Доброго времени суток всем, кто решил потратить пару минут своего времени на прочтение данного блога. Более 15 лет я с переменным успехом слежу за киберспортивным сообществом, то выпадая, то вливаясь обратно в комьюнити. Как мне кажется, из киберспорта просто так уйти невозможно, это как наркотик. Тот, кто познал адреналин незабываемых побед и всеобъемлющую пустоту поражений, прекрасно меня понимает.
Около недели назад киберспорт был внесет в список официальных видов спорта. Теперь соревнования будут официально проходить под эгидой Министерства спорта РФ и у всех участников данных мероприятий есть реальные шансы получить разряды и звания мастеров спорта. Для далеких от этой темы людей, данная информация может прозвучать дико, для остальных же — это реалии изменяющегося мира. Спорт для некторых людей это серьезный бизнес, так как он привлекает огромные массы людей, и именно поэтому на киберспорт начинают обращать все более пристальное внимание многие мировые огранизации такие как например ФК «Валенсия», «Вест Хэм», «Вольфсбург»,«Сампдория» и многие другие. Призовые крупнейших мировых турниров перевалили за 15 млн.$, а аудитория насчитывает сотни миллионов человек. Сопоставив все эти цифры, уже сам факт популярности и ажиотажа вокруг киберспорта не кажется таким уж нелогичным.
Ситуация в современном киберспорте весьма не однозначна. С одной стороны есть серьезные организации, количество которых можно пересчитать по пальцам, с другой миллионы геймеров, которые по тем или иным причинам не могут выйти на про уровень. Основными причинами тому служат финансы и неготовность СНГ сообщества воспринимать киберспортивную деятельность так же серьезно как и любую другую работу. Именно из-за халатности и подхода «спустя рукава» распадались очень сильные коллективы и организации. Так же вечные разборки, склоки и сплетни — отличительная черта СНГ комьюнити.
Как Вы вы могли заметить из повествования выше, во всей этой структуре нет средней «прослойки». Поэтому перед тем, чтобы даже задумываться о создании новой киберспортивной структуры, нужно обратиться к фактам:
- Cколько человек играют в игры?
- Cотни миллионов.
- Сколько из них объединяются в команды и начинают тренироваться?
- Сотни тысяч.
- Сколько человек из них попадают на вожделенный Интернешнл или Мажор ?
- Несколько десятков.
Если вы считаете, что имеете хоть какие-то реальные статистические шансы попать в число этих «элитных» десятков, то вы или черезмерно самоуверены или безгранично глупы.
Так же ни одна серьезная организация не может существовать без спонсорской поддержки. Поэтому нужно ответить на вопрос: «Что нужно спонсорам?». Победы на самых крупных турнирах? Отнюдь. Им нужна гласность и наибольший охват аудитории, т.е по сути медийность организации, которую можно получить в наше время и не выигрывая International.
Теперь мы плавно подходим к теме данного топика, а именно созданию новой киберспортивной организации. Я считаю, что тенденция к созданию подобных сообществ будет иметь от года к году все более нарастающую пополярность. И может через 5-10 лет киберспортивные организации будут в каждом городе наравне с футбольными и баскетбольными клубами. Так как я поднял эту тему, подписав себя тем самым в организаторы сего мероприятия, будет не лишним представиться.
Свой киберспортивный путь я начал в 13 лет в небольшом городке на Юге России и выступал в дисциплине CS 1.6, был капитаном команды, ездил на отборочные WCG и Asus. В 15 лет организовал свой первый турнир, собрав более 20 команд со всего Юга. Вспоминая это сейчас, даже не представляю, как хозяин компьютерного клуба доверил совсем еще юному пацану свое заведение. В последствие мной было организовано еще несколько турниров местного масштаба.
В 17 лет уехал в Чехию. По счастливому стечению обстоятельств моим соседом по общежитию оказался парень из Новокузнецка, который тоже играл в CS в своем городе. Так мы сколотили свою команду в Праге из русского-чеха, вьетнамца и нашего друга, который пошел с нами только из-за того, что мы его заставили. В итоге, после года тренировок мы вошли в топ 8 Чехии (тогда местные турниры собирали до 60 команд в нашей дисциплине). Далее нужно было или уходить в про лигу, забив на работу и учебу, или заканчивать с «контрой», так как тренировки занимали слишком много времени. Я выбрал второй вариант.
Сейчас мне 28 лет. Я владелец собственного бренда и небольшого производства в Китае. И считаю, что пришло время вернуться обратно в киберспорт, только уже в другой роли.
Как Вы могли понять из моей краткой биографии — опыта в организации и управлении людьми мне не занимать. Так же данная идея появилась благодаря тому, что проживя больше года в Китае, я обзавелся полезными контактами и навыками, которые могут в последствии серьезно помочь организации окупать себя финансово.
Так как я не занимаюсь благотворительностью, естественно, для успешного существования подобной структуры должен быть составлен план развития и приложены все усилия для его реализации, но опять же не хочется создавать организацию армейского типа, именно из-за моего подхода к данному вопросу. Хочется отойти от стериотипов СНГ сообществ и создать место, которое люди смогут назвать своим вторым домом, а людей в нем своей второй семьей.
А теперь давайте перейдем от философии к конкретике.
Что могу предложить я:
- Имя и соотвественно помощь нашего бренда (в штате есть дизайнеры, программисты, инженеры).
- Обеспечить команды или людей, заслуживающих внимания, всей необходимой амуницией (так как сейчас локально я нахожусь в Китае и работаю напрямую с фабриками, производящими любую геймерскую атрибутику и аксессуарику (ковры, мышки, наушники и т.д)).
- Обеспечить организацию начальной базой (сайт, тим спик сервера и другие вещи для максимально комфортного развития проекта).
Кого хочу видеть в команде:
- Адекватных и целеустремленных людей, готовых вместе со мной нести эту нелегкую ношу и желающих реализоваться в киберспортивной индустрии (менеджерский состав).
- Людей, которые имеют отношение к СМИ, которым интересен данный проект и формат (тематические группы, сайты, каналы на ютубе или твиче).
- Программистов и дизайнеров (нам нужно создать из организации некий продукт, а сделать это без данных людей практически невозможно).
- Бывшие про или семи-про игроки различных дисциплин (тренерский состав и отдел аналитики).
- Команды и игроки, желающие присоединиться к организации и выступать под нашими знаменами (любые киберспортивные дисциплины).
В заключении хочу сказать, что долго размышлял, как лучше начать данный проект, было несколько вариантов от поиска старых контактов и налаживания новых до «забрасывания деньгами» по типу современных киберспортивных организаций. Взвесив все за и против, решил просто написать данный блог и причина тому абсолютно банальна – нежелание облегчать кому-то жизнь, сажая на все готовое.
99% «диванных» критиков исходят пеной на форумах и в соц. сетях о том, что в серьезные организации невозможно пробиться, школьники заваливают вопросами как попасть в киберспорт и что нужно для этого сделать. Возможно каждый из них думает, что скилл измеряется количеством постов или гневных комментариев и что все люди, которые играют сейчас в серьезных командах попали туда по воле случая. Так вот отвечу, что за каждым из них стоят тысячи часов проведенных в игре, огромные риски остаться «не у дел» по достижении определенного возраста и еще миллион сопряженных с этим проблем.
Поэтому для всех тех, кто считает, что ему не «повезло» и был написан этот топик, вот он ваш шанс, нужно только «поднять зад» и подать заявку. Назовем это социальным экспериментом, если данная тема найдет отклик у общественности, мы сделаем совместно с вами новую киберспортивную огранизацию на просторах СНГ, а там и гляди появятся и победы, и буткемпы, и спонсоры. Все в ваших руках!
Комментарии (30)
Shapelez
17.06.2016 11:15Есть мнение, что искать в таком деле единомышленников на Geektimes получится куда успешнее.
ahalaymahalay
17.06.2016 12:08Так в какой дисциплине развивать команду хотите? В СНГ, как я знаю, только Riot Games довольно сильно поддерживает киберспорт(ЗП игрокам LCK, покрытие части рассходов на аренду дома для команды и другие плюшки).
P.S. Заглавный скрин отсюда :)apei
17.06.2016 12:27Зарплата на начальной стадии не планируется, поэтому и нет ограничения по дисциплине и уровню скилла игрока. Если мы будем говорить о зарплатах, то:
- Нужно юр. лицо на территории России.
- Нужно заключение договоров со всеми игроками.
- Будут выбираться лучшие игроки (не больше 5 человек на дисциплину).
- Количество дисциплин будет строго ограничено бюджетом команды.
У нас стоит другая задача, поэтому мы и отходим от традиционной модели развития. Так же для справки скажу, что годовое содержание одного топ состава в одной дисциплине обходится организации примерно в 200-300к долларов.Meonaar
17.06.2016 17:12Цифры откуда-то взяты или приблизительно просчитаны? Выглядит так, словно взяты с потолка, так как непонятно что входит в эту сумму. Только зарплаты? Буткемпы? Тренсфер на турниры без трансфера?
apei
17.06.2016 18:49Цифры собраны из открытых источников в интернете. Да, все вышеперечисленное входит в эту сумму.
krimtsev
17.06.2016 13:14А я пожалуй отправлю заявку. Так же отправил эту ссылку своим френдам (а у меня в основном супримы-глобалы) из стима, авось кому-то и повезет.
apei
17.06.2016 13:28О везении здесь речь не идет, будем брать всех, кому есть, что предложить. Лишних рук не бывает. А уже время покажет.
bustEXZ
17.06.2016 13:30+1т.е. вы предлагаете работать за идею, при этом можете «кинуть» человека в любой момент, если он вдруг станет не нужен (хотя может и много сделал для организации). Где гарантии что такое не произойдет? В принципе я был бы и не прочь. Но я должен знать, когда появится выгода тратить время на воздух?
apei
17.06.2016 13:47-2Да, предлагаю работать за идею, так как сам работаю за идею и при этом в отличии от остальных готов вкладывать в развие свои личные деньги. Люди же, которые готовы принять участие в данном проекте жертвуют только своим временем и если они могут себе это позволить, значит оно у них есть. Если владелец любой организации «кикнет» человека, который сделал очень много да еще и делал это за идею, то я бы очень серьезно задумался об его (владельца) умственных способностях.
krimtsev
17.06.2016 14:04стартовать с таким проектом после принятия в России киберспорта — это явное желание заработать.
но я так же не исключаю порядочность человека, хоть и выглядит это не так, здесь надо общаться.apei
17.06.2016 16:16Идея пришла еще задолго до этого решения, а в статье оно упомянуто скорее для хорошего словца и дабы объяснить людям далеким от киберспорта, что это вообще и с чем его едят.
TimsTims
17.06.2016 15:08+2Идея начинается за здравие, и основной посыл был в том, чтобы развивать киберспорт в России, т.к. именно в России был принят такой законопроект. А это значит, что нужно не просто иметь свою домашнюю команду, а реально договариваться со спонсорами, бегать-прыгать по министерствам, организовывать локальные турниры под эгидой мин.спорта, чтобы игрокам хоть какие-то звания официальные давали. Но увы, это не прозвучало в посте.
Вместо этого я увидел примерно следующее: «Идет набор в клан! Кто хочет — пишите в ЛС. Игроки от 80лвл»
> Что могу предложить я: Обеспечить команды амуницией
А деньги на еду и проживание? Опять 25, игроки днём должны будут подрабатывать, а вечером тренироваться. К чему тогда эти лозунги «будет крутая команда, я всё обеспечу» итд???
> не больше 5 человек на дисциплину
А как-же капитан в команду, если она уже организована? Сколько смотрю стримы по тому-же CS:GO, везде есть 6й человек, координирующий действия команды. Плюс на одном тимсписке далеко не уедешь, нужно чаще встречаться и играть локально, сопереживая вместе и решая проблемы морали. Нужно выезжать на турниры. Можно сколько угодно быть талантливым, но если человек не может хорошо показывать себя на сцене перед тысячами зрителей и видеокамерами, то скилл сразу поплывет.
Ну и последний вопрос: вы так и собираетесь торчать в Китае, закидывая шмотками своих подопечных, или всё-же переедете в СНГ, для налаживания спорта здесь?
> каждый думает, что скилл измеряется количеством постов
Опять-же знаю нескольких мега-талантливых людей, у которых руки просто золотые, но живут они глубоко в сибири, и средний их пинг начинается от 90мс. Естественно, если вы поставите против него школьника из Москвы, то победа будет очевидна. Если уж вы серьезно хотите найти талантов, то организуйте общероссийский «поиск талантов», вот тогда и будет круто. А так — у вас будут игроки из столиц, с хорошими пингами, вот среди них и будет ваш отбор…apei
17.06.2016 16:22> Идея начинается за здравие, и основной посыл был в том, чтобы развивать киберспорт в России…
Не хочу строить «наполеоновские планы», смотрю на вещи реально и ставлю выполнимые задачи.
> А деньги на еду и проживание?
Сейчас речь не идет о профессиональном уровне, не нужно это путать.
> А как-же капитан в команду, если она уже организована?
Имелось ввиду один состав, ни два, ни три.
Yazov
17.06.2016 16:36Согласен, но не во всем:
>А как-же капитан
Капитан — всегда один из игроков. Координатор всегда должен играть с командой, будь то CS или Dota2. Тот, кто стоит за спинами либо менеджер, либо тренер.
>Опять-же знаю нескольких мега-талантливых людей, у которых руки просто золотые, но живут они глубоко в сибири
Я живу в Казахстане. Пинг у меня от 100 до 180. Я обыгровал нескольких про игроков в MMR, у которых пинг был порядка 40. К тому же герои были на исполнение.
Meonaar
17.06.2016 16:24Позволю вклиниться в данном вопросе, ибо, в некоторой степени, он профильный для меня.
В некоторых местах страдает фактология, а отсюда — присутствие слишком высокого мнения о киберспорте в тексте как таковом.
> Теперь соревнования будут официально проходить под эгидой Министерства спорта РФ и у всех участников данных мероприятий есть реальные шансы получить разряды и звания мастеров спорта.
Если вторая часть верна (но опять же, смотря как посмотреть, ибо нет четких списком заслуг, дисциплин и всего прочего, на составление которых может уйти не один год), то первая — нет. Федерация Компьютерного Спорта пусть и работает от лица правительства РФ, но выступает скорее как отдельный элемент системы. Да, турниры получат высокий статус, но опять же, только тогда, когда правительство РФ соберётся с мыслями и выдвинет полную документацию, чётко и по пунктам.
> Призовые крупнейших мировых турниров перевалили за 15 млн.$
Такой турнир был один за всю многолетнюю историю киберспорта, а через пару месяцев пройдёт второй. На остальных мероприятиях призовые ОЧЕНЬ редко переваливают за $3 000 000. Лишь последнее время организаторы решили проводить действительно крупные лиги с большими призовыми, но там принимают участие топы из топов.
> Ситуация в современном киберспорте весьма не однозначна.
На мой взгляд она однозначнее некуда. Сейчас ситуация обстоит так, что любой коллектив, умеющий играть (а не говорить) на уровне способен, как говориться, выстрелить. Открытые отборочные присутствуют практически на всех крупных турнирах, а значит у действительно хорошей команды есть шанс прорваться, потратив должное время на подготовку. Но с последним проблемы — денег тебе за это никто платить не будет, а учёбы/работа/супруга/девушка будут страдать от «каток» 24 на 7. И здесь всё зависит лишь от того, насколько игроки целеустремлённые. В противном случае ни деньги, ни спонсоры не помогут.
________________
Что касается остального сабжа… Амбиции — это хорошо. Создать что-то своё — всегда приятно, но нужно смотреть правде в глаза. Сейчас все титульные спонсоры, интересующиеся киберспортом, уже находятся у ведущих киберспортивных тегов региона — Na`Vi, Virtus.pro, Team Empire, Vega Squadron и не так давно вернувшиеся Gambit Gaming. Все остальные организации или те, кто обладают малым числом коллективов (Elements Pro Gaming, Team Spirit и прочие) заслуженно занимают тир-2 в этом своеобразном рейтинге. Вы думаете, что у Вас есть возможность стать хотя бы на уровень «Спиритов»? Очень сильно сомневаюсь. У этих ребят хорошие составы со звёздными игроками, уже не раз зарекомендовавшие себя на поле брани.
Единственным более-менее хорошим примером в данной ситуации являются elements Pro Gaming. Молодая организация, у которой толковый владелец, хорошие помощники, а также есть средства на воплощение своей мечты. Да, не всё там гладко, составы часто распадаются и меняются, но это судьба такого разряда организаций.
Своя организация это отлично, и, если у Вас всё получится, будет невероятно круто. Но конкуренция на рынке сейчас такова, что без огромных вложений у Вас не будет возможности соревноваться с именитыми тегами. Да, можно начать делать всё с нуля, собирая любителей, а потом формируя из них команды, но это заведомо провальный вариант, так как из 10 игроков 7 не придут на вторую игру, а из оставшихся трёх максимум один захочет что-то делать дальше. Это не пессимизм, это факт, который был лично мною проверен на нескольких самостоятельных проектах, где в основе лежал сбор команды из «рандомов».
Удачи в начинании ;)
touchman
17.06.2016 16:26Даже судя по вашей истории: «Далее нужно было или уходить в про лигу, забив на работу и учебу, или заканчивать с «контрой», так как тренировки занимали слишком много времени. Я выбрал второй вариант.» все выберут тот же второй вариант. Даже не представляю кого вы хотите набрать в команду, если умные, понимающие в этом люди уже где-то работают, и ну никак не променяют работу со стабильным заработком на ваш проект, даже если им по душе именно он. Остаются только школьники на каникулах, у которых уйма свободного времени, и какие-нибудь рандомные люди, сидящие в 20+ на шее у родителей.
Про девайсы так вообще насмешили)
Удачи в поисках.
Yazov
17.06.2016 16:31Скажу вам по секрету — так не делается. Собрать команду, а тем более команды с нуля — не получится, если это не про или не семи про игроки.
Проще будет найти тир2 команду и подписать ее. Либо стак этой самой команды, во главе с капитаном, который доберет людей в команду и только тогда, возможно, будут результаты. В противном случае — никто никого не будет слушаться. Я знаю это по себе, Я играл и в про команде и в обычном стаке. И если говорить о стаке — в игре Я неплохо способен координировать команду из 5 человек, в плане макро конечно, но были часто трудности с коммуникацией, ибо не хотели слушаться.
А пока у вас какие-то детские мечты: «Сейчас с пацанами соберемся и выиграем мажор». Можно было наблюдать стак Папича, который провалился.relige
17.06.2016 16:47«Сейчас с пацанами соберемся и выиграем мажор» — это не так сложно как вам кажется =)
Но лезть в киберспорт я бы не стал, там явная проблема с доходами. В основном доходы киберспортивных команд — это спонсоры, соотвественно, нужны не сильные игроки, а завязки с samsung, asus и т.д.
P.S. Если что был топ одной из самой популярных дисциплин около 5 лет. И помню, что киберспорт признают спортом не первый раз.Yazov
17.06.2016 16:55Не так сложно? Вы пробовали? Я пробовал — как-то не заехало.
Но лично мне кажется, многое еще и от региона зависит — у нас например больше нет даже мелких турниров, чтобы там можно было бы засветиться. Хотя Я, наверное, уже слишком стар, для этого… Мне 24 уже, а Я все играю в доту :D
Про доходы — все верно. Есть энное кол-во организаций, которые могут платить игрокам зарплаты по 3к зеленых, но их мало и они всегда в топе. Остальные могут платить по 100 долларов, как это было лет 7 назад… Когда играли не ради денег, а ради признания, азарта, страсти… После TI3 все пошло по накатанной и начало уже превращаться в бизнес… Это видно про организации Virtus.PRO.relige
18.06.2016 19:03Пробовал, в другой дисциплине и лет 10 назад. Попытка была вполне успешной на то время.
Я думаю принципиально ничего не изменилось — главное найти 5 сосредоточенных на цели игроков, которых поддерживают близкие. Остальное — дело техники и тренировок, как и в любом спорте.
correct_ua
18.06.2016 18:22Почему бы профессиональным командам не играть на деньги?
У команды может быть спонсор инвестор, у другой команды аналогичный спонсор, они между собой проводят бои на реальные деньги, по договоренности со спонсором часть дохода забирает он, остальное распределяется между игроками. И ни каких проблем тогда с доходами. Я бы поучаствовал как спонсор, сам я не игрок, а вот заработать на кибер спорте хотелось быapei
18.06.2016 18:23Ставки на киберспорт принимаются точно так же как на все другие виды спорта, поэтому ничего не мешает вам открыть букмейкерску контору и зарабаотывать.
Smi1e
Ваша статья неплохо смотрелась бы где-то в блогах на cyber.sports.ru. Для тематики хабра при всем желании даже пары предложений не наскребешь.
apei
Костяк организации это прежде всего менеджмент, тренера, аналитики, СМИ. На такие должности (возможно кроме тренерской), можно брать людей, не имеющих прямого отношения к киберспорту, а просто любящих игры и околокомпьютерные темы в целом. И на сколько мне известно, подобных людей на хабре гораздо больше, нежели на любом другом портале. Да, на специализированных киберплощадках блог тоже был или будет опубликован. Сейчас хочется получить понимание того, на сколько это направление актуально для СНГ комьюнити.
Meonaar
Ни менеджеры, ни тренера, ни СМИ не помогут, если не будет игроков. Хоть что делай, но киберспортивная организация это в первую очередь «киберспортивная», а только потом — организация (ваш кэп). Если не будет команды, то не будет смысла и нанимать других людей, так как рабочий стафф останется сидеть без дела, а киберспортивных СМИ сейчас больше, чем достаточно.
Опять же, ошибочно полагать, что люди, не умеющие в киберспорт, смогут стать хорошими тренерами или менеджерами. Возможно, что менеджеры действительно выйдут толковые, но для того, чтобы менеджерить команду, человек должен знать тонкости проводимых турниров и трезво оценивать множество киберспортивных аспектов команды. А это приходит только с опытом работы в нужной сфере.