Синтезаторы уже давно стали привычными и обыденными. Практически все современные композиторы, исполнители и саунд-продюсеры (если не брать в расчет академическую классику) так или иначе используют их. При этом огромный теоретический и практический вклад людей, благодаря усилиям которых музыканты и композиторы имеют почти неограниченные возможности, остается несправедливо забытым.
![](https://habrastorage.org/files/a35/a11/3f8/a35a113f8acb460bbe6c4da9250208e6.jpg)
В этом материале я хочу обратить внимание читателей на неизвестные, но крайне значимые изобретения и их создателей. На тех, чьи усилия повлияли на историю музыки, развитие музыкального оборудования, индустрию производства электронных инструментов, оставили значительный след в культуре, подарив музыкантам и композиторам новые возможности. Кроме того, будут рассмотрены и не совсем удачные попытки создания прообразов синтезатора, которые достойны внимая уже потому, что идеи, заложенные в этих обреченных на неудачу стартапах прошлого, дали мощный толчок к развитию.
В этой статье описаны лишь некоторые разработки, появившиеся с 1850-го по 1964-й год. В связи объёмностью темы мы решили разделить материал на несколько частей.
Пожалуй, первой попыткой создать электрический синтезатор звука можно считать опыты немецкого физика Германа Гоменгольца, который в 80-е годы позапрошлого столетия соединил в одном устройстве электромагнитные возбудители, камертоны и клавиши. Аппарат, который назывался «Большой аппарат Гельмгольца для соединения тембров из 10 гармоник», нельзя назвать музыкальным инструментом, но основная идея великого физика дала толчок к развитию.
![](https://habrastorage.org/files/73a/65b/46c/73a65b46c1794ac3b07f0bcdbc15f4c3.jpg)
Аппарат, в последствии названный синтезатором Фурье, был оснащён десятью электрически возбудимыми камертонами, расположенными рядом с отверстием резонатора. Эти камертоны были настроены на частоту резонатора. При включении они звучали все сразу при этом издавая тихий звук. При нажатии на клавишу, заглушка соответствующего резонатора отклонялась от отверстия и громкость звука увеличивалась. Вибрация резонаторов гасилась при помощи специальной каучуковой прокладки.Составляющая каждой гармоники варьировались путём изменения силы нажатия на соответствующую клавишу.
![](https://habrastorage.org/files/48f/872/5d7/48f8725d7ec642c5a633120b03fa3fdb.jpg)
В 1876-м году инженер Элиша Грей презентовал и получил патент на свой «музыкальный телеграф» — по сути это был обычный телеграф, клавиши которого были соединены с динамиками. При нажатии на клавиши воспроизводились звуки набора сообщения.
Передатчик, изначально способный создавать 2 тона, после модернизации превратился двух октавное устройство, которое было способно генерировать и передавать уже 24 звука разной высоты (две октавы) по телеграфной линии.
![](https://habrastorage.org/files/fd1/a1d/a0b/fd1a1da0bff24d09873dd50f3c4c9616.jpg)
Некоторые историки считают, что именно изобретение Грея является первым прообразом современного синтезатора, хотя устройство, скорее было побочным продуктом деятельности его создателя и не получило признание как музыкальный инструмент.
Талантливый американский изобретатель Тадеуш Кэхилл в 1895-м году получил патент на изобретение с громким названием «Принцип и устройство для воспроизведения и распространения музыки с помощью электричества», в 1906-ом году появляется образец инструмента, который многие считают прообразом синтезатора. Для создания устройства Кэхилл и 50 его сотрудников затратили 4 года работы.
![](https://habrastorage.org/files/e90/504/cbe/e90504cbe2a84e93abe5a017d8eb4f9c.jpg)
Громоздкое устройство весило 200 тонн объединив в себе 145 генераторов, вырабатывающих переменный электрический ток различных частот, сложную систему индукторов, позволявших производить аддитивный синтез звука. Управление инструментов осуществлялось при помощи трёх семиоктавных клавиатур.
![](https://habrastorage.org/files/63c/942/877/63c942877d9a44a081e065716d07f287.jpg)
Интересный факт – теллармониум был первым электромузыкальным инструментом с динамической клавиатурой, где амплитудная характеристика сигнала зависела от силы нажатия клавиш. За воспроизведение звука в первых вариантах инструмента отвечали гигантские рупорные громкоговорители, в последствии звук инструмента стали передавать непосредственно по телефонным линиям.
![](https://habrastorage.org/files/9f8/700/5ef/9f87005ef88245359d148b8b486e6d78.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/1e7/758/b03/1e7758b03f244d99b5d079ffda42fb15.jpg)
Всего было построено 3 теллармониума, третий самый большой и самый мощный увидел свет 1911-м году. Связавшись с New England Electric Music Company после кратковременного презентационного успеха, Кэхилл планировал транслировать музыку инструмента повсюду, где есть телефон.
![](https://habrastorage.org/files/1f6/24a/8e0/1f624a8e0d534bcdadd6e44219710873.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/f86/e84/dcf/f86e84dcf8d442078e9655ddb768f83e.jpg)
Планам изобретателя не суждено было сбыться. Аппарат подавал в каждый телефонный аппарат сигнал с силой тока около одного ампера, это позволяло прослушивать музыку даже не поднося трубку к уху, но крайне губительно воздействовало на телефонные линии того времени. В итоге, в место повсеместного распространения концертов первого синтезатора он получил внушительный иск от телефонной компании, а также бурю недовольства от пользователей телефонных сетей, так как концерты инструмента сопровождались серьёзными помехами. Концерты теллармониума окончательно прекратились в 1916-м году, а изобретатель на годы опередивший свою эпоху, умер в нищете в 1932-м году.
![](https://habrastorage.org/files/4de/adc/dd7/4deadcdd7bc74fca92aa20ddb812932f.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/5e3/723/a2f/5e3723a2f26b4227a989463dad6e0f58.jpg)
Успех русского физика, изобретателя и музыканта Льва Термена в 1921-м создавшего, первый электромузыкальный инструмент – терменвокс, стал катализатором развития исследований по созданию ЭМИ. Подробное описание его изобретений вы можете найти в одном из наших материалов.
![](https://habrastorage.org/files/ee7/445/27b/ee744527b6f841d4af0d4151ddff0a7c.jpg)
Продолжая свои работы в этой области, в 1931-м году Термен создаёт «ритмикон» — первый аналоговый синтезатор ритма, по сути, первую драм-машину.
![](https://habrastorage.org/files/972/770/e0e/972770e0ed0542ba9845933c71ca26cb.jpg)
Электрофон или по-иному Волны Мартено? (фр. Ondes Martenot) – это монофонический электронный музыкальный инструмент, созданный 1928 году французским виолончелистом и педагогом Морисом Мартено. Инструмент имеет 7-октавную клавиатуру фортепианного типа, а также нить с кольцом, благодаря которой можно также извлекать звуки.
![](https://habrastorage.org/files/279/760/b8c/279760b8cdc74d2491ede626143b68f1.jpg)
Электрическим «сердцем» инструмента был «теплый» ламповый генератор, управление которым реализовывалось через клавиатуру или натягиванием нити до определённой позиции и одновременным нажатием специальной кнопки, которая выполняла роль смычка. Динамические особенности исполнения регулировались также через «смычковую» кнопку, от силы нажатия на которую зависела атака и громкость.
![](https://habrastorage.org/files/29e/668/2fb/29e6682fb26147a689293c265e2a145e.jpg)
Кроме того, инструмент был оснащён переключателями тембров и режимов исполнения (клавиатура/нить). В последствии создатель инструмента создал более совершенную клавиатуру, которая позволяла получить интервалы в 1/12-ю тона.
Характерно, что музыкант заложил в конструкцию несколько необычных приёмов звукоизвлечения, характерных для струнных инструментов, например, вибрато получалось смещением клавиши в сторону, а глиссандо при плавном перемещение пальца с кольцом вдоль клавиш.
![](https://habrastorage.org/files/a0e/0d4/7f7/a0e0d47f741f460d9afa141ef1b1a053.jpg)
Волны, не смотря на ограниченный коммерческий успех, оказались долгожителями. Инструмент несколько раз модернизировался, в 70-е появилась транзисторная версия, в 90-е, благодаря группе Radiohead, был выпущен цифровой аналог устройства. Коллектив дал инструменту вторую жизнь, впервые исполнив с его помощью композицию How To Disappear Completely в 2000-м году.
![](https://habrastorage.org/files/96d/a40/14a/96da4014ad014b2ca39b75c04a86136f.jpg)
Как и терменвокс, «волны Мартено» были не массовым, но популярным инструментом своего времени. Видные композиторы 30-х – 40-х написали несколько произведений для инструмента. Волны звучат в сочинениях таких композиторов как: Димитриос Левидис, Оливье Мессиан, Э. Вареза, А. Жоливе, Ш. Кёклена, Д. Мийо, А. Онеггера.
Советские разработки электромузыкальных инструментов, плоть до конца 50-х, начала 60-х годов остаются в тени, но при этом вклад советских конструкторов в идею советского синтезатора сложно переоценить. В тридцатые был разработан целый ряд инструментов, работа над которыми сформировала теоретический и практический базис для более чем существенных успехов в этой области в послевоенное время.
![](https://habrastorage.org/files/f66/861/e12/f66861e12f5a472a960cc61e49c460c6.jpg)
Среди перспективных разработок особенно удачными были клавишные: «экводин» (прототипы: В-5, В-7, В-8) конструкции А.А. Володина, «компанола» и «ними» И. Д. Симонова. Кроме того, были разработаны грифовый инструмент «сонар» инженера Н. С. Ананьева, «виолена» В. А. Гурова.
![](https://habrastorage.org/files/1b4/835/1a4/1b48351a46fc44d085022dfe8f132d5e.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/932/429/fd2/932429fd2bca4ad6b16eb741e83a2f77.jpg)
Каждый из этих инструментов вносил с вой в вклад в дело создания полноценного синтезатора. Инструменты проектировались на основе радиоламп и осцилляторов, обладали достаточно интересными возможностями управления тембральной окраской звука. Модели были скорее экспериментальными, но практическая база нарабатывалась именно при их создании.
Наиболее успешными конструкциями того периода считаются «эмиритон» А.А. Иванова и А.В. Римского-Корсакова, доработанный вариант инструмента «Экводин» «В-9» А.А. Володина, а также оригинальный полифонический проект, созданный рижским радиолюбителем Л. Вингриса.
![](https://habrastorage.org/files/824/71e/4b1/82471e4b136e4540a213417bcf3c765d.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/87b/7a2/b77/87b7a2b772d54e7fb6c81b8a5e9775f2.jpg)
Работа над этими инструментами была завершена уже в 50-е, хотя проектирование и экспериментальное прототипирование, например, аппарата, «Экводин» началось ещё в начале 30-х. Создатель этого аппарата, Володин, заслуживает отдельного внимания как физик, инженер, музыкальный теоретик, а главное, как один из наиболее внушительных советских исследователей в области психоакустики.
![](https://habrastorage.org/files/d5e/6d3/dc0/d5e6d3dc0d6b465b987cd18ce1071b2d.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/d13/4cf/6c4/d134cf6c46944089aa46c6b2e3e0fdab.jpg)
Достаточно полно о разработках электронных инструментов этого периода рассказывает статья «Электромузыкальные инструменты» В. Островского и А. Симонов, «Наука и техника», №4, 1964 год. Помимо уже упомянутых выше советских разработок в ней упоминаются такие инструменты как «Шумофон», «Кристадин», «Компанофон» и другие. Ниже привожу таблицу, опубликованную в этой статье, которая даёт некоторые представления о возможностях советских разработок описываемого периода (хронология в таблице возможно искажена, из номеров «Техники молодежи» 30-хгодов можно сделать предположение, что «Виолена» и «Сонар» появились позже 28-го года).
![](https://habrastorage.org/files/d33/029/496/d3302949641043a98c7014186f7efdfb.jpg)
В 1930 году Фридрих Тротвейн создал один из известнейших электроинструментов того времени – Траутониум. Аналоговый синтезатор, построенный на базе нескольких ламповых генераторов и колебательного контура. Вместо клавиатуры, траутониум был оснащён чувствительными резистивными полосами, выполняющими функцию реостата.
![](https://habrastorage.org/files/620/6f7/f48/6206f7f48cf84ad3b7104ef37165387d.jpg)
Наиболее существенным преимуществом инструмента была невероятно богатая палитра звуков, которая формировалась за счет большого количества генераторов, регуляторов, а также специальных фильтров, влияющих на форму сигнала. Первая версия инструмента была выпущена легендарной компанией Telefunken.
![](https://habrastorage.org/files/57b/2ed/8aa/57b2ed8aafa244329adc2feb377850a2.jpg)
Модернизированные модели траутониума, созданные немецким физиком и композитором Оскаром Сала по праву считаются лучшими аналоговыми синтезаторами 40-х. В поздних моделях устройства к резистивным полосам были добавлены специальные металлические застёжки, которые позволяли отмечать расположение тех или иных тонов.
![](https://habrastorage.org/files/a16/901/69a/a1690169aa944d2ca688398aa4a47de1.jpg)
Как и в случае с волнами Мартено, траутониум снискал любовь композиторов своего времени. Ряд произведений писались непосредственно для этого инструмента, как например «Концертино для траутониума с оркестром» Пауля Хиндемита и «Концерт для траутониума и большого оркестра» Харальда Генцмера.
![](https://habrastorage.org/files/216/584/b82/216584b82fce478ebfaf150dd7cd1452.jpg)
В послевоенные годы инструмент продолжал пользоваться ограниченной популярностью, а неутомимый энтузиаст Оскар Сала продолжал его модернизировать. Известен факт использования траутониума при создании эффектов для фильма Альфреда Хичкока «Птицы», над которыми также работал Оскар Сала.
![](https://habrastorage.org/files/dd6/f08/772/dd6f08772eeb4d3580b7bc6b4563dc93.jpg)
АНС — это один из самых внушительных советских проектов, который был создан военным инженером Евгением Мурзиным. Изобретатель назвал синтезатор «АНС» в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина. АНС стал первым многоголосым синтезатором в мире, кроме того он признан первым студийным синтезатором, а также первым в мире автоматическим аналоговым электромузыкальным инструментом, использующим фотооптический синтез звука.
![](https://habrastorage.org/files/037/985/d59/037985d5913a4d3db052439bbeb5708a.jpg)
По сути, АНС представляет собой оптический многоголосый секвенсор, позволяющий воспроизводить произведение, заранее записанное на прозрачной пластине. Запись осуществлялась путём стирания с неё непрозрачного слоя и представляет собой своеобразную спектрограмму записанного в партитуре звука. В процессе воспроизведения электропривод перемещает пластину перед щелью. Луч света, модулирующийся с использованием 4-х прозрачных дисков с определённым рисунком, через щель попадает на участок партитурной пластины, после чего на фотоэлементы. Положение просвета в пластине определяет высоту тона(частоту), а ширина громкость(амплитуду).
![](https://habrastorage.org/files/d5a/a35/633/d5aa35633c1a4fa9824d5b46f68604b4.JPG)
Уникальность и революционность этой разработки, как во многих случаях с советскими изобретениями, не стала достаточной причиной для серийного производства инструмента. Несмотря на это аппарат пользовался большой популярностью среди советских композиторов, в числе которых такие имена как: Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, Андрей Волконский, Станислав Крейчи, Пётр Мещанинов, Александр Немтин.
![](https://habrastorage.org/files/011/059/b00/011059b0049e43848bb11cd01115dd83.jpg)
Одним из наиболее известных произведений, написанных для АНС, стал саундтрек к фильму Андрея Тарковского «Солярис» по произведению фантаста Станислава Лема. Возможности разработки Мурзина впечатляют музыкантов и по сей день, достаточно вспомнить такие экспериментальные коллективы как Coil (альбом ANS — 2003 г.) и Bad Sector.
![](https://habrastorage.org/files/a35/a11/3f8/a35a113f8acb460bbe6c4da9250208e6.jpg)
В этом материале я хочу обратить внимание читателей на неизвестные, но крайне значимые изобретения и их создателей. На тех, чьи усилия повлияли на историю музыки, развитие музыкального оборудования, индустрию производства электронных инструментов, оставили значительный след в культуре, подарив музыкантам и композиторам новые возможности. Кроме того, будут рассмотрены и не совсем удачные попытки создания прообразов синтезатора, которые достойны внимая уже потому, что идеи, заложенные в этих обреченных на неудачу стартапах прошлого, дали мощный толчок к развитию.
В этой статье описаны лишь некоторые разработки, появившиеся с 1850-го по 1964-й год. В связи объёмностью темы мы решили разделить материал на несколько частей.
Опыты Гоменгольца – синтезатор Фурье
Пожалуй, первой попыткой создать электрический синтезатор звука можно считать опыты немецкого физика Германа Гоменгольца, который в 80-е годы позапрошлого столетия соединил в одном устройстве электромагнитные возбудители, камертоны и клавиши. Аппарат, который назывался «Большой аппарат Гельмгольца для соединения тембров из 10 гармоник», нельзя назвать музыкальным инструментом, но основная идея великого физика дала толчок к развитию.
![](https://habrastorage.org/files/73a/65b/46c/73a65b46c1794ac3b07f0bcdbc15f4c3.jpg)
Аппарат, в последствии названный синтезатором Фурье, был оснащён десятью электрически возбудимыми камертонами, расположенными рядом с отверстием резонатора. Эти камертоны были настроены на частоту резонатора. При включении они звучали все сразу при этом издавая тихий звук. При нажатии на клавишу, заглушка соответствующего резонатора отклонялась от отверстия и громкость звука увеличивалась. Вибрация резонаторов гасилась при помощи специальной каучуковой прокладки.Составляющая каждой гармоники варьировались путём изменения силы нажатия на соответствующую клавишу.
![](https://habrastorage.org/files/48f/872/5d7/48f8725d7ec642c5a633120b03fa3fdb.jpg)
Элиша Грей – музыкальный телеграф
В 1876-м году инженер Элиша Грей презентовал и получил патент на свой «музыкальный телеграф» — по сути это был обычный телеграф, клавиши которого были соединены с динамиками. При нажатии на клавиши воспроизводились звуки набора сообщения.
Передатчик, изначально способный создавать 2 тона, после модернизации превратился двух октавное устройство, которое было способно генерировать и передавать уже 24 звука разной высоты (две октавы) по телеграфной линии.
![](https://habrastorage.org/files/fd1/a1d/a0b/fd1a1da0bff24d09873dd50f3c4c9616.jpg)
Некоторые историки считают, что именно изобретение Грея является первым прообразом современного синтезатора, хотя устройство, скорее было побочным продуктом деятельности его создателя и не получило признание как музыкальный инструмент.
Телармониум Тадеуша Кехилла – крах органных концертов по телефонным линиям
Талантливый американский изобретатель Тадеуш Кэхилл в 1895-м году получил патент на изобретение с громким названием «Принцип и устройство для воспроизведения и распространения музыки с помощью электричества», в 1906-ом году появляется образец инструмента, который многие считают прообразом синтезатора. Для создания устройства Кэхилл и 50 его сотрудников затратили 4 года работы.
![](https://habrastorage.org/files/e90/504/cbe/e90504cbe2a84e93abe5a017d8eb4f9c.jpg)
Громоздкое устройство весило 200 тонн объединив в себе 145 генераторов, вырабатывающих переменный электрический ток различных частот, сложную систему индукторов, позволявших производить аддитивный синтез звука. Управление инструментов осуществлялось при помощи трёх семиоктавных клавиатур.
![](https://habrastorage.org/files/63c/942/877/63c942877d9a44a081e065716d07f287.jpg)
Интересный факт – теллармониум был первым электромузыкальным инструментом с динамической клавиатурой, где амплитудная характеристика сигнала зависела от силы нажатия клавиш. За воспроизведение звука в первых вариантах инструмента отвечали гигантские рупорные громкоговорители, в последствии звук инструмента стали передавать непосредственно по телефонным линиям.
![](https://habrastorage.org/files/9f8/700/5ef/9f87005ef88245359d148b8b486e6d78.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/1e7/758/b03/1e7758b03f244d99b5d079ffda42fb15.jpg)
Всего было построено 3 теллармониума, третий самый большой и самый мощный увидел свет 1911-м году. Связавшись с New England Electric Music Company после кратковременного презентационного успеха, Кэхилл планировал транслировать музыку инструмента повсюду, где есть телефон.
![](https://habrastorage.org/files/1f6/24a/8e0/1f624a8e0d534bcdadd6e44219710873.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/f86/e84/dcf/f86e84dcf8d442078e9655ddb768f83e.jpg)
Планам изобретателя не суждено было сбыться. Аппарат подавал в каждый телефонный аппарат сигнал с силой тока около одного ампера, это позволяло прослушивать музыку даже не поднося трубку к уху, но крайне губительно воздействовало на телефонные линии того времени. В итоге, в место повсеместного распространения концертов первого синтезатора он получил внушительный иск от телефонной компании, а также бурю недовольства от пользователей телефонных сетей, так как концерты инструмента сопровождались серьёзными помехами. Концерты теллармониума окончательно прекратились в 1916-м году, а изобретатель на годы опередивший свою эпоху, умер в нищете в 1932-м году.
![](https://habrastorage.org/files/4de/adc/dd7/4deadcdd7bc74fca92aa20ddb812932f.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/5e3/723/a2f/5e3723a2f26b4227a989463dad6e0f58.jpg)
Звезда Льва Термена – рождение электронной музыки
Успех русского физика, изобретателя и музыканта Льва Термена в 1921-м создавшего, первый электромузыкальный инструмент – терменвокс, стал катализатором развития исследований по созданию ЭМИ. Подробное описание его изобретений вы можете найти в одном из наших материалов.
![](https://habrastorage.org/files/ee7/445/27b/ee744527b6f841d4af0d4151ddff0a7c.jpg)
Продолжая свои работы в этой области, в 1931-м году Термен создаёт «ритмикон» — первый аналоговый синтезатор ритма, по сути, первую драм-машину.
![](https://habrastorage.org/files/972/770/e0e/972770e0ed0542ba9845933c71ca26cb.jpg)
Волны Мартено – чудеса звукоизвлечения
Электрофон или по-иному Волны Мартено? (фр. Ondes Martenot) – это монофонический электронный музыкальный инструмент, созданный 1928 году французским виолончелистом и педагогом Морисом Мартено. Инструмент имеет 7-октавную клавиатуру фортепианного типа, а также нить с кольцом, благодаря которой можно также извлекать звуки.
![](https://habrastorage.org/files/279/760/b8c/279760b8cdc74d2491ede626143b68f1.jpg)
Электрическим «сердцем» инструмента был «теплый» ламповый генератор, управление которым реализовывалось через клавиатуру или натягиванием нити до определённой позиции и одновременным нажатием специальной кнопки, которая выполняла роль смычка. Динамические особенности исполнения регулировались также через «смычковую» кнопку, от силы нажатия на которую зависела атака и громкость.
![](https://habrastorage.org/files/29e/668/2fb/29e6682fb26147a689293c265e2a145e.jpg)
Кроме того, инструмент был оснащён переключателями тембров и режимов исполнения (клавиатура/нить). В последствии создатель инструмента создал более совершенную клавиатуру, которая позволяла получить интервалы в 1/12-ю тона.
Характерно, что музыкант заложил в конструкцию несколько необычных приёмов звукоизвлечения, характерных для струнных инструментов, например, вибрато получалось смещением клавиши в сторону, а глиссандо при плавном перемещение пальца с кольцом вдоль клавиш.
![](https://habrastorage.org/files/a0e/0d4/7f7/a0e0d47f741f460d9afa141ef1b1a053.jpg)
Волны, не смотря на ограниченный коммерческий успех, оказались долгожителями. Инструмент несколько раз модернизировался, в 70-е появилась транзисторная версия, в 90-е, благодаря группе Radiohead, был выпущен цифровой аналог устройства. Коллектив дал инструменту вторую жизнь, впервые исполнив с его помощью композицию How To Disappear Completely в 2000-м году.
![](https://habrastorage.org/files/96d/a40/14a/96da4014ad014b2ca39b75c04a86136f.jpg)
Как и терменвокс, «волны Мартено» были не массовым, но популярным инструментом своего времени. Видные композиторы 30-х – 40-х написали несколько произведений для инструмента. Волны звучат в сочинениях таких композиторов как: Димитриос Левидис, Оливье Мессиан, Э. Вареза, А. Жоливе, Ш. Кёклена, Д. Мийо, А. Онеггера.
Забытый вклад: СССР, 30 – 50-е годы прошлого века
Советские разработки электромузыкальных инструментов, плоть до конца 50-х, начала 60-х годов остаются в тени, но при этом вклад советских конструкторов в идею советского синтезатора сложно переоценить. В тридцатые был разработан целый ряд инструментов, работа над которыми сформировала теоретический и практический базис для более чем существенных успехов в этой области в послевоенное время.
![](https://habrastorage.org/files/f66/861/e12/f66861e12f5a472a960cc61e49c460c6.jpg)
Среди перспективных разработок особенно удачными были клавишные: «экводин» (прототипы: В-5, В-7, В-8) конструкции А.А. Володина, «компанола» и «ними» И. Д. Симонова. Кроме того, были разработаны грифовый инструмент «сонар» инженера Н. С. Ананьева, «виолена» В. А. Гурова.
![](https://habrastorage.org/files/1b4/835/1a4/1b48351a46fc44d085022dfe8f132d5e.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/932/429/fd2/932429fd2bca4ad6b16eb741e83a2f77.jpg)
Каждый из этих инструментов вносил с вой в вклад в дело создания полноценного синтезатора. Инструменты проектировались на основе радиоламп и осцилляторов, обладали достаточно интересными возможностями управления тембральной окраской звука. Модели были скорее экспериментальными, но практическая база нарабатывалась именно при их создании.
Наиболее успешными конструкциями того периода считаются «эмиритон» А.А. Иванова и А.В. Римского-Корсакова, доработанный вариант инструмента «Экводин» «В-9» А.А. Володина, а также оригинальный полифонический проект, созданный рижским радиолюбителем Л. Вингриса.
![](https://habrastorage.org/files/824/71e/4b1/82471e4b136e4540a213417bcf3c765d.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/87b/7a2/b77/87b7a2b772d54e7fb6c81b8a5e9775f2.jpg)
Работа над этими инструментами была завершена уже в 50-е, хотя проектирование и экспериментальное прототипирование, например, аппарата, «Экводин» началось ещё в начале 30-х. Создатель этого аппарата, Володин, заслуживает отдельного внимания как физик, инженер, музыкальный теоретик, а главное, как один из наиболее внушительных советских исследователей в области психоакустики.
![](https://habrastorage.org/files/d5e/6d3/dc0/d5e6d3dc0d6b465b987cd18ce1071b2d.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/d13/4cf/6c4/d134cf6c46944089aa46c6b2e3e0fdab.jpg)
Достаточно полно о разработках электронных инструментов этого периода рассказывает статья «Электромузыкальные инструменты» В. Островского и А. Симонов, «Наука и техника», №4, 1964 год. Помимо уже упомянутых выше советских разработок в ней упоминаются такие инструменты как «Шумофон», «Кристадин», «Компанофон» и другие. Ниже привожу таблицу, опубликованную в этой статье, которая даёт некоторые представления о возможностях советских разработок описываемого периода (хронология в таблице возможно искажена, из номеров «Техники молодежи» 30-хгодов можно сделать предположение, что «Виолена» и «Сонар» появились позже 28-го года).
![](https://habrastorage.org/files/d33/029/496/d3302949641043a98c7014186f7efdfb.jpg)
Траутониум – триумф Фридриха Тортвейна и Оскара Сала
В 1930 году Фридрих Тротвейн создал один из известнейших электроинструментов того времени – Траутониум. Аналоговый синтезатор, построенный на базе нескольких ламповых генераторов и колебательного контура. Вместо клавиатуры, траутониум был оснащён чувствительными резистивными полосами, выполняющими функцию реостата.
![](https://habrastorage.org/files/620/6f7/f48/6206f7f48cf84ad3b7104ef37165387d.jpg)
Наиболее существенным преимуществом инструмента была невероятно богатая палитра звуков, которая формировалась за счет большого количества генераторов, регуляторов, а также специальных фильтров, влияющих на форму сигнала. Первая версия инструмента была выпущена легендарной компанией Telefunken.
![](https://habrastorage.org/files/57b/2ed/8aa/57b2ed8aafa244329adc2feb377850a2.jpg)
Модернизированные модели траутониума, созданные немецким физиком и композитором Оскаром Сала по праву считаются лучшими аналоговыми синтезаторами 40-х. В поздних моделях устройства к резистивным полосам были добавлены специальные металлические застёжки, которые позволяли отмечать расположение тех или иных тонов.
![](https://habrastorage.org/files/a16/901/69a/a1690169aa944d2ca688398aa4a47de1.jpg)
Как и в случае с волнами Мартено, траутониум снискал любовь композиторов своего времени. Ряд произведений писались непосредственно для этого инструмента, как например «Концертино для траутониума с оркестром» Пауля Хиндемита и «Концерт для траутониума и большого оркестра» Харальда Генцмера.
![](https://habrastorage.org/files/216/584/b82/216584b82fce478ebfaf150dd7cd1452.jpg)
В послевоенные годы инструмент продолжал пользоваться ограниченной популярностью, а неутомимый энтузиаст Оскар Сала продолжал его модернизировать. Известен факт использования траутониума при создании эффектов для фильма Альфреда Хичкока «Птицы», над которыми также работал Оскар Сала.
![](https://habrastorage.org/files/dd6/f08/772/dd6f08772eeb4d3580b7bc6b4563dc93.jpg)
Студийный синтезатор АНС – луч света Евгения Мурзина
АНС — это один из самых внушительных советских проектов, который был создан военным инженером Евгением Мурзиным. Изобретатель назвал синтезатор «АНС» в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина. АНС стал первым многоголосым синтезатором в мире, кроме того он признан первым студийным синтезатором, а также первым в мире автоматическим аналоговым электромузыкальным инструментом, использующим фотооптический синтез звука.
![](https://habrastorage.org/files/037/985/d59/037985d5913a4d3db052439bbeb5708a.jpg)
По сути, АНС представляет собой оптический многоголосый секвенсор, позволяющий воспроизводить произведение, заранее записанное на прозрачной пластине. Запись осуществлялась путём стирания с неё непрозрачного слоя и представляет собой своеобразную спектрограмму записанного в партитуре звука. В процессе воспроизведения электропривод перемещает пластину перед щелью. Луч света, модулирующийся с использованием 4-х прозрачных дисков с определённым рисунком, через щель попадает на участок партитурной пластины, после чего на фотоэлементы. Положение просвета в пластине определяет высоту тона(частоту), а ширина громкость(амплитуду).
Уникальность и революционность этой разработки, как во многих случаях с советскими изобретениями, не стала достаточной причиной для серийного производства инструмента. Несмотря на это аппарат пользовался большой популярностью среди советских композиторов, в числе которых такие имена как: Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, Андрей Волконский, Станислав Крейчи, Пётр Мещанинов, Александр Немтин.
![](https://habrastorage.org/files/011/059/b00/011059b0049e43848bb11cd01115dd83.jpg)
Одним из наиболее известных произведений, написанных для АНС, стал саундтрек к фильму Андрея Тарковского «Солярис» по произведению фантаста Станислава Лема. Возможности разработки Мурзина впечатляют музыкантов и по сей день, достаточно вспомнить такие экспериментальные коллективы как Coil (альбом ANS — 2003 г.) и Bad Sector.
Поделиться с друзьями
Комментарии (10)
Eddy71
21.11.2016 13:57+1Поглядел на «железо» и ужаснулся. Синтезатор в 200 тонн веса чего только стоит. Бедные инженеры тех лет: без деталей «из того, что было» такое вытворять. Подвиг просто.
messiah_legion
21.11.2016 17:31Интересный факт: при записи саундтрека к новому Domm композитор Мик Гордон использовал советский аналоговый синтезатор Поливокс.
burundukh
22.11.2016 11:43генератор от синтезатора поливокс.
а если еще точнее — то семпл
нажатие записал в софтовый секвенсор — и уже там «играл»
sens_boston
Статья о музыкальных синтезаторах, не упоминающая Рэя Курцвейла (если, конечно, не рассуждать в терминах «православного импортозамещения»), недостойна опубликования…
P.S. Я, кстати, не так давно беседовал с человеком, работавшим непосредственно с Курцвейлом над созданием K250 (было это в прошлом году, не так уж много времени прошло с этих исторических времен — герои по прежнему живут в Waltham, MA, и могут поделиться историей!)
Shershen1
Всё просто и никакого «православного импортозамещения». Как-то Курцвейл 1948-го года рождения). Соответственно дойдёт и до Курцвейла.
PULT
Статья об определённом этапе, и естественно будет продолжение. Настройте «генератор сарказма» на правильную частоту, напишем и про Курцейла, и про Уандера, но в следующей статье этого цикла.
PULT
*Курцвейла