В то время как опытные специалисты уверенно бороздят просторы ИТ-рынка, начинающие передвигаются перебежками. И если поначалу они перебегают с одного собеседования на другое, то в дальнейшем некоторая часть из них продолжает перебегать – только уже из одной компании в другую. Не секрет, что большие ИТ-компании постоянно то расширяются, то сокращаются. В связи с этим они набирают джуниоров зачастую по инерции. Так что, последним остается только поймать волну.

Данная категория молодых «ИТ-кочевников» объясняет свое поведение по-разному: «ищу себя», «ищу интересные задачи», «ищу перспективы», «ищу интересную команду», «ищу достойных наставников» и так далее. Однако при более глубоком взгляде на их ситуации можно предположить нечто общее – потребительское отношение к фирме, отсутствие завершенных в срок проектов либо затянувшийся испытательный срок.

Кроме того, к этой категории примыкают такие личности, как самопровозглашенные фриланс-программисты или дизайнеры, сумевшие завернуть свой скромный и не совсем удачный опыт в красивую упаковку портфолио. В этом случае вольные труженики могут не утруждать себя поиском постоянных клиентов и обязательствами перед ними. Более того, объяснять перескакивание между компаниями-заказчиками отпадает необходимость.

Но опытные заказчики и работодатели, прочитав пару абзацев беглого описания, могут заподозрить в этих ИТ-кочевниках замаскированных саботажников. Чтобы вывести их на чистую воду, нужно подробнее изучить их повадки.

Речь в основном будет идти о разработчиках ПО, но многое справедливо и для других позиций.

Потребительское отношение джуниоров


Интересно, что на этапе собеседования эти люди пытаются всеми правдами и неправдами произвести положительное впечатление. Некоторые даже соглашаются работать «за еду» в качестве стажера – лишь бы перспектива была. Однако сразу после вступления в должность они под любым предлогом увиливают от самостоятельной работы (даже над учебными задачами): слишком трудно, мало времени, новый коллектив, непривычная обстановка. Таким образом они умудряются не только сверх меры загрузить этим куратора, но и отвлечь других сотрудников от своей работы.

Когда собственные задачи этих сотрудников начинают проседать, а терпение куратора кончается, джуниор остаются в гордом одиночестве, один на один с учебным проектом.

Какие варианты есть у «джуниора-саботажника» в этой ситуации:

  • Продолжать работать, развивая то, что начали куратор и добрые коллеги? – Вряд ли.
  • Попросить руководство продлить испытательный срок, раз уж приходится теперь работать одному? – Вариант.
  • Обидеться и пожаловаться вышестоящему руководству? – Хорошая идея.

«Великий комбинатор» выбирает сочетание из двух последних вариантов и параллельно начинает искать другую работу. Ведь не исключено, что отношения руководства и куратора испортятся, и виноват в этом будет несчастный, всеми брошенный джуниор.

Наверное, эти задачи не особенно для него интересны, коллектив не дружный, и вообще на рынке есть компании «получше». Поэтому нужно уходить, делает вывод герой, забывая, что в итоге принес фирме не пользу, а вред (упущенная выгода и просевшие задачи коллег). Он не отчаивается и продолжает поиски, а компании приходится со всех дел искать нового джуниора.

Безусловно, возможен и более мягкий сценарий: стажер может сидеть на шее у компании, мешать коллегам работать и кормить руководство завтраками до тех пор, пока его не выгонят. Иногда по каким-то причинам куратор и другие начальствующие персоны не горят желанием признать, что взяли на работу саботажника и нянчились с ним полгода. Может быть, они считают себя слишком продвинутыми руководителями, чтобы допускать такие ошибки. А в некоторых больших компаниях на такие инциденты вообще мало кто обращает внимание. Ведь зарплата джуниора – копейки, по сравнению с теми суммами, которые зарабатывает фирма.

Назло дедлайнам


Самопровозглашенные фрилансеры-саботажники действуют по-другому: сначала они задают заказчику кучу странных вопросов по ТЗ. Иногда, вопреки хорошему портфолио, может даже сложиться впечатление, что это их первый проект (часто так и оказывается на самом деле). Такие переговоры могут занять несколько дней. Затем они берут предоплату (если оговорено) и погружаются в работу.

«Я сначала боялся обращаться к фрилансерам, не знал, с чего начать. Я сходил на семинар, на котором человек рассказывал, как работать с фриланс-биржами. Он составил целую систему, которая позволяла отличить фейкового фрилансера от настоящего. Есть отличительные признаки: срок аккаунта, отзывы, контакты, распределение работ по времени, адекватное портфолио и так далее. Там, например, был случай, когда у фрилансера было 20 отзывов, то есть 20 работ за последний месяц, причем серьезных работ. Но маловероятно, что он [программист] мог реально столько сделать», рассказывает Дмитрий, руководитель проектов.

Любые попытки заказчика проконтролировать этапы работы обычно встречаются в штыки. На вопросы такие фрилансеры отвечают односложно либо с задержкой в несколько дней, объясняя, что «вы у меня не одни такие».

Заказчик может считать, что ему повезло, если фрилансер нарушает все мыслимые сроки, но выдает законченную (пусть, как попало сделанную) работу. Ведь часто такие исполнители вообще не доводят дело до конца, нанося заказчику финансовый ущерб и вынуждая его искать нового исполнителя.

Конечно же, в России сейчас появилось больше количество сервисов с безопасными сделками… Но, как уже отмечалось, такого рода фрилансеры активно «ищут себя» и часто соглашаются работать даже без предоплаты.

К сожалению, подобные трудовые отношения (а точнее, саботаж) до сих пор многие заказчики принимают как данность, а иногда и сами не прочь «кинуть» фрилансера. Отсюда следует другая проблема: заказчикам приходится работать со знакомыми и проверенными фрилансерами, которые не всегда являются лучшими специалистами своего дела.

Насколько сознательны действия «саботажников»?


Саботажники (если этот понятие трактовать в нашем контексте) с легкостью обходят психологические тесты, если вдруг HR предлагает их на собеседовании. Нет, они не спецагенты и не актеры. Возможно, они дают те или иные ответы на вопросы потому, что сами в данный момент верят в то, что говорят. Это можно сравнить с так называемыми «влюбчивыми» людьми: сегодня – один объект обожания, а завтра – уже другой.

То есть, сознательно принимая решение о трудоустройстве, они готовы ринуться в бой, но пыл через некоторое время проходит. А кроме него, другой сильной мотивации не остается. Поэтому человек внутри пытается договориться с самим собой, оправдать те или иные изменения. Часто в процессе такого самооправдания вина и аутоагрессия перекладывается на окружающих. В данном случае – на ИТ-компанию и ее сотрудников.

Сколько такой человек продержится в компании, зависит от его усилий по борьбе с самим собой. Бывает, что он в какой-то степени осознает, что делает что-то не так. Особенно если он подобные ситуации вокруг него неоднократно повторяются. Поэтому он решает какое-то время побыть в компании, параллельно пытаясь разобраться в себе. Но просто так сидеть, не выполняя указаний руководства, нельзя, и он в фоновом режиме создает видимость кипучей деятельности. Однако его профессиональные стороны при этом не развиваются.

В связи этим вспоминается случай, который мне рассказал знакомый программист:
Был у нас один товарищ – вообще нулевой. Не знаю, изучал ли он вообще программирование… Он устроился на PHP-программиста. Он мне вопросов очень много задавал. Это кончилось тем, что мне пришлось полностью объяснять ему, что и как писать. Но поскольку он самостоятельно ничего так и не смог родить, через неделю он исчез.

Я, на самом деле, удивлен, откуда он вообще появился. Ведь прежде чем его брать, с ним должен был пообщаться какой-то программист, а не только HR. Ведь тестовое задание, конечно, мог за него кто-то сделать.

Ну и, не стоит забывать, что за проведенное в фирме время иногда все-таки платят деньги.

Фрилансерам в этом плане еще сложнее: если их не мотивируют деньги, то вряд ли найдется кто-то со стороны, способный подвигнуть их на праведный труд. После того, как интерес к заказу угаснет, человек остается один на один со своими сомнениями. А они, в свою очередь, съедают энергию, которая могла быть потрачена на выполнение заказа.

Поэтому сознательное желание нанести вред у этих людей в большинстве случаев отсутствует. Это больше может быть связано с некомпетентностью, недостатком опыта, неверным пониманием ТЗ.

Дмитрий поделился своей историей на эту тему:
Самое интересное, когда встречаешь действительно адекватного человека, с адекватным ценником и портфолио, который адекватно отвечает на вопросы. С ним даже по безопасной сделке можно работать. И тут у меня возникла мысль сэкономить, и я дал ему обычную сделку с предоплатой 50% — до, 50% — после. Он начал работать. Прошла неделя…

Он мне показывает что-то — там ошибки сыплются. А я ему сказал, чтобы на своем хостинге это делал, потому что лень было самому разворачивать. Так вообще я зависим от него стал. Он мне начал рассказывать, что у него что-то не получается, что это сделать нереально, в сроки он не укладывается и так далее. Я ему говорю: «Давай прощаться». Он: «Нет, я почти все сделал». Потом я у него 30 ошибок опять нашел.

У него, видимо, другие представления о качестве. Он думал, что «тяп-ляп» пойдет. Я ему говорил: «В ТЗ написано так, значит, так и надо сделать». Он отвечал: «Хорошо», и ничего не происходило.

В итоге мы сделали новую, безопасную сделку. По этой я ему вторую половину не стал платить. И даже по безопасной сделке он тупил и тормозил. Потом я ему опять говорю: «Время закругляться». Он мне выгрузил проект с ошибками. Люди, которые потом смотрели, что он сделал, говорили: «Да тут вообще весь проект надо переписывать».

Здесь намеренно не рассматриваются случаи откровенного вредительства и мошенничества – они очевидны.

Не работой единой


Возможно, саботажникам стоит вспомнить, что «поиск себя» не может быть сведен только к поиску работодателей. Этот поиск явно или опосредованно присутствует в каждой сфере жизни. И поэтому каждая сфера нашей жизни нуждается в том, чтобы мы тратили на нее свое внимание, время, энергию. Увлечения, любовь, дружба, духовное и физическое развитие, формирование имиджа и многое другое – все это не может быть спроецировано на плоскость профессиональной самореализации без ощутимой потери качества жизни в целом. Для большинства такое снижение качества жизни является проблемой.

Одним из решений этой проблемы может быть выбор работы, по отношению к которой человек не испытывает иллюзий, сильных эмоций. Можно поискать работу, к которой человек относится нейтрально, и настроиться на то, чтобы получать не удовольствие и кайф от «крутости» вакансии, а получать удовлетворение от самого процесса профессионального роста. По мере развития навыков это перерастет в удовлетворение от того, что человек приносит пользу компании своим трудом.

Другим решением может стать конвертация вопроса трудоустройства в другой формат: можно сделать работу не целью, а средством для обслуживания постоянно меняющихся увлечений человека. Конечно же, эта конвертация – мера временная. Постепенно расход энергии в различных сферах жизни сбалансируется, и человек перестанет «перегорать».

*********

Пока работодатели в ИТ-индустрии с переменным успехом отсеивают на старте нежелательных кандидатов, и в том числе, «саботажников». Не всегда можно проверить честность выполнения тестовых заданий. Часто кандидаты не имеют права предоставлять исходный код проектов (а иногда даже ссылки на них) с прошлого места работы.

Но сложнее всего раскрыть двойной обман, когда кандидат обманывает не только работодателя, но и самого себя. Поэтому пока на таких кандидатов распространяется презумпция невиновности, и «ИТ-кочевники» свободно передвигаются из одной компании в другую.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (21)


  1. SirEdvin
    02.06.2016 20:57
    +6

    Компания по умолчанию всегда права?


    1. semen_grinshtein
      03.06.2016 10:41
      -4

      Все зависит от ситуации, конечно же. В этот раз речь шла о тех ситуациях, когда кандидаты пользуются высоким или неэластичным спросом на свои услуги.


  1. de1m
    02.06.2016 22:46
    +17

    Мне всегда было интересно, почему у меня не может быть к фирме/работадателю потребительского отношения? У фирм обычно такое же отношение к работникам — пока он нужен он есть.


    1. NASHC
      03.06.2016 10:17
      +5

      Потому что надо просто «получать удовлетворение от самого процесса профессионального роста»


    1. x2bool
      03.06.2016 16:47
      +5

      Да у автора просто баттхерт по поводу того, что программисты сейчас вправе выбирать место работы. Ясно, что некоторым работодателям нужны бесправные рабы, которые будут молиться день и ночь на компанию и работать за еду.


  1. AndreyRubankov
    03.06.2016 10:17
    -1

    Проблема не нова и всем известна. Правда мало кто задумывается о том, что является первоисточником проблемы.

    Боль и убытки приносят те джуны, которые начитались бложиков по развитию от 24-летних Синьеров, которые вечно трубят, что компания и девочки-hr'очки должны целовать песок по которому они (программисты) ходили, и проповедуют переходы между компаниями каждые полгода, чтобы повысить ЗП на 20-100%.

    Но если не рассматривать таких джунов, то проблема до боли простая: Джун не знает/не понимает зачем ему нужен менторинг, зачем ему пилить этот бесполезный учебный проект, который он даже в резюме не добавит, и, более того, ему даже не пытаются объяснить этого.

    Нужно заинтересовать джунов, а не просто сказать «компания тратит кучу денег на взращивание», после чего каждый остается при своем мнении: «Компания меня использует и не дает ничего взамен», «Это глупый джун, который не хочет работать, а компания из-за него страдает».

    А ведь если разжевать скилы и поставить цели, дать нужный курс развития и объяснить Зачем нужна какая-то фича, пусть даже в тестовом проекте, то «Младшенькому» будет интереснее и это будет для него вызов, после которого он захочет еще и еще, а не «непроходимая стена» из-за которой он будет проклинать текущую компанию и искать новую.

    в качестве примера:
    Бекэнд джун (java, .net, ruby, php etc.), которому дают задачу запилить фронтенд часть (html + js), джун не понимает и не хочет делать фронтенд, он же бекэндщик. Но если ему объяснить, что качественную систему можно построить только если знаешь как работают все ее компоненты и как они коммуницируют, дополнив это тем, что это повысит его ценность и востребованность на рынке труда, а самое главное — рассказать, что эта задача ему поставлена, чтобы он получил опыт интеграции двух подсистем не был упертым девом: «вот мне это сложно сделать, делай это у себя», а задумывался о сложности реализации на какой-то из сторон.


  1. 0xffaa
    03.06.2016 10:17
    +5

    Очень спорные мысли озвучены.

    Во первых, что значит потребительское отношение и почему это плохо? Я работник, мне платят деньги, я решаю задачи, моя выгода работать меньше \ над интересными проектами, а получать денег больше. Я работодатель, я плачу работнику деньги за решенные задачи, моя выгода получить решенных задач больше \ решения качественней, а заплатить денег меньше. Мне кажется тут правила ясны, потребительское отношение с двух сторон. В идеальной ситуации можно прийти к компромиссу.

    Второй момент, перебежки сотрудников, джунов. Может дело действительно в компании? Я бы даже осмелился предположить, что в специфики наших ИТ-компаний. Кейс из личного опыта. Пришел я джуном в компанию Х, компания большая, известная, не гос. сектор, а там ни баг-трекера, контроль версий древний и больше мешает, процесса четкого нет, тестов нет, архитектуры никакой нет, в общем классическая хаотичная разработка. Через кучу нервов, споров и перемогание сопротивления коллеги и руководства удалось внедрить Youtrack + TeamCity + Mercurial, написать тесты, поднять свой nuget-сервер и навести порядок в коде и архитектуре(хвалится этим конечно нельзя было, но уже можно было смотреть без слез). Всем в конечном итоге все понравилось, продуктивность команды повысилась, но спасибо никто не сказал. Через пару лет история повторилась только в компании Y, опять кучу нервов и сопротивления, спасибо никто не сказал. Сейчас я поумнел и ищу работодателя, который сам понимает важность налаженного процесса разработки. Супергероем который всех спасает вопреки их желанию быть больше не желаю, идет 2016 все же. Так вот, может перебежки сотрудников обусловлены не их негативными качествами, а проблемами в компаниях? Тем более, что джуны еще не обладают достаточным опытом, чтобы сформулировать и задать нужные вопросы, которые помогут понять, как на самом деле обстоят дела.

    PS: на самом деле я не отрицаю обозначенные в статье проблемы, довольно много провожу собеседований, сейчас руковожу командой разработчиков, насмотрелся всякого. Проблема не добросовестных, не компетентных, не мотивированных соискателей \ сотрудников имеет место быть и стоит довольно остро. Просто считаю, что ситуацию стоит рассматривать комплексно, с разных углов.


    1. summerwind
      04.06.2016 02:27

      Пришел я джуном в компанию Х

      удалось внедрить Youtrack + TeamCity + Mercurial, написать тесты, поднять свой nuget-сервер и навести порядок в коде и архитектуре

      Хех) Я еще пока не видел джунов, которые могли бы хотя бы грамотно покрыть свой код тестами, не то что выстроить архитектуру проекта и процесс разработки)
      По сути, обладая знаниями нормального middle-программиста, вы почему-то пришли на вакансию джуниора. Мне кажется, это и есть часть причин, почему вам стало неинтересно. Такие случаи не очень часто встречаются, но есть люди, которые почему-то ставят себе очень низкую планку, обладая по сути нормальными знаниями. А потом через несколько месяцев уходят из компании, потому что им элементарно стало не интересно. А компании потом обижаются, пишут про саботажников и т.п.


  1. fivehouse
    03.06.2016 10:47
    +5

    «Потребительское отношение джуниоров» Вы должны хотеть умереть за наши бананы. Я — нет. Но мне и по должности не положено. " Проблема не добросовестных, не компетентных, не мотивированных соискателей \ сотрудников имеет место быть и стоит довольно остро." Что мешает задать много правильных ситуационных вопросов на собеседовании на добросовестность, компетентность, мотивацию? И не обязательно вопросы должны быть типа да-нет.


    1. 0xffaa
      03.06.2016 12:50

      А я и задаю эти самые вопросы на собеседование, в результате поиск сотрудников на вакантное место затягивается на месяцы(прошлый раз 4ре), да вот только работы в этим месяцы меньше не становится. А если нужен специалист с нераспространенными компетенциями, то поиски могут окончится ничем(по крайней мере в условиях ограниченного бюджета). Поэтому я и написал, что вопрос стоит довольно остро.


  1. sim31r
    03.06.2016 13:44
    -2

    Хорошая статья. В противовес данной информации, можно представить что говорят о фирме покинувшие её сотрудники. Они искренне будут утверждать что фирма их «кинула», не давали расти профессионально, придирались к любой мелочи лишь бы не платить вторую половину оговоренной суммы денег, ставили невыполнимые задачи или даже заставили уйти из зависти к высокому интеллекту сотрудника. Из опыта общения со знакомыми, что любят жаловаться, как-то так и рассказывают.


  1. Barafu
    03.06.2016 15:02
    +4

    Сначала идут оскорбления молодых работников, а затем — пропаганда холопского мышления.
    Был уверен, что в конце будут предлагать услуги единственного в России умеющего работать HR-а. Странно, но не предлагали. Всё равно:
    Гнать таких отсюда вместе с их писаниной.


  1. ilyaplot
    03.06.2016 15:35

    Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что многие были «саботажниками» с самого начала. Что, у всех первый проект завершился удачно и в срок? Рано или поздно у каждого джуна саботаж сведется к минимуму или исчезнет вообще. Бесконечно перебегать от одной фирмы к другой невозможно. А вообще как-то не получается у меня называть действия, совершенные неумышленно, саботажем. Больше хочется назвать неудачей или как-то еще.


  1. saw_tooth
    03.06.2016 17:07
    +2

    >>Самопровозглашенные фрилансеры-саботажники действуют по-другому: сначала они задают заказчику кучу странных вопросов по ТЗ.
    Уж простите, лучше я задам кучу вопросов по ТЗ, чем буду делать потом месяц правки. Зачастую, заказчик даже верно мысли выразить не может, что ему нужно, не говоря уже о действительно хорошем ТЗ (тех. характеристики, мокапы, схемы, дизайн специфика).
    Хотелось бы сказать отдельно по «задаванию вопросов». Я лучше задам стопицоот вопрос, если мне что-то не ясно, чем буду втихаря что то делать, которое в итоге не устроит никого, и накалит отношения. Если заказчик не готов/не может что либо вменяемое по ТЗ, то исходя из обобщенности задания (сделайте мне сайт-магазин, сделайте мне приложение на андроид для API) то можно смело туда же приписывать половину стоимости изготовления, для разработки, рассмотрения вашего ТЗ, по его задаче иначе разработка по «асбтрактным ТЗ» не закончится никогда.


  1. Mugik
    03.06.2016 17:33
    +7

    Ну у автора судя по всему запасная жизнь есть, в этой можно и поработать на одной работе всю жизнь, над неинтересными проектами и непонятно зачем, а вот во второй он развернётся на полную катушку, тогда его доводы ясны.

    Но у большинства людей жизнь одна и прос… рать её на непонятно на что и зачем, лиж бы не подвести никого и не расстроить доброго дяденьку работодателя, нанимающего по сути раба за бесценок, весьма сомнительное решение.


    1. Mugik
      03.06.2016 17:43
      +7

      Я не думаю, что найдется дурак, который уйдет с интересных задач и из хорошей компании, где работают умные, доброжелательные и компетентные сотрудники. Если от вас уходят люди и не задерживаются подолгу, значит что-то не так, значит надо пересмотреть политику управления компанией и уж точно не надо винить работника.


  1. gandjustas
    03.06.2016 20:43
    +5

    Пост о том, как люди норовят сэкономить — нанимают джуниоров, обращаются на фриланс биржи, а потом жалуются что качество не очень?


    1. Namelles_One
      05.06.2016 08:54

      Ага, а опытных, порой, не берут под предлогом — не впишутся в команду) сам недавно с таким столкнулся, был удивлён)


      1. foxmuldercp
        05.06.2016 20:30

        Я тоже пару раз «не вливался в команду». Было грустно — вроде и много могу предложить компании по своему профилю, много спрашиваю, слушаю, пытаюсь понять (проект сложный), а потом через месяц «Извините, спец вы хороший и было круто поработать с вами, но вы не влились в команду...». И опять планка уверенности в себе ниже плинтуса :(


        1. Namelles_One
          05.06.2016 21:19

          Да уж, не знаю даже как хуже — как у меня, когда не взяли сразу, или когда месяц спустя — так.


  1. Moskus
    03.06.2016 20:45
    -5

    Концепция не нова. В СССР было такое выражение, «летун», обозначало человека, который нанимается на работу ради получения аванса, а потом увольняется, так и не начав ничего толком делать.
    image