Такие АС стали настоящим подарком для тех, кто хотел избавить дизайн помещения от влияния внешнего вида акустики и сохранить полезную площадь. Как выяснилось, у многих читателей GT возникают вопросы относительно выбора подобных устройств, их правильного размещения и монтажа. В этом материале я постараюсь ответить на вопросы читателей, а также собрать воедино несколько полезных рекомендаций экспертов PULT. В качестве послесловия — немного джинсы со ссылками (заранее благодарен за понимание и терпимое отношение к нашей рекламе в постах).
Несколько слов о стереотипах
Распространены стереотипные мнения о низком качестве звучания встраиваемых акустических систем, их стоимости, других недостатках.
Стереотип 1. Встраиваемые АС – это дешевые динамики для воспроизведения фоновой музыки в торговых объектах.
Такое мнение сформировалось, когда на рынке не существовало большого количества встраиваемых АС, соответствующих высоким стандартам (например, HI-FI). Высококачественная акустика этого типа была редкостью, и наиболее распространённой встраиваемой акустикой были трансляционные системы и динамики для торговых центров. Сегодня ситуация иная, но осадок, как говорится, остался.
Стереотип 2. Качество звука в подобных АС априори ниже, чем у других типов.
Суждения такого рода появляются после того, как встраиваемые АС монтируются без учета акустических особенностей помещения, с нарушением инструкций производителей, и, что закономерно, плохо звучат.
Стереотип 3. Встраиваемые АС с приличным (качественным, хорошим, «божественным») звуком запредельно дороги
Можно согласиться лишь отчасти (если речь идет о Hi End акустике), так как существует не мало моделей таких акустических систем с достойными характеристиками, которые стоят сравнимо, а порой и дешевле, чем классические аналоги.
Классификация и особенности применения
Достаточно условно можно разделить встраиваемую акустику на стеновую — In Wall (как правило, прямоугольной формы) и круглую — потолочную – InCell.
Главной особенностью InCell АС является небольшая масса. Как правило, производители рассчитывают её таким образом, что бы можно было беспрепятственно монтировать их на гипсокартон или подвесные потолки.
Встраиваемая акустика может быть бескорпусной (динамики/динамики + кроссовер), открытого типа (динамики, размещённые на передней панели) и модульной – плоский закрытый ящик для установки в ниши и рекреации.
Бескорпусные встраиваемые АС обладают следующими преимуществами:
- стоимость ниже, чем у модульных ящиков;
- самостоятельный выбор объёма полости для размещения;
- высокая вариативность при размещении.
Как любые другие АС, они не лишены недостатков:
- требуют достаточно большой площади плоскости размещения;
- необходим минимальный объём воздуха в тыльной части;
- требуют строгого соблюдения правил монтажа.
Открытый тип хорош тем, что размер фронтальной плоскости уже определён производителем, но сравнительно редок.
Корпусные модульные встраиваемые АС выгодно отличаются:
- простотой монтажа;
- акустически рассчитанными габаритами;
- глубиной корпуса, полностью соответствующей толщине обшивки (60- 80 мм).
К недостаткам этого типа относят:
- высокую стоимость;
- небольшой ход диффузора динамиков в связи с не большой габаритной толщиной, невозможность использования излучателей с мощной магнитной системой;
- вариативность размещения определена габаритами корпуса, а акустические свойства системы нельзя улучшить варьированием объёмов акустических полостей.
Следует учитывать, что в зависимости от акустического оформления меняется АЧХ встраиваемой АС. В плоском закрытом ящике характерно снижается выраженность низких, и, вероятно, будет горб в области средних и ВЧ, что следует учитывать при выборе типа.
О типе и габаритах подобных АС необходимо заранее сообщить дизайнеру, которому поручено создание проекта, а также уведомить о них подрядчика, который будет заниматься отделочными работами. В зависимости от выбранного варианта и конкретной модели, монтажная глубина установки такой акустики находится в диапазоне от 55 до 110 мм.
Хочу отметить, что большинство встраиваемых АС вне зависимости от типа снабжены подробными инструкциями по монтажу и специальными шаблонами для разметки. В зависимости от дизайнерского решения, фронтальные детали АС (решетки диффузоров, панели, крепления, дуги) могут быть покрашены в тот или иной цвет.
Конструкция
По конструкции большинство моделей встраиваемых АС можно разделить на:
- широкополосные;
- многополосные с отдельным размещением излучателей;
- двухполосные – коаксиальные (СЧ/НЧ излучатель и твиттер расположены тандемом в едином каркасе).
Выбор конструкции акустических систем определяется их назначением. Для создания боковых и центральных фронтальных каналов в системах домашнего кинотеатра рекомендуют применять многополосные АС. При потолочном размещении целесообразно использовать коаксиальный тип, как наиболее компактный и распространённый в InCell оформлении. В случаях, когда АС планируется использовать преимущественно для высокоточного воспроизведения музыки, многие эксперты рекомендуют высококачественные широкополосные и двухполосные системы.
Монтаж и размещение – 50 % результата
Монтаж
Особенно важен монтаж для бескорпусного типа, так как от его особенностей будет зависеть всё, кроме характеристик самих излучателей. В случае с модульными АС, достаточно простейших рекомендаций производителя.
Основные принципы монтажа бескорпусных встраиваемых АС:
- целостность панели (панель не должна иметь разрывов, отверстий, трещин, стыков вокруг установленного излучателя на расстоянии 2-х его диаметров;
- материал панели должен соответствовать рекомендациям производителей АС (как правило, это древесина, (ДВП) МДФ, фанера, ДСП, реже гипсокартон, толщиной не менее 10 мм);
- полость за тыльной частью излучателей должна быть не менее рекомендованной в инструкции по монтажу.
Следует также понимать, что у каждого производителя есть собственные спецификации по размещению и монтажу встраиваемой акустики, которые подробно отражены в документации продукта. Инструкцию к приобретенной модели необходимо обязательно предоставить проектирующему дизайнеру и мастерам, которые будут осуществлять монтаж.
Размещение
При использовании многополосных (5.1, 7.1,) систем объемного звука для домашних кинотеатров, большое значение имеет размещение динамиков. Специалисты рекомендуют строго придерживаться тех схем размещения, которые указаны производителем.
Для 5.1 и 7.1 систем стандартными являются приведённые ниже схемы.
Так или иначе, при размещении встраиваемой акустики всегда следует помнить о том, где находится слушатель и как им будет восприниматься стереопанорама. Кроме того, замечено, что при потолочном размещении зона корректного восприятия стереоэффекта существенно увеличивается.
рис. 1 — стереоэффект при стандартном расположении, рис. 2 и 3 при потолочном угловом расположении
(Психоакустическими исследованиями установлено, что человек плохо определяет локализацию источников по высоте, при этом подъём источников вверх существенно расширяет зону стереоэффекта). Если положение слушателя будет регулярно меняться, имеет смысл использовать потолочное или угловое размещение.
АС амфибии и кухонные системы
Для многих оборудование встраиваемых АС актуально в местах с сравнительно агрессивным климатом (высокой влажность, температурой) и сравнительно стеснёнными условиями. Словом, там, где сложно и небезопасно размещать систему стандартного типа, например, в ванной комнате или на кухне. Для таких целей многие производители выпускают специальные продукты. Устойчивая к влажности акустика может размещаться в стенах и на потолке в ванной комнате, кухне, а при необходимости, в сыром подвале. Зачастую стоимость таких АС является достаточно высокой, что в свою очередь отпугивает многих покупателей.
Необходимо отметить, что для ванных комнат с классической плиточной облицовкой сложно рассчитать наиболее оптимальное акустическое размещение в связи с крайне низкой поглощающей способностью керамической плитки и большим количеством отражений. Кроме того, для людей, предпочитающих слушать Вагнера в дУше, эксперты рекомендуют акустику с высоким давлением, так как душ создает уровень шума до 85 -90 Дб.
Для кухонных АС требования ниже, чем для ванных комнат и для таких систем не редко используются стандартные варианты. Обилие кухонной мебели позволяет удобно разместить акустику непосредственно в ней, при соблюдении условий монтажа. В случае, если по каким-то причинам кухонная АС должна находиться в непосредственной близости от источников влаги, следует применять влагостойкие динамики.
Совсем немного дружественной джинсы
Специалисты PULT.RU постарались выбрать лучшую встраиваемую акустику. Интересующихся приглашаем пройти по ссылке.
В статье использованы изображения Pult.ru, а также vopros-remont.ru и uralhifi.ru
Комментарии (16)
Ivanii
10.03.2017 22:56Нормальной акустике нужен нормальный объем от 50 литров и жесткий корпус, что у встраиваемой трудно реализуемо.
В качестве водостойкой акустики на катерах встречал автомобильную с пластиковыми диффузорами.PULT
10.03.2017 22:59Относительно объёма, отчасти согласен, по поводу автомобильной — она может служить бюджетной заменой, но она не рассчитана на постоянную эксплуатацию в условиях 100 %-й влажности.
cyberly
10.03.2017 23:08+1Хм, нубский вопрос насчет бескорпусных систем… А автомобильная акустика — это не то же самое? И если не то же, то в чем принципиальная разница?
PULT
10.03.2017 23:24По сути, если теоретически — разницы практически нет. Но при этом есть отличия, которые касаются монтажа, креплений, фурнитурных элементов, особенностей эксплуатации. Относительно качества и цены — хорошие и плохие АС есть как автомобильные, так и интерьерные, равно как дорогие и дешевые. InCell очень похожи на автомобильную акустику, и вероятно, взаимозаменяемы, стеновые блоки многополосной бескорпусной акустики вряд ли будут удобны для размещения в авто.
Ugrum
11.03.2017 09:09+3Кроме того, для людей, предпочитающих слушать Вагнера в дУше, эксперты рекомендуют акустику с высоким давлением, так как душ создает уровень шума до 85 -90 Дб.
Согласен, ибо в противном случае соседи не в полной мере прочувствуют всю мощь "Полёта валькирий".
Да, я понимаю, что рассматриваемая акустика не особо применима в панельных девятиэтажках, но и шахид-бумбоксы никто не отменял.
Спасибо за очередной качественный материал.
ARD8S
12.03.2017 16:53Вот если бы сделали сводный тест современных компьютерных звуковух. Пусть этот сегмент практически мёртв, а по оптике разницы нет, но всё-таки хочется что-нибудь такое… Вот реально, сейчас и выбрать-то не знаешь как. Встройки удовлетворяют потребности большинства юзеров, ASUS лепит хорошие, часто топовые преобразователи в обвес говёным чипам и получает 10 попугаев из 10 в тестах, а креатив живёт в каком-то своём мирке и выставляет нереальные ценники непонятно за что. Жалею что SB Z не купил до девальвации, а сейчас даже и неизвестно стоит ли оно того. Куда податься пингвиноводу и прочее. Да, я знаю про разборы на overclockers, но у Вас как-то интересно получается, всякие там развенчивания мифов, etc.
Bratak
12.03.2017 22:08-1Какие вам хвалебные оды, шарлатаны? встраиваемая акустика, ну ну, особенно hi-fi.Я давно читаю ваш блог, и блог Ауидиомании.Шарлатан на шарлатане сидит, и шарлатаном погоняет.Любая статья про акустические системы должна начинаться со слов: никакая акустика за миллионы баксов не исправит акустическое оформление помещения с кучей резонансов.А у вас все поет, да все танцует.Насколько же вы не уважаете аудиторию Гиктаймса, или же она сама себя не уважает.Любой качественный звук начинается с помещения.@Филлип Ньюэлл.
PULT
13.03.2017 10:25+1Мы вас в чем-то обманули? Приведите цитату!
Или прекращайте флуд и следуйте по направлению… в лес.
Любая статья про акустические системы должна начинаться со слов
У вас не спросили как нам начинать статьи...) беда.
Между тем материал об акустических системах, а не об акустике помещений.
gorbln
12.03.2017 22:24+1Уважаемый автор! Спасибо за статью.
А можно вопрос?
Хочу повесить на стену тыловые колонки. По мощности планирую 35-60 ватт. Особых требований к «кристально чистому тёплому ламповому» etc звуку не предъявляю.
Мне нравятся колонки, которые висят в разного рода моллах и весьма прилично (на мой неискушённый взгляд) звучат. Типа вот таких (VXS8):
Но вот ценник такого изделия — порядка 300 баксов за пару — меня не устраивает. Хотелось бы уложиться в 100. Плюс, эти колонки, насколько я понимаю, рассчитаны на использование с каким-то особым 100-вольтовым усилителем.
Вот. Вопрос в том — а что можно посмотреть? Что-то небольшое, привешивающееся к потолку или стене.
Пока рассматриваю вариант колхоза из 4-8 мелких динамиков по 5-8 ватт, диаметром 50 мм. Этакая «линейка». Но так как я ацкий слоупок — лучше бы купить готовое =)timshick
16.03.2017 23:00100-вольтовые системы — это так называемые во всём мире «public address».
Они предназначены для размещения на больших расстояниях от усилителя. Плюс — их удобство в том, что эти системы легко наращивать. Именно такие системы стоят в «моллах» и других больших помещениях.
Для дома такие системы устанавливать не рационально. При этом обычных настенных систем — немало. Ценники, как правило, начинаются от 20 тысяч рублей за пару.
За 100 долларов (то есть 6000 руб), причём, за пару… Вы сможете получить «говорилки», предназначенные для систем оповещения (для голоса), но не для музыки. И слушать музыку через них… мягко скажем, не понравится.gorbln
16.03.2017 23:50Хм. 20К за тыловые колонки — это, как по мне, слишком жирно. Видимо, придётся всё же колхозить.
Но, в любом случае, спасибо за ответ! Буду думать и прикидывать.timshick
17.03.2017 09:32Понятие «тыловые» не относится к модели акустики. Это уж как Вы разместите.
Есть недорогие и приличные встраиваемые колонки. Также можно взять кронштейн для акустики и с его помощью повесить на стену недорогие колонки.
В общем, «колхозить» можно по-разному.
Seven-ov
15.03.2017 16:56Чисто контсруктвно пришлось делать дома гипсокортоновые короба под потолком по периметру комнаты. Не долго думая в эти короба запихал обычные автомобильные динамики, решеточки покрасил белым. Усилитель собрал на четырех TDA 2030A. Вполне устраивает получившийся звук и полноцнные 4 канала.
impetus
(мечтательно) Ах, если бы все корпоративные блоги были такого качества…
PULT
Спасибо, (мечтательно) если бы все комментарии были хвалебными одами...