Госкомиссия по расследованию причин сбоя первого пуска ракеты «Союз 2.1а» с космодрома Восточный оперативно установила проблему, из-за которой запуск пришлось перенести с 27 на 28 апреля. Как и предполагалось, причиной стал неправильно изготовленный кабель.

«Эту ситуацию в НПО автоматики имени академика Семихатова (НПОА) смоделировали, увидели воочию и результаты утвердили, — сказал «Известиям» источник в руководстве госкорпорации «Роскосмос». — Применённый в ракете кабель был изготовлен не по конструкторской документации и оказался без нескольких необходимых перемычек».

Источник добавил, что основную ответственность понесёт руководство екатеринбургского НПОА, а также те, кто отвечал за полноту методики испытаний наземной системы управления на космодроме.

Всего по результатам первого пуска выявлено более 20 замечаний.

Перенос на один день — вполне штатная ситуация, такое случается постоянно и везде. Хуже то, что график подготовки запуска был сорван до этого: первый пуск с Восточного изначально назначили на 2015 год, а потом перенесли на 2016 год.

Вице-премьеру Дмитрию Рогозину, курирующему в правительстве ракетно-космическую и оборонную отрасли, объявлен выговор, главе «Роскосмоса» Игорю Комарову — строгий выговор, а руководителю НПО автоматики Леониду Шалимову — постановление о неполном служебном соответствии.

«Низкое качество комплектующих подводит российские космические аппараты на удивление часто, — пишут «Известия». — Из-за плохо проверенных на Земле деталей выходили из строя спутники системы ГЛОНАСС. Прошлый год оказался урожайным на космические аварии с техникой российского производства: в апреле неудачно закончился запуск корабля "Прогресс" с грузом для МКС, в мае неудачно стартовал "Протон" с мексиканским телекоммуникационным аппаратом. Также в 2015 году на орбите отказали зарубежные спутники российского производства: EgyptSat 2 — в апреле и AMOS 5 — в ноябре. В начале декабря космические войска утратили при запуске спутник "Канопус-СТ". Также в прошлом году вышел из строя на орбите космический аппарат военного назначения «Кондор-Э». В итоге, по статистике аварий в космосе, 2015 год оказался рекордным для России с точки зрения отказов космической техники».

Комментарии (53)


  1. pehat
    05.05.2016 11:16
    +1

    UPD: Шалимов подал в отставку.


    1. ChaplygiN
      05.05.2016 12:11

      Было бы здорово, если бы кто-то взял у него подробное интервью


      1. pehat
        05.05.2016 12:45
        +9

        Мне вот интересно, почему чем ниже должность – тем серьезнее взыскание. Уж чего один Рогозин стоит с его ОБЧР и переименованием Дальнего Востока в «свой, родной, ближний».


        1. Jump
          05.05.2016 15:48
          +8

          Потому что взыскивают за некачественную работу.
          А чем выше должность тем меньше работы.
          Вот сделал ты некачественный кабель с тебя взыщут.
          А если ты не делал ничего — за что с тебя взыскивать?


        1. Ohar
          05.05.2016 16:13
          +5

          Ну потому что чем человек дальше от проблемы, тем меньше его вина. Это вроде как логично

          В первую очередь виноват непосредственный исполнитель, допустивший брак.
          Уже после него виноват его начальник, не обеспечивший выпуск качественной продукции.
          Потом уже виноват начальник начальника, нанявший плохого руководителя работ.

          Потом виноват президнет, не смогший обеспечить условия создания идеального общества профессионалов.
          Потом виноват народ, который его выбрал.


          1. Kar315
            05.05.2016 18:36
            +6

            Все таки начальник организовывает и контролирует работу подчиненного, поэтому начальник и получает большую зарплату — итоговая ответственность за качество продукта на нем. Если бы брак был выявлен раньше — наказание бы понес только непосредственный исполнитель, а в данном случае получается что начальник не контроллирует качество своего производства.


            1. rfvnhy
              05.05.2016 20:28
              +2

              Они просто забывают, что для любого сколько-нибудь опасного или сулящего большие убытки устройства/детали ОТК обязателен!!!
              И если ОТК не было — виноват директор завода/…
              Если ОТК был и пропустили — виноват ОТК. (Или конструкторы/заказчики — если не предусмотрели стадию контроля/нормативы параметров или никто, если предусмотреть было невозможно — обычно все это могут выяснить эксперты.

              Вина простого рабочего может быть только в конкретном браке.
              Т.е. если из-за оплошности рабочего деталь забракована — он отвечает только за стоимость детали, а не всего устройства в сборе. Ведь за ним должны были проверить.
              При этом если он соблюдал все нормы/условия/…, которые прописаны в технологической карте, то вина на том, кто конструировал/… или на том, кто допустил например сбой электропитания, если его не должно было быть по условиям работы…

              В общем надо смотреть что и как было «не так».

              Если ОТК проверили и пропустили — исполнитель уже не виноват (исключаем преднамеренный саботаж)

              В общем вполне можно найти экспертов, которые найдут на каком шаге был сбой.
              И кто виновен.
              Насколько я помню на западе в таких случаях вина(мат. отв. за последствия) идет на фирму, а уже там пусть сами разбираются кто и что не так сделал.
              Если им дешевле оплатить убытки не усложняя производство лишним контролем — почему бы и нет? Особенно если нет опасности для здоровья/жизни…

              В общем вопрос крайне сложный и как бы не для целой серии статей… или хорошей книги.


              1. black_semargl
                06.05.2016 13:43

                Если ОТК был и пропустили — то виноват не только ОТК, но и начальник завода тоже — за то что у него такой ОТК.
                В общем, он в любой ситуации самый крайний. А вот с доктора философии какой спрос?


  1. Segmentq
    05.05.2016 11:17
    +10

    Ожидал, что тут будет анамнез болезни с фотками и подробностями в чем отличие одного кабеля от другого.


    1. GeMir
      05.05.2016 11:32
      +9

      Гриф «секретно» упрощает анамнез до «кабель оказался без нескольких необходимых перемычек».


    1. brzsmg
      05.05.2016 11:54

      Пожалуйста. Забыли что то вроде

      этого


    1. dom1n1k
      05.05.2016 16:06
      +2

      В РФ это не принято :)


    1. bagamut
      06.05.2016 15:21

      По словам одного из источников, претензий к космодрому нет, речь идет о производственной ошибке, допущенной в НПО автоматики. «После того как специалисты установили на «Союз-2.1а» новую бортовую систему «Малахит-7» вместо «Малахита-3», была проведена доработка и перепайка всех кабелей, ведущих к ней. Но из-за ошибки один кабель старого образца остался», — пояснил он.
      lenta.ru/news/2016/05/06/cosmos


  1. kalbasa
    05.05.2016 11:39
    -11

    Я всё понял! Это неправильные пчёлы! Совсем неправильные! И они, наверное, делают неправильный мёд!


  1. PaulMaul
    05.05.2016 12:04
    -8

    Ehernet-кабель плохо обжали? )


  1. Thomas_Ross
    05.05.2016 12:35
    +5

    Если посмотреть вакансии НПОА (http://www.npoa.ru/job/), то становится понятно что хорошие инженеры-программисты за такие деньги работать вряд ли пойдут, может быть отсюда и проблемы…


    1. vanxant
      05.05.2016 12:52
      -3

      Там не зря везде стоит слово «от», там же всё белое строго по ТК. Указана цифра, которая будет в договоре и меньше которой точно не получишь, если будешь тупо приходить на работу и читать весь день газеты; причем уволить тебя не смогут. А дальше идут всякие надбавки, премии, коэффициенты, сверхурочные, отпускные, 13-ая з/п и т.д., которые в сумме могут увеличить реальную з/п в пару-тройку раз. Но это уже нужно заслужить.
      Понятно, что в частной конторе такого головняка нет, но и с ТК там всё сильно хуже. Особенно насчёт переработок.


      1. psman
        05.05.2016 12:56
        +6

        В хруничева знакомая работала. С опытом 5 лет зп 17 тыс. Зато доп. проверки убрали и таджиков наняли которые верх с низом путают в документации.


        1. Jack_Vo
          06.05.2016 14:01

          Убрали не доп проверки, а военную приемку. Таджиков нет. Только армяне которых калиновский притащил.


          1. psman
            06.05.2016 17:05

            Вот хрен редьки не слаще.


      1. foxkeys
        05.05.2016 13:12
        +5

        «От», не «от», а цифра 25к для

        • Разработка программного обеспечения на языках программирования С/С++.
        • Разработка ПО для микропроцессоров.
        • Разработка экплуатационной документации.
        • Отработка ПО и отладка. Пусконаладочные работы.
        • Работа с заказчиком. Возможны командировки.


        Выглядит позорно. Я еще пять лет назад, работал на Газавтоматике, ведущим инженером-программистом получал _белую_ з/п 30к рублей. Пять лет тому назад, Карл! Инфляция и всё такое…
        И это без программирования ПЛК (тут явно оно нужно, т.к. указано знание SCADA и LD, FDB), командировок и т.п.

        Сейчас у меня доход 80к (минус выплаты в ПФР и минус — 6%, считать лень — но порядка 73к чистыми, и это как-бы фиксированная часть, по основному контракту. Я сейчас сам себе ИП. + бывает еще всякое разовое). И это я _не_ в Москве живу. Там 80к — это нижняя планка…


      1. black_semargl
        05.05.2016 13:33
        +9

        Тут главный момент, что тем кто конструирует собственно космическое железо — 25 тыр, а специалисту по 1С — 45.
        Сразу очевидно, что видят главным на предприятии в своей деятельности.
        Я бы на предприятие с такими приоритетами не пошёл.


        1. eugzol
          05.05.2016 15:52

          разве зарплаты не рынок определяет?


          1. black_semargl
            05.05.2016 16:27

            Рынок предлагает широкий диапазон специалистов, квалификация которых в общем пропорциональна зарплате.
            Есть недавние студенты без опыта реальной работы, есть и суперспецы.
            И задача руководителя предприятия — отсечь недостаточно квалифицированных (и следовательно нетребовательных)
            И тут квалификация не только по специальности, а вообще. Потому как некто может специалист и отличный, но внезапно в запой уйти может. И потому себя не ценит.


        1. fruit_cake
          05.05.2016 21:09

          был намедни в городе Королёв, знакомый сказал что занятым в космической отрасли платили 120+ до кризиса, сейчас урезали, рабочим говорит платят мало


        1. voshka
          06.05.2016 11:05

          Это как-то стало нормой, на предприятиях изготавливающих железо (не металлопрокат, а наукоёмкое) инженер который разрабатывает и несет ответственность за работу это самого железа, где-нибудь на околоземной орбите, получает зп меньшую чем экономист который сводит дебет с кредитом. На таких предприятиях главной рабочей единицой является именно инженер, именно он разрабатывает и именно эти разработки приносят прибыль предприятию, а все остальные это обслуживающий работу инженера персонал (начиная от сантехника заканчивая экономистом), и именно инженер должен получать большую зп. Если основной деятельностью предприятия является выпуск бумаг, отчетов и прочих графиков, тогда здесь инженер — обслуживающий персонал.


      1. AlexanderG
        05.05.2016 15:28

        Знакомый был технологом по сварке (не молотком стучал), ракеты делал. 25 тысяч.


    1. n-krd
      05.05.2016 13:00
      +1

      Действительно! Зарплаты удручают.


    1. mtxd
      05.05.2016 15:44
      +1

      А чего бы им не падать?

      Инженер-программист
      Высшее образование, С, С++, LD, FDB, SQL, SCADA. От 25000р.

      Электромеханик по лифтам
      Образование среднее, Знание лифтов, механики, чтение чертежей, работа на высоте. От 25000р.

      Далее история про объявление по набору программиста-водителя.

      Жаль, что ситуация такова.


      1. deniska2
        05.05.2016 16:50
        +1

        А потом с такими механиками, которые нахапают по 30-40 лифтов, чтобы эти 25 крублей выходило лифты падают.


      1. grondek
        05.05.2016 18:40

        Ага. Особенно с учетом того, что в Ебурге более-менее приличный плюсовик может найти 50-60к и выше.


  1. vanxant
    05.05.2016 12:45

    С Кондорами там далеко не всё так просто. Отказ техники — возможная, но не единственная причина отказа аппаратов.
    Кроме того, конкретно Кондор-Э был запущен для ЮАР, так что стоит перенести его в один ряд с Egyptsat-2 и AMOS-5


  1. impetus
    05.05.2016 13:01
    +1

    Когда столько начальства столь спорого на выводы и расправы, да еще столь технически подкованного — исполнителям не позавидуешь. Что до пуска, что после.


  1. DmitryITWorksMakarov
    05.05.2016 16:50
    -5

    Космодром. Идет подготовка к первому запуску новой ракеты. В центре управления сидят представители разных организаций, принимавших участие в создании ракеты. Одну из фирм представляют молодой специалист и опытный наставник. Начинается обратный отсчет: Десять, девять… Молодой специалист шепчет наставнику: — Что же вы молчите, ведь у нас куча недоделок, ракета не взлетит! — Сиди и молчи! Семь, шесть… — Сейчас же взорвется, я сам сообщу! — Поверь моему опыту, сиди и молчи. Четыре, три… Тут вскакивает представитель еще одной фирмы и кричит: — Остановите запуск, у нас есть недоделки! Тогда опытный специалист говорит молодому: — Вот видишь, по их вине сорван запуск ракеты…

    Как в цирке: пили все, а стошнило только воздушных гимнастов.

    По моему, самое главное, что автоматика отработала и определила неисправность на земле. Я только не понимаю: там настолько серьезная система проверок от проверки кабеля, прибора, системы, межсистемные проверки… что абсолютно непонятно как корявый кабель добрался до космодрома. Там так устроен рабочий процесс, что косяки одного монтажника не пройдут. Это человек 30 (если не больше) должны пропустить косяг. Причем проверки не ручные, а автоматизированные. Шалимов дядька в возрасте, чтоб спокойно спать и бодро себя чувствовать — система контроля должна работать. Ну очень маленькая вероятность что виноват один отдельный кабель. Моё ощущение: либо политика, либо диверсия, либо и то, и другое.


  1. alexhott
    05.05.2016 19:11
    -1

    Ну вот дожили даже кабель может недоделанный с завода уйти. Раньше бы за такое лес пилить отправили, а сейчас только выговор.
    Так и будет пока работу инженера и технаря не сделают престижной.


    1. teifo
      06.05.2016 10:25

      В айти вроде все неплохо и зарплаты неплохие и спрос повышенный. Да и айтишник/программист с каждым годом перестает быть словом с отрицательным оттенком, но что-то вот прямо качество не растет. Престиж конечно хорошо, но качество специалистом престижем одним не исправить.


  1. Prototik
    05.05.2016 19:38
    +4

    Вице-премьеру Дмитрию Рогозину, курирующему в правительстве ракетно-космическую и оборонную отрасли, объявлен выговор, главе «Роскосмоса» Игорю Комарову — строгий выговор, а руководителю НПО автоматики Леониду Шалимову — постановление о неполном служебном соответствии.

    В конце этой фразы ожидал «строгий-престрогий выговор» :)


  1. ololoepepe
    05.05.2016 20:21
    +3

    Мне друг, работающий в Екатеринбурге в НПО автоматики, несколько дней назад рассказывал, что при переводе из бумаги в цифру на схеме забыли поставить точку в месте пересечения. Надо было написать статью об этом, видимо.


    1. format1981
      05.05.2016 20:50

      Интересно, как за один день исправили проблему? Изготовили новый кабель? Перепаяли старый?


      1. ololoepepe
        05.05.2016 20:58
        +4

        Далее следует цитата, орфография, пунктуация и все такое прочее без изменений:

        вообще-то есть зип
        из него взяли
        щас скажу, короче когда делали извещение на коррекцию, то указали, что на заделе не отражается, то есть изготовленную продукцию не переделывать, был сделан всего один кабель на этот момент, он и остался косячный. Все остальные нормальные
        зип — запасные части и инструменты


    1. migelle74
      06.05.2016 08:58

      >«из бумаги в цифру»

      А зачем нужна бумага? Схемы сначала рисуют на бумаге?


      1. impetus
        06.05.2016 10:14
        +3

        они на ней нарисованы полвека назад. Ракета-то «версия 2.1а»


  1. speakingfish
    05.05.2016 20:34
    +3

    «Применённый в ракете кабель был изготовлен не по конструкторской документации и оказался без нескольких необходимых перемычек».
    Т.е. когда всё собирали, впихнули не подходящий кабель, а виноват производитель кабеля?
    Он же наверное не один такой кабель поставил. Все кабели оказались такими?
    А как же приёмка?
    Тут виноваты и отдел качества, принявший несоответствующую продукцию. И, возможно, сборщики, не увидевшие это. И отдел качества, проводивший испытания частей или всего собранного изделия.


    1. iG0Lka
      05.05.2016 21:08
      -2

      сдается про кабель это просто отмазка…


      1. TerrainLife
        06.05.2016 11:09
        +1

        Беда это, а не отмазка(
        Имею опыт работы на оборонных предприятиях советского типа и даже не удивлен случившемся.
        Печально то, что повышение зарплаты исполнителям ситуацию в корне не изменит, нужно менять систему организации производства, условия труда. То, что отлично работало в советское время во многом полагалось на идеологию и ответственность каждого звена в цепочке. Сейчас реалии и психология у людей изменились, необходимы существенные коррективы. А у нас, в большинстве случаев, бездумное чтение стандартов бережливого производства, книжек про конвейер Тойоты и такое же бездумное их внедрение на всех этапах.
        Отсюда, полагаю, что дефицит прежде всего в грамотных руководителях, способных построить современное и эффективное производство. Будет грамотная организация, подход и условия и специалисты потянутся. По крайней мере я бы пошел)


        1. speakingfish
          06.05.2016 14:17

          Да, тоже сталкивался. Иногда мне приносят что-нть древнее проверить/допилить. В прошлом году вот у знакомых заказчик вспомнил про проект 20+ летней давности, в котором потребовалось поменять прошивку какого-то устройства. Знание о распределении блоков было утеряно, единственное что оставалось — прога на turbo basic. Но выяснилось что тем людям сложно объяснить как формировать прошивку через DOSBox. Переписал на C++, собрал, отдал, вздохнул.


    1. cyberly
      06.05.2016 10:11

      Ну, может быть, кабель был для блока другой ревизии (с отличающейся распиновкой), а производитель, например, не отразил это в маркировке.


    1. black_semargl
      06.05.2016 13:38

      Если более точно — кабель был изготовлен по документации v3.0, а надо было по v7.0
      А всё потому, что до сих пор используется аналоговый способ передачи сигнала и никаких стандартов.
      Даже до уникального ключа на разьёме не додуматься.


      1. TerrainLife
        06.05.2016 14:55
        +1

        У КД нету версий, она одна) Но есть извещения об изменении.
        В комментарии выше пользователем ololoepepe описана, на мой взгляд, вполне вероятная причина.
        То есть один кабель изготовили по КД, но затем нашли в КД ошибку. Для исправления ошибки в КД выпустили извещение об изменении.
        В извещении есть такой раздел «Указания о заделе» — то есть что сделать с той продукцией, что уже изготовлена (доработать или нет).
        И, видимо, вместо фразы «Доработать» написано было «Не отражается», ну и один кабель остался выпущенным по старому неисправленному КД. И, внезапно, именно его поставили основным на первый пуск, а в ЗИПе, естественно, лежал изготовленный по исправленному КД.
        Так что стандарты-то как раз есть и в большом объёме)
        А вот такое вроде бы мелкое упущение конструктора, выпускавшего извещение, привело к таким громким выговорам и отставке. И что-то мне подсказывает, что это только начало)


        1. halfworld
          06.05.2016 19:01

          Задел — то, что в изготовлении. Если изделие уже передано потребителю (другому предприятию), необходимо было разрабатывать бюллетень. (ГОСТ 2.503)


        1. black_semargl
          06.05.2016 20:29

          Не ошибку. а «установили новую бортовую систему «Малахит-7» вместо «Малахита-3»», у которой разводка кабеля при том же разьёме другая.
          Это конечно не гироскоп который можно прикрутить вверх ногами, но за такое конструирование конструкторов надо иметь без вазелина всем расчётом.


  1. Vlad_2016
    06.05.2016 14:13
    +1

    Оооххх… ничто не меняется под этой Луной.

    nafanin.ru/human-factor/human-factor.pdf

    Кто помнит, на выставке в Ле-Бурже разбивается Ту-144. По ссылке — очень интересная книга сотрудника КБ, на стр 89 — предположение о причине аварии. Человеческий фактор… душу его в корень…


  1. Holmax
    06.05.2016 16:45

    Непонятно, почему дефектный кабель обнаружили только перед стартом? Разве раньше тесты не проводят?