Был недавно в Прожекторе, где собрались дизайнеры (руководители проектов) которые занимались улучшением навигации в метро (и не только в метро) в Москве и Киеве.
Из Москвы на эту сессию лекций приехал Алексей Радченко, который руководил разработкой системы единой транспортной навигации для Москвы (и в метро тоже) в 2014 году.
В лекциях пойдет речь о том:
— что такое навигация?
— какой она должна быть?
— как ее сделать удобной и понятной для людей и как ее постоянно улучшать?
— как взаимодействовать со всякими «железобетонными» по образу мысли госорганами, которые отвечают за навигацию?
— примеры дизайна навигации из других городов
— ребята из "Агентов змин" рассказали о том как они создавали схемы навигации для киевского метро
— как работают студии (не Лебедева), которые специализируются на разработке и дизайне навигационных схем для городов?
и о многом другом касательно дизайна городской среды в плане навигации. Лекция сверстана со слайдами, чтобы можно было сразу наглядно видеть примеры того, о чем говорит докладчик.
Лекции будут интересны всем, кто интересуется дизайном вообще, городским дизайном и дизайном навигационных схем в частности. Также лекции будут интересны менеджерам проектов, так как все, что связанно с проектами городского дизайна требует большего искусства в управлении, чем в обычных бизнес-проектах. Чего только стоит постоянная работа с госорганами и утверждение всех проектов в этих ведомствах.
Лекция о создании единой транспортной навигации в Москве в 2014 году
Ребята из Агентов змин рассказали о том, как они создавали схемы для Киевского метро. Особенно интересно то, как ребята исследовали вопрос: как собирали информацию, как работали «в поле», как составляли принципиальную схему ТПР (точек принятия решений) и т.д.
Лекция Юрия Грановского о разработке сценариев для систем навигации, на примере редизайна схем киевского метро. Особенно интересной была схема, которую они разработали для ключевых станций киевского метро. Например, стоит человек перед переходом и сколько у него есть вариантов действия: 3? 4? 10? И особенно мне понравилось что, оказывается, не только мне казалось что переходы между Крещатиком и Майданом Незалежности непонятны никому, особенно приезжему, а тот, кто давно там не был, каждый раз мучительно вспоминает — а в какой же переход
Особенно мне понравилась эта схема точек ТПР — не ожидал что их может быть так много.
Игорь Скляревский в связке с предыдущей лекцией рассказал о том, как они исследовали вопрос, потому как сидеть в кабинете и разрабатывать дизайн для метро хорошо, но будет лучше если это сделать своими ногами, т.е. своими ногами (телом) измерить расстояние/время перехода со станции на станцию и т.д. Сногсшибательным открытием для меня было то, что те тетечки, которые дежурят на таких узловых станциях отвечают до, кажись, 500 вопросов в день от пассажиров подземки «Как проехать туда-то?», хотя вроде бы и схемы есть (информация) — но они не работают. Для исследований ребята прикинулись такими «потеряшками» чтобы узнать, что нужно человеку, который хочет комфортно пользоваться киевским метрополитеном. Затем они надели на себя жилетки с буквой «и» и были такими волонтерами, которые помогали таким «потеряшкам» найти дорогу, и, соответственно, фиксировали все запросы — очень интересная статистика!
Вторая лекция Алексея Радченко о картах и промдизайне для городского дизайна. Пару слов о картах, о том, почему электронные карты для офлайн-навигации не годятся, о том какие они должны быть, потом очень большая и интересная часть о том, из каких материалов делаются указатели/таблички/табло и т.д. о том, какие носители для каких целей используются — от носителя зависит его использование, немаловажный момент — цена этих носителей для города, взаимозаменяемость. Все это с примерами, не только из Киева/Москвы, но и других городов.
Лично для меня такие лекции всегда помогают в решении совершенно других вопросов, абсолютно никак не связанных с дизайном как чем-то графическим, ведь дизайн (по Виктору Папанеку) — это всегда решение задачи в первую очередь, а графическое наполнение — это только уже конечный результат, и не всегда результат может быть графический, главный результат — решение задачи, поэтому, я считаю что все люди в какой-то мере дизайнеры.
Комментарии (11)
snp
30.05.2016 13:08+1Был пару недель назад в Сеуле (а там, между прочим, одно из самых больших в мире метро). Помимо таких удобных вещей, как пронумерованные выходы, цветовая навигация и т.п. запомнились моменты:
1) над каждой дверью (там все станции с дверьми) указана текущая станция, следующая и предыдущая. Как-то так:
Dangsan < Hapjeong < Hongik Univ.
И можно сразу понять, куда садиться.
2) При спуске на платформу по лестнице, на ближайших колоннах слева и справа всегда висит список станций, можно сразу решить, на какую сторону платформы сворачивать.
3) Все станции объявляются на 4 языках (корейский, английский, китайский, японский), при этом качество звука хорошее и всё можно легко разобрать. Станции объявляются заранее, пока поезд ещё в тоннеле едет. Почему бы не сделать так в Москве, продублировать всё на английском (ну да, я слышал, какое-то подобие английского перевода на некоторых станциях в центре, этого мало).
4) В поездах много больших экранов. Там, конечно, крутят рекламу постоянно, но когда действительно надо сообщить о том, какая сейчас будет станция, показывают крупный и чёткий текст. Несколько лет назад видел в киевском метро нечто подобное, там но там разборчивость была похуже, насколько я помню.
5) ну и вообще, все указатели сделаны крупные, контрастные, их очень много, но при этом никакой перегруженности нет. Всё по делу.
Gryphon88
30.05.2016 15:31В Москве меня чудовищно бесит наземная навигация, в метро единственный минус — не вссегда есть карты до турникетов. Раньше на стелах с буквой «М» перед входом с одной стороны была реклама, а с другой — карта района на кило в округе. И карта масштабом поменьше на остновке надземного транспорта. В последние года полтора они все куда-то подевались.
Классический юзкейс: пройти в учреждение в километре от метро. Перед выходом смотришь карту, запоминаешь улицы вокруг и ориентиры. Вышел из метро — ориентируешься по запомнившимся углам улиц рядом с метро (ну не компас же таскать?). А вот тут уже начинаются приключения: карты района у выхода нет, чтобы найти табличку у перекрёстка может понадобиться хорошо так пройти вглубь, на туристических указателях может быть только название достопримечательности и расстояние, без указания улицы…
Iceg
Позвольте вопрос. Почему в московском метро такая плохая навигация? Указатели маленькие, трудночитаемые и находятся почему-то ровно не там, где их ищешь =(
mezastel
На самом деле, навигация в Мск сильно лучше чем в Питере, где вообще черт ногу сломит. В Москве хоть как-то более менее понятно куда тебе идти.
Iceg
По мне так как раз в Питере удобнее) Мне нравится, что на каждом столбе написано куда поезда от этой платформы едут. На стене за рельсами навигационные линии чаще чем в Мск, где пол-платформы пройти надо, чтобы найти её, и если найдёшь — ещё надо суметь прочитать этот мелкий убористый текст.
putnik
Новая навигация, про которую рассказывают в лекциях, достаточно неплохая по сравнению с тем, что было. Но лично мне на пилотных станциях количества указателей всё равно не хватает. Реально хочется в каждой арке видеть список станций.
Yerumaku
В Московском метрополитене есть панель со схемой в центре зала с платформой, этого достаточно, чтобы незнающий человек подошел к ней и посмотрел куда и как ему ехать, а не вставал где-нибудь в арке, чтобы преграждать проход мессе пассажиров (далее — масса). А если Вы «из продвинутых», то у Вас в смартфоне должно быть приложение-схема с подсказками. Вы говорите о дизайне навигации в Метро как о дизайне навигаций станций/вокзалов/аэропортов, когда масса обязана видеть куда идёт или как ей пройти не создавая коллапсов, так как бывает в таком месте раза два за год и реже. Московский же Метрополитен, с некоторой погрешностью, средство ежедневного передвижения одной и той же массы, и если конкретно Вам чего-то не хватает, это не означает, то с этим будет лучше массе. Соглашусь только, что требования к системе знаков навигации выше у станций, соединяющих узлы маршрутов туристов. В любом случае Вы можете составить красивую жалобу, на которую Вам Метрополитен обязан будет ответить, но будет ли она выглядеть красиво и возымеет эффект, имхо — нет.
putnik
Главный вопрос при попадании на станцию для человека, который пользуется метро более-менее регулярно, — какую платформу выбрать. Ни одно приложение на него не отвечает. Старая навигация во многих местах на него так же не позволяет ответить быстро (приходится идти смотреть табличку). С новой местами чуть лучше, но тоже не идеально. И да, если я получаю этот ответ в процессе движения, то я как раз не стою в арке и не туплю. И люди не тупят. Всем лучше.
Iceg
То есть вы считаете, что сейчас в принципе всё хорошо, но можно лучше? Зачем намеренно делать где-то лучше, а где-то — хуже? Разве люди, живущие в Москве, помнят все станции наизусть? Я вот за пару лет даже небольшое питерское метро не всё объездил. Разе не-турист, оказавшийся по каким-нибудь делам на незнакомой ветке/станции не заслуживает ясных указателей?
pav5000
В новой навигации очень странным решением было развернуть карты ближайшей к станции местности не «севером вверх», а где как. Только потупив несколько минут у такой карты, безуспешно пытаясь понять, в какую сторону что у нее, я понял, что развернута она так, что ее верх направлен в ту сторону, в которую я смотрю, когда подхожу к ней. Это очень сильно путает.