Отработавшая своё первая ступень совершила мягкую посадку на баржу в Атлантике. То, что еще год вызывало неподдельные удивление и восторг становится рутиной — событием становится неудача с возвращением первой ступени, а не успешная её посадка.
Для SpaceX это уже восьмой пуск в 2016 году и девятый подряд успешный. Из восьми попыток приземления первой ступени в этом году успешными пока были пять, включая три из пяти попыток возврата при выведении спутника на геостационарную орбиту.
До конца года у компании запланировано еще от восьми до одиннадцати пусков F9FT. Текущий темп запусков составляет примерно 1 пуск в месяц, но компания надеется до конца года увеличить его вдвое. Осенью ожидается первый повторный пуск одного из уже летавших бустеров — даже за вычетом двух ступеней, разобранных для изучения и проверки надежности F9, в ангарах компании уже накоплено четыре ступени пригодных к повторному использованию. Интенсивно идет и подготовка к первому запуску Falcon Heavy, который должен состояться в конце этого года или самом начале следующего.
Комментарии (95)
Meosit
16.08.2016 07:20-3Остаётся только придумать как взлететь без отделения каких-либо ступеней. Тогда уже будет что-то похожее на будущее из фильмов.
Kasatich
16.08.2016 09:55Взлетать без отделения ступеней можно уже более 100 лет — этот способ называется опий))
olgerdovich
16.08.2016 17:14вы с аллюзией на Шнуровское
Чтобы лететь нужна ракета
Нет папирос — забивай сигарету
?
r00tGER
16.08.2016 13:05+5Видимо, современное ракетостроение руководствуется чем-то иным — здравым смыслом, например.
Сейчас, ступени — это большие баки с топливом, которое нужно на начальных этапах полета.
Зачем все это таскать в космос (а потом оттуда возвращать)?Golemming
17.08.2016 15:50думаю имелся ввиду взлет со всем вместе. Как Millenium Falcon например. Кнопку нажал — Space, here i come!
r00tGER
17.08.2016 16:07+1Что конкретно имелось ввиду, можно попытаться выяснить у первоисточника. Но, «придумать» корабль подобного класса на химическом топливе, как-то совсем за гранью реальности.
Golemming
17.08.2016 17:09На химическом топливе нет, но в ЗВ и выхлопа не было :) Черт его знает что через сто лет придумают, всего век назад придумали чайные пакетики и нержавеющую сталь
Eklykti
17.08.2016 20:51+1А любой нехимический двигатель на данный момент даёт настолько малую тягу, что взлететь на нём можно разве что с какого-нибудь астероида.
kamaikin
18.08.2016 12:49Любой ядерный от разработок которые уже есть и испытывались. до «Ориона» Позволяет взлетать с земли на орбиту одной ступенью… Но оно надо? (цена, экология, безопасность)
MoArakchy
16.08.2016 07:20+4Посадки стали рутиной, но о КАЖДОЙ НАДО НАПИСАТЬ!!!
romxx
16.08.2016 10:05+12Ну лучше уж о SpaceX, чем про «обновление до Windows 10».
hommforever
16.08.2016 13:02+2Они только становятся рутиной. Не могу сказать что они уже стали рутиной.
Bot_0003
16.08.2016 16:54Ничего, о них еще заговорят, когда полетят ступени уже бывавшие в употреблении.
RubaXa
16.08.2016 08:30+4Ещё там есть одно интересное изменение во время трансляции на таймлайне, раньше было написано experimental landing, а теперь просто landing attempt ;]
Aplgt
16.08.2016 15:35Это выглядит немного странным, т.к. текущий запуск был действительно экспериментальным: впервые ступень садилась на одном двигателе, а не на трёх.
В новости тут это тоже не отмечено, рутинная заметка)Mad__Max
16.08.2016 17:12+2По-моему это уже не 1я посадка на одном движке. Наоборот это было в одной из первых попыток посадок, потом перешли на более мощные, но короткие импульсы сразу от 3х двигателей.
Jeffryxon
17.08.2016 00:45+2Посадка на одном двигателе уже давно отработана и как раз более безопасна (просто не всегда на неё хватает топлива), так что снижение оценки рискованности в данном случае оправданно, я считаю.
Более экспериментальным участком в этой миссии был участок работы первой ступени. Во-первых, после отрыва, судя по телеметрии, тяга была на 1-2 процента выше предыдущих запусков (если это не погрешности телеметрии, то позволило сэкономить немного на гравитационных потерях) и отключение двигателей произошло на три секунды раньше, недодав второй ступени ~100 м/с скорости, но сэкономив кучу топлива для более мягкой посадки. И при этом всём они кроме вывода спутника на требуемую переходную орбиту умудрились снизить её наклонение с 27-и до 20-и градусов.
motpac
16.08.2016 10:24-2У меня одного ощущение, что я как-будто читаю фантастический роман… ??))) Это невероятно круто, и чует мое сердце, Роскосмосу уже можно отправлять посылки с чупа-чупс!
AccessGranted
16.08.2016 11:51-1Что-то похожее несколько лет назад говорили адепты электроавтомобилей Tesla: вот вот и Роснефть и все нефтяные компании мира вылетят в трубу а воз и ныне там.
Даже если Falcon 9 будет экономичней на 20% Роскосмос а равно как и другие космические агенства по всему миру не перестанут запускать космические аппараты с своих космодромов с помощью свои ракет.
А то что такой способ выведения полезной нагрузки на орбиту будет экономичней далеко на факт, достаточно вспомнить историю шатлов.DanielKOcean
16.08.2016 13:02+2Не могу сказать за Роскосмос в целом, но вот живу в Королёве, общаюсь с молодыми и не очень специалистами РКК Энергия, и постоянно слышу, что многих сокращают, многих отправляют в неоплачиваемый отпуск, а кому-то сокращают рабочий день на пару часов. К сожалению, всех знакомых хоть одна из этих мер, да коснулась.
TheCoreFactory
17.08.2016 17:05+1До космоса значит даже докатилось, у нас в машиноостроении(поезда) почти на всех заводах 3-х дневка, а некоторые просто полностью сокращены и обанкрочены.
DanielKOcean
17.08.2016 17:35+2Не знаю, докатились или нет, это просто то, что я почерпнул из общения с друзьями-сотрудниками. А по факту везде, куда не плюнь — пока жаренный петух в попу не клюнет, не шевелятся. Европа вон во всю продвигает зелёную энергетику, и со временем будут с газа слазить да с горючки, Газпромы всякие вон от такого расклада прифигели, ради новых рынков сбыта уже с многовековыми недругами правительству приходится брататься. Я про то, что ничто не вечно. И базис, заложенный давным-давно в космонавтике дедами имеет свой ресурс. Корова, даже если кормить и поить, рано или поздно сдохнет.
Mad__Max
16.08.2016 17:15+2Они в стремительном полете туда — если еще лет 5 назад Роснефть и Газпром входили в 10ку самых дорогих и богатых компаний мира и влажно мечтали, о том как кто-то из из них скоро и неизбежно займет 1е место, то сейчас с треском вылетели во 2-3ю сотню.
Жира то за тучные годы они накопили немало, так что быстро не загнутся. А потом еще и бюджетной сиське присосаться можно будет. Но ситуация уже кардинально поменялась.
Jeffryxon
17.08.2016 00:49+2достаточно вспомнить историю шатлов
Посмотрим, конечно, но не стоит всё-таки сравнивать предельно упрощённый F9, построенный нарочно по самым отработанным и известным технологиям с чудовищно переусложнёнными и во многом передовыми (что не всегда хорошо) шаттлами.
RedSnowman
17.08.2016 14:12+120 тонн груза+ возможность снять этот груз с орбиты+ 8 человек за 450кк зелёных, притом все разом.
20 тонн груза это 180кк роскосмосом, 8 человек, это чуть меньше 3 раз по 180кк роскосмосом. Вполне экономично.
relia
17.08.2016 17:27+1Объемы производства электромобилей (не только Tesla) постоянно растут. Дорогая нефть запустила фактически уже необратимый процесс — даже при $10...15 доларов за барель он не прекратится, т.к. основные высокозатратные НИОКР уже проведены и технологии производства батарей и силового агрегата удешевляются и усовершенствуются каждый день. Другое дело, что в странах 3-го мира этих автомобилей еще не очень заметно, но это чисто статистика — в первую очередь покупают их в солнечной Калифорнии и других местах, где живут обеспеченные люди и которые хотят дышать чистым воздухом. А в общемировых масштабах автопарка в эксплуатации доля электромобилей станет заметна где-то после 2030...2040 года. Быстрее вряд ли получится, т.к. есть ограничения и на мощности по производству батарей (зря что ли Маск свою «Гигафабрику» строит?) и консервативность основной массы покупателей… Но все равно основной сбыт будет в развитых странах, а не на бывшей 1/6 части суши, в Китае, Индии и т.д.
Более дешевый Falcon — это вызов перечисленным вами снижать цену, т.к. коммерческий заказчик уйдет туда, где дешевле.
alex3535
16.08.2016 18:57Думаю страховка спутников на б/у ступенях будет значительно дороже. Потому классическая схема пока не сильно страдает. А как только возвращаемые ступени окажутся реально выгодными, попробуют и сами замутить.
zapimir
17.08.2016 00:15+1А это, как бы, напрямую зависит от статистики. У Протонов вон и так каждая десятая ракета падает, в этом году даже приходилось производителя Протонов от банкротства правительству спасать.
AntZerko
16.08.2016 13:08+2А откуда информация про перенос запуска Falcon Heavy на 2017? На https://spaceflightnow.com/launch-schedule/ по-прежнему стоит ноябрь 2016, ни в твиттере Маска или SpaceX, ни на каких-либо тематических новостных сайтах информации о переносах также не обнаружилось.
0serg
16.08.2016 13:15+1Да, согласен, я здесь видимо погорячился и не перепроверил как следует. Вообще новости про начало 2017 пробегали, из последнего — это упоминание на сайте NASAspaceflight о ходе работ на площадке LC39A с которой должен будет состояться запуск FH где упоминается что дебют этой ракеты должен состояться «в начале 2017»
https://www.nasaspaceflight.com/2016/08/pad-changes-new-era-space-coast/
Но это не слишком достоверные источник, а Маск утверждал два месяца назад что они все же успеют запустить FH до конца года.
casuss
16.08.2016 15:13У меня одного видео посадки обрывается в начале, как появляется факел двигателя, а потом — оппа!!! ступень уже на месте стоит, дымится…
Ellarihan
16.08.2016 16:56Не у тебя одного У ЦУПа тоже пропала трансляция. Слышно как на заднем плане публика разочаровано вздыхает, а в речи комментаторов мелькают слова «translation frozen» и «no Wi-Fi». И только когда появляется картинка со стоящей ступенью начинаются радостные вопли.
seminole
16.08.2016 18:57+2Они там объясняют что в океане нет WiFi, что аплинк с корабля идет через тарелку которая в момент посадки сильно вибрирует и теряет спутник. Хотя можно же было буферизировать, дождаться пока аплинк установится и передать с задержкой в несколько секунд. Наверно первый приоритет это реал-тайм.
relia
17.08.2016 17:34+2По аплинку не только красивое видео уходит, но и телеметрия, а она без реал-тайм как-то слабо полезна :) Ну может будут рядом держать ретранслятор на отдельном корабле… Правда зачем?
black_semargl
18.08.2016 14:06Есть аплинк с баржи и есть аплинк со ступени.
Это два разных аплинка. И в том который с баржи ничего особо интересного нет
Gorthauer87
16.08.2016 16:44А когда уже запустят повторно приземлившуюся ранее ступень?
0serg
16.08.2016 20:59Обещают что осенью. Я бы рискнул предположить что наиболее вероятными кандидатами на повторное использование бустера являются миссии SES-10 / SES-11 / CRS-10 запланированные на октябрь-ноябрь 2016
Ellarihan
16.08.2016 21:55+2Думаю будет один из SESов. На форуме НК есть информация что оператор SES хочет удешевить запуски используя многоразовые РН. И я сомневаюсь что NASA, которые заставляют делать новый «Дракон» для каждой миссии, разрешат использовать б/у ступень.
Jeffryxon
17.08.2016 01:00+1NASA, которые заставляют делать новый «Дракон» для каждой миссии
Немного громко сказано. Да, они по контракту заплатили за полностью новые корабли, но основным препятствием, насколько я слышал, являются юридические тёрки и разработка процедуры ресертификации и тестирования бу-шных кораблей для полётов. Но подвижки в этом направлении уже есть: начиная с, кажется, CRS-11 Dragon-ы по сути будут повторно использовать несущий корпус и авионику с вернувшихся кораблей.
black_semargl
18.08.2016 14:08неисправность на корабле может угробить МКС, неисправность ступени просто означает что придётся переложить запускаемое барахло в другой корабль.
Bedal
16.08.2016 17:33Они перешли к посадке с обнулением невязок. «Как все приличные люди», имеют момент с V=0 _в_воздухе_. Так-то что бы и не садиться?
gabin8
16.08.2016 22:22меня интересует такой вопрос. Сколько ни замечал, очень часто во время посадки первой ступени на баржу видеосвязь прерывается. Почему так происходит? Ведь до момента посадки есть какая-никакая трансляция
zapimir
17.08.2016 00:19+2Выше уже писали, трансляция через спутник с баржи идет, а во время посадки, антенная сильно вибрирует и прерывается связь. Нужно ждать когда баржа в порт приплывет.
Arxitektor
16.08.2016 22:54И почему нет ролика с камер на барже?
туда можно и 4 к впихнуть.
И коптер с камерой повесить.Jeffryxon
17.08.2016 01:02+1почему нет ролика с камер на барже
БаржаКорабль в порт ещё не вернулся.vladimir-lvp
17.08.2016 15:50А когда ожидать?
AntZerko
17.08.2016 17:15+2Очевидно, когда баржа доплывёт до порта. Следите за твиттером SpaceX, они сообщают в нём обо всех подобных событиях, да и видео, полагаю, там выложат, когда оно у них самих появится.
Alexeyslav
17.08.2016 23:49Интересно… а по радиоканалу слить не додумались? Пока она будет в пути, даже десятки гигабайт можно успеть слить. Темболее канал выдерживает онлайн-трансляцию.
Jeffryxon
18.08.2016 00:16Основной вопрос, наверное, не в "додумались" и наличии технической возможности, а в отсутствии необходимости. Трансляция относительно малой кровью организовывается по остаточному принципу, поэтому мы не видим там особых попыток наладить устойчивый канал для видео, летающих вокруг дронов или 4К 3D картинку. Всё, что им надо, они могут получить из трёх тысяч каналов телеметрии, передающихся через корабль поддержки в риалтайме вместе с картинкой с камер на ракете (но их в риалтайме не особенно охотно показывают). Видео — приятный бонус, но ради него особенно никто суетиться не будет.
Alexeyslav
18.08.2016 01:03Так ведь когда ракета села, устойчиво стоит на платформе и та направляется в порт, канал связи по факту свободен и ничто не мешает сливать накопленные данные с видеокамер чтобы начать анализ еще до прибытия платформы в порт. Или у персонала объявляется пара дней выходных и никто ничего не будет анализировать, смысла получить копию видео раньше времени прибытия в порт никакого? Или какие-то ограничения по уровню и продолжительности излучения в направлении к берегу?
Jeffryxon
18.08.2016 01:21+1ничто не мешает сливать накопленные данные с видеокамер
Не мешает, но зачем? Из телеметрии можно выжать намного больше данных о поведении ступени, работе механизмов и управляющего софта, чем из видео. В CRS-7 в итоге определили проблему и даже точное её местоположение по последним миллисекндам данных с ближайших акселерометров, которые там, в принципе, вообще не для этого были установлены, так что я полагаю, что видео к тому всеобъемлющему массиву данных для анализа не добавит чего-либо существенного.
olgerdovich
Вот тоже удивился, прочитав вечером воскресенья на РБК поданную мимоходом новость об успешной посадке первой ступени: что ж об этом на гиктаймесе ни слова? Раньше гиктаймс по этим новостям опережал новостные сайты, а тут за сутки ни слова.
Известно ли, что именно позволило перейти к стабильным успешным результатам? Понятно, что первые пару запусков успех был бы чудом — об этом говорили заранее, потом были почти успешные посадки — не хватало мелочи. Вот теперь, когда, как будто, процедура наладилась, ретроспективно можно ли проанализировать, как удалось добиться воспроизводимого успеха? Что было узким местом, куда пришлось направить основные усилия?
zapimir
Что тут, анализировать, это называется опыт. И главное узкое место было — его отсутствие. Основные исправления насколько помню коснулись увеличения количества гидравлической жидкости для рулей, а также усовершенствовали опоры. Плюс конечно набрали кучу телеметрических данных, и подправили системы управления посадкой.
olgerdovich
Про опыт в целом, нехватку гидравлической жидкости в частности в первой попытке посадки и проблемы вообще с управлением в неустойчивом режиме понятно.
Меня интересовало, есть ли какой-то разбор пройденного пути — самой командой Маска или сторонними обозревателями, причем, желательно, предметный, а не просто хронологический. Что как выясняли и что для чего делали.
Понимаете, одно дело сказать, что ракета или самолет падает, потому что исчезает развиваемая в устойчивом полете подъемная сила, компенсирующая силу тяжести, а другое дело разобрать, на основе скудных сведений, что надо сделать, чтобы избежать повторения. Конечно, набор опыта часто содержит в себе и трудно формализуемую компоненту, но вся эта история с Falcon 9, особенно с учетом публичности происходящего, — это чрезвычайно любопытный материал, и если он каким-то содержательным образом систематизирован и скомпонован, то это очень интересно узнать.
stDistarik
Всё уже сказано до нас…
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
olgerdovich
по моим впечатлениям, вот этот черновик Пушкина гораздо чаще цитируют ради третьей строчки, чем ради второй. Понятно, что это часто уместно для утешения на тернистом пути накопления опыта, но про предшествующее ему просвещение вспоминают как-то реже.
Kitsok
И случай, бог изобретатель
А я всегда говорил, что Гейзенберг у Пушкина идею стянул.
Deymos
Принцип неопределенности Пушкина.
Alexmaru
После первой успешной посадки они с каждым разом усложняли задачу (такие задания им достались), первая ступень отлетала всё дальше. Собственно, сейчас у них есть реальные данные, а не симуляция, по всем режимам работы, включая запредельные для посадки. Да ещё и пощупали руками всё что вернулось.
Узким местом чаще всего были вычисления — несколько раз была проблема «недолили».
Bedal
Узким местом была технология посадки без обнуления невязок, в результате скорость меньше расчётной автоматически приводила к аварии. Сейчас они вроде умеют придушить двигатель сильнее прежнего, и садятся, как все приличные люди, с обнулением невязок. А это действительно практически рутина.
Canst thou not come in by usual way as decent people do? Sir…
lingvo
Просто по опыту других специализированных русскоязычных форумов все приводилось к обсуждению распила бабла Space X, использованием технологий, разработанных в СССР и о том, что садить первую ступень не выгодно, так как стоимость повторного запуска сравнивается со стоимостью новой ступени и «мы пойдем другим путем». Поэтому и исчезло желание обсуждать это тут.
Больше, чем посадка, интересует повторный запуск. Вот провели повторные огневые испытания вернувшейся первой ступени — а ля имитация запуска. Хотелось бы узнать: что этому предшествовало? Разбирали ли ту ступень полностью, какие детали заменили, что осталось от первого запуска? Или просто почистили снаружи, заправили и на стенд? По этому хоть как-то можно будет судить об экономике. Хотя уже темп в 16-18 запусков в год генерит совсем другие цифры. Вполне возможно, что Space X в следующем году получит прибыль.
0serg
Повторно тестировавшуюся на прожиг ступень скорее всего хотя бы частично разбирали, т.к. она была первой вернувшейся в наиболее жестком из возможных режимов на землю и потому включенна в наземную программу детального изучения последствий посадки. В силу этого же факта большую часть деталей кроме расходников там едва ли заменяли. В числе прочего снаружи при прожиге ракета была такой же закопченой как сразу после посадки :).
В остальном запуски F9 давным-давно прибыльны. Вопрос стоит только в окупаемости инвестиций в разработку, но они, если смотреть с одной стороны, «уже» окупились (т.к. оплачивались во многом из контрактов NASA, включавших в себя платежи непосредственно за разработку), а с другой, обыкновенно за единственный год в подобных программах не окупаются.
AleXP3
Так в итоге у компании в целом уже есть прибыль или нет? Она же наверняка на бирже торгуется и данные об этом обязаны быть в свободном доступе.
0serg
Она не торгуется на бирже. Этих данных нет в открытом доступе. Но главное — как предлагаете считать? Ключевой вопрос состоит в том как правильно учесть расходы на разработку которые составляют очень крупную часть затрат компании. Если их просто включать в текущие расходы, то SpaceX наверняка убыточна и будет оставаться такой еще неопределенно долгое время — вся прибыль компании немедленно инвестируется в разработку новых, более мощных и совершенных ракет. А если их рассматривать как вклад в будущее и раскладывать общую стоимость разработки на общее число произведенных на основе созданной технологии пусков (что в целом разумнее), то соответствующие цифры окончательно определятся очень нескоро. В любом случае конкретно частный тезис «spacex запускает ракеты себе в убыток» неверен — все пуски приносят ей прибыль, вопрос только в том достаточно ли эта прибыль велика чтобы окупить деньги затраченные на разработку этих ракет.
AleXP3
Не знал, что она не котируется. Это странно как-то. Деньги компания точно привлекает, а вот отчётности открытой у неё получается нет? Хммм…
Считать предлагаю просто: полученные от запусков доходы минус расходы на вывод в космос грузов. Исследования и изыскания нужно исключить из себестоимости услуг компании. И сразу будет понятно многое, в т.ч. и сопоставить можно будет с классическими одноразовыми грузовыми кораблями.
Сравнить рентабельности разных технологий конечно очень интересно, так как всё не очевидно и вполне может оказаться так, что в итоге дешевле окажется классическая технология, чем эти одноразовые ступени, которые возвращаются на планету чтобы попасть на склад и далее никуда снова не летать. Ведь при классической технологии вместо топлива, которое этим ступеням потребно чтобы вернуться назад, в космос попадают коммерческие полезные грузы.
Вот Вы пишете: «Все пуски приносят ей прибыль...». При этом цифр этой прибыли нигде нет. Компания закрытая, в котировках не участвует, отчитываться вообще не обязана ни перед кем. Ни одна ступень в космос снова так и не пошла второй раз. Пилотируемые пуски уже И.Маск, в 2007 году, обещал начать проводить с 2011 года. Обещал и забыл. А на днях снова «переобещал» всё тоже на 2021 год. В общем не получилось бы как с ООО «МММ» в итоге.
0serg
У инвесторов, естественно, есть доступ ко всей отчетности, ибо они владеют долей в этой компании. Просто круг этих инвесторов-совладельцев ограничен. Кроме того SpaceX кое-какие цифры озвучивал в рамках получения госконтрактов и в отношении бизнеса компании делалось несколько независимых оценок. Общий консенсус сводится к тому что расходы собственно на производство и запуск ракты значительно ниже официальной стоимости по которой продается пуск на этой ракете (однако часть первых пусков была продана по ценам значительно ниже официальных 60 млн $)
AleXP3
Это хорошо бы инвесторов спросить: есть у них данные и какие. Может окажется, что они владеют только одной цифрой: сколько уже денег лично они внесли в это ООО.
Что там сама SpaceX озвучивает это мало интересно, после пассажей о начале пилотируемых полётов в 2011 году. Сегодня одно озвучит. Завтра другое. Делов-то. Нынче народ уже на следующий день накрепко забывает, что там было накануне.
«Независимые оценки»… Помнится Леман Бразерс пошёл ко дну не успев расстаться с наивысшими рейтингами устойчивости. Рейтинги эти ведут именно «независимые эксперты».
Первые пуски, десяток, могли бы быть и бесплатными. Но от этого себестоимость их всё равно меньше не станет.
Я понял. У Вас нет цифр. Собственно вы и не обещали ничего. Подождём, посмотрим. Спешить некуда.
0serg
Вы понимаете смысл слов «совладелец компании» в рамках американского делового права?
Это у нас господину Навальному пришлось судиться чтобы реализовать свои права как акционера получить доступ к документации компании. В Штатах ситуация, скажем так, несколько отличается.
AleXP3
Посмотрел список совладельцев SpaceX — это И.Маск, на две трети, и куча венчурных всяких фондов и гуглей. То есть это специфические такие предприятия которые готовы рисковать и нести убытки.
Я не в курсе всех похождений вора Навального. Мало интересно что и как там у него.
0serg
Венчурный фонд который вкладывает деньги не глядя и не умеет читать и проверять финансовую отчетность компаний в которые он вложился живет, прямо скажем, не очень долго. Не надо путать готовность нести экономические и производственные риски с вкладыванием денег наугад которое Вы парой комментов выше приписали соинвесторам SpaceX.
AleXP3
Фишка в том, у SpaceX, что она постоянно идёт по пути усложнения задач. В такой ситуации можно снова и снова просить инвесторов о дополнительных вливаниях. В общем это как в покер на повышение: стоит остановиться, зафиксировать уже сделанные ставки, и наступает момент истины. И тут уж либо на коне, либо на дно Гудзона с тазиком на ногах. А если и дальше блефовать то можно продолжать сидеть и играть за столом.
Скажите: у SpaceX вообще есть хоть одна от и до законченная и практически реализованная идея чтобы её можно было взять и предъявить. И если есть, то она приносит прибыль или нет?
0serg
Вам привели же уже очевидный пример законченной и практически реализованной идеи приносящей прибыль — Falcon 9 FT. А исходя из простого наблюдения о том что SpaceX не пытается в настоящий момент искать новых инвесторов или получить от уже имеющихся дополнительное финансирование несложно оценить какая из двух версий правдоподобнее — консенсус экспертов сходящийся на том что FT прибыльна и этой прибыли приблизительно хватает на продолжающиеся исследования, или ваша гипотеза о инвесторами которые без конца льют деньги в финансовую дыру под обещания будущих более классных продуктов.
AleXP3
9FT это ракета у которой многоразовая первая ступень. Разве эту разработку можно назвать законченной, и доведённой до коммерческого образца при том, что ни одного повторного пуска на сегодня так и нет? В общем это плохой пример.
0serg
9FT может штатно использоваться и в одноразовом варианте
Это законченный коммерческий продукт который полностью выполняет функции по выводу спутников на орбиту для заказчиков и приносит прибыль для своих владельцев.
AleXP3
Да-да, конечно. Я уже понял, что цифр не будет. А так то — на эмоция — я не против. И Маск доволен, мне кажется )
0serg
Да, я уже понял что ваша позиция исчерпывается неумелым троллингом
AleXP3
Да куда мне — я не И.Маск чай.
lingvo
Я уже написал внизу, как такая игра со ставками легко считается по ROI.
Есть продукт — Falcon 9 одноразовый.
На его создание и доводку было потрачено N денег (включая деньги НАСА, смежные разработки, короче все)
Себестоимость пуска X, полученный доход от пуска Y. Количество пусков в год(запланированное или по реальным заказам): M
Общая прибыль от запусков в год: G=(Y-X)*M. Окупаемость инвестиций (лет): N/G.
Если получаем негативную сумму — это капец. Если получаем от 1 до 3-х лет — это очень хороший результат. Больше — надо считать — и возможно раскидывать затраты на разработку на несколько проектов — Heavy, дорога на Марс и т.д.
Любой, маломальский знакомый с этой системой инвестор может быстро оценить прибыльность таких проектов и если надо выйти из игры. Кстати, ROI считают несколько раз на разных стадиях проекта, поэтому если эта цифра в конце проекта сильно отличается от оригинального расчета в худшую сторону — это тоже очень плохо. Но судя по всему это не так.
AleXP3
Историй как сперва что-то планировалось сделать за 100 миллионов, а потом эта сумма вырастала на порядки, в США уже не мало. Из того что на виду: F-35. Так что: только время покажет чем история с SpaceX закончится. Может всё будет хорошо и слава богу! А может иначе как-то — будет жаль.
lingvo
Я не знаю, как посчитать ROI для F-35 или другой военной разработки или какого либо моста, если по нему не планируется платный проезд. Короче всего, что разрабатывается не с целью получения прибыли. Поэтому там все может меняться на порядки и проконтролировать будет сложно.
Но к SpaceX и Falcon 9 это не относится.
AleXP3
Я и не говорил ничего про ROI у F-35. Это была просто иллюстрация того, что в высокотехнологической области финансовые просчёты это легко и просто. И в разы.
ROI SpaceX, да и у всех остальных проектов Маска, мы вряд-ли увидим до момента пока он на пенсию не выйдет.
lingvo
А я пытаюсь сказать, что без ROI финансовые просчеты могут быть даже в такой невысокотехнологичной технологии, как строительство мостов с не такими уж большими рисками.
Как уже писали — Falcon 9 не такая уж высокотехнологичная ракета, чтобы можно было говорить о больших рисках — из инновационного там только управляемая посадка. Поэтому менеджмент рисков, а также грамотное управление проектами — т.е. Design Review, Gate Review, количество тестов и испытаний, налаженность менеджмента документации, софта логистика, управление ресурсами — собственно весь менеджмент проекта — основные параметры, которые в конце концов определят, будет ли разработка выполнена в полном объеме и за указанный бюджет, или получим плохой продукт с десятикратным превышением бюджета. Срок разработки я не указываю, так как этот параметр зависит от наличия ресурсов и на финальную стоимость разработки влияет мало — разрабатываем ли мы продукт в течении года, но с помощью 1 человека, или берем 10 спецов, но тратим 1 месяц на разработку- будет примерно то же по деньгам.
Просто я приведу как пример той разработки, что я закончил сейчас — это не ракеты, но близко — новая высоконадежная система управления с инновациями выше крыше. Полный НИОКР, короче. Оригинальная ROI была 1,9 года. В конце проекта она выросла до 2,6 лет. Стоимость разработки была оригинально 2,6M€, выросла до 3,1M€. Людей в проекте было 9 человек. Количество «запусков» в год — 10-15. Стоимость комплекта оборудования для одного запуска 250-350k€.
В общем я превысил бюджет на 20% и финальную стоимость конечного продукта где-то на 10% — за это меня по головке не погладили. Но во первых это не в разы, а во вторых у меня, извините, в команде ни риск-менеджера, ни нормального проект менеджера не было — а только я наполовину и там и там.
relia
Инвесторы в курсе, на что и как тратятся ИХ деньги. Вы то чего за них «переживаете»? Это же проклятые капиталисты, действующие по указке Госдепа :) Прогорят — «вам» же лучше будет. Или Вы знаете, что они не прогорят?
ULA — альянс компаний Lockheed & Boeing. Слишком большой, неповоротливый, фактически «полугосударственный» и, как результат, его услуги стоят намного дороже. Будущее освоения космоса не за такими вот монстрами, как ULA или «Роскосмос», а за молодыми и агрессивными компаниями с новаторскими идеями — уже фактически доказано Илоном Маском, Ричардом Бренсоном и другими. И лучшее, что может сделать государство для этого, — убрать любое свое участие в этом всем, кроме как заказчика на оказание услуг.
relia
Причем тут «МММ», причем тут отчетность перед кем-то? Опять пропаганды кремлевской объелись? Есть частная компания, которая привлекает заказы на запуск предметов в космос. Причем делает это дешевле, чем монстроидная ULA в США и «Роскосмос» на россии. Предметы запущены, заказчики довольны, компания за свой счет и счет владельцев продолжает свои исследования… Какие проблемы? Провалятся — «Роскосмос» окажется на коне. Но давайте цыплят по осени считать ;)
lingvo
Даже если НАСА частично профинансировала разработки, часть средств на разработки все равно должна была предоставить SpaceX. Как правило процентно сумма государственных/частных средств в таких проектах варьируется от 50/50 до 70/30.
Говоря о прибыльности я имел ввиду, что если посчитать:
— сколько денег было потрачено на разработку Falcon 9 включая доработки.
— реальную себестоимость каждого пуска
— реальный доход от каждого пуска
— количество пусков в год.
Тогда легко выводится так называемая ROI или RORE в годах — т.е. через сколько лет первоначальные инвестиции окупятся и следующие пуски начнут приносить реальную прибыль владельцам. Учитывая увеличивающуюся частоту запусков и их успешность можно прогнозировать, что это может произойти уже в следующем году.
0serg
Там же много продуктов, как это все посчитать?
Скажем разработка Falcon 9 версии 1.0 насколько можно судить окупилась непосредственно из контрактов НАСА на разработку
Разработка F9 версий 1.1 и 1.2 (FT) возможно что и окупится уже в следующем году.
Разработка reusable-версии и F-Heavy пока даже не начала приносить прибыль и я сомневаюсь что эти затраты удастся окупить за один год
Разработка Red Dragon и MCT точно не даст прибыли еще лет пять минимум…
Вообще со стороны ситуация выглядит так что вся прибыль тут же вкладывается в новые разработки, владельцы получают свою прибыль за счет роста капитализации компании, а не живыми деньгами.
black_semargl
По внешнему виду Маска не сказать что он недоедает — так что как минимум кусочек прибыли на себя он тратит.
zapimir
Маск уже до SpaceX был миллиардером, а учитывая, что человек он мозговитый, и без тяги ко всяким мегаяхтам, дворцам и прочим понтам, то голодать он вряд ли будет, даже если SpaceX станет банкротом.
Jeffryxon
Снимали двигатели и тестировали их отдельно на стендах, но без переборки/разборки. Заменили некоторые уплотнители, теплозащитные манжеты, чтобы проапгрейдить их до текущей релизной версии, то есть изменения, которые были внесены в серийные экземпляры уже после производства этого тестируемого бустера.