14056, площадка 43, прошли модернизацию под РН «Союз-2» в 2019 и 2017 годах соответственно. Или на крайняк с Восточного.

Опять разборка - транспортировка на более 4000 км и сборка.

Вариант 5: Космическая табуретка Маска

Все вышеперечисленное может занять время, а пока на первых порах можно использовать временное решение. Помните как 3 года назад - когда Маск хотел запускать Starship - у него не было полноценного стартового стола с газоотводами(в новом он уже сделал по-фэншую) и он придумал поднять ракету на постамент. В народе прозванная "космическая табуретка". Тут можно позаимствовать идею и соорудить космическую табуретку для персонала, которую подведут под двигатели для доступа к ним. А после обслуживания, просто вытянут из газоотвода в безопасное место.

Вариант 6: Если гора не идет к Магомету

А если вспомнить что соседнюю площадку №1 законсервировали. Может ее легче расконсервировать. А что? Вся инфраструктура есть. С неё уже пускали.

Но эта игра может быть дороже свеч. Под "дороже" - подразумевал по времени выйдет слишком долго.  

Вариант 7: Распихать по сусекам

Как уже говорил - кроме текущей активной площадки у Союза есть еще 3. 2 в Плесецке и 1 на Восточном. Почему бы  разделить текущую нагрузку на остальных. Плесецк слишком северный, для пилотируемых конечно не подходит, но для остальных нагрузок - почему бы и нет. Да можете возразить что широта не будет помогать при запуске, но если брать меньшую полезную нагрузку или не нагружать дополнительными кубсатами - то можно рассмотреть и этот вариант.

Вариант 8: Полный переезд

Хотя если учесть что с Байконура в 2024 году было запущено только 8 Союзов, а с Восточного только 2. То с такой нагрузкой может полностью справится Восточный.

Возражения что он также севернее чем Байконур, бьется о практику запусков, которая с Байконура запускают не прямо на восток, а с отклонением даже выше чем у Восточного.

Да можно сказать что с него не запускали грузовой корабль Прогресс. Так а чем он принципиально отличается от другой полезной нагрузки? Протестировать корабль на Байконуре и привезти в сборе на Восточный.

Но что делать с пилотируемой космонавтикой, пока не починят стол?

Так же можете сказать и про пилотируемый Союз. Что нет достаточной обвязки для космонавтов. Но на Восточном есть прекрасная мобильная башня обслуживания, cо своей "чистой комнатой". Разве в тепле и не спеша нельзя загрузить космонавтов и оборудование. Это даже удобнее чем на Байконуре.

Единственное что там не установлено и протестировано - так это башни САС. (Если это не так попрошу поправить)

Вариант 9: Экзотика

Если с другими нагрузками и получится а с Восточным пилотируемые не срастутся - можно зафрахтовать и запустить КА Союз на других ракетах. Из разрешенных для пилотируемых полетов это Фалкон-9 и Великий Поход-3... Хоть там и есть САС но сами протоколы и интеграция может вылезти боком в самом неожиданном месте.

Вариант 10: Было бы счастье да несчастье помогло

При эксплуатации российского сегмента МКС ходят слухи что неплохо бы сократить экипаж и/или продлить их экспедиции. То получается что при сокращении до 1-2 человек в ру-сегменте, получится что достаточно чтоб прилетал по одному сменному космонавту на Драгоне, и этого будет достаточно.

Только полет российских космонавтов на Драгоне происходят в рамках перекрестных полетов... а если нет полетов на Союзах - то и перекрестных тоже

Вариант 11: С ног на голову

При создании МКС на орбиту летали и возили космонавтов Союзы и Шаттлы. C 2012 года Шаттлы перестали летать. В следствии чего Союз оставался единственным транспортом, а США и другие страны - покупали места на Союзе... Тут ситуация аналогичная при потери возможности запуска космонавтов Роскосмос может также покупать места в единственном активном транспорте на МКС - Драгон. И вот мы видим для чего был создан Старлайнер.

Встанет вопрос цены.

Вариант 12: Поставить на паузу

Но в самом Роскосмосе могут решить что после окончания текущей миссии ничего страшного если часть полетает в беспилотном режиме. Можно даже задраить люки между российским и американским/международном . Кстати это не единственный раз когда часть станции будет необитаемой. Модуль Спектр на станции Мир после аварии. Да и на МКС есть заблокированные закуточки простаивающий модуль Beam.

Вариант 13: Виноград зелен

Постоянно возникает вопросы "А зачем России или вообще человечеству пилотируемая космонавтика? Может оставить это для роботов, а человек нацелится на освоение Луны/Марса?" И вот оставить эти жалкие попытки нахождения и поддержания пару человек на НОО. А больше денег выделять на беспилотные космические аппараты. МКС за ненадобностью затопить или хотя бы российскую часть станции.

Можно еще перемешивать различные варианты.

А пока у Роскосмоса работы - непочатый край. К чему в результате придут и реализуют, это уже будет видно после следующего запуска на МКС с российской стороны.

Комментарии (12)


  1. ru1z
    01.12.2025 12:14

    Удивительно что нет дублирования на месте. Может у меня профдеформация, но в делах где затронуто столько людей ожидал больше порядка...


    1. nerudo
      01.12.2025 12:14

      Самое удивительное во всей этой истории, что Восточный строили на смену Байконуру и умудрились его построить без возможности запуска пилотируемых союзов (уже забыл в чем там дело).


      1. Popadanec
        01.12.2025 12:14

        Скорее всего вопрос инфраструктуры. От банального попадания в корабль, до места жительства и прохождения комиссий.


      1. ssj100 Автор
        01.12.2025 12:14

        Да и при закрытии Гагаринского старта - здесь на Хабре уже ставили вопросы что будет если произойдет авария... но вроде все упиралось в надежность... Ракета опытная объезженная ничего не произойдет.


      1. Viyr
        01.12.2025 12:14

        Вероятно дело в приводнении в Охотском море если что то пойдет не так при запуске.


    1. AlexeySetevoi
      01.12.2025 12:14

      Там, возможно, история о том, что дублирование механизмов сначала было не нужно(потому Р-7 планировалась как МБР с ядеркой изначально, у нее одна задача, надежности для нее положили с избытком, как и водится у военных проектов), и за деньги дублера — лучше было собрать целиком дублера где‑то еще.
      А потом «нет ничего более постоянного, чем временное»,«но ведь работает»,«да у нас договор по Байконуру заканчивается, какие дублеры»,«да мы ее используем временно, пока пусков много»,«да нам нужнее закончить Восточный, чем закапывать деньги туда» и прочие, знакомые всем инженерам истории, когда пытаешься выбить деньги на 100% резервирования.


    1. VashKO
      01.12.2025 12:14

      Не удосужился Королёв еще один старт построить. А после распада СССР на Байконуре никто ничего и не собирался строить.
      Дублирование есть - тот самый "Гагаринский" старт. Насколько я понимаю, с него и хотят взять. Новый никто делать не собирается


  1. iiwabor
    01.12.2025 12:14

    Оборудование, оставшееся нам от более высокоразвитой цивилизации, начинает потихоньку ломаться...


    1. id_Alex
      01.12.2025 12:14

      Там же нагрузки гигантские, и так столько стартов выдержал. Но видимо уже на последнем пределе было даже это железо.


  1. proton-me
    01.12.2025 12:14

    Тут недавно робота нового показывали. Может его отправить в грузовике.

    Правда его бы свежим маслом прокапать. Но за полгода, думаю, можно справится.


  1. PerroSalchicha
    01.12.2025 12:14

    Вариант 1: Ремонт

    Это не вариант. Там даже невооружённым взглядом по фото видно, что деформировано практически всё. Плюс, она к тому же попала под воздействие выхлопа двигателей ракеты, и подверглась ещё и сильному перегреву. Даже если разобрать всё это не деструктивно автогеном, а аккуратно по деталям, и прокатать их там, чтобы выровнять, прочностные характеристики оно уже никогда не будет выдерживать.


  1. Wizard_of_light
    01.12.2025 12:14

    Да конструкция упала с 10-20 метровой высоты, но она состоит в основном из железа. Это предстартовое сооружение, необходимое только для доступа персонала, своеобразные леса, то и ломаться там нечему

    Ага, сейчас жестянщики обстучат и на место запихнём /s. Там даже раму ко всем чертям смяло, а кабели, приводы, механика поворотного стола, гидравлика и её трубопровод - теперь просто и говорить не о чем. И скорее всего при падении повреждены направляющие, по которым ездила кабина. И если кабина выдвинулась в момент, когда туда газовая струя от ракеты била, там ещё и в нише наверняка чего-нибудь пожгло и оплавило.