Как я создал самое большое сообщество людей в Рунете занятых на FMCG рынке. Часть 1 «Прыжок веры».
FMCG - товары повседневного спроса.
Так я чуть меньше чем за один год прошёл первый этап развития по Адизесу «Выхаживание» и вошел в этап «Младенчество»: доказательства права на существование своей идеи. Об этом этапе будет следующая часть статьи не менее увлекательная, чем первая.
«Младенчество» — это этап, на котором компания официально создана и начинает реальную деятельность.

2009 год.
Март стал показателем того, что мою идею поддержал Рунет. Каждый день регистрировалось более десяти новых пользователей, все хотели читать и писать. Трудно было определить источник трафика на форум: была ли это индексация поисковиков или «сарафанное радио». Никакого счётчика или аналитики трафика тогда не существовало, да и потребность в таком анализе отсутствовала. Сегодня у меня сохранились логи, по которым можно составить отчёт о регистрации новых пользователей. Сейчас мне кажется, что контент, который генерировали круглосуточно пользователи, был естественным топливом, способствующем росту трафика.
Днем я работал, управляя продажами в своей компании на основном месте работы, а ночью занимался модерированием форума. Пользователи генерировали огромное количество контента каждый день, как снежный ком, приходя домой вечером и открывая форум, я видел десятки новых топиков и сотни постов, которые создавали пользователи. Осложнялось все отсутствием понятной навигации. Это было просто “место”, где можно было писать и быть услышанными единомышленниками. Никого не волновал дизайн или структура, пользователи часто писали где попало, при этом создавая много флуда. Вместо сообщества профессионалов, задающих грамотные вопросы и грамотно отвечающих и уважающих друг друга, я наблюдал огромный поток хаотичной информации, в которой трудно было найти что-то полезное.
На модерацию у меня уходило около четырёх-пяти часов в сутки: я удалял бесполезную информацию, перемещал посты в соответствующие разделы, редактировал карточки компаний, добавленные пользователями, и регулярно устранял ненормативную лексику.
Только на майских праздниках у меня появилось несколько свободных дней ,чтобы проанализировать происходящее. У меня было более 1000 пользователей и стабильно растущий высокоцелевой трафик, также потребовалась помощь в обработке прибывающей информации.
В то время я получал среднюю зарплату в размере 40 000 рублей и наёмного сотрудника позволить себе не мог, на форуме я написал обращение к пользователям, что ищу единомышленников для помощи в модерации форума. Откликнулось около 20 пользователей, которых я и назначил первыми модераторами. Кроме никнеймов, под которыми они скрывались, у меня не было никакой информации о том, кто эти люди. Но особого выбора у меня всё равно не было. Назначенные модераторы помогали справляться с явными оскорблениями и ненормативной лексикой — эта помощь была бесплатной, и я искренне был благодарен за неё. Однако самую важную информацию нужно было структурировать особым образом, и на тот момент только я сам, обладая необходимым видением, мог справиться с этим. Было сложно реализовать задуманное с учётом ограничений простого скрипта форума. Я пытался самостоятельно внести улучшения, изучая материалы в интернете, однако вскоре понял, что мои усилия неэффективны и прекратил дальнейшие попытки.
В июле мне на почту написал первый рекламодатель - это был маркетолог из компании ООО Лыткаринский пищевой комбинат. Бренд “Вкусные консервы” можно до сих пор увидеть на полках магазинов. Они сделали запрос на размещение рекламного баннера и стоимости, что вызвало огромную радость - ведь у меня впервые хотят разместить рекламу и самое главное - заплатить за это деньги. Я понятия не имел сколько может стоить реклама на моем форуме, а самое обидное, что у меня не было юридического лица для заключения договора и приема денег от компаний за услуги маркетинга. А самое ужасное - я понятия не имел каким образом баннер встроить в шаблон сайта.
С первой проблемой я мог справиться самостоятельно, я запустил процедуру открытия ООО, с простым названием ООО ФУДМАРКЕТС.РУ к конце июля у меня появился расчетный счет.
В решении второй проблемы опять пришел на помощь студенческий форум скрипт которого я взял за основу своего форума и о котором упоминал в первой части рассказа. На форуме я создал топик, описал ситуацию, примерный посыл был таким“открыл форум для менеджеров им активно пользуются люди, он несет пользу обществу и нужна помощь чтобы его “допилить” до состояния которое было сформировано в моем видении”, послал сигнал в космос и стал ждать, больше особо ничего не оставалось, рекламодателю я отказал объяснив ситуацию что не имею технической возможности размещать материалы и по мере того как возможность появится я им сообщу. Через несколько дней мне ответили, это был Димитрий сказал что хорошо знаком с данным скриптом, участвовал в доработке студенческого форума и может помочь в свободное время, запросил информацию что нужно сделать.

На тот момент пользователи форума самостоятельно наполняли ресурс контентом. Со временем естественным образом сформировались два крупных раздела:
— Каталог компаний, содержащий контактные данные организаций (адреса, телефоны) и ценные отзывы реальных пользователей. Впоследствии эта информация сыграет ключевую роль в возникновении одной непростой ситуации.
— Непосредственно сам форум, где участники активно обсуждали профессиональные вопросы, обращались за советом и поддержкой по различным аспектам своей профессиональной деятельности.
В общих словах я обрисовал своему знакомому программисту Дмитрию проблематику и стал ждать. Через несколько недель он попросил у меня пароль от хостинга, чтобы опубликовать обновления. Были сомнения, но выбора особо не было я предоставил реквизиты доступа к хостингу и стал ждать. Через несколько дней появились обновления. Дмитрий проделал потрясающую по тем временам работу. Он разраб��тал специальный каталог компаний прямо внутри форума, добавив удобные фильтры поиска, список городов и улучшив общий дизайн шаблона. Благодаря этому форум преобразился, став похожим на полноценный онлайн-портал. Денег он с меня не взял, сказал обращаться снова, если появятся новые идеи — мол, ему несложно. Мне кажется, он просто поверил в мою идею и захотел поддержать начинание.
Наступил октябрь, и я продолжал заниматься модерированием портала ежедневно по 4–5 часов. Дополнительно начал активно использовать форум на работе как инструмент для расширения клиентской базы.Мы достаточно хорошо стали общаться с Дмитрием, он дорабатывал форум по мере возможности уже самостоятельно, понимая проблематику и решая ее. Мы познакомились лично, вместо денег я расплачивался с ним головками сыра, коробками масла, пачками творога и прочих продуктов, которыми занималась моя компания.
Число пользователей росло, объем информации рос в геометрической прогрессии. На тот момент было порядка 30 модераторов на сайте, но самое важно, что благодаря созданной структуре портала им становилось легче управлять. А мне легче его модерировать.
Практически всё личное время уходило на поддержание форума. За время существования сайта я потерял около десяти килограммов веса, работая буквально на автопилоте. Сам того не заметив, я совсем позабыл, что зарегистрировал юридическое лицо (ООО), тогда как налоговая служба этого ни на миг не упустила из виду. Оказалось, что даже если фирма фактически не ведет деятельность, ей всё равно необходимо подавать отчётность. Возникла новая задача — обеспечить компанию бухгалтерским сопровождением, что означало дополнительные финансовые затраты. В это же время я вспомнил про “Вкусные консервы” и рекламный баннер. Я им написал, подготовив договор и счет на оплату, оценив в десять тысяч рублей за месяц размещения рекламного баннера. Отправив документацию заказчикам, они оперативно выслали готовый баннер и произвели оплату услуги. Первый рекламный баннер был размещен на портале. У меня появились первые деньги на счету, по уровню моего внутреннего состояния на тот момент я был Павлом Дуровым, не меньше. Впоследствии “Вкусные консервы” пробыли с порталом многие годы.
Ноябрь портал встретил с пятью тысячами зарегистрированных пользователей. В это же время пришли еще два рекламодателя и захотели баннеры, а я с удовольствие им их продал по двенадцать тысяч рублей в месяц. Договорился на предоплату за 3 месяца с условием, что предстоящий январь 2010 года они будут размещаться бесплатно.
В следующий год я вступил с рекламодателями, с разработчиком отдававшим порталу свободное от основной деятельности время (которому на тот момент уже вместо сыра платил двадцать тысяч рублей в месяц) и почти с шестью тысячами пользователей.
2010 год.
В середине года число зарегистрированных пользователей удвоилось и составило порядка двенадцать тысяч. Стабильный доход с баннерной рекламы составлял сто двадцать тысяч рублей до вычета налогов (в деньгах того времени отдохнуть на острове в Тайланде пару недель за семьдесят тысяч рублей на двоих) я мог оплачивать услуги разработчика, налоги, бухгалтерское сопровождение, хостинг и у меня оставалась еще достаточно приличная сумма денег. Ресурса на поиск рекламодателей не требовалось, рекламодателями являлись пользователями портала и регулярно делали запросы на размещение рекламных материалов. В части самого портала глобальных изменений не произошло. Дорабатывалось все по мере возникновения потребности: защита от спама, верификация по смс, карточки пользователей, оповещения, поля для информации и прочие вещи, создававшие удобство для пользователя.
Почти весь год я наблюдал за своими менеджерами на работе в количестве четырех человек. Практически весь рабочий день они проводили на моем портале, о том что портал создал я предпочитал не распространяться. Предпочитал оставаться сторонним наблюдателем, следя за тем, как используют форум другие пользователи. Было сделано достаточно интересное наблюдение- обычный менеджер с наработанной клиентской базой тратит около 40% рабочего времени на операционную деятельность: согласовать заявку, согласовать отгрузку, подготовить документы и прочее. 60% это поболтать, покурить, посидеть в телефоне, поискать новых клиентов- портал давал все это в одном месте и они его никогда не закрывали. Портал превратился в рабочий инструмент, который создавал эффект синергии. Менеджеры общались с менеджерами, это была как социальная сеть с высокоцелевым трафиком, а продажи их отделов шли вверх.

К концу года я практически перестал заниматься своими прямыми обязанностями на основной работе, она стала мне неинтересна. Мне хотелось посвятить свое время развитию FoodMarkets, тем более рабочее время я практически все посвящал ему. Я покинул компанию, попрощавшись с ролью начальника отдела региональных продаж, чтобы занять место в роли CEO + Product owner + модератор в одном лице, чтобы начать строить свою компанию.
На этом закончился мой этап “Младенчества” и я перешел на этап “Давай-Давай”. Следующий год я встретил с шестнадцатью тысячами пользователей, стабильным потоком рекламодателей, погонами Директора компании, разработчиком на полставки и бухгалтерским сопровождением.