В научном мире не стихает эйфория по поводу открытия гравитационных волн. В то же время становятся известны новые подробности об участии российских физиков в международном проекте LIGO: это научные группы из МГУ и Института прикладной физики РАН (Нижний Новгород).

Кроме них, значительный вклад внёс ещё один человек — Сергей Клименко из Флоридского университета США. Он официально считается соавтором открытия, которое будет без сомнения удостоено Нобелевской премии. В итоговой научной статье есть две ссылки на его работы (и ещё на одну неопубликованную).





Выпускник Новосибирского университета прежде работал над детекторами частиц в российском Институте ядерной физики, затем в американской Национальной лаборатории имени Энрико Ферми. Когда начинался проект LIGO, физик «для разнообразия» решил обдумать проблему обработки данных. Результатом стал алгоритм и программа для выявления сигнала в постороннем шуме.

«Главное программу не написать, главное — придумать. Я её придумал и разрабатывал вместе с моим коллегой из Флоридского университета профессором Генахом Мицельмахером. А с 2004 года её начали использовать в LIGO, — рассказал Сергей Клименко в интервью ТАСС. — Суть ее в том, что она смотрит на данные, находит сигнал, оценивает, насколько он достоверен, и сообщает параметры сигнала и свои выводы».

Этим заслуги учёного не ограничиваются. В тот самый день 14 сентября 2015 года, когда был принят сигнал от двух вращающихся чёрных дыр, Сергей находился у себя дома во Флориде. В 6:30 он начал проверять электронный почтовый ящик — и обнаружил сообщение от своей программы, что произошло что-то необычное. «Я стал разбираться, что это такое, и очень быстро понял, что это феноменальный сигнал — то самое, что мы долго ищем», — сказал учёный.

Клименко сразу сообщил коллегам о произошедшем событии. Это было очень важно, потому что обсерватория в тот момент находилась не в штатном режиме, а фактически в состоянии наладки. Если бы в настройки внесли изменения, то проверить сигнал было бы уже невозможно. Уже в 7:15 он отправил коллегам записку об «уникальном событии» — такое быстродействие оказалось критически важным.

Событие проверили — зарегистрированные колебания (красным на диаграмме) в точности соответствовали расчётному шаблону (серым).



После дополнительных измерений была опубликована научная работа, которая несколько недель проходила рецензирование, а вчера опубликована в журнале Physical Review Letters (статья в открытом доступе).

Комментарии (81)