Социальная сеть LinkedIn после недавнего демарша своего руководства и публичного отказа от выполнения норм российского законодательства пошла на попятную и встала на учет в Федеральной налоговой службе для уплаты «налога на Google», сообщают «Известия». LinkedIn станет одной из 128 зарубежных компаний, которые начнут платить налоги с 25 апреля этого года.
Факт постановки компании на учет не отменяет блокировки социальной сети Роскомнадзором за неисполнение требований законодательства о нормах хранения и обработки персональных данных россиян. Ранее вице-президент LinkedIn направил регулятору письмо, в котором сообщил, что его компания не готова исполнять подобные требования.
Вопреки официальной блокировке на территории РФ и позиции отдельных членов руководства компании, LinkedIn предпринимает шаги по восстановлению полной работоспособности сервиса в РФ. Так, в пресс-службе социальной сети сообщили, что «LinkedIn будет по-прежнему доступна на русском языке, и мы надеемся, что сможем восстановить сервис в России в будущем».
История с блокировкой профессиональной соцсети началась еще в середине 2016 года. Тогда Роскомнадзор подал на LinkedIn в суд за нарушение законодательства в области сбора, хранения и обработки персональных данных россиян. Регулятора не смутил тот факт, что юридически социальная сеть не присутствовала в российском правовом поле — для работы в РФ, по мнению РКН, достаточно и русскоязычной версии сайта. С точки зрения юристов LinkedIn слушания были проведены с нарушениями, но социальная сеть все равно была заблокирована, а апелляция результатов не принесла.
До отправки в Роскомнадзор письма с сообщением о «неготовности исполнять нормы российского законодательства», представители LinkedIn вели с Роскомнадзором переговоры, которые окончились безрезультатно.
«Мы встречались с Роскомнадзором в декабре, чтобы обсудить требования закона к локализации. Несмотря на наши переговоры, мы до сих пор не нашли понимания с Роскомнадзором, которое привело бы к разблокировке LinkedIn и позволило бы нам снова предоставлять сервис пользователям из России. Это означает, что LinkedIn по-прежнему будет заблокирован в РФ», — заявил вице-президент LinkedIn Эриэл Экстин.
Технически, LinkedIn может и не платить в российскую казну. Юридически соцсеть все еще не ведет дел на территории РФ, так что компания сможет подать так называемую «нулевую отчетность». Даже если первые отчеты и будут пустыми, взаимодействие с российскими властями продолжится: LinkedIn принадлежит софтверному гиганту Microsoft, который долгие годы успешно и легально работает на рынке РФ.
Постановка LinkedIn на налоговый учет — первый шаг по восстановлению легальной работы сервиса в РФ. Многое сейчас зависит и от принципиальности Роскомнадзора: требования по хранению персональных данных до сих пор не выполняют многие крупные иностранные компании, но под удар в качестве «пробы сил» попал именно LinkedIn — не слишком популярный в массах, узкоспециализированный сервис.
Комментарии (34)
HellMaster_HaiL
29.03.2017 10:53+2Ну вот =*(
А я все хочу узнать, как роскомнадзор узнает о том, хранит ли какой либо сайт персональные данные на территории РФ или нет?
Ведь сам скрипт обработки запроса не обязан находиться в России, а БД с данными может. Вот как РКН доказывает обратное?EnigMan
29.03.2017 11:37А похоже РКН и не надо этого доказывать, раз ПДн приходят с зарубежного IP, значит закон не выполняется, не согласны, докажите обратное, предъявите свои сервера в России. Делов-то!
autuna
29.03.2017 13:19У LinkedIn хозяин Microsoft. А если вспомнить, что недавно Банк России собрался заказывать у MS лицензии на Office 365, то логично предположить, что у LinkedIn с серверами в России тоже будет всё в порядке. Хоть и будут это серверы MS. 8-)
k0ldbl00d
29.03.2017 13:51Не вижу никакой логики. Как связаны лицензии и LinkedIn?
autuna
29.03.2017 14:15Предельно просто. Office 365 — весь из себя облачный. Контора, подобная ЦБ, не будет рисковать использовать облачные сервисы, если серверы не находятся в России. Следовательно, логично предположить, что у MS серверы в России есть. А если они есть у «Мамы» (Microsoft), то что мешает их использовать «Дочке» (LinkedIn)?
remzalp
29.03.2017 18:22с год назад интересовался на одном из семинаров у представителей МС, которые про чудеса офиса рассказывали — «ну как, есть ДЦ в РФ?», положительного ответа еще не было.
servermen
29.03.2017 13:33А я все хочу узнать, как роскомнадзор узнает о том, хранит ли какой либо сайт персональные данные на территории РФ или нет?
Ведь сам скрипт обработки запроса не обязан находиться в России, а БД с данными может. Вот как РКН доказывает обратное?
Скорее всего нужно просто предъявить бумагу об оплате местного хостинга, а будет ли он вообще использоваться для хранения ПД, или хватит ли для работы, указанного в документах, сервера — это уже не волнует ни кого.Bbl1
29.03.2017 22:59Это примерно как на требование предьявить паспорт в аэропорту показать ключи от шифоньера, в котором хранятся документы.
K0styan
29.03.2017 20:36А при чем тут «хранит»? Как раз постоянная БД может храниться и зеркалироваться где угодно. И для отображения ПДн могуть приходить откуда угодно. Начальная обработка должна быть в РФ.
HellMaster_HaiL
30.03.2017 11:16Не совсем ясна Ваша мысль.
Можете пояснить, что такое «начальная обработка». И разве в законе говорится о ней, а не о хранении?K0styan
30.03.2017 14:27Соответствующая статья закона (18 п.5) звучит так:
При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации...
Это можно при желании понимать как угодно (с одной стороны — «при сборе», с другой — «хранение»). Но по факту (и по консультациям с юристами) выясняется — достаточно, чтобы в первый раз, когда данные появлялись в информационной системе, они оказывались в БД, физически расположенной на территории. Потом можно их копировать куда угодно (но в согласии на обработку должны быть слова про трансграничную передачу).
vassabi
29.03.2017 11:47Сама стала на учет или ее тихой сапой записали, еще тогда, когда придумывали этот «налог на гугл»?
webkumo
29.03.2017 12:25-2Ну что за желтизна? Где доказательства
пошла на попятную
?
Налоговая легализация и выполнение того или иного требования — действия совершенно разных порядков.
Ну а удаление русского языка для них было бы вообще полной глупостью — русскоязычные пользователи у них не только в РФ.
Noeren
А… ну… зачем?
Kameleon3107
Они от этого ничего не теряют. Может, готовят почву для возвращения на рынок России, когда или закон изменят, или компания выполнит его требования.
K0styan
Вот это непонятный вопрос. Формально LinkedIn продаёт цифровой товар — подписку на расширенные функции, в том числе и в России (российским пользователям, принимая деньги со счетов российских банков). Как они добираются до сайта — вопрос совершенно вне юридической плоскости.
Когда мы покупаем приложеньку в Google Play, мы тоже имеем дело с американским офисом (в условиях использования указан именно он), но налоги-то их платить обязали. То есть обязанность налогообложения зависит не от юрисдикции продавца, а от места совершения сделки (что вообще говоря, юридически корректнее).
И поэтому тут нулевая отчетность совершенно не факт, что применима.
hoarywolf
А почему вы место совершения сделки считаете по месту нахождения покупателя, а не продавца? А если я, гражданин РФ, находясь в РФ со своего российского счета оплачиваю, например, аренду машины, на которой буду кататься в отпуске в США, это под какую юрисдикцию должно попадать? А если, опять же из России покупаю онлайн цветы, которые должны доставить моей девушке в Париже, продавец где налоги должен платить?
Structure
Статья 147. Место реализации товаров
Статья 148. Место реализации работ (услуг)
hoarywolf
Как с электронным товаром определять место реализации товара или услуги? Я в том году покупал электронную книжку по пдд штата Нью-Джерси, находясь в США, но по российской карточке. Как амазон должен определить где я нахожусь и где собираюсь использовать товар?
Или если я оплачивал хостинг hetzner с американской карточки, то как бедным немцам определить, где находится покупатель их услуги?
Structure
В отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, приобретающего услуги, указанные в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации в случае, если выполняется хотя бы одно из указанных ниже условий:
hoarywolf
То есть, судя по выделенному вами, если например, американцы примут закон, по которому покупатель использовавший при приобретении услуг сетевой адрес выданный американской оргпнизацией icann или использовавший при оплате карточку американской системы visa, признается осуществляющим деятельность на территории США, то продавцы будут вправе определить место осуществления деятельности покупателя самостоятельно?
K0styan
Да. Это положение дает продавцам с такими клиентами выбирать, в какую налоговую декларацию (российскую или американскую) включать доход с этих клиентов.
lamo4ok
Верно, но вряд ли это когда-нибудь случится на практике. Коллизии будут, но по гораздо более нераспространенным случаям.
lamo4ok
Только вы не совсем верно цитируете, весь текст, который у вас выше болда — это действительно абзац и потом дополняющие его пункты. А вот то, что выделено болдом, уже не очередной пункт, а просто следующий абзац текста. Ссылка.
lamo4ok
В случае с хостингом достаточно просто — будет использована трактовка из серии «где покупатель осуществляет свою деятельность» — и так как его деятельность происходит де факто на территории Германии, так как его деятельность — это использование немецкого хостинга, расположенного в Германии, то никакой проблемы с этим нет.
Goron_Dekar
Для того, чтобы быть последовательными.
Один закон они сообщили, что выполнять не будут. Но в остальном продолжают политику законопослушной конторы.
КМК, отличный вариант поведения, тем больее, что