В марте этого года агентство DARPA объявило о заключении контракта с компанией Aurora Flight Sciences на создание самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП). Инженерам удалось предложить новые технологические элементы, которые «обещают огромные возможности для применения в реальных летательных аппаратах», говорилось в сообщении DARPA. Имелось в виду необычное сочетание крыла с 24 винтами (импеллерами), а также интеграция инновационных подсистем, которые кардинально улучшают вертикальный взлёт и крейсерскую скорость.
И вот пришло время для первых лётных тестов: модель конвертоплана LightningStrike в масштабе 1:5 испытали на аэродроме, проверив работу систем при вертикальном взлёте и парении (пресс-релиз).
Модель успешно справилась с заданием.
Беспилотный конвертоплан LightningStrike имеет два больших задних крыла и переднее горизонтальное оперение по аэродинамической схеме «утка». Газотурбинный двигатель как в конвертопланах Bell V-22 Osprey, которые находятся на вооружении Корпуса морской пехоты США и ВМС США. Двигатель устанавливается на фюзеляж и обеспечивает мощность 4000 л.с (3 МВт). От двигателя вращаются 24 канальных вентилятора: по девять на задних крыльях и по три на передних. Полуплоскости передних и задних крыльев поворачиваются в зависимости от направления полёта. При взлёте они поворачиваются вниз импеллерами, при крейсерском полёте — назад импеллерами.
На видео показан испытательный полёт, снятый видеокамерами со стороны и с борта аппарата.
Согласно техническому заданию, LightningStrike должен иметь постоянную максимальную скорость от 300 до 400 узлов (556-741 км/ч) и нести полезную нагрузку минимум 40% от предположительной массы аппарата (4500-5400 кг).
В следующем году продолжится работа над системой управления беспилотником. Полноразмерный прототип впервые испытают в 2018 году.
Комментарии (15)
impetus
19.04.2016 16:13неплохая подборка конвертопалнов:
http://prorobots.livejournal.com/56411.html
vasimv
19.04.2016 17:0324 импеллера от одного газотрубинного двигателя? Это такая охрененная трансмиссия будет или генератор+электродвигатели?
Valdei
19.04.2016 17:40+1Ой жуть. Не, механика даже для DARPA слишком сумрачной будет.
Второй вариант, скорее всего.
upd: собственно, со странички LightningStrike:
— Distributed hybrid-electric propulsion ducted fans
— Innovative synchronous electric-drive systemvasimv
19.04.2016 19:33+1Хм. Раз пишут про гибрид, то, скорее всего, смешанный вариант — основную тягу дает газотурбинный двигатель (или несколько), ближе к центру, а электрические — просто корректируют. Но зачем для этого 24 вентилятора — непонятно совершенно. Похоже, они там реально оттягиваются, собирая модели из всего того, что лежит на складе. Хочу к ним работать. :)
IRainman
19.04.2016 19:35У меня есть гипотеза, хотя даже теория: большее количество менее мощных двигателей нужно для уменьшения пусковых токов и более гибкой регулировки мощности (т. е. тяги по поверхности конструкции).
SamojlovAndrey
19.04.2016 18:29минимум 40% от предположительной массы аппарата (4500-5400 кг)
В скобках масса или 0.4 массы?
Whisky667
19.04.2016 20:53Но зачем?
Не совсем понимаю смысл кучи двигателей и «электрической трансмиссии». Наверняка КПД так себе, да и масса должна жутко возрастать.Nubus
20.04.2016 04:42Тяжело обеспечить вертикальную взлет\посадку и одновременно достаточно высокую заявленную скорость. 556 км\ч быстрее чем рекорд вертолетной скорости (400.87км\ч). Плюс если это ещё и неуправяляемое то применение в горных районах, лесах, ледоветой территории, вокруг высоток для доставки тяжелых грузов очень хорошой пойдет. Плюс полезная нагрузка в почти 2 тонны.
Bedal
20.04.2016 09:28Ну, во-первых, это баян. Где только об этом не писали — и на гиктаймс уже писали тоже.
Во-вторых, достаточно посмотреть на портфель этой Авроры. Ни о какой отработке эффективности речи и не идёт, фирма тупо вкрячивает импеллеры куда попало.vasimv
20.04.2016 22:14Эффективность в режиме вертикального взлета-посадки низкая конечно, но учитывая что основное время полета этот аппарат будет проделывать в режиме самолета — импеллеры очень даже к месту. Скорость большую позволят развить.
Bedal
21.04.2016 07:41В горизонтальном полёте будет точно тоже плохо. Скорость струи импеллеров такого размера будет слишком мала, чтобы быть эффективной. И — я ОЧЕНЬ сомневаюсь, что они построят _настоящее_ крыло со встроенным движителем, где будет генерироваться новая аэродинамика. Сомневаюсь — потому что
а) соотношение крыла и толщины импеллеров вряд ли даст крылу работать, ну, нечто вроде крыла Ми-24 будет…
б) нет никаких управляющих поверхностей, которые бы формировали из потока «крыло». Импеллеры тупо дуют.
в) посмотрите на портфель этой фирмы, она ничем подобным (в смысле эффективной аэродинамики) не занималась и, похоже, не собирается. Просто ставит импеллеры на всё.
Допускаю, что смысл проекта в отработке совместной работы множества движков, да ещё и с отключениями. Чтобы не было, как с Н-1vasimv
21.04.2016 09:02По-моему, это обычный биплан получается. Наличие рулей не очень очевидно, но рулить можно и сервоприводом, поворачивающим крыло/стабилизатор.
Bedal
21.04.2016 09:42Не-е, все потоки перед носком крыла и за его окончанием другие. Если голову приложить — офигенно крутая аэродинамика может получиться. Впрочем, практически она может быть совершенно провальной, как это, к примеру, произошло с применением эффекта Коанда на Ан-72. Уверен, в обсуждаемом случае будет именно провально.
sweetbrick
Вот за этот 100пудово посадют(