Основной целью моей поездки в Москву 22-24 сентября был визит в «РКК Энергия», но кроме этого я заглянул на торжественную передачу Роскосмосу спутника «Маяк», посетил Московский планетарий, заглянул еще раз в музей космонавтики и прочитал научно-популярную лекцию. Под катом фототчет с комментариями.
Торжественная передача Роскосмосу спутника «Маяк»
Так совпало, что в первый день моего визита, 22 сентября, состоялась торжественная передача Роскосмосу спутника «Маяк», который может ненадолго стать самой яркой звездой на небе. Мероприятие проходило в Московском государственном машиностроительном университете (МАМИ).
В вестибюле эвент-агентство развлекает гостей виртуальной реальностью в HTC Vive. Система интересная, контроллеры в руках позволяют манипулировать объектами, а камера отслеживает положение в огороженной площади. Но очки мне не очень понравились — такое ощущение, что в них используют линзы Френеля, и насечки на них приводят к тому, что свет сбоку в трехмерной сцене создает заметный и мешающий сектор засветки на линзах.
Финальный состав команды, создавшей спутник. По подсчетам руководителя проекта Александра Шаенко всего в разное время над «Маяком» работало больше сорока человек.
Спутник крупным планом. Форм-фактор наноспутника 3U, оказывается, не такой уж и маленький.
Команда проекта с теми, кто помогал. По центру хватается за голову блогер YouTube Ян Топлес, с почти миллионом подписчиков, оказывавший информационную поддержку.
Запуск «Маяка» ожидается в конце года, но, возможно, съедет еще дальше — «Маяк» идет попутным грузом с запуском «Канопуса-В-ИК», а его разработчики (как и любые другие) не будут возражать против сдвига сроков вправо.
День второй
Главным событием второго дня было посещение музеев РКК «Энергия».
После экскурсии часть группы из Федерации космонавтики Санкт-Петербурга и примкнувших к ней блогеров нанесла визит в редакцию журнала «Новости Космонавтики». Уже год журнал находится на грани закрытия из-за нехватки денег, но героическими усилиями коллектива все еще удерживается от того, чтобы переступить эту грань. Уже идет подписка на 2017 год, не пропустите действительно уникальный журнал о космонавтике, интересный и для тех, кто не работает непосредственно в отрасли.
После редакции наши пути окончательно разошлись, и, поскольку еще был седьмой час, я решил отправиться еще в одно космическое место, где я не был — планетарий. В метро случайно попался поезд в космическом оформлении, который запустили в апреле этого года.
Московский планетарий
Билеты: в районе 600 рублей.
Фотографирование: Бесплатно.
Общая оценка: Интересно, но дорого.
Перед началом программы можно зайти в музей Урании, состоящий из двух частей. В первом зале показываются различные астрономические инструменты, проекционные аппараты планетариев и рассказывается история Московского планетария.
Теодолиты — инструменты для измерения углов:
Проекционный аппарат планетария фирмы Carl Zeiss. Подобных аппаратов было сделано много, с характерной гантелеобразной формой они украшают залы многих планетариев, но уже часто только как экспонаты — современные цифровые проекторы позволяют показывать полнокупольные фильмы.
Детали еще одного проектора.
Инсталляция «кабинет астронома» в центре зала.
Второй зал посвящен геологии и метеоритам. Среди горных пород представлены как родственные с Луной, так и уникальные для Земли.
Импактиты и тектиты — то, что образуется в месте удара метеорита о поверхность Земли.
Метеориты.
Во время сеанса, естественно, съемка была запрещена, но после я сфотографировал новый проектор.
После сеанса я случайно забрел на верхнюю площадку с астрономическими приборами — солнечными часами, картами неба и макетом Стоунхенджа. В сентябре при хорошей погоде там проводят вечера тротуарной астрономии, а под пасмурным небом рассказывают об астрономии.
В целом планетарий производит смешанное впечатление. С одной стороны, они много делают для популяризации, постоянно появляется информация об их акциях и мероприятиях. С другой стороны, они держат сомнительный рекорд самых дорогих билетов из всех космических музеев Москвы, где я побывал. Программа, которую я посмотрел, была хорошей, интересной и качественной, но, все-таки, на мой взгляд, столько не стоила.
Уже на пути в хостел, я случайно прошел мимо фестиваля «Круг света». Дождь не располагал к долгому наблюдению, но, как идея, это было любопытно.
День третий
Лекция у меня была запланирована на после обеда, поэтому я решил в очередной раз заглянуть в музей космонавтики на ВДНХ. Как я и говорил в прошлую поездку, туда можно заходить раз в квартал, они постоянно устраивают дополнительные экспозиции, так что в музее всегда будет что-то новое.
Оказывается, в музее работает детское конструкторское бюро «Восток», в котором за три года дети могут научиться программировать, составлять принципиальные схемы и реализовывать их на монтажных платах, причем с космическим уклоном. Серьезность и продуманность учебной программы лично меня очень впечатлила.
В запасниках готовятся к экспозиции перчатки скафандра «Орлан», в котором работают в открытом космосе.
Косплею кота с картины «Посланцы» Рины Зенюк, который у меня на юзерпике, с элементом фермы «Софора» для станции «Мир» и в перчатках «Орлана». В земных условиях в них удобно, в космосе должно быть сложнее.
Прохожусь по постоянной экспозиции. Крупный план поврежденного теплозащитного экрана, на котором хорошо видна структура. Здесь более современный материал, чем на «Востоке» Гагарина, но механизм тот же — многослойный экран обгорает, медленно, как закрытая книга в огне, и тепло уносится вместе со сгоревшим веществом.
А этот экспонат относится к очень поучительной истории, показывающей, что даже крайне малые вероятности могут выпасть. Советская межпланетная станция, которая должна была отправиться к Венере, осталась на орбите и, спустя сутки, сгорела в атмосфере. Спустя два года, купающийся в речке Бирюса мальчик наткнулся ногой на какую-то железку. Он достал ее, отнес домой, вместе с отцом они вскрыли ее, и увидели какие-то рисунки и надпись «СССР». Находку отнесли «куда надо» — в КГБ. Там ничего по своему профилю не нашли и переслали в Академию наук. А там уже в железке узнали вымпел, который должен был оказаться на Венере. Он был в теплозащите, поэтому пережил спуск в атмосфере. Но вот вероятность упасть на территорию СССР составляла 3%, а вероятность, что его найдут, стремилась к нулю. Но выпала «критическая удача», и вымпел нашли.
Из временных экспозиций первой мне попалась на глаза «Белка, Стрелка и другие», посвященная животным в космосе. Из Дарвиновского музея приехали чучела животных. Кого только не возили в космос — мышей, крыс, черепах, тритонов, перепелов, морских свинок, обезьян…
Собачий скафандр.
Кабина для обезьяны. На заднем плане собачья кабина «Космоса-110», на котором в длительный полет летали собаки Ветерок и Уголек
Головная часть геофизической ракеты, на которой собаки совершали суборбитальные полеты в начале 50-х
Центрифуга для экспериментов с перепелами.
Транспортный контейнер для мышей спутника «Бион». Создавал условия, максимально похожие на полетные, и позволял удобно перевозить мышей на космодром.
А эта большая центрифуга — для насекомых, использовалась на «Бионе-5» в 1979 году.
В первом зале добавился макет связного спутника «Молния»
А рядом расположена вторая временная экспозиция по фильмам Ричарда Викторова — «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам».
Раскадровка.
Монтажные срезки.
Эскизы.
Экскизы костюмов.
Реквизит.
После этого я в уютном небольшом зале Российской государственной библиотеки молодежи прочитал лекцию «Женщины и космос». Видео, увы, нет, при желании можно посмотреть первую версию лекции, прочитанную в Уфе.
Ну и последнее фото — просто красивый закат. Еще одна отличная поездка подошла к концу.
Комментарии (6)
Avdeev
28.10.2016 15:26+1600 рублей за планетарий недорого, ИМХО
Вы бы видели, сколько сейчас в театр сходить стоитlozga
28.10.2016 15:34+1Музей космонавтики — 250, космос — начало новой эры — 250, классная выставка политеха — 300. 500 р стоит Буран на ВДНХ, на мой взгляд тоже неадекватно, и стоила выставка в мультимедиа арт музее, которая мне вообще не понравилась.
ZekaVasch
29.10.2016 01:55+1> но уже часто только как экспонаты — современные цифровые проекторы позволяют показывать полнокупольные фильмы.
>Во время сеанса, естественно, съемка была запрещена, но после я сфотографировал новый проектор
Вот этот черый «орех» умеет ровно столько же, ну может чуть больше, чем его «гантельный» предок.
Он умеет показывать звезды, через свои «иллюминаторы», движение комет, планет. Опять же курсор добавился.
Фото не мое украл тут http://tesey.livejournal.com/778478.html
Но польнокупольные фильмы он показывать не умеет. Для этих целей там стоят другие проекторы. По кругу зала. Они и показывают то красивое кино
Если вы помните, сначала на сеансе показывают звездное небо, с «лекцией» звезды на этом небе яркие, четкие.
А потом крутят купольный фильм, а в фильме как раз звезды тусклые, потому что они проецируются обычными кинотехнологиями, а не этой шайтан машиной.
Вот к примеру я был в новосибе. Там есть старый маленький планетарий. В нем есть трофейный планетарий (планетарий это место где стоит прибор для проекции звезд — планетарий) Цейс (их после войны из гермаини уперли несколько штук и раздали по городам нашей родины)
Украл фото тут
А есть новый планетарий, в нем нет прибора планетарий, а есть только купольные проекторы для фильмов.
Так что важно отличать.
Где планетарий настоящий с планетарием, а где планетарий без планетария.lozga
30.10.2016 17:36Выше в публикации я их назвал проекторами. Строго говоря это не совсем правильно, но конструкция "планетарий в планетарии" мне не показалась красивой.
Basil_Sydney
Ностальгическая статья. На фильм " Через тернии к звёздам " ходили смотреть в кинотеатр.Тогда было очень страшно смотреть на людей в масках и думать что возможно это наше будущее.