«Прыжок веры» в предпринимательстве — это идея или гипотеза, которую берут за основу стартапа и проверяют на этапе реализации.
Я Павел Мамонов, мне 40 - основатель крупнейшего сообщества в Рунете людей, занятых на FMCG рынке. Я хотел бы посвятить цикл статей одному из моих самых больших проектов, который занял достаточно большой период моей жизни.
Проект, заслуживший право остаться в истории FMCG рынка, поскольку является типичным примером интернет – стартапа, что рождается в гараже на колене в России (во времена, когда стоимость входа в интернет-индустрию была очень низкой).
Проект, занимающий лидирующие позиции на протяжении почти 10 лет в своей нише, являясь частью жизни FMCG B2B (оптового) рынка того времени.
Проект, служащий примером ошибок и надежд основателей, слепо идущих к своей цели, не замечающих грани, где заканчивается хобби и начинается бизнес, непонимающих основ, на которых должен строиться бизнес.
Для упрощения восприятия читателями материал будет состоять из цикла статей, которые будут разделять проект на этапы жизни соответствующими модели жизненного цикла компании по Адизесу. Так будет легче понять развитие проекта и сделать анализ допущенных ошибок. Описанный в этой статье этап, согласно жизненного цикла представлен на диаграмме как «Выхаживание» — зарождение организации, когда она ещё не существует физически, но энтузиазм и идея относительно её будущего уже возникли.

Эти статьи будут полезны людям, совершающим «прыжок веры»: тем, кто запускает стартапы, создаёт новые продукты и искренне верит в их успех.
2008 год — пожалуй, именно тогда идея, возникшая в чьей-то голове, впервые воплотилась в минимальный жизнеспособный продукт, подтвердив своё право на существование. В то время я руководил отделом региональных продаж в филиале крупного казанского холдинга «ВАМИН», основной задачей являлось развитие дистрибуции продукции производителя на территории Сибирь, Республика Бурятия, Республика Саха и Дальний Восток. Проще говоря, задача моего отдела заключалась в поиске компаний, которые будут покупать у нас продукцию крупным оптом для дальнейшей реализации в мелкий и средний опт.
Информации о компаниях, занимающихся реализацией продукции где-нибудь в г. Алдане, Братске, Нерюнгри и в прочих городах не было. Интернет давал информацию списками в основном по крупным городам. Ценность такой информации для менеджера, занимающегося активными продажами, стремилась практически к нулю из-за отсутствия контактов лиц, принимающих решения, а надёжность контрагента было невозможно проверить. В результате «вакуума информации» клиентская база в компаниях формировалась очень тяжело. Единственный путь — через транспортные компании путём покупки у них клиентских баз и многонедельные командировки фактически «в никуда« в удалённые регионы России, где приходилось ориентироваться на местности и выяснять информацию у местных жителей о компаниях и их репутации. Отдельно отмечу подобная информация в ряде компаний достаточно серьёзно охранялась внутренней службой безопасности, считая её своей интеллектуальной собственностью. За её разглашение можно было столкнуться с серьёзными последствиями. Сегодня подобные методы кажутся дикими, но по меркам того времени это считалось нормальным.
Как вы уже наверно поняли, был огромный вакуум информации, который создавал проблематику практически для всех компаний, занимающихся производством продукции в сфере FMCG: для производителей, находящихся на европейской части России, и всех, кто находился «За Уралом» — была настоящая область тьмы и неизвестности.
Примерно в середине 2008 года родилась идея создания «чего-то», что могло бы помочь производителям в поиске каналов реализации продукции и решить проблему рынка — сделать прозрачнее. Интернет-платформа, которая была бы больше, чем просто справочником компаний. Но это «что-то» пока не могло обрести форму в моей голове.
В скором времени решение пришло само по себе. Ещё со времён студенчества я был постоянным пользователем интернет-форума, организованного студентами технического вуза для внутреннего общения, купли-продажи электроники и прочей болтовни. Форум всё ещё существует и выполняет свою основную функцию для вновь прибывших студентов. Меня всегда восхищала лёгкость и простота его работы, чистый интерфейс, понятная логика, сильное комьюнити, которое помогает друг другу и делиться информацией.
В конце 2008 года, переписываясь на студенческом форуме, в моей голове сформировалась форма минимального жизнеспособного продукта. Продукта, способного воплотить мою идею решения проблемы «вакуума информации» и дать надежду компаниям-производителям расширить каналы реализации продукции. 20 декабря 2028 года была развёрнута первая версия форума на базе скрипта PubBB по аналогии со студенческим форумом, зарегистрировано доменное, которое в последующие годы стало самым цитируемым среди менеджеров и собственников компаний-производителей, узнаваемых на профильных мероприятиях. В тот момент я особо не понимал, что делать дальше, просто почувствовал огромное облегчение, поскольку идея обрела форму.
Из того, что я успел сделать до конца 2008 года — это написать на главной странице:
«Уважаемые пользователи меня зовут Мамонов Павел. Моя работа — расширение каналов сбыта продукции компании, в которой в данный момент осуществляю свою деятельность. Этот форум создан в помощь менеджерам в поиске каналов сбыта на территории Сибири, Республики Бурятия, Саха и Дальний Восток и обмену опытом по рабочим вопросам»
С того времени осталось только фото ноутбука, на котором стартовал проект.

В самом начале я начал позиционировать форум: по территории Сибири, Республики Бурятия, Саха и Дальний Восток, не умышленно отсекая огромную часть страны. Сейчас понимаю, что это было от того, что обладал знаниями работы только по данным регионам и мог делиться опытом исключительно в этом направлении, мне так было легче.
В январе 2009 года на Новогодних каникулах я создал форумы городов с информацией по ним, которыми я обладал. Топики с названиями оптовых компаний, занимающихся закупками продуктов питания. Порядка 100 компаниям дал свою честную характеристику, описав свою точку зрения о каждой: насколько соблюдает договорные отношения, насколько крупные и свои личные рекомендации, характеризуя компанию из разряда “хорошая / плохая”, а также поделился контактами лиц принимающих решение.
Прошло несколько недель, в течении которых я проводил «шлифовку» форума, это было в основном связано с материалами, содержащимся на форуме. Топики о проблемах, о решениях, просто свои мысли, которые приходили в голову и описывали ситуацию на рынке дистрибуции. Интерфейс самого форума «из коробки» оставался нетронутым по причине того, что я не являлся разработчиком и познания в доработке интерфейса, функционала, новых «фич» у меня начисто отсутствовали. Вместо этого у меня было огромное желание делиться знаниями с миром!
В феврале 2009 у меня появился форум, наполненный информаций, которая как я считал, может быть полезна другим людям с общим интересом «продавать». Была проблема, о которой ранее я старался не думать. Кроме меня на форуме больше никого не было. Вначале, когда я все это начинал, не особо хотелось думать о том, откуда появятся пользователи и единомышленники. В голове были картинки что-то из области: «поисковик проведет индексацию сайта, я попаду в поиск», а дальше что-то должно случится и миллионы людей придут. Но шли недели люди не приходили, а я просто писал и думал, что на момент, когда они придут информации будет максимально много.
В марте 2009 года никто не пришел... Я был по прежнему единственным зарегистрированным пользователям, но к этому времени сформировалась идея как заявить о себе миру.
По профилю работы в моем почтовом ящике было примерно 200 электронных адресов людей так или иначе связанных с оптовыми продажами. Контакты, которые копились на протяжении моей трудовой деятельности - представители и собственники производителей и оптовых компаний, логисты и т.д. Я сделал массовую рассылку, послал сигнал в космос в виде спама на 200 адресов и стал ждать, когда космос пошлет мне знак.
Примерно через сутки на форуме было зарегистрировано 75 пользователей, менеджеры накинулись на базы компаний, давая свои комментарии и добавляя дополнительную информацию к моей и одновременно расширяя свою клиентскую базу. С другой стороны, представители оптовых компаний читали, что пишут об их компаниях производители с чувством, что они «голые» и уже никуда не спрятать свои недостатки в работе. Поставщики комментировали своих же клиентов анонимно, без капли стеснения, изливали душу без капли сомнения. Людям дали место, где они могут высказаться анонимно. Произошло скопление критический массы, которая копилась на рынке в одном месте «Срыв покров».
Таким образом, я прошел первый этап развития по модели Адизеса — «Выхаживание» — менее чем за один год и перешел к следующему этапу — «Младенчество»: доказательству права на существование моей идеи.
Об этом этапе будет следующая статья.
Комментарии (4)

saag
13.12.2025 04:25Там на графике вместо слова "Смерть" лучше бы написать "Переход в другую реальность"
Olegun
Предлагаю начать вторую статью с расшифровка аббревиатуры FMCG.
M_AJ
FMCG — потребительские товары повседневного спроса.