На первом этапе проекта Next Rembrandt команда разработчиков проанализировала около 346 картин знаменитого художника. Для этого использовали 3D-сканеры, позволяющие уловить мельчайшие детали, и создали алгоритм, который может точно повторить стиль Рембрандта.
На втором этапе пришлось выбирать, что именно алгоритм будет писать. Команда приняла решение: это будет портрет белого мужчины с растительностью на лице, в возрасте 30-40 лет, в чёрной одежде, с воротником и в шляпе. Чтобы создать этот портрет, нужно было выявить приёмы, которые использовал мастер.
Рембрандта называют великим мастером светотени. На видео ниже разработчики обращают внимание на тот факт, что картины художника — на самом деле объёмные, что достигается с помощью слоёв краски. Поэтому созданную алгоритмом картину не просто напечатали, а использовали для этого 3D-принтер и 13 слоёв краски на основе ультрафиолетовых чернил.
Результат работы оставляет двоякое впечатление. С одной стороны — мы знаем, что это компьютер. С другой — если поставить рядом несколько картин Рембрандта, то мало кто сможет отличить именно этот портрет.
Комментарии (50)
VIK52
07.04.2016 22:23+2Надо сверху и снизу обрезать немного. Рембрандт так бы и сделал
Rikkitik
08.04.2016 02:47+3Только сверху. Расположение лица строго в центре полотна — композиционная ошибка, художники стараются этого избегать. Сверху должно быть меньше расстояние до рамки, чем снизу, а по горизонтали больше места оставляют с той стороны, куда смотрит модель.
VIK52
08.04.2016 17:46Снизу как-то пустовато. Если бы, например, рука была видна из-под плаща, то нормально
Barsukk
08.04.2016 14:19+1Чортов робот замерил всё, вплотьдо межушного расстояния прототипов в девяти интерпретациях, но совсем забыл про композицию)
Вообще неплохо получилось, что уж там говорить. Молодчага, принтер.
0tt0max
08.04.2016 06:16+1Поразило, что это сделало рекламное агенство, что за контора такая и какие там креативные сотрудники.
Murmurianez
08.04.2016 22:33Они придумали, и руководили реализацией — код уж точно не сами писали. А в целом, во всех крупных и уважаемых (за то они крупные и уважаемые) агентствах вылезают идеи подобного масштаба, другое дело, что не каждый день, не всегда в IT-сфере и не всегда реализуются.
bkotov
08.04.2016 07:47Подозреваю, что нечто подобное можно сделать вручную в фотошопе, собрав коллаж из нескольких картин художника. Ценность результата впрочем будет также сомнительна, как и здесь.
APaMazur
08.04.2016 10:42-13D-модель вручную в фотошопе, простите?
bkotov
08.04.2016 11:52а почему собственно нет? В фотошопе есть слои и поддержка 3D. В данном случае 3Д использовали для придания большей достоверности произведению, т.к. иначе бы оно выглядело как распечатанная репродукция. Но мы все равно видим изображение в интернете, поэтому нет принципиальной разницы было там 3д или нет.
amarao
08.04.2016 10:29+2Я совсем не профессиональный критик, и не большой фанат Рембранта, но мне кажется, что на получившемся рисунке плохо раскрыты планы головы. Я открыл несколько его (оригинальных) картин — там правильно показана конструкция скулы у всех (кроме совсем юных девушек, у которых это явно намерено).
Соответственно, «мужчина средних лет» должен иметь более-менее оформленную структуру лица.
А вот если это «средневзвешенное от всех картин», то причина проблемы понятна: вот девушка, у которой скулы почти незаметны: www.icehill.ru/uploads/posts/2011-11/1321439163_shedevr-194.jpg — и оно переползло на «портрет мужчины».
Вторая ошибка (рисунка) — неправильные полутона под подбородком.Foolleren
08.04.2016 10:39От чего то мне кажется, что команда сконцентрировалалась прежде всего, не на самом портрете а на том как он лежит на холсте — имитации мазка,
они же не просто так заморачивались с 3д принтером.amarao
08.04.2016 11:01Типовая ошибка начинающих — рисовать детальки. Хороший художник использует детали для раскрытия общего, а не надевает деталюшки друг на друга. Соответственно, пристальный взгляд на рисунок позволяет легко отличить человека, тупо перерисовывающего фотографию от человека, который рисует человека осмысленно — во втором случае (если у рисующего руки прямые и глазомер хороший) можно различать конструкцию и форму, в том числе посредством тона.
И Рембрант ценится, насколько я понимаю, не за его технику мазка, а за умение раскрывать форму. Цитата из вики: «великий мастер светотени» — это как раз оно — способность с помощью мельчаших переходов по тону показывать изменение формы. Соответственно, грубейшая ошибка с перепутанными тонами в светах и полутонах — это явно не Рембрант.VIK52
08.04.2016 17:49За технику мазка тоже. Точнее, за способность совершенно свободно переходить от пастозной живописи к лессировкам, и обратно
impetus
08.04.2016 15:27Если эту девушку отмыть-почистить как «ночной дозор» — то может быть там всё есть.
mwizard
08.04.2016 15:41+2Меня не покидает ощущение, что эта девушка — это на самом деле Хьюго Веавинг.
alshch
08.04.2016 16:51В статье говорится, что программе задавали параметры портрета — должен быть портрет «мужчины». Скорее всего, программа и брала в расчет только лица мужчин.
zim32
08.04.2016 10:55+5Представляю лет через 30 стоит Рембрант, воскрешенный генной инженерией и смотрит на «свои» картины которые нарисовал компьютер…
burjui
08.04.2016 16:00+2И ничего не понимает, потому что память хранится в структуре мозга, а не в ДНК.
impetus
08.04.2016 16:57Ну если уж будут воскрешать — то с памятью — не проблема — допишут.
burjui
08.04.2016 19:38В той статье речь идёт о использовании ДНК в качестве носителя информации как CD, а не о переносе этой информации в мозг живого человека. Память и личность содержатся в огромном количестве нейронов, их связей друг с другом и биохимических процессах, протекающих в них. Иначе говоря, сознание — это процесс. Даже если удастся сделать мгновенный «снимок» состояния всего мозга, что уже технически нереализуемо, то перенести эту информацию в ДНК, из которой потом будет создан человек с записанным в него «снимком мозга» — это уже полная фантастика, т.к. для этого придётся мгновенно перестроить мозг соответственно снимку. А мгновенно это нужно делать потому, что мозг на порядки сложнее компьютера, и в нём нет тактового генератора и кнопки «ВКЛ», все нейроны работают вразнобой, одновременно, как если бы у каждого был свой тактовый генератор с произвольной частотой.
А тут вы хотите вложить целую личность, даже не имея «снимка» — так, на глазок — в живого человека. Для начала нужно хотя бы уметь вложить безусловную установку — скажем, «меня зовут Навуходоносор», не сломав при этом остальное сознание — и это будет лишь микроскопическая часть личности. Я не думаю, что это произойдёт раньше, чем через 200-300 лет, да и что произойдёт вообще в полном объёме.
MiXaiL27
08.04.2016 18:15На счет этого я бы не был так уверен. Экспериментальные данные подтверждают, что через тРНК могут быть переданы условные рефлексы у крыс.
burjui
08.04.2016 19:44+2«При виде картины клон Рембрандта рефлекторно потянулся за кисть, чтобы исправить недочёты, однако, осознав, что не умеет рисовать, с изумлением отдёрнул её».
engine9
08.04.2016 19:47Чтобы его воскресить, надо воскресить весь город где он вырос до мельчайших деталей. И воспитать точно так же.
LoadRunner
08.04.2016 11:06А для создания точной копии картин такой 3D-принтер можно использовать?
kleevahew
08.04.2016 11:11У OCE Canon есть такой принтер, я слышал, что стоимость одной картины — тысячи евро.
www.youtube.com/watch?v=EXRt64HEBrk
Foolleren
08.04.2016 11:15Скорее весьма похожей до точной копии далеко.
Советую посмотреть фильм «Подделка» 2012 г там не плохо так рассказывается копии картин.
OlegTar
08.04.2016 12:20Лицо не так подробно нарисовано, как у других двух портретов настоящего Рембрандта
Vlad_Hm
08.04.2016 13:18Сразу напомнило Станислава Лема — «История бит-литературы в пяти томах».
Там как раз поднимался вопрос о том, можно ли автомату, изучив творчество автора, достаточно насыщенное и продуктивное для анализа — продолжить «писать за него»… он рассуждал о литературе, но тут симметрично, имхо.
Рыночная ниша для таких решений есть, имхо. И немалая. Очень многие захотят загрузить своё фото со смартфона «на фоне ковра», а получить на выходе «ты глянь, ну чисто как Карузо рисовал!» Уж если рамочки с цветочками пользуются спросом, такое — и подавно будет.amarao
08.04.2016 16:57+1Искуственный интеллект, заточенный под задачу рисования (а не под фотошопление картинки) именно так и должен делать. Ты ему фотку с пьянки с красными глазами и пересвеченными лбами — он в ответ динамичную картину с хорошо показанным движением и светом.
Рисовать надо не от пиксела, а от формы и построения. Т.е. строим голову человека, ориентируясь на характерные пропорции оригинала, отмечаем характерные же изгибы, черты лица. Из фотографии ухватываем движение (характерное положение частей тела и их изгиб), ракурс. При необходимости поправляем, если получается неэстетично или слабовыражено. Усиливаем контрапост, добавляем выразительной пластики.
Изменяем свет таким образом, чтобы правильно раскрывать планы. При раскрытии планов следим, чтобы полутона никогда не были ярче светов и всегда были ярче теней.
Потом разбираемся с цветом и используем живописные приёмы для раскрытия композции.
На выходе — отличная картина из замыленной фотографии.
sasha1024
08.04.2016 16:52+1Так а где оригинал-то? В смысле, где фото человека, чей портрет делали?
Если это портрет реального человека (пусть и не идеально воспроизводящий его черты) — это одно. А если усреднили портреты, нарисованные самим Рембрандтом — это другое.
И ещё непонятно, почему у него такая одежда старомодная. Сделали бы в футболке и джинсах — если бы при этом всё равно чувствовался стиль Рембрандта — это был бы success.
Astrovengersky
08.04.2016 18:29Киберпанк-будущее ломится в дверь. Слушая LIVE-сет Mubert (робот-композитор, mubert.com), читаю про робота-художника, сидя в сталинке, ожидая готовности пельменей.
kwestex
09.04.2016 14:03«До чего дошёл прогресс… Вкалывают роботы, а не человек.»
Уже рассказы и стихи пишут, теперь вот картины тоже.
Lev_integrator
09.04.2016 14:03Mubert убил мое утро)
Пошел паковать чемоданы в деревню — играть на гуслях для гусей.
EndUser
Золота маловато…
ivansychev
Это уже интересно. Можете подробнее?
EndUser
У меня есть ощущение, вероятно неверное, что Рембранд, рисуя заказные портреты, не чурался подрисовать перстень-два-орден-цепь заказчику (что было в тренде китча в те времена), за что, в общем-то, приплачивали.