К 2017 году коммерческие космические полеты стали реальностью. Сейчас впереди находится Илон Маск со своим SpaceX, однако и у «Тони Старка» реального мира есть свои конкуренты.
Так, основатель и глава проекта Blue Origin Джефф Безос на космическом симпозиуме в Колорадо-Спрингс заявил, что ежегодно продает своих акций Amazon на сумму $1 млрд и вкладывает вырученные средства в собственный космический проект. В отличие от Маска с его контрактами НАСА и поддержкой инвесторов, проект Безоса во многом существует за деньги самого миллиардера. При этом Безосу не приходится изгаляться перед «денежными мешками» в надежде получить очередной раунд инвестиций: состояние миллиардера оценивается в $72 млрд (2017 год), так что при нынешних расходах Blue Origin продолжит развиваться пока бизнесмен будет жив или не откажется от этой затеи.
Джефф Безос — глава и основатель одной из самых успешных торговых интернет-площадок современности — Amazon. Фактически, он является одним из богатейших людей планеты, уступая по этому показателю только Биллу Гейтсу с его рекордными $90 млрд и некоторым бизнесменам из реального и финансового секторов экономики.
Проект Blue Origin был запущен в уже далеком 2000 году. Фактически, Безос стал первым миллиардером, обратившим свой взор в сторону космоса, причем не с целью запуска коммерческих спутников, а желанием упростить и удешевить полеты, что позволит человечеству стать ближе к звездам. Первоначальная концепция Blue Origin подразумевала коммерческие пуски с целью космического туризма по более адекватным, нежели у НАСА, ценам. В 2002 году к «клубу» Безоса присоединился Илон Маск, основав SpaceX, а уже в 2004 за коммерческие полеты в космос взялся бизнесмен Ричард Бренсон.
В отличие от Маска, который выбрал путь симбиоза с НАСА, Безос предпочел развивать Blue Origin по мере собственных сил и возможностей. В какой-то момент бизнесмен признал подход Маска в плане повторного использования первых ступеней ракет эффективным и также начал работу в данном направлении.
«Если мы сможем значительно удешевить полеты в космос, то это развяжет руки множеству предпринимателей. Вы увидите созидание, вы увидите динамику и творчество, вы увидите все то, чему я был свидетелем в Интернете последние 20 лет», — сказал Безос на космическом симпозиуме в Колорадо-Спрингс.
Главной причиной, по которой Маск, а не Безос, всегда был на слуху со своими запусками — это реальные пуски ракет. Илону и SpaceX необходимо выполнять контракты с НАСА и другие заказы, для того, чтобы удержаться на плаву и продолжить свое существование. Blue Origin под крылом Безоса избежала подобного давления, поэтому инженеры работают над созданием ракет и делают экспериментальные пуски без лишнего шума.
В сентябре 2016 года Blue Origin официально представила публике одну из своих разработок — двухступенчатую ракету New Glenn, которая должна составить конкуренцию «Соколам» SpaceX в коммерческих доставках грузов.
Однако, New Glenn не перечеркнул более ранний проект Blue Origin по космическому туризму под названием New Shepard. Например, в октябре 2016 года инженеры провели весьма зрелищные испытания системы спасения экипажа во время пуска. В ракете спроектирована система спасения головной капсулы, в которой по задумке будут размещаться экипаж и пассажиры. После искусственного создания «аварийной» ситуации на высоте около 5000 метров, головная часть-капсула отстрелилась от ракеты-носителя и с ускорением ушла от нее по другой траектории.
Необходимо отметить тот факт, что в отличие от возвращенных ступеней SpaceX, которые стали летать повторно буквально на днях, ступень New Shepard, которая принимала участие в симуляции аварийной ситуации с отстрелом капсулы, стартовала на тот момент уже в пятый раз. По словам Безоса, после проведения испытаний ступень была отправлена на пенсию, хотя в теории, после обслуживания, ее можно было бы использовать вновь.
При этом сравнивать Falcon 9 и New Shepard некорректно. Перед ракетой Маска стоят совершенно иные задачи. Взять хотя бы удельный импульс, который необходим полезной нагрузке Falcon 9 для вывода груза на орбиту, когда как туристический проект Blue Origin пока ограничивается 10-11 минутным суборбитальным полетом. New Shepard оснащен шестью посадочными местами для туристов и по мнению Безоса первые полеты могут состояться уже в 2018 году.
Согласно девизу компании — «Gradatim ferociter», что с латыни можно перевести как «шаг за шагом, неизбежно», Джефф Безос придерживается тактики размеренной, пошаговой экспансии. По мнению бизнесмена, массовые суборбитальные полеты — это первый шаг, ключ к выводу на орбиту миллионов людей для жизни и работы в космосе. Космический туризм по адекватной цене имеет в глазах Безоса сразу несколько преимуществ. Главное же — получение бесценного опыта по посадке первой ступени New Shepard, который в дальнейшем Blue Origin сможет применить на ракете New Glenn. Окончательная стоимость билета на 10-минутный суборбитальный полет пока неизвестна, но, вероятно, она будет находиться около отметки в $250 000 — именно за столько Ричард Бренсон продавал места на своем проблемном аппарате Virgin Galactic.
Девиз компании Безоса, однако, не мешает Blue Origin перераспределять усилия. Уникальный опыт от запусков и возврата ступеней New Shepard — это хорошо, но на развитие ракеты-носителя New Glenn в ближайшие годы потребуется, по оценкам, $2,5 млрд. В первую очередь Джефф бизнесмен, поэтому у его ракеты уже есть коммерческий клиент по доставке грузов — телекоммуникационная компания Eutelsat, для которой New Glenn выведет на орбиту спутники. Этот контракт позволит покрыть часть расходов на разработку и строительство летательных аппаратов и ускорит развитие отрасли. Ожидается, что первые коммерческие пуски New Glenn состоятся через два года после старта туристических запусков New Shepard — в 2020 году.
Комментарии (24)
green_worm
06.04.2017 15:58+5Лет через 50 можно будет на гиктаймсе читать статьи «Как я вывел свой спутник на ардуино на околоземную арбиту чтоб не платить за мобильную связь». =)
worldmind
06.04.2017 23:35+2А ведь в какой-то момент у всех (или почти всех) этих Безосов и Бренсонов всё получится, начнётся реальная конкуренция и космос попрёт и в космос все попрут.
Structure
07.04.2017 00:11Если цена снизится в разы.
pda0
07.04.2017 01:02Ну, у них есть за счёт чего снижать.
Structure
07.04.2017 09:55А кроме первой ступени расходов никаких нет? В итоге имеем 10% скидки, что никак не влияет на доступность.
voyager-1
07.04.2017 11:04+1А кроме первой ступени расходов никаких нет?
Есть ещё вторая ступень и обтекатель. И обтекатель в последнем полёте как раз первый раз возвращали — пока что только в тестовых целях. Было бы у них сотрудников как в Хруничева — возможно бы уже и первая ступень серийно летала, и обтекатель, и многоразовую вторую ступень возможно бы уже разрабатывали — но к сожалению у них сотрудников пока что в 8 раз меньше, на всё не хватает — уж извините.
В итоге имеем 10% скидки, что никак не влияет на доступность.
Во-первых, речь сразу шла про 30% экономии, 10% это только на «первых порах» — пока технологию не апробируют. Во-вторых, Falcon 9 уже в разы дешевле своих главных конкурентов — Атлас-5 и Дельта-4, и уже конкурирует с Протоном — не смотря на то, что в США зарплаты одни из самых высоких в мире — и выше чем России примерно в пять раз.
black_semargl
07.04.2017 14:42+2Ну, во-первых, Маску сейчас цену скидывать нет смысла потому как он и так рынок на себя оттянул и очередь у него в несколько десятков желающих. А себестоимость у него упала где-то вдвое.
Во-вторых, спасение обтекателя и второй ступени позволит уронить расходы ещё в пару раз.
А если у него получится запускать ступень сотню раз — то тут стоимость запуска может и на порядок по сравнению с нынешней упасть
Valerij56
07.04.2017 14:51+2Когда-то самолёты летали над ярморочным полем, и хозяева ярмарки требовали летать пониже, потому как за забором голыдьба, у которой нет денег, чтобы заплатить за билет и своими глазами увидеть, что самолёт летает. А на ярмарку самолёт привозили на гужевой тяге.
С тех пор последовательно ярмарку сменили лётное поле, аэродром, аэропорт, грузопассажирский терминал, транспортный узел, и, наконец, универсальный логистческий хаб. Это смена технологий обработки пассажиров и багажа, смена технологий авиационных полётов. Смысл этих изенений — снизить стоимость обработки одного пассажира, одного отправления, одной тонны груза.
Неужели вы думаете, что и нынешние аэробусы на взлётную полосу выкатывает табун лошадей?
И что, в принципе, мешает, при увеличении трафика на орбиу и далее, модернизировать и все другие источники расходов?
Belking
07.04.2017 20:48+1примерно так: https://www.reddit.com/r/spacex/comments/62sq7z/cost_calculation_for_falcon_9_falcon_heavy/, если на самом деле интересно.
black_semargl
07.04.2017 03:44+7Дело не столько в том, сколько денег тратят — а на что они идут
Так вот. Полтора десятка лет назад я был во второй своей байконурской командировке. Задача у нас была простая и ясная: шла доработка второго стартового комплекса «Протона» под разгонный блок «Бриз-М». Мы, представители фирмы-разработчика комплекса разгонного блока, должны были проводить авторский надзор при монтаже, пусконаладочных работах (ПНР) и автономных испытаниях (АИ) наземного оборудования, применяемого на стартовом комплексе для предпусковой подготовки и пуска разгонника в составе ракеты. Это оборудование — всевозможная проверочная электроника, от солидных стоек весом больше тонны до обычных компов. Размещается всё это хозяйство в бункере командного пункта (ВКП) и в комнатах непостредственно под стартовым столом — «подстолье».
Такие работы никогда не проходят гладко. Всегда вылезают какие-нибудь косяки, не отслеженные на этапе выпуска документов. И одной из первых проблем, с которой мы там столкнулись, был внезапно возникший в пультовой телеметрии канал воздуховода. Металлическая труба прямоугольного сечения, размером полметра на метр, шла по стене пультовой от пола до потолка. Естественно, воздуховод не вчера вырос, он был на этом месте с момента постройки командного пункта в конце 70-х годов. Вот только по чертежам он то ли проходил совсем не там, то ли вообще не существовал, не помню уже. Хрен бы с ним, четверть века стоял и дальше б пусть стоял, но по нашим документам сторого на месте воздуховода должен был стоять стол. Обычный такой стол, метр на два, с аппаратурой на нём. Воздуховод подвинуть было невозможно — значит, надо двигать стол.
Плёвое дело, скажете вы. Взял, да подвинул стол на метр вправо, благо никакие разъемы переносить не надо — длины проводов хватает. Если вы так думаете, вы нихрена никогда в Роскосмосе не работали. Перемещение стола потребовало совместных усилий шести организаций и неделю времени.
Вот сами считайте, какие фирмы надо задействовать. Хозяин разгонного блока и всего его оборудования — Центр Хруничева. Он выдавал исходные данные по размещению оборудования, без него ничего делать с наземкой нельзя. Раз. Хозяин стартового комплекса, где наземка размещена — КБ Общего машиностроения (КБОМ, фирма Бармина). Без него тоже ничего не будет. Два. Разработчик аппаратуры, размещаемой на столе. Название не помню, пусть будет «Телеметрон». С ним согласовано размещение оборудования, кабельные трассы и прочее. Любые изменения — только по согласованию с ним. Три. Разработчик документации на прокладку кабелей и расстановку оборудования (это не хозяин старта и не хозяин оборудования, а самостоятельная фирма, тоже не помню, какая, ну пусть НИИ «Чертежкабель»). Ему править документацию, без которой стол не поставить. Четыре. Организация-исполнитель работ, монтажники. Пять. Но! Единственной на тот момент организацией, имевшей право проведения монтажных работ на Байконуре был некий ФГУП ШарашМонтаж, не имевшее в штате ни одного рабочего. Фактически все работы выполнял очередной ФГУП, пусть будет «Сириус», нанимаемый ШарашМонтажом! Шесть. Ну и для полного погружения в реальность — весь это косяк произошел по вине седьмой фирмы — проектировщика сооружения ВКП, чьи чертежи не соответствовали реальности.
Теперь представьте, как всё это оформить документально. Надо написать техническое решение за авторством Центра Хруничева, согласованное КБОМом и «Телеметроном». После этого пишется техзадание, на основании которого «Чертежкабель» сделает новые чертежи, согласует их с Хруничевым, КБОМ и «Телеметроном» и передаст в «ШарашМонтаж». Тот подрядит «Сириус», придут два дяди в спецовках и передвинут стол. Квест курочки, спасавшей подавившегося бобовым зернышком петушка — детский лепет по сравнению с этим.
Учтите, что все утверждения-согласования идут на уровне заместителей генеральных конструкторов, а это — почти небожители. Для того, чтобы получить подпись начальника такого уровня, надо иметь на документе три-четыре визы начальников помельче. И так — в шести организациях. КАждый начальник норовит что-то поправить, все правки надо согласовывать заново по полной программе. Словом, в норме процесс устранения такой вот мелкой ошибки занимает месяца два, причём это если всё без задержек. И это ещё нам повезло, что не требовалось переносить розетки и платы разъёмов. Очень повезло. Мы смогли сделать всё за неделю только потому, что всё сроки были просраны, был, повторюсь, февраль, в апреле на старт должно было вставать изделие, а только-только начался монтаж оборудования, а там ещё ПРН, АИ и комплексные испытания. По самым скромным прикидкам, чтобы оформить все нужные бумажки, человек сорок неделю носились с ними, как укушенные за попу. Одних факсов я получил-отправил штук десять.
Задумайтесь: сорок человек, все, кроме монтажников — с высшим образованием, работали неделю, очень напряженно работали, написать и, главное, БЫСТРО подписать все эти бумажки — задача нетривиальная. А на выходе — передвинутый на метр стол.
(ц) chink_
Belking
Статья звучит так, будто Blue Origin уже работает. С той же выставки, Гвин Шотвелл сказала, что в Space X работают 6000 человек, что даже при зарплате, скажем, в 60 000$ в год (http://www.payscale.com/research/US/Employer=Spacex/Salary/by_Job) — уже 360 млн.$, со всеми налогами 0,5 млрд.$ выйдет. Безос в свою очередь говорит об 1 млрд. $ в год инвестиций. Знать бы долю расходов по зарплате Space X, вышло бы интересное сравнение. Если говорить о 15-20%-х, то получается, что Маск уже ставит на конвейер запуск-посадку-перезапуск ракет под заказ, при вложениях всего в 2,5-3 раза больше ежегодно, чем 'кузнечик' (по-другому не назовешь) Безоса, разработкой которого тот занялся еще на 2 года раньше чем Маск и не исполнил ни одного заказа. Поторапливайся, Безос, на одном пиаре далеко не уедешь.
Еще из более интересного с конференции:
Шортвелл сказала, что для запущенной ступени стоимость переборки была значительно ниже половины стоимости первой ступени, и дальше продолжит снижаться. Еще подтвердила, что текущая цель — перезапуск ракеты в течение 24 часов.
kibitzer
Ни в коем случае не умиляю заслуги Маска. Но ему довольно сильно НАСА помогло, как заказами, так и технологиями, да и специалистами тоже. У Маска явно хорошие связи в Вашингтоне, будем надеяться, что при Трампе ничего не изменится, и он скоро выполнит свои обещания о Марсе.
Belking
Шортвелл показала видео посадки последнее (кстати, вот оно — https://www.instagram.com/p/BSfJDjMFzwR/) и спросила присутствующих — готовите билеты на Марск? :) Ладно, буковку 'к' на конце это я придумал.
НАСА — большие молодцы и их заслуг в становлении Space X нельзя принижать*. Я думаю они и Безосу начнут помогать, как только тот готов будет в их программах участвовать, или предложит ту, которую примут Наса -> Конгресс. 2,5 млрд. долларов — это еще два-полтора года Нью Гленн ждать (не думаю, что он выкатил проект не освоив хотя бы 0,5-1 млрд. инвестиций в этом проекте.), а там еще тестовые испытания и т.д. Молодец он, конечно, но затягивает. Спэйсы уже на военное финансирование вышли.
* — так или иначе, но это — стартовая площадка, технологии, контракты, финансирование. Сегодня, наверное, уже можно говорить, что 'сделка' прошла обоюдовыгодно.
BlackMokona
Заказы он выиграл на конкурсе в котором BO не решили участвовать. А вот насчёт технологий и специалистов было бы интересно услышать подробности.
konst90
Мне кажется, дело в другом.
Боингу и Локхиду (ULA) невыгодно снижать стоимость запуска, потому что тогда падает их прибыль.
Поэтому когда появился Маск (физик по образованию, кстати) с горящими глазами и желанием сделать возвращаемый носитель — NASA за него ухватились всеми конечностями после того, как он продемонстрировал успешный запуск бесполезной нагрузки на орбиту. И теперь его грузовики к МКС летают по 130 миллионов за штуку — тогда как у Orbital Sciences пуски кораблей с меньшим функционалом покупались по 230 миллионов. А спутники GPS Минобороны выводит за половину от той цены, что с них брали в ULA.
Альтернативная версия:
После того как в NASA поняли, что с нынешними подрядчиками им снижения цены не видать — они придумали Маска с горящими глазами…, и теперь грузовики к МКС… И Минобороны…
stardust1
Заказы как уже написали он выиграл в тендере. При том не только его компания там победила. Читал, что технологии НАСА доступны для всех американских компаний.
Valerij56
Так что своими субсидиями и заказами Маску НАСА помогло потому, что он поставил амбициозные задачи и выполняет их. Кстати, разработка Фалькона-9 1.0 вместе с двумя испытательными полётами обошлась Маску в $443 миллиона, ещё примерно $400 миллионов — первоначальная разработка Дракона.
С этого места поподробнее. Вообще НАСА оказывает консультационную помощь всем участникам программ, не только Маску. Что такого особенного получил именно Маск?
Belking
>>Кстати, разработка Фалькона-9 1.0 вместе с двумя испытательными полётами обошлась Маску в $443 миллиона, ещё примерно $400 миллионов — первоначальная разработка Дракона.
Прошу прощения, а не могли бы Вы это подтвердить ссылками? Просто так, на вскидку — 443 млн.$, большая часть из которых была инвестирована еще при курсе до 40 рублей — 16 млрд. рублей. Это ведь, по сути, мелочь, для такого проекта.
PS: я, конечно, понимаю, что изначально он проинвестировал в это не больше 60 млн. $ (1 млрд. рублей), но все таки и гугл был с целым миллиардом долларов.
TedBronson
Нагуглился документ, на пятом слайде сумма в 443 млн. $
https://www.nasa.gov/pdf/586023main_8-3-11_NAFCOM.pdf
Valerij56
Собственно, ссылку вам уже и дали.