Уже не первый год компания DJI является монополистом по производству готовых решений мультикоптеров, способных летать «из коробки». Квадрокоптеры линейки Phantom обрели большую популярность именно по причине своей интуитивности и простоты — даже новичку под силу разобраться в настройках Фантома и почувствовать себя пилотом в считанные часы после покупки. Но у этой медали есть и обратная сторона – недостатки, с которыми пилоту новичку придется столкнуться чаще всего уже в первый день полетов. Перечисленные недостатки, речь о которых пойдёт в этой статье, в большей степени относятся к двум последним поколениям Phantom 3 и 4.
Низкая ремонтопригодность и высокая стоимость запчастей
Компания DJI не производит и не продает запчасти для своей продукции. В случае повреждения коптера, его ремонт полностью ложится на плечи пользователя, который вынужден покупать запасные части и комплектующие на вторичном рынке по завышенным ценам.
Основные отличия конструктива DJI Phantom 3 от DJI Phantom 2.
Фото 1 – Устройство DJI Phantom 2
Регуляторы хода в Phantom 2 выполнены отдельно, в то время как в Phantom 3 они интегрированы в материнскую плату, представляющую собой один блок.
Фото 2 – Устройство DJI Phantom 3
Полётный контроллер в Phantom 2 представлен отдельным съёмным модулем, что позволяет с лёгкостью его заменить, а в Phantom 3 он также интегрирован в материнскую плату
Особенность конструкции, из-за которой пропеллеры попадают в обзор камеры
При съёмке с коптера DJI Phantom оператор существенно ограничен в выборе положения камеры, если требуется получить чистый кадр без попадания в видеоряд частей коптера.
Отсутствует возможность модернизации
Конструкция квадрокоптера разработана таким образом, что применение дополнительного оборудования, выбор которого существенно ограничен, возможно только от производителя DJI. Установка оборудования сторонних производителей требует от пользователя дополнительных навыков слесарных и электромонтажных работ.
Проблемы фокусировки камеры
Большое количество пользователей сообщает об отсутствии фокусировки камеры. Её фокусировка является очень сложным и трудоёмким процессом, поскольку при регулировке линз может потребоваться неоднократный сбор и разбор камеры для получения изображения требуемой резкости.
Небольшой радиус действия стокового пульта управления
Компания DJI заявляет, что для Phantom 2 дальность связи радиоаппаратуры составляет 1 км, а для Phantom 3 – 2 км. Однако, на практике не рекомендуется достигать этих значений, особенно в городской черте, где эфир сильно зашумлён.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что политика компании DJI направлена не на обеспечение совместимости и долгосрочной поддержки, а на получение сверхприбыли и форсирование морального устаревания своей продукции.
Например, падение Phantom 3 даже с небольшой высоты без существенного повреждения корпуса и винтомоторной группы, часто приводит к неисправности материнской платы с выводом на экран ошибки – «ESC status Error» и рекомендации обратиться в сервисный центр компании.
Фото 3 – DJI Phantom 3 ошибка — «ESC status Error» после аварии
В большинстве случаев данная неисправность устраняется только заменой платы, стоимость материнской платы начинается от 27 тыс. рублей.
При выборе мультикоптера учитывайте не только его стоимость но и в целом стоимость владения.
Единственный вариант сэкономить на ремонте – купить «каско» от DJI
Комментарии (35)
alexpp
16.03.2016 19:43Ввиду вышенаписанного — что можно рекомендовать к покупке? Чтобы было сопоставимо по характеристикам.
Arxitektor
16.03.2016 20:29К сожалению на данный момент собрать что-то аналогичное по параметрам фатому 3 очень сложно.
Я сам являюсь владельцем 3 адванс.
1) Видеолинк у фантома цифровой и 720р. Если не брать в расчет цифровые линка стоимостью порядка 1200 Connex HD
то придётся довольстоваться аналоговым линком качество картинка сильно ниже.
2) Полётный контроллер аналогов практически нет простота настройки — всё работает из коробки.
все параметры меняются с помощью приложения на телефоне. остальные по возможностям сильно отстают.
3) простота эксплуатации взлететь сможет человек который никогда коптеры и не видел.
4) Защиты от дурака полёт в ограниченном пространстве (виртуальные стены)
5) Хорошая автономность.
Собрать с ноля аналог.
1) Пульт
2) ЗУ для акб
3) Комплект для сборки коптера: рама, моторы, регули, мозги, акб.
4) Видеолинк передатчик, приёмник, монитор.
На момент выхода аналогов не было. Да гораздо дешевле готовый коптер в размер фантома примерно в двое дешевле.
Но всех функция не будет. Всё таки DJI это эппл в мире дронов.
Для фана и обучения советую смотреть на 250-210 коптеры рейсеры.Bedal
17.03.2016 10:05>Всё таки DJI это эппл в мире дронов.
Убийственная характеристика, вообще-то. Зато исчерпывающая.
NetBUG
18.03.2016 10:15Полётный контроллер DJI Naza-M можно взять в пределах полутора сотен долларов с GPS.
Хинт: Naza-M Lite прошивается в Naza V2, которая примерно равна Naza Phantom.
Механику DJI умеет делать гораздо лучшую, чем ставит в Phantom, трансмиттер обычно уже есть свой.
Svetorus
16.03.2016 20:40+1В размере того же бюджета можно приобрести модульную конструкцию. Которая по характеристикам будет в чем-то даже превосходить Фантомы. Более того, оборудование можно будет подобрать в соответствии с конкретными требованиями. Вот пример показан в этом видео квадрокоптер на раме S500. Стоит отметить, что снята только первая серия о постройке коптера с характеристиками близкими к Фантому, во второй серии обещается показать полностью укомплектованный и настроенный аппарат. Поскольку мы говорим о решении из коробки – то сейчас достаточно много мастерских, где можно заказать квадрокоптер по своим требованиям и бюджету полностью готовый к полету.
Vavooon
17.03.2016 11:53+13DR Solo. Там тоже есть цифровой видеолинк.
SovGVD
17.03.2016 11:55При всей моей любви к open source и 3dr (как спонсора и производителя?) в частности http://www.bhphotovideo.com/c/product/1133723-REG/3d_robotics_solo.html
Без подвеса за 800 баксов.
fidller
16.03.2016 20:26+1как коптерщик со стажем, всем рекомендую фантом 3 и выше.
Да не сильно ремонтопригоден, но летает сразу из коробки.
Пропеллеры не всегда попадают в кадры, не даром их свадебщики часто используют.
Не большой радиус действия пульта — народ умело его юзает в 2 км, но это более чем достаточно, если коптер улетает дальше 1 км, то его не видно, не слышно, и в случае падения будет проблема найти.
Фантом хорош тем, что бы летать не надо много знать, в отличии от других мозгов и моделей, так же это относиться ко все продукции джи, цена да высока, но зато с этим оборудованием просто работать.
Ни и учитесь летать в мануале и следите за магнитными бурями
Akr0n
17.03.2016 05:33+1У нас эти коптеры закупило МЧС и с огромным пафосом демонстрировало журналистам как гигантский технологический скачок в области спасения людей и ликвидации ЧС… Страшно даже подумать сколько стоила поставка этих игрушек.
AVKinc
17.03.2016 08:59+1За цену Фантома самострой можно сделать решительно другого класса.
Совершенно непонятно как это пластиковое чудо умудряются продавать за его цену.
Видимо принцип «искаропки» стал основополагающим.dimquea
17.03.2016 10:02+1далеко не все умеют разбираться в новой для себя области. кому то дано использовать только rtf-решения.
Eeegrek
17.03.2016 10:08+2Это айфон из мира квадрокоптеров. Дорогой, надежный, не требующих специальных навыков для настройки и, в точности как айфон, неремонтопригодный.
SovGVD
17.03.2016 11:09+4Раз уж пошла такая пьянка… давайте разберем цены самосбор против готового коптера. (за последние 4..5 лет я собрал не один коптер, если что)
Самосбор:
- камера + подвес = например GoPro (450$ в среднем наверно) + линза без фишая (допустим 30$) + самый дешевый 3х осевой китаец (80$) = 560$
- рама + моторы + регули + пропы = F450 (20$ но на самом деле больше, надо еще ноги, крепления и прочее) + 4 мотора по 15$ + 4 регуля по 10$ + 8 пропеллеров (совсем ужасные от 3$ за пару) 3*4$ =132$
- контроллер + GPS = сложно, да и не всем vps надо, но вариант только pixhawk, да и только он даст полеты по точкам и прочее = pixhawk 130 + gps+глонасс 30 = 160$
- fpv приемник + передатчик = 600mW 32 канала около 30$ + приемник 20$ + антенки более-менее приличные 15$ = 65$
- аппаратура управления + приемник\передатчик + аккум = turnigy 55$ + frsky комбо 40$ + аккум 15$ = 110$
- зарядник + аккум на коптер = imax 30$ + 5800 4S за 45$=75$
итого 1100$ + доставка + сборка + настройка + балансировка + борьба с желе + надежда что ничего не спалим пока делаем + еще экран купить чтобы смотреть видео с коптера (50$ наверное минимум). При этом настройка/калибровка через ноут с виндой (периодически с собой таскай) и управлять настройками камеры в воздухе мы не можем, для создания миссия и получении телеметрии надо еще докупить радиомодемы (+30$ минимум) и телефон/ноут таскать.
А теперь смотрим на цены 3х фантомов, Standart и 4K не беру, они несколько странные, хотя если далеко не летать, то вполне сойдет и будет еще дешевле:
Phantom 3 Advanced с 2.7K видео — 800$
Phantom 3 Pro с 4K видео — 1000$
Доставка с Ali EMS до России от вроде бы как официального продавца — +30..40$
На закуску, iso200, выдержка 4 секунды, 9...10 вечераvanyatwo
17.03.2016 13:22Смаз есть, но для 4 секунд… не каждый фотограф с рук так снимет :)
SovGVD
17.03.2016 13:29Смаз однозначно есть, были кадры и по хуже, но в целом я в восторге был когда равы смотрел, после прошлых коптеров (собранных и настроенных с любовью) — этот (phantom 3 advanced), рвет их все в плане качества картинки* и удобства, если рассматривать как летающую камеру. Если рассматривать только как обычный коптер с камерой, то дорогущая гламурная фигня.
- если не рассматривать вариант когда вешал беззеркалку, а только варианты с экшн камерой и мыльницами
(upd пора искать что поменяли в коментах и как форматировать теперь)vanyatwo
17.03.2016 13:32я сам планирую для gopro 3 брать коптер, подскажите — стоит забыть о гопрошке и брать готовый комплект phantom3 или же есть какие альтернативы? Просто с ценой в 700 p3 смотрится очень привлекательно. Но, камера уже есть. Поэтому был бы рад услышать еще какие-то варианты :)
SovGVD
17.03.2016 13:43Сложно сказать однозначно, но я больше точно не буду собирать коптеры из деталек для фото/видео уровня экшн камер.
Стоит только учесть 2 момента:
- часто немного сбит фокус, на видео не заметно вообще (могу говорить только о 2.7к и ниже), на фото заметно при приближении, лечится разборкой и потерей гарантии, многие фоткающие на телефоны/мыльницы/старые объективы не замечают мыльности и на равах
- надо иметь более-менее современный планшет/телефон, у меня lenovo p780, мучаюсь с оригинальной прогой DJI Go, с альтернативной Litchi терпимо (попутно добавляется много интересного функционала, например нормальный планировщик миссий с POI или автоматическое фотографирование сферических панорам), другая прога Vertical Studio, для оптического слежения (как в новом Phantom4) вообще не работает.
vanyatwo
17.03.2016 14:00Сегодня б/у iphone 5c (Китай) можно за 150 взять, у меня как раз такой для определенных задач. Работает как оригинал, приложения ставятся и тд. Задачи выполняет :)
Жаль конечно, что самосбор неконкурентен не в железе, а именно в софте.SovGVD
17.03.2016 14:21Не очень понял про б/у и китай, настоящий iphone? Или те клоны на MTK с псевдо iOS?
Вообще судя по форуму подойдет любой интеловый планшет за 80..100 баксов, я думал взять себе Chuwi Hi8, но он без GPS и 3G (Follow me и подгрузка карт в пролете почти).
dpetrov82
17.03.2016 14:02Народ говорит, что самосбор дешевле. Как посмотреть. И с чем сравнивать.
Собрал свое чудо на раме — клоне TBS Discovery. В итоге получилось около 60 тр. Брал комплектуху в китае, на всем известном сайте, в разное время. Много набрал того, что не пригодилось совсем. С большим натягом можно сравнить с Phantom 3 advanced.
Из минусов — Аналоговый видео тракт. Простенький монитор, отсутствие возможности управлять по WIFI.Потяжелее получился — 1770 гр с толстой батареей(во многом из-за неправильного выбора батареи) Но я, если честно, особо не бился над весом. Из плюсов — конструкция получилась очень живучая, поддается как полевому ремонту, так и восстановлению после серьезных аварий. Полетное время ~ 15 минут на большой АКБ. ~ 9-11 минут на маленькой.
В эти деньги входит очень много Зипа.
2 АКБ 5АЧ, 2АКБ 3АЧ, 3АКБ для управления, 2 рамы TBS, винты из углерода — боевые, мало, тренировочные — пластик, много.
В общей сложности уже 16 движков бюджетных Sunnysky — а-ля тех что ставят на фантомы после убивания оригинальных. 2 полетных контроллера( apm и multiwii ) — метод проб и ошибок. Телеметрия OSD, видео тракт аналоговый на 600мВт. Антенны.Датчики, в т.ч. ультразвук.
Куча мелочевки, паяльник, держалки, провода, подвес, камера SJCAM 4000 и многое, многое другое. Коробки 4 в итоге.
Еще было секс, чтобы заставить это все летать как надо, нашинкованная винтом рука. Валов на моторах погнул уже 6 шт — 4 креша, последний вообще следствие полного разгильдяйства — падение с 15 метров. Винтов сломал много. Процесс сбора, настройки, балансировка, пробы, ошибки… полеты, смелость, боль, пробы, ошибки. А как сытно он у меня под трибуну стадиона залетел… Сборка квадрокоптера само по себе еще то хобби, времени отнимает больше, чем полеты.
Два совета:
Жирануть и летать сразу и из коробки — DJI.
Аппараты такого размера в квартире лучше не запускать без защиты винтов.
Svetorus
17.03.2016 14:21+1Статья и подобные ей видео по самосборным коптерам не говорят о том, что сборный коптер дешевле. Да он может быть дешевле но не всегда и зависит это от требований пилота. Основные преимущества модульной конструкции — это гибкость к модернизации, ремонтопригодность, наличие запчастей и невысокая их стоимость. А сборку можно заказать в мастерской так вы получите готовый к полету коптер "искаропки", зачастую превосходящий по характеристикам вышеупомянутые DJI.
newkamikaze
17.03.2016 18:04Самосбор в некоторых случаях дороже, но подбирая детали самому, знаешь где именно ты пошёл на компромисс, а где — взял лучшее. Для меня лично в этом деле важен сам процесс. Летаю я мало, а вот собираю уже третий квадрик.
fidller
17.03.2016 19:46Бросьте, собирал большие коптеры и малые. Если брать общее — время/деньги/полет, то самосбор ооочень не хило проигрывает. Плюс времени надо на изучение (при самосборе) порядка 1 месяца. Плюс пайка (там порядка 60 точек пайки), плюс наладка и т.д.
После выхода фантома был смысл собирать только большие гексы/окты, но сейчас многие от них отказываются, т.к. фантома вполне хватает ибо кадров с неба, много не надо
Bot_0002
У меня даже мысли не возникло такое брать. Этот аппарат для людей с большим ЧСВ(и кошельком).
D44k
Подскажите более дешевый вариант из коробки с такими же функциями.
Sleepwalker_ua
Из коробки ничего на ум не приходит, конечно. но вот если есть знакомый моделист, то ему за умеренную плату можно заказать самосбор, который получится либо лучше, либо дешевле, либо и то и другое (это если сильно повезет).
Dmitry_Th
Точно, а чем покупать готовый автомобиль, лучше в гаражах заказать сборку из деталей. Сами-то пробовали оценить самосбор? Да и ПО там необщедоступное.
Sleepwalker_ua
Вы-то не передергивайте, сравнивая автомобиль из нескольких тысяч деталей и коптер, в котором этих деталей, даже если посчитать всю распаянную микроэлектронику, от силы несколько сотен.
Самосборных коптеров видел достаточно, во многом (цена, стабильность, поднимаемый вес, полетное время, маневренность) они превосходят или идут на равных с фантомами. С точки зрения безопасной стабильности самосборный гекса или октокоптер вообще заткнут фантома за пояс — если в полете откажет 1 или даже 2 мотора одновременно, многокилограммовый девайс не шмякнется камнем, а просто жестко приземлится на оставшихся.
К тому же в самосборе есть возможность заложить крепеж под то, что тебе нужно поднимать в воздух и прилепить удобный для данного случая гироподвес. И катай потом хоть гопро. хоть зеркалку в 2кг, хоть соседского котика, хоть двушку пива от ларька на балкон.
На счет софта — да, фантом хорош тем, что работает сразу, без бубнов и хитрых махинаций. Однако доступна масса опенсорс проектов для коптеров, в которых та же есть стабилизация, недоавтопилот и полет в точку старта\указанные координаты. Больше киллер-фич фантома я не знаю, хотя, признаться, не интересовался этим вопросом плотно.
В цене фантома, по мнению некоторых опытных пользователей коптеров, примерно до 40% — накрутка компании. Как и в айфоне. Следовательно, собрать аналогичный аппарат реально за 600-700 у.е., а не за тысячу и более
Dmitry_Th
А у самосбора будет ориентирование по нижней камере, или что оно там еще есть?
SovGVD
Будет в эксперементальном режиме и/или с особой прошивкой и еще около 120 баксов добавить к этому расчету https://geektimes.ru/post/272760/#comment_9103752
SovGVD
Я тоже так думал, пока не купил (правда не у наших барыг брал).