Беспилотник садится на крышу легкового автомобиля на скорости 50 км/ч
Способность мультикоптеров статично зависать в воздухе делает их отличным инструментом для выполнения различных задач, в том числе для видеонаблюдения, доставки посылок или участия в поисково-спасательных операциях. В то же время, им приходится мириться с ограничением по времени автономной работы и относительно небольшим радиусом действия. Заряда аккумуляторов не хватает, чтобы добраться на место, если то расположено за много километров от базы. Инженеры из лаборатории мобильных роботехнических и автономных систем Политехнической школы Монреаля (Канада) предложили оригинальное решение проблемы: беспилотник по пути своего маршрута научили подсаживаться на крыши попутных автомобилей, движущихся со скоростью до 50 км/ч. Попутные машины буквально превращаются в авианосцы.
Если полиция имеет полное право использовать для своих нужд гражданский автотранспорт, то и полицейские беспилотники могут наделить таким правом. Можно представить, что даже для гражданских беспилотников внедрят систему «коммерческого партнёрства», так что водителям будут платить небольшое вознаграждение, если к крыше прикрепился беспилотный пассажир. По тарифу за каждый километр. Мультикоптер будет распознавать автомобили (по координатам GPS и визуально) и подсаживаться на крыши только тех, которые участвуют в партнёрской программе.
Собственно, с нынешней технологией беспилотник просто и не сможет подсаживаться на крыши произвольных автомобилей, потому что для прицеливания ему требуется наличие посадочной площадки на крыше со специальным чёрно-белым кодом AprilTag.
Крыша обычного автомобиля не очень подходит для оборудования такой площадки. Разработчики системы считают, что в качестве авианосцев подойдёт общественный транспорт (автобусы), грузовики почты и службы доставки. Эти машины активно колесят по городу, так что для беспилотника не станет проблемой «на халяву» подскочить десяток километров к месту назначения.
В теории, оборудовать такими посадочными площадками можно и крыши легковых автомобилей. Во время испытательных полётов исследователи показали, что даже относительно небольшой площадки на «легковушке» достаточно для посадки.
Беспилотник садится на крышу легкового автомобиля на скорости 40 км/ч
Преимущество такого способа передвижения ещё и в том, что беспилотник на крыше может заряжать свои аккумуляторы. Таким образом решаются сразу две существующие проблемы БПЛА — недостаточный заряд аккумулятора и малый радиус действия.
Разработанная канадскими инженерами система беспилотной посадки использует GPS-координаты мобильного телефона для поиска транспортного средства, а при посадке не требует координации маневров между БПЛА и автомобилем. То есть от водителя вообще не требуется никакого содействия, кроме установки на крышу посадочной платформы с визуальным маркером и мобильником. Теоретически, водитель во время поездки может даже не заметить, что его автомобилем кто-то попользовался в дороге.
Ключевым элементом при посадке беспилотника на крышу автомобиля являются чёрно-белые визуальные маркеры AprilTag, которые в последнее время всё чаще применяются в робототехнике. Разработанные Ольсоном в 2011 году, такие маркеры выполняют роль одновременно и визуальной идентификации, и точного 3D-позиционирования объекта относительно камеры.
Для прицеливания беспилотника и координации с платформой по шести степеням свободы используется маркер 30?30 см. В качестве вспомогательной информации достаточно приблизительной оценки координат и скорости автомобиля, которая поступает с модулей GPS и IMU (Inertial Measurement Unit) мобильного телефона.
На квадрокоптере установлены инерциальная навигационная система (INS), карданная камера, ориентируемая по трём осям (с отдельным IMU), для трекинга цели, а также широкоугольная неподвижная камера, направленная вниз, которая отслеживает маркер AprilTag на близком расстоянии в последние секунды маневра. Разработчики отмечают, что на этапе приближения к автомобилю БПЛА может воспользоваться ещё и сенсором скорости, который ставят на многие современные квадрокоптеры. Такие сенсоры вычисляют скорость по последовательности фотокадров.
Оценка относительного местоположения, скорости и ускорения вычисляется на бортовом компьютере с помощью фильтра Калмана на частоте 100 Гц. Это эффективный рекурсивный фильтр, оценивающий вектор состояния динамической системы, используя ряд неполных и зашумленных измерений.
Эксперименты показали, что мультикоптер успешно садится на автомобили на скорости до 50 км/ч. При увеличении скорости увеличивается риск сваливания с края платформы. Возможно, эту проблему можно решить, если увеличить скорость обработки информации с камер беспилотника.
Траектория посадки на скорости 50 км/ч
Научная статья подготовлена к всемирному конгрессу IFAC 2017 и опубликована 22 ноября 2016 года на сайте arXiv.org (arXiv:1611.07329).
Комментарии (27)
PatientZero
27.11.2016 14:17+8Ждём новостей типа: «Возвращаясь из отпуска, семья забыла забрать
котёнкаБПЛА. Проехав на попутках 4000 км, через четыре месяца он вернулся домой.И отомстил.»Garbus
27.11.2016 14:47+3Угу, а еще представляется беспилотник, который как птицы садится на провода. Но не для отдыха, а для подзарядки. :)
FatLamer
27.11.2016 15:44+1а на зиму улетают в теплые края, где много солнца и бесплатных солнечных батарей…
Garbus
27.11.2016 17:06+2Эх, на тему животных еще мысль пришла — облепили электромобиль как комары, и высосали заряд.
Mad__Max
06.12.2016 06:17А после оснащения авто ИИ он просто так не дастся и это будет выглядеть примерно так:
lostpassword
27.11.2016 16:06А зря вот вы про «отомстил» вычеркнули. Платить-то за доставку, как я понял, придётся. Тариф хоть и минимальный, но за 4000 км там всё равно сумма порядочная набежит.)
Ugrum
27.11.2016 14:55система беспилотной посадки использует сигнал GPS с мобильного телефона
Тут я завис.
konst90
27.11.2016 18:13+1Если речь о городе, то автобус больше подходит ещё и потому, что у него остановки регулярные — на скорости садиться совсем не обязательно становится. Хотя и время поездки увеличивается. А навигаторы на них (с доступом к координатам автобуса в реальном времени) и так уже есть — в Самаре например.
programania
27.11.2016 19:19-1Садиться не обязательно.
Можно прицепиться тросом с крючком, присоской, магнитом и т.п. и
лететь как автожир. Пропеллеры будут крутиться встречным ветром
и заряжать аккумулятор.
tersuren
27.11.2016 20:00Ну вообще идея богатая. Вместе с самобеглыми машинками, единная инфраструктура, безусловно, работать сможет. Особенно если учесть тарификацию немедленную и аккуратную.
pudovMaxim
27.11.2016 21:34В город въезжает амазоновский робот-трейлер с десятком жужулок на крыше и в автоматическом режиме достают груз из кузова и доставляют по городу. Футуристичненько.
PapaBubaDiop
27.11.2016 21:51+1Фраза
Это хорошо что вы такой зеленый и плоский
обретает новую жизнь… Хотя зеленый цвет не самый лучший для распознавания.
ZlobniyShurik
Немного доработать софт — посадка на первые 10% крыши (ближе к носу авто) и галка «левый/правый руль». Плюс грамм 50-100 взрывчатки, можно отделяемые, с клейким слоем/магнитом ;)
P.S. Возможные проблемы — авто дальнобойщиков со сложным рельефом крыши, но на дальнобойщиков обычно так не охотятся :)
ProstoUser
Опыт показывает, что мужик на скутере с рюкзаком, в котором лежит килограмм взывчатки, подъезжающий к машине в пробке или на светофоре, заметно надежнее.
Возможная проблема — если машина едет по перекрытой трассе и не останавливается на светофорах. Но те, кто ездит по перекрытой трассе, едут не 50 км/ч, да и когда едут, то глушат вокруг все диапазоны. Так что и квадрокоптер не поможет.
В общем, для киллеров это явно бесполезная технология. :-)
ClearAirTurbulence
Не столько для киллеров, а для полиции и спецслужб, которые ее доработают.
В итоге на каждой коп-машине будет ездить свой дрон, и на каждом перекрестке на светофоре будет сидеть такой же. При необходимости взлетают и делают свои дела, потом садятся, где удобно. Ну и да, автомобили к тому времени будет проще останавливать дистанционно без всяких дронов, просто глушить двигатель командой через обязательно устанавливаемый на каждое т/с черный ящик. Но для особых случаев пригодится.
ProstoUser
Ну точно страж-птица.
Abiboss
Хммм, а зачем в описанном Вами сценарии садиться? Достаточно взлететь и «сделать свое дело», не сбрасывая груз, а прицельно приземлившись.
Только как-то сомнительно, что полицейские будут пускать дрон с килограммом взрывчатки. Это небезопасно для окружения объекта, подлежащего такому зрелищному уничтожению.
iig
50 граммов взрывчатки даже краску на той машине не поцарапают.
papikus
Страж-птица?
Dum_spiro_spero
Знаменитый рассказ Роберта Шекли который регулярно упоминается в связи с коптерами.
papikus
Вот ни за что бы не подумал!