Прототип беспилотного автомобиля Waymo
Проекту создания робоавтомобилей Google пошёл седьмой год, он давно перерос стадию эксперимента. Это очень перспективный бизнес. Буквально несколько дней назад первый штат США разрешил продажу серийных беспилотных автомобилей и их коммерческую эксплуатацию, в том числе в режиме беспилотного такси по вызову.
Пришло время переходить от научных исследований и тестов к коммерческой эксплуатации, тем более что финансовый директор Alphabet недавно ужал финансирование исследовательских проектов Google. Всё должно приносить прибыль. Вчера корпорация Alphabet объявила о выделении проекта беспилотных автомобилей в отдельную независимую компанию. Компания получила название Waymo.
По мнению экспертов, формирование отдельного юридического лица для проекта беспилотных автомобилей указывает на желание владельцев наконец-то монетизировать свои ценные научные исследования. Способы монетизации могут быть разные, например, лицензирование интеллектуальной собственности. Но очень вероятно, что компания Google (точнее, Waymo) вплотную приблизилась к выпуску коммерческих робоавтомобилей.
В этой области Waymo придётся столкнуться с жёсткой конкуренцией от нескольких компаний, которые тоже ведут разработки в области беспилотных автомобилей и, в том числе, намерены организовать беспилотные таксопарки в крупных городах США. Конечно, в первую очередь это компании Tesla Motors и Uber. Те уже готовятся к конкуренции между собой. Так, в лицензионном соглашении для полного автопилота Tesla прямо указано, что владелец обязуется не отправлять свой автопилот работать в парк конкурента, а использовать только в беспилотной сети Tesla Networks. В сентябре 2016 года Uber начала первые тесты беспилотных такси в Питтсбурге.
Дисплей беспилотного автомобиля Uber с монитором машинного зрения в ходе испытаний в Питтсбурге, 12 сентября 2016 года. Фото: Jeff Swensen / The New York Times
Ещё одним потенциальным конкурентом называют Apple, которая тоже ведёт разработку беспилотного автомобиля, бросив на этот проект сотни инженеров.
«[Образование отдельного юридического лица] — это указание на зрелость нашей технологии, сказал исполнительный директор новой компании Джон Крафчик (John Krafcik) вчера на пресс-конференции в Сан-Франциско. — Мы можем представить, что наша беспилотная технология используется во всех областях… [Данный шаг демонстрирует] уверенность, что мы близки к выводу этой [технологии] на массовый рынок. Мы достигли своеобразной точки перегиба».
Джон Крафчик пришёл в компанию в августе 2015 года, до этого был топ-менеджером Hyundai Motor.
До настоящего времени программа беспилотных автомобилей была относительным секретным исследовательским подразделением внутри Google X. Сейчас всё изменится. Пришло время для коммерческой работы. Исполнительный директор пообещал «скоро» определить сроки, когда именно технология будет готова к выходу на массовый рынок. Он несколько раз подчеркнул, что компания не заинтересована в производстве автомобилей, а только в разработке технологий для автопилота. Возможными применениями автопилота могут быть совместное использование (ride-sharing), пассажирские автоперевозки, грузоперевозки, транспорт, логистика, а также использование для личных нужд. В производстве машин Waymo помогут партнёры. Первым из них стала компания Fiat Chrysler, с которой в мае 2016 года заключено соглашение на оснащение автопилотом первой сотни микроавтобусов Fiat Chrysler.
Название Waymo является сокращением от фразы "A new way forward in mobility", сказал Крафчик.
С 2009 года автомобили Google/Alphabet наездили в беспилотном режиме 3,7 млн км на дорогах общественного пользования и тестовых полигонах в Калифорнии, Аризоне, Техасе и Вашингтоне, а также более 1,6 млрд км в режиме компьютерной симуляции (в 2016 году). Сейчас проходит обкатка машин в самых сложных сценариях, с которыми может столкнуться робоавтомобиль в реальных дорожных условиях. На дорогах общего пользования испытывают около 60 автомобилей Google (теперь уже автомобилей Waymo).
В прошлом году Google расширила программу разработки беспилотников, увеличила штат инженеров и удвоила количество испытательных центров для тестирования автомобилей в США с двух до четырёх. Для разработки плана монетизации в августе 2016 года был приглашён на работу бывший руководитель Airbnb Шон Стюарт (Shaun Stewart) на должность директора. Месяцем ранее компания ввела должность юридического директора и впервые назначила главного юриста для этого проекта. Директором по технологиям в компании Waymo стал Дмитрий Долгов, выпускник МФТИ 2000 года.
Итак, шаг за шагом мы становимся всё ближе к будущему, когда человек за рулём автомобиля будет выглядеть архаично, вызывая только страх у окружающих. Сейчас аварии на дорогах уносят больше жизней, чем все войны и терроризм. Ущерб экономике от ДТП сравним с общими расходами на здравоохранение. Каждый год в ДТП погибает около 1,4 млн человек.
Комментарии (38)
Forest_Gump
14.12.2016 13:04Российским таксистам не стоит беспокоиться. Глядя на состояние российских дорог, только полноценный AI сможет заменить живого водителя.
QDeathNick
14.12.2016 13:25И до кучи пусть ещё заменит дорожников и администрацию.
MurzikFreeman
14.12.2016 13:48Да уж всё правительство, чего мелочиться.
shamash
14.12.2016 14:45Да и всех комментаторов про дороги, а то за последнии 30 лет ничего не изменилось.
Syzygy
14.12.2016 13:49+7Глядя на состояние российских таксистов, закрадываются подозрения, чтo AI может быть не таким уж и полноценным…
equand
14.12.2016 13:20-3А дизайн взяли у уродского Фиата?
Marsikus
14.12.2016 14:07+2То ли у коалы, то ли у рыбы-капли.
ThunderCat
14.12.2016 15:20+2Хлебница же, или модерновый тостер.
BelBES
14.12.2016 16:13+1Удивительно, что Uber сумели так лихо зайти на этот рынок. Когда Google уже начал задумываться о беспилотном автомобиле, Uber'а еще и не было, и уж тем более его подразделения, связанного с беспилотниками… и вот всего 7 лет спустя они уже вовсю строят автономные автомобили и на равных конкурируют с Google в этой области...
Halt
14.12.2016 19:02+1Дело, мне кажется, в деталях. Научить машину просто ездить по дороге и ездить безопасно — две большие разницы. Насколько реально безопасен автопилот Uber-а еще предстоит выяснить, тогда как Google давно выкладывает всю статистику по инцидентам, не говоря уже о внушительном безаварийном километраже.
С другой стороны, конкуренция в такой области это хорошо. Лучше был бы только опенсорс.Areso
14.12.2016 19:22Ездить безопасно даже люди не могут.
Так что с момента, когда ИИ будет лучше людей по статистике, вполне можно будет доверить ему свою жизнь. Ну и наличие страховки не помешает, да. Мол, если вы погибнете или пострадаете из-за ошибки ИИ, вашим родственникам/вам будет возмещен ущерб в размере N денег.Halt
14.12.2016 19:47Да это все понятно. Я просто сравниваю две компании разработчика систем ИИ. У одной 7 лет работы и осторожные шаги вперед. Другие уже? катают пассажиров и активно форсят свой продукт. Не берусь судить, кто из них объективно лучше.
BelBES
14.12.2016 21:21Тут еще стоит учитвать тот факт, что Google потратил 7 лет потому, что даже всего 2-3 года назад в индустрии были совсем другие настроения: мало кто верил в то, что в ближайшие 20-30 лет появятся беспилотные автомобили продуктового качества, а проект Google, или чуть менее известных в прессе VisLab, воспринимался как чисто исследовательский, без особых перспектив быть продуктизованым в ближайшее время. Все делали ADAS системы и считали, что сначала машина научится подсказывать водителю что и как делать и предупреждать об опасности, а уж потом когда-нибудь научится и сама ездить. При этом уже 3-4 года назад по сути существовало "стандартное" решение для переделки произвольного автомобиля в беспилотный (по сути сейчас все, кто собираю беспилотные автомобили, собирают свои машины именно на базе этого решения, предложенного Андрэасем Гейгером и Co).
А буквально недавно случилась Tesla и взорвола индустрию… пофиг, что их машина не имела многих функций, но Маск не побоялся публично назвать свою машину беспилотной, и этот эксперимент показал, что уже сейчас, беспилотные автомобили, оказавшись в руках потребителей, убивают не так уж и много водителей. А тут еще и Deep Learning дозрел до продуктового использования. В итоге получилось так, что тех результатов, которых Google добивался 7 лет, современные стартапы могут достичь всего за год, а то и меньше. И главный тормоз нынче — это бюрократические проблемы с выводом беспилотников на дороги общего пользования, но и тут происходит огромный сдвиг за последние месяцы.
Т.ч. мы сейчас живем в очень интересное время и уже лет через 10-15, обернувшись назад, можем не узнать мир вокруг себя ;-)
fruit_cake
14.12.2016 23:16-11. роботы с ИИ заменят людей на множестве работ
2. всем людям будут выплачивать безусловный доход
3. желающие чего-то добиться в жизни будут всёравно работать
4. бездарности живущие на безусловном доходе деградируют и вымрутQDeathNick
15.12.2016 04:34Почему вдруг вымрут? Безусловный доход позволит и дальше размножаться, и скорее всего даже активнее чем без него, делать то больше нечего.
VIPDC
15.12.2016 10:14Не поймите меня неправильно, но мое мнение что скорее всего с такими темпами будет выбор:
1. Ты получаешь безусловный доход, но не заводишь детей.
2. Хочешь детей, лишился БОД и зарабатываешь деньги, доказываешь свою необходмиостьshamash
15.12.2016 17:13У вас технократическое восприятие действительности, ни одно государство кроме китая не пойдет на ограничение рождаемости, скорее будет ближе к идеократии пока баланс оплачивающих БОД не рухнет, как рушится пенсионная система в японии, когда стариков на пенсии намного больше работающих.
Скорее к БОД будет привелегией, чтобы его получить нужно соответствовать определенным параметрам таким как, социальная работа (помощь старикам, по 8 часов в месяц, или мед. братом или требование отслужить в армии 5 лет, ну или быть служащим государственной организации на протяжении 20 лет)
Это скорее попытка переосмыслить пенсионную систему, чем дать всем по дошираку в месяц.
Ну и другая подбная деятельность, которая четко даст понять, почему тебя платят БОД, а алкашу ивану не платят, просто если ты родился кое как закончил школу ты не имеешь право получать бод Такая схема скорее должна быть.
Границы и параметры получения БОД будут менятся, но само его получения неизбежно по крайней мере для золотого милиарда.
Но сам процесс будет длится намного дольше нескольких десятков лет.black_semargl
19.12.2016 16:51БОД платится для того, чтобы сэкономить на полиции.
Поэтому алкаши его получают обязательно, а остальные чтобы не обидно было.
BelyaevAG
15.12.2016 10:15+1Фильм есть про активное размножение бездарей. Идиократия называется. Смотрел очень давно, но тогда мне он показался весьма неплохим.
KOLANICH
14.12.2016 23:39, в лицензионном соглашении для полного автопилота Tesla прямо указано, что владелец обязуется не отправлять свой автопилот работать в парк конкурента, а использовать только в беспилотной сети Tesla Networks.
Антимонопольщики одобрительно кивают головой?
Ещё хотелось бы узнать о требованиях к беспилотным автомобилям. Подозреваю, что там всё ужасно.
black_semargl
Полное отсутствие каких-либо средств управления в салоне — это новаторство.
Предполагается что оно никогда не заглючит?
FirExpl
Предполагается, что пассажиры такого автомобиля всё равно не будут обладать необходимыми навыками/правами для управления автомобилем, а потому в случае неисправности, скорее всего, автомобиль просто остановится и вызовет сервисную службу.
Sadler
Минимальное управление всё равно должно быть, хотя бы кнопка «отменить поездку, припарковаться и выпустить пассажира как можно ближе к текущему местоположению» или вызов экстренных служб.
Ipeacocks
Ну может она как раз и есть.
orcy
Можно будет через телефон с Андроидом.
TimsTims
Теперь понятно, почему Apple тоже вдруг стала делать автомобили...
marysuon
а если телефон разрядится?
QDeathNick
Предполагается, что если заглючило, то в сервис на эвакуаторе.