Сижу я в комнате для раздумий и читаю «Вестник МЧС» от 2007 года, потому что баллончик освежителя уже надоел, а на обложке издания есть громкая фраза «Туристы должны быть защищены». А у меня как раз на носу турпоход на майских праздниках, грех не ознакомиться с материалом. В материале рассказано, что Александр Чуприян, в бытность свою замминистра, поднял актуальный вопрос о регулировании спасательных действий и глобальном учёте тургрупп, маршрутов следования и прочих данных для оперативного спасения туристов в случае внезапного ЧС. И деятельность такая на тот момент в некоторых регионах уже ведётся. И готовить будут многолетний план по распространению сей деятельности на все регионы.

image

«Туристы должны знать, что они защищены!» — поставил Александр Чуприян задачу коллегам по службе. Это было в далёком 2007 году.



Что ж, прошло уже много лет, наверняка МЧС справилось с поставленной задачей — подумал я. Тем более, что в сводках новостей министерства постоянно мелькают рекомендации тургруппам вставать на учёт при выходе на маршрут, регистрироваться в местном ГУ, получать у них сводки по погоде и прогнозы ЧС. Наверное и мне стоит поставить на учёт своё мероприятие, хоть и будет оно проходить всего 4 дня в лесах Карельского перешейка, но диких зверей, травм, штормов и гроз никто не отменял. Обращаюсь с вопросом о необходимости регистрации тургруппы велосипедистов в ГУ МЧС по ЛО. Вопреки всем ожиданиям меня не просят согласно рекомендациям предоставить маршрут, численность группы и даты выхода-возврата, а… направляют с этим вопросом в Комитет по физкультуре и спорту Ленинградской области и администрацию района где будет проходить мой маршрут. Я конечно запрос направил, но сомневаюсь, что при внезапном урагане комитет по спорту оперативно известит меня по СМС, вышлет поисковую группу на мой маршрут, да и вообще вспомнит о том, что в лесу были какие-то туристы… Ведь в 2007 году учёт планировали сделать на базе МЧС.

image


А как дела у соседей? Поиск по словам «регистрация туристических групп МЧС» выдаёт шикарную подборку рекомендаций и советов, а в республике Карелия на сайте МЧС даже есть специальный раздел призванный облегчить и автоматизировать процесс. Судя по косвенным признакам сервис существует с 2014 года. Подумать только, всего семь лет понадобилось региональному ГУ для воплощения в жизнь столь полезной инновации. В интервью взятом в сентябре 2014 года ( 10.mchs.gov.ru/pressroom/intervju/item/247888 ) начальник Главного Управления МЧС по республике Карелия рекомендует пользоваться этим сервисом.
Цитирую: " К тому же на сайте есть ресурс «Я турист», который позволяет проинформировать спасателей о своем туристическом маршруте. Информация о необходимости регистрации регулярно размещается на туристических порталах, в СМИ, а также на элементах территориальной подсистемы ОКСИОН."

И действительно, на сайте в меню есть раздел по регистрации тургрупп, который почему-то уводит нас на сайт сторонней компании, последний раз обновлявшийся, судя по (С), в том же 2014 году. На сайте есть форма внесения собственного маршрута, форма регистрации туриста. И, зачем-то, доступ к базе данных зарегистрированных.
Полный доступ.



Сразу скажу — на тот момент, когда я начал маленький журналистский эксперимент база была девственно чиста и на маршрутах туристов не находилось. Во всяком случае по видимым в базе полям. Без проблем заведя нового туриста я перешёл в раздел учёта и удалил его. Повторил. Повторил с разных компьютеров, чтобы исключить возможность привязки отображения конкретного туриста к конкретному компьютеру. Всё прошло успешно — заведя туриста на одном компьютере я с лёгкостью удалил его с другого ПК.
Ещё в базе обнаружился очень актуальный сервис извещения всех зарегистрированных туристов о ЧС\шторме\непогоде посредством СМС рассылки. Каюсь, отправил для эксперимента одно сообщение себе. Готов возместить 2 рубля министерству. Сервис работает. Любой шутник может зайдя на сайт МЧС от имени министерства известить кого-нибудь о чём-нибудь.

image

Конечно же я сразу связался с МЧС РФ, известив их о дыре в безопасности, попросил контакты Карельского управления и направил им сообщение с подробным описанием проблемы. Будем надеяться, что они оперативно решат данную ситуацию.

Но терзает мысль, сколько туристов за эти годы воспользовались данным сервисом и беспечно ушли гулять в леса, надеясь, что в случае чего их спасут и не думая о том, что любой злоумышленник может «вычистить» базу учёта МЧС? Почему сотрудники министерства так беспечны? Осознали ли они задачу поставленную им почти 10 лет назад на самом высоком уровне?

Если верить сайту МЧС, Александр Чуприян до сих пор находится в должности замминистра и я, пользуясь случаем, хочу обратиться к нему:

Александр Петрович, туристы защищены?

Комментарии (39)


  1. aur
    21.04.2016 15:17
    +37

    Взрослый вроде человек, а словам замминистров в журналах верите. Впрочем кривыми костылями за миллионы бюджетных денег никого не удивить


    1. Lagman
      22.04.2016 13:11

      Это точно также, как верить что каждый МЧСник умеет базы данных защищать. Они ведь другие дела делают, и им базы по барабану, а кто обещает к тому и обращайтесь.


  1. Vodochnik
    21.04.2016 15:31
    +2

    Либо я что-то делаю не так, либо уже отключено/похачено. Да и баланса там так себе осталось, судя по скриншоту.

    Как по мне, то журналистское расследование неполное. Интересно, во сколько эта система обошлась бюджету.


    1. PaaLadin
      21.04.2016 15:34
      +4

      Ну так я же после обнаружения дыры ГУ по Карелии известил, там оперативно сработали и выпилили ссылки с сайта и базу отрубили.
      http://tourist.smart-spb.com/ — часть ещё доступна.
      Чую, что сейчас по шапке кому-то наваливают от души…


      1. Stazz
        21.04.2016 16:54

        Пока только закомментили действия с записями базы. Если их поправить в редакторе кода, то все работает. Но лимит на отправку уже кончился.


      1. n-leon
        21.04.2016 17:31

        Уже даже успели сделать «fix» на отправку sms и удаление:
        Скрытый текст


        1. PaaLadin
          21.04.2016 17:32
          +5

          Журналисты тем не менее успели побаловаться…
          image


        1. n-leon
          21.04.2016 17:53
          +1

          парсер съел:
          https://hsto.org/files/b27/06a/5ce/b2706a5ce753472f83eaa3df487e403f.png


      1. Kvarkas
        26.04.2016 19:02

        полностью закрыли сайт и поставили ссылку на эту статью :)


  1. vba
    21.04.2016 15:34
    +3

    Пока 99 человек, туристов, за раз, волки не раздерут в МЧС никто и не зачешется, куда не плюнь везде вертикаль. А вообще позор, в наше время почти ничего разрабатывать самому не нужно на этом поприще, бери, интегрируй и пользуйся.


  1. palomies
    21.04.2016 15:36
    +2

    уже ссылку на регистрацию в базе отключили/убрали. Так что теперь туристы защищены )


  1. Drag13
    21.04.2016 16:00

    Ссылку убрали, сервис нет.


  1. zloydiadia
    21.04.2016 16:16
    +1

    Я сам когда водил поход — ездил лично и вручал под запись в журнале регистрации и печать в маршрутной книжке. прав да когда заявлялась следующая группа с нашего турклуба она мою запись не нашла :-(.
    потом правила сменились и нужно было писать официальное письмо в региональное мчс(откуда группа). Сам не заявлялся тогда но ребята проверяли — в мчс района похода данные о группе не появились.

    Поэтому как рекомендация — заявляться заказным письмом или лично с записью в журнале дежурного, лучше уже в районе похода.


  1. Vasilii_B2
    21.04.2016 16:45

    Кстати если на странице tourist.smart-spb.com/view.php понажимать на кнопку «фильтр», можно наксерить очень много выражений «Требуется выбрать действие, которое вы хотите применить к выбранным пользователям» )))) но сам фильтр не работает.


  1. fetis26
    21.04.2016 17:25
    +1

    Сразу скажу — на тот момент, когда я начал маленький журналистский эксперимент база была девственно чиста и на маршрутах туристов не находилось

    Судя по всему ей никто не пользовался.


    1. Kvarkas
      26.04.2016 19:04

      или кто то уже удалил все записи…


  1. Jump
    21.04.2016 17:33
    -2

    Спасение утопающих дело рук самих утопающих.
    Покупаем трекер — spotgps.ru и ваши близкие всегда в курсе где вы находитесь, и могут вызвать помощь если потребуется.
    Все просто, и никаких журналов и регистраций.


    1. PaaLadin
      21.04.2016 17:35
      +7

      И в районе отсутствия GSM-покрытия туристы нервно тонут в болоте со всей дури теребонькая SOS который не проходит. Угу. А близкие потом пост-фактум узнают последнюю точку где был родственник до выхода из зоны связи.


      1. sergkutepov430
        21.04.2016 18:24

        GSM там не при чем, по крайней мере, во 2 версии трекера. Проверено в горах Кавказа, сообщения приходят, хотя не всегда, но родственники могут смотреть на ваше передвижение по карте (обновляется 1-2 раза в сутки). Какая будет реакция на сигнал SOS естественно не проверяли, но судя по описаниям «Данные доставляются в соответствии с Вашими настройками в формате письма по электронной почте, текстового сообщения или оповещения об аварийной ситуации в Координационный Спасательный Центр GEOS.»


        1. PaaLadin
          21.04.2016 18:25
          +3

          А по какому каналу связи\протоколу данные доставляются? 1-2 раза в сутки — это для поисковой операции мало. За сутки можно на 100 км в случае велотуризма уехать.


          1. sergkutepov430
            21.04.2016 18:35
            +3

            http://spotgps.ru/whyspot/howitworks.html
            Обновляется 1-2 раза в сутки картинка на карте (на сайте), в сообщениях «ВЕРОЯТНОСТЬ УСПЕШНОЙ ОТПРАВКИ ОДНОГО СООБЩЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ 20 МИНУТ СОСТАВЛЯЕТ 96% ИЛИ ВЫШЕ.» (см. карту покрытия) есть координаты.


            1. PaaLadin
              21.04.2016 19:48
              +2

              Боюсь представить сколько он для спутниковой связи акб жрёт. Это два чемодана тащить надо наверное. С ними точно далеко не уйдёшь — найдут быстро, ещё на вокзале.


              1. Jump
                22.04.2016 01:21
                +2

                По поводу чемодана с питанием — сам трекер весит 100грамм, в нем две литиевые батарейки AA, их хватает в режиме трекинга на пару дней работы — т.е около тысячи отправленных треков. Когда идешь надолго — можно выключить постоянную отсылку трека, но проще взять блистер с четырьмя запасными батарейками.


          1. Jump
            22.04.2016 01:12
            +2

            Канал связи — спутниковая телефония, группировка спутников Iridium, хотя есть трекеры которые работают на других системах спутниковой телефонии, например российская система «гонец»
            В зоне хорошего покрытия — а это большая часть России, за исключением крайнего севера смс приходит менее чем за 10минут.
            Это обычный спутниковый пейджер совмещенный с gps трекером, выгодно отличается от спутникового телефона размерами, ценой, очень низкой стоимостью связи.
            И что самое главное — связь по спутниковому телефону возможна только тогда, когда спутник видит одновременно абонента и наземный терминал, а для пейджинга такое не нужно.
            Спутник получает пакет данных от трекера, и хранит его до тех пор пока в зоне видимости не появиться наземная станция.
            С наземной станции сигнал передается нужным абонентам посредство обычной сотовой сети.
            Стоимость обслуживания около 500рублей в месяц, если передавать только координаты и стандартные сообщения — типа «ок» или «help», но можно платить больше и передавать короткие сообщения типа смс, но не каждый терминал это позволяет.
            Они широко используются там где нет покрытия сотовой сети, чтобы иметь обратную связь и можно было вызвать помощь.


            1. PaaLadin
              22.04.2016 13:12
              +1

              Уговорили, готов взять на тестирование в походе :)


        1. Jump
          22.04.2016 00:56

          Реакции на сигнал SOS не будет, т.к это зарубежная система.
          Время доставки смс с координатами ни разу не превышало десяти минут.
          В горах и в городах могут быть проблемы со связью если большая часть неба перекрыта зданиями или скалами, в лесу работает вполне стабильно.


      1. Jump
        21.04.2016 19:46
        +1

        Отправка идет через систему спутниковой связи Iridium и действует почти на всей территории земного шара.
        Поэтому отправка координат, и сообщений о помощи происходит мгновенно.
        Правда низколетящий спутник в момент приема сообщений не всегда видит наземную станцию, и соответственно не всегда может сразу передать данные на землю, поэтому иногда приходится подождать пока в поле зрения спутника не появится наземная станция — и сообщение будет доставлено. А уж наземная станция доставляет сообщение по сетям обычной сотовой связи.
        Максимальная задержка которую я наблюдал — меньше десяти минут.
        Т.е трекер это по сути компактный спутниковый телефон весом 100грамм, который не умеет передавать голос, а передает только фиксированные сигналы и координаты — буквально десяток байт.

        У нас есть альтернативная система — Гонец, но там пока еще терминалы не доступны широким массам, и не так функциональны.
        Хотя хочется надеяться что доделают.


  1. oxyrex
    21.04.2016 17:33

    Странно, что вас отправили в Комитет, регистрировал группы несколько раз без проблем в МЧС Беломорск и Петрозаводск, последний раз года три назад, единственной проблемой была — найти факс, электронной почты у них не было, и список участников группы принимали по факсу. :)


    1. mblp
      21.04.2016 23:26

      все верно. В таких «туриских» регионах, где много туристов, МЧС работает хорошо и прекрасно знает что и как и зачем.


      1. chumakov-ilya
        22.04.2016 10:40

        Успешная регистрация, даже в МЧС напрямую — вовсе не означает, что вас будут активно искать в разумные сроки, и вообще будут ли. Самым надежным был и остается человек в городе, который начнет всех тормошить в случае невыхода группы на связь.


  1. mezastel
    21.04.2016 20:45
    +5

    Туристы зачищены


  1. Gard
    22.04.2016 13:04

    По идее возвращение группы должны мониторить в Маршрутно-Квалификационной Комиссии, куда и заявляется поход в первую очередь. Они же должны поставить на уши МЧС и реально проверить, что вы пропали, а не забыли позвонить, отмечая удачный поход.
    Чтобы приехали специалисты МЧС их надо вызвать. Знакомые разок вызывали (Кавказ р. Белая), и спасатели приехали в тот же день до темноты. В случае каких-то масштабных ЧС могут успеть помочь не всем туристам (как случилось несколько лет назад во время аномального снегопада на Кавказе).
    Уговорить страховую компанию на вертолёт (когда поход в какой-то другой стране) гораздо сложнее и дольше.


  1. NemoD503
    22.04.2016 13:09

    Пофиксили так же как и сделали
    screencloud.net/v/a1iq


  1. skales007
    22.04.2016 13:14
    +1

    А тут и нечему удивляться, так у нас устроено министерство. Сам в нем работаю, и знаю как там все печально. Все делается как правило на словах, либо только в Москве, Питере и т.п.
    Так что надеяться на то, что кто-то будет сидеть и следить за безопасностью туристов не стоит, лучше попросите близких. И, вот, когда они позвонят по экстренному номеру и скажут, что с вами, вероятно, беда, тогда и начнутся активные поиски (по настоящему=)).
    И это все виновата не лень сотрудников, или же их не компетентность, а то что финансирование есть, только до нас оно не доходит. Сам работаю в убитой пожарной части, и каждый раз когда прихожу на сутки искренне надеюсь на то, что 2й этаж сегодня не рухнет на наш караул)) Вот так и живем.
    Плюс ко всему очень не хватает людей. Точнее их много, но не там где нужно. Командует и занимается статистикой ~80% сотрудников, а остальные и занимаются непосредственно тушением, спасением и т.п.


    1. Apollon_Diamed
      22.04.2016 14:14

      И, вот, когда они позвонят по экстренному номеру и скажут, что с вами, вероятно, беда, тогда и начнутся активные поиски (по настоящему=)).
      Только сперва они попросят подождать 3 дня, прежде чем начинать розыск)


    1. Mixim333
      22.04.2016 18:52

      Лет 7-8 назад ходили в поход в глухую чащу с ручьями, огромными камнями, покрытыми скользким мхом — на всю жизнь, наверное, запомнил, как подскользнулся на этих валунах, нога проскользнула в расщелину между ними, а сам начал падать — если бы в расщелине мох был бы менее скользким, то получил бы открытый перелом ноги (в форме буквы «Г») и черт знает, как бы выбирался.

      Про «80% сотрудников» полностью с Вами соглашусь, у нас в стране реально куда ни плюнь, везде сидит «манагер», а людей, которые реально могут помочь днем с огнем не cыщешь


      1. PaaLadin
        22.04.2016 19:20

        Знакомая ситуация. И глухая чаща была (центр Ленобласти, 10 км до ближайшего посёлка по просеке, а телефон не ловит вообще) с пересечением каменистого брода, где подскользнутся и травмироваться проще простого.
        И подобный случай с ногой был. В Питере, на окраине. Лендлорды захватили земли, захватили сервитутные дороги, поставили шлагбаумы от крупной техники. А я с великом зимой шлагбаум обходил, а там канава и снежный занос неслабый, края дороги не видно. Правая нога провалилась в снег, стал опираться на левую, а она ушла в канаву. А снег вокруг правой твёрдый, и я вешу центнер, и нога у меня в ту сторону не сгибается, куда я падаю. Вобщем чувствую — сейчас ломаться будет на изгиб. Чудом зацепился за велик и выполз опираясь на него. А так был лежал с переломом в канаве…


  1. SerDIDG
    23.04.2016 02:48

    Кто-то уже успел туда рекламу гамаков впихнуть и написать "Привет Хабр" — http://screencloud.net/v/mPT9 :D


  1. NikiN
    26.04.2016 10:37

    Пора поднимать общественную bugzill-у для гос. сервисов.