Вчера компания SpaceX огласила официальную версию причины взрыва ракеты Falcon 9 на «стартовом столе» 1 сентября этого года. Основной версией произошедшего называется трещина в системе подачи разогретого гелия в резервуар с жидким кислородом для наддува, который был установлен на второй ступени ракеты.

В то же время официальный представитель SpaceX Декс Торрике-Бартон отказался уточнить, что именно могло стать причиной возникновения трещины.

На официальном сайте SpaceX сообщается следующее:

На данном этапе расследования предварительный анализ данных и обломков показал, что имело место значительное повреждение криогенной гелиевой системы наддува бака с жидким кислородом второй ступени.

В ходе расследования специалисты изучали данные полученные не только с многочисленных видеокамер, но также и с, примерно, 3000 различных технических датчиков. Всего для выявления причин взрыва анализу необходимо подвергнуть чрезвычайно короткий промежуток времени в 93 миллисекунды.

Большинство обломков ракеты были собраны, сфотографированы, каталогизированы и сейчас находятся в одном ангаре для установления окончательных причин произошедшего.

Пока расследованием были получены только предварительные результаты и версия о неполадках в системе подачи гелия не является окончательной.

Также были оценены повреждения стартовой площадки LC-40, которую SpaceX арендует у NASA для своих стартов с мыса Канаверал. По оценке специалистов, площадка подлежит восстановлению и уже начаты ремонтные работы, однако когда с нее опять можно будет запускать ракеты не уточняется.

Никакой связи с аварией, произошедшей в 2015 году, выявлено не было. Тогда ракета Falcon 9 взорвалась в воздухе спустя две минуты после старта. В результате катастрофы был утерян груз для МКС, в том числе и новый шлюз станции производства компании «Боинг».

Ракета компании SpaceX Falcon 9 взорвалась на стартовой площадке на мысе Канаверал 1 сентября этого года во время подготовки к запуску. Она должна была вывести на орбиту коммерческий спутник Amos-6 израильского производства, который должен был заменить своего предшественника, Amos-5. Ресурс Amos-5 был выработан уже в этом году. Кроме того, запуск Amos-6 перенесли с 2015 на 2016 год, то есть успешный старт был критически важен для израильтян и компании Facebook, которая также должна была получить доступ к мощностям Amos-6 для своего проекта Internet.org.

Возобновить полеты своих ракет SpaceX планирует уже в ноябре этого года.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (31)


  1. Whisky667
    24.09.2016 14:44
    +6

    Заголовок вводит в заблуждение.


    1. Whisky667
      24.09.2016 19:15
      +2

      И зачем ставить минус да еще и карму сливать? Пока ясно только то, что была утечка. О её природе и последствиях ничего не известно, о чем прямо указано в первоисточнике.

      At this stage of the investigation, preliminary review of the data and debris suggests that a large breach in the cryogenic helium system of the second stage liquid oxygen tank took place. All plausible causes are being tracked in an extensive fault tree and carefully investigated. Through the fault tree and data review process, we have exonerated any connection with last year’s CRS-7 mishap.

      И уж тем более там не утверждается, что это неким чудесным образом само по себе привело ко взрыву.


  1. 5oclock
    24.09.2016 16:26
    +1

    «Основной версией произошедшего называется трещина в системе подачи разогретого гелия в резервуар с жидким кислородом для наддува»

    «имело место значительное повреждение криогенной гелиевой системы наддува бака»

    Какая хитрая криогенная система подачи разогретого гелия…


    1. Gozdi
      24.09.2016 18:16
      +1

      (цитирование предыдущего комметатора слетает) Хранить гелий сжиженным, а подавать расширенным газом, не вариант?


      1. 5oclock
        24.09.2016 21:59

        Во второй цитате написано всё-таки «криогенная гелиевая система наддува бака».
        Криогенная.

        Ну и «разогретым» большинство людей, я думаю, подразумевает температуру выше нормальных условий.
        А это уже как-то на «криогенность» не тянет.


        1. Gozdi
          24.09.2016 22:10
          -1

          У магнита два полюса… ))


        1. Valerij56
          25.09.2016 11:50
          +1

          Сжатый гелий хранится в баллонах под давлением 375 атмосфер. Баллоны находятся в нижней части кислородного блока второй ступени и покрыты слоем жидкого кислорода, чтобы в них больше поместилось. Поэтому система криогенная. Но из баллонов гелий подаётся к ракетному двигателю, где при его работе нагревается, и уже нагретым поступает в верхнюю часть бака для создания наддува.

          Так что да, система одновременно и криогенная, и для подачи разогретого гелия. Что не так?


      1. Bedal
        24.09.2016 23:47

        Сжиженный гелий — экзотика даже для космонавтики. Стесняюсь советовать, но, может — почитаете про него?


        1. Gozdi
          24.09.2016 23:52
          -2

          И что именно должен узнать, про сверхтекучесть, ползучесть и соответствующие проблемы? Система одноразовая, пусть парит через дренаж, но закидывать к орбите объем жидкости и объем сжатого газа (к весу бака), мне кажется существенная разница.


          1. Bedal
            25.09.2016 11:20
            +1

            почитайте заодно, как его перекачивать, возможно ли это в не-лабораторной практике. И заодно — какого рода нужно термостатирование, чтобы фаза не сменилась на газовую, хомячок ведь от этого лопнет. А он и так уже…


      1. Wilkro
        25.09.2016 11:33

        Гелий находится в жидкой фазе, подается по магистралям в газификатор или теплообменник, после чего уже в баки.
        На самом деле несколько устаревшая система, заставляет тащить с собой баки, теплообменник/газификатор, гелий, магистрали и прочее.
        Выгоднее система наддува парогазом. Сложнее, да, однако уменьшается масса ЖРДУ и само собой общая масса носителя.
        Вопрос вообще в другом. На стартовом столе наддув осуществляется обычно из внешних источников. Почему у SpaceX внутренним?


        1. Valerij56
          25.09.2016 14:38

          Не знаю, как наддув, но шла заправка, и из баков шёл дренаж паров жидкого кислорода, это хорошо видно на видео. Был ли в это время включён наддув гелием — я не знаю. В это время шла заправка баллонов гелием.

          Наддув парогазом второй ступени, имеющей несколько включений в качестве разгонного блока? Да и у первой ступени несколько включений. Однако, говорят, что следующие ракеты будут с наддувом газифицированными компонентами топлива.


          1. Wilkro
            25.09.2016 18:19

            > имеющей несколько включений в качестве разгонного блока?
            Почему нет? Двигатель 11Д58М разгонного блока ДМ имеет подобную систему наддува. Для включения главной ДУ используется система обеспечения запуска двигателей — пара двигателей малой тяги на ндмг+ат. Для того, чтобы избежать кавитации используются бустерные насосы по одному на магистрали каждого компонента.
            Если мне не изменяет память, на второй ступени Falcon 9 имеются газовые сопла для обеспечения небольшой перегрузки и нормальной работы заборных устройств. По факту им не нужна даже специальная система обеспечения запуска. Поставить бустерные насосы — и дело в шляпе.
            Конечно, на первую ступень подобную схему применять нужно обдуманно и исходить из требований надежности. Но для второй 0.996-0.998 допустимая величина, как говорит статистика.
            Двигатель РД-180 имеет еще более хитрую схему, обеспечивая наддув, внезапно, компонентом в жидкой фазе(который подается шнековым насосом) до тех пор, пока газогенератор «разгоняется». Но, справедливости ради, РД-180 двигатель замкнутой схемы, а у Falcon 9 — открытой(т.е. без дожигания парогаза. Выхлопной патрубок виден на прикрепленном изображении).

            Изображение
            image


      1. WildLynxDev
        25.09.2016 19:50

        Температура кипения гелия 4.2K — что бы хранить его в жидком виде в ракете понадобился бы очень качественный дьюар, и время хранения ракеты в заправленном виде всё равно было бы очень коротким.
        Гелий нужен создания давления для наддува баков и прочих нужд — дьюар должен очень прочным — не выгодно. Проще хранить гелий как газ под высоким давлением — просто сферический баллон высокого давления. Да и система быстрого, но строго нормированного разогрева жидкого гелия для создания давления — я не представляю как её уместить и вес её будет…


        1. Gozdi
          25.09.2016 20:15

          Гелий нужен создания давления для наддува баков и прочих нужд — дьюар должен очень прочным — не выгодно.


          Выше писали, что гелиевые баки погружены в жидкий кислород, что снижает потери на поддержание температуры, если я правильно понимаю.

          Должна ли быть прочность стенок для сжиженного газа = прочности баллона высокого давления для сжатого газа? При условии, что с жидкой фазы постоянно идут потери, и пробка в виде дросселя.


          1. Valerij56
            25.09.2016 22:37

            >>>> Выше писали, что гелиевые баки погружены в жидкий кислород, что снижает потери на поддержание температуры, если я правильно понимаю.

            По сравнению с воздухом потери снижает, но создаёт столько проблем, что мама не балуйся. Вам всё равно придётся делать теплоизоляцию для жидкого гелия, но теперь такую, что сможет работать в жидком кислороде, а отом ещё и систему газификации гелия. Никто с этим не заморачивается, используют сжатый гелий.


          1. WildLynxDev
            25.09.2016 22:51

            Это в F9 они погружены в LOX, а посмотри например Saturn V s4b со стороны двигателя.
            Кстати у s4b на стенде такой баллон рванул — остались от ступени ошмётки — ссылку я дать не могу, но фотография гуглится.
            http://history.nasa.gov/MHR-5/Images/fig327.jpg


  1. Muelisto
    24.09.2016 19:02

    А наддув баков происходит именно разогретым гелием?


    1. Valerij56
      25.09.2016 14:30

      При штатном запуске гелий разогревается в двигателе.


    1. black_semargl
      26.09.2016 12:17

      Гелий в сферах под давлением в сотни атмосфер. После выпуска в бак — на два порядка меньше.
      при таком расширении — его температура падает до… лениво считать, но явно ниже точки замерзания кислорода.
      Т.е. надо греть до температуры жидкого кислорода.


  1. Bedal
    24.09.2016 19:10

    по http://newatlas.com/spacex-falcon-9-explosion-helium/45594/
    похоже на то, что это именно повтор предыдущей аварии. И, похоже, они в первый раз не нашли настоящую причину.


    1. dfgwer
      24.09.2016 20:25

      В тот раз тоже использовали переохлажденный жидкий кислород?
      Да так и есть, похоже причина именно в переохлаждении кислорода.


      1. Bedal
        24.09.2016 21:52

        При чём тут это? Причина в разрыве гелиевого трубопровода. Причём давление в баках — на уровне бутылки с газировкой (в статье об этом есть). А давление гелия — сотни атмосфер. Вот её и прёт.


        1. Whisky667
          24.09.2016 21:59
          +3

          Читайте внимательнее. Причина до сих пор не называется. Понятно только то, что была утечка.


          1. Bedal
            25.09.2016 13:39

            сама по себе утечка инертного газа вызвать пожара и взрыва не может вообще. Так что, будь оно снаружи — кому какое дело, кроме финансовых потерь?

            А утечка из трубопровода с значимым повышением давления в объемлющем сосуде — может сделать именно то, что произошло.

            Или слово «утечка», применённая вместо «разрыв трубопровода» автоматически означает, что всё хорошо?


            1. Whisky667
              25.09.2016 13:50

              Я не совсем понял, к чему тут «всё хорошо» и «может сделать». Пока известно только то, о чем написано выше. Из-за чего это произошло, и к чему конкретно привело — отдельная история. Гадать (именно гадать, потому что с имеющейся в открытом доступе информацией делать какие-то действительно обоснованные предположения тяжело) нехорошо.


              1. Bedal
                25.09.2016 19:57

                ладно, что спорить, подождём, пока подробнее расскажут.


  1. Barafu
    24.09.2016 19:12

    — Что случилось с ракетой?
    — Она взорвалась.

    Черезвычайно информативный релиз. Ну хоть подтвердили, что это не русский шпион из карманного танка выстрелил. Хотя…


  1. sleeply4cat
    24.09.2016 21:50
    +1

    Эх. Я думал, от Зелёногокота статья, а тут…


    1. braineater
      25.09.2016 11:33

      Про катастрофы lozga пишет чаще.


    1. ragequit
      25.09.2016 19:50

      Специально для того, чтобы не вводить в заблуждение, возле заголовка стоит плашка «Новость».