В первой части цикла о самых популярных играх своего времени мы поговорили о таких хитах, как Pong, первой гоночной игре Astro Race, дедушке «танчиков» на Dendy — аркадном автомате Tank, о космической стрелялке Space Invaders и обучающей Oregon Trail.
Настало время 1980-х годов, когда на сцену вышли новые приставки, спасшие индустрию игровых консолей от кризиса, а с ними – масса интересных игр. Говорим о Super Mario, Megaman, Pac Man, Prince of Persia и других играх. И о «Тетрисе», конечно.
В 1980-е реклама в индустрии видеоигр была агрессивной
В 1980 году японская компания Namco начинает продавать игровой автомат PUCK MAN. Позже он выходит в США под названием Pac-Man. На английском PUCK сразу бы переделали в другое слово.
Никакого насилия, как в популярных играх 1970-х годов. Только призраки и вишенки. Теперь аркадный автомат подходил и для детей. Разработчик Тору Иватани как раз рассчитывал на расширение аудитории. Игру портировали и на домашние игровые приставки, например, на Atari 2600. Над игрой Иватани работал полтора года.
Автомат Pac-Man был продан в количестве 350 000 экземпляров, появились различные подделки и игры, просто похожие на гонки в лабиринте. Даже следующая в списке игра – Donkey Kong от Nintendo – представляет собой лабиринт, хотя и относится, скорее, к платформерам.
В 2015 году был снят фильм «Пиксели», в котором трёхмерный Pac-Man вместе с другими персонажами старых игр нападал на Землю.
Хотите поиграть? Заходите, например, в Google сюда. Можно случайно убить час времени, наслаждаясь прекрасным классическим восьмибитным саундтреком.
В 1981 году выходит одна из первых игр в жанре платформера — Donkey Kong от Nintendo. Здесь впервые появляется Mario. Хотя его звали Jumpman. И он был не сантехником, а плотником. Но это всё равно тот самый Mario. В игре нужно спасти свою подружку от злодея, огромной обезьяны. В играх до этого момента ещё не было избитого сюжета со спасением девушки из беды.
Игру с аркадного автомата портировали на игровые приставки и компьютеры. Сама франшиза разделилась на две — были и продолжения про Donkey Kong, и одна из самых продаваемых за всю историю линеек игр про Super Mario.
Интересно, что с самого начала в игре должен был быть моряк Попай, а принцессой должна была выступить Олив. Только с Disney договориться не удалось, поэтому придумали других персонажей. Спустя год после выпуска игры студия Disney изменила своё решение, так как увидела успех идеи, и на свет появился аркадный автомат Popeye.
В 1982 году Toshiba выпустила свой первый персональный компьютер T100, была основана компания-издатель игр Electronic Arts, а в СССР начали выпуск компьютеров ДВК. Для этой статьи самое интересное событие — это Pitfall!, игра от Activision, которую часто называют первым платформером.
Здесь было всё: аллигаторы, через пасти которых надо было прыгать, когда они закрыты, лианы, с помощью которых можно было перелететь через водоёмы и ямы, катящиеся бочки, подземелье, костры, змеи и лестницы. Всего нужно было преодолеть 255 экранов и собрать все сокровища. Грубо говоря, все последующие платформеры отличаются только сложностью загадок и графикой
Pitfall! продали в количестве четырёх миллионов экземпляров только на Atari 2600. Именно на этой платформе игра стала второй по продажам после Pac-Man. Но кроме этого, Pitfall! портировали на другие игровые приставки – Intellivision и ColecoVision, а также на компьютеры Commodore 64 и машины стандарта MSX.
Если в 1983 года доходы индустрии игровых консолей составили 3,2 миллиарда долларов, то к 1985 году они упали до 100 миллионов. То есть в 32 раза. Компании банкротились, люди теряли работу – всё, как всегда в подобных кризисах в любой отрасли. Из кризиса индустрия начала выходить в 1985 году после запуска консолей Atari 7800 и Nintendo Entertainment System.
Из интересных игр того года был шутер Star Wars с трёхмерной цветной векторной графикой. В нём можно было как пострелять по космическим аппаратам противника, так и по другим непонятным объектам. Целью было уничтожение всех Звёзд смерти. Игру сделали по сюжету первой части оригинальной трилогии.
Данные по количеству проданных копий я найти не смог, но в течение нескольких лет игру портировали почти на все возможные игровые платформы того времени: Atari 2600, Colecovision Atari 5200, Amiga, Atari ST, Amstrad CPC, Acorn Electron, BBC Micro, ZX Spectrum, Apple II, Apple Macintosh, Commodore 64, DOS, Nintendo GameCube.
6 июня 1984 года Алексей Пажитнов представил «Тетрис», этот синоним компьютерных игр в принципе, одну из самых продаваемых и самых знаменитых игр в истории индустрии. В 2016 году игре исполнилось 32 года, она успела побывать почти на всех игровых платформах, и по мотивам игры собираются снять научно-фантастический фильм.
Название игры происходит от «Тетрамино» (игра с фигурами из четырёх квадратов) и «Теннис». Существует множество версий игры, включая 360-градусные, объёмные и физические – настольные игры.
Права на использование игры в своих аркадных автоматов первой купила Atari. Параллельно Nintendo закупила права для NES и Game Boy. Компанию Tetris Company Пажитнов зарегистрировал только в 1996 году, чтобы начать зарабатывать на своём изобретении.
К 2014 году на мобильные платформы игру установили 425 миллионов раз, продали картриджей для Game Boy в размере 37 миллионов, и кроме этого — ещё 70 миллионов копий игры, не считая нелицензионные устройства.
Игра Super Mario Bros. 2 была продана в количестве 7,5 миллионов штук, третья часть игры — в количестве 17 миллионов. А первую, выпущенную в 1985 году для NES игру Super Mario Bros., продали более 40 миллионов копий.
Персонаж Марио впервые появился под именем Прыгун в игре 1981 году Donkey Kong. Затем он был противником главного героя игры Donkey Kong Jr. Кроме Марио в игре есть его брат Луиджи в зелёном костюме.
Это платформер с плавным скроллингом, огромным количеством препятствий, возможностью биться головой (на самом деле, рукой) о кирпичи с целью доставать монеты и кушать грибы. Игра, с которой у многих из нас ассоциируется детство. На Новый год 1995-1996 года мне, например, подарили Dendy, и именно эта игра была в комплекте.
По Марио в 1993 году выпустили сразу три фильма. Из них один — это «Супербратья Марио» с Бобом Хоскинсом и Джоном Легуизамо в главных ролях, и два – порнографические картины Super Hornio Brothers и Super Hornio Brothers II с Роном Джереми. Это был один порно-фильм, но настолько длинный, что его пришлось делить на части. Nintendo пришлось купить права на фильмы, чтобы их никто и никогда не увидел полностью.
Смотрите, как эту игру рекламировали. В России я подобных роликов не помню.
В 1986 году Nintendo начался выпуск серии игр The Legend of Zelda – и серия продолжается до сих пор, так как игроделам выгодно использовать одну и ту же несущую золотые яйца курицу в течение тридцати лет.
Игровой процесс в The Legend of Zelda смешал в себе экшн со стрельбой и рублей противников в капусту мечом, PRG и головоломки. Здесь нужно вести бои, разгадывать загадки, использовать предметы из инвентаря. Для отвлечения или подкупа монстров можно использовать еду, чтобы увидеть что-то в темноте — свечу. Для защиты персонажа от супостата можно использовать кольца, для усиления ударов — браслеты.
Все игры этой серии продали в количестве свыше 70 миллионов копий. И 6,5 миллионов из них приходится на самую первую игру 1986 года.
Если файтинг — значит Mortal Kombat, Tekken или Street Fighter (моё личное мнение). Из этой троицы первой была игра Street Fighter, выпущенная в 1987 году компанией Capcom для аркадных автоматов. Но популярности и признания первая часть не получила, поэтому и здесь мы будем говорить не о ней, а о Metal Gear. И это не файтинг, конечно.
В истории Konami важное место занимает серия игр Metal Gear, разработанная Хидэо Кодзимой. Первая часть игры дала старт не только серии, но и самому жанру — это один из первых стелс-экшенов в истории.
Главный герой первой части — Солид Снейк. Его задача состоит в уничтожении двуногого танка, который может запускать ядерные ракеты в любую точку планеты. Для выполнения задания необходимо проникнуть в замок. Желательно незаметно. Хотя и убивать здесь можно, причём разным оружием, от пистолета до гранатомёта. Герою помогают другие персонажи с помощью подсказок по радиосвязи.
Хидэо Кодзима до работы в Konami пытался писать рассказы. Но его истории были настолько длинными, что их отказывались принимать. И, наверное, даже не все читали. Свой творческий потенциал Кодзима сумел реализовать в играх, проработанных до мелочей. Этот геймдизайнер заслуживает отдельной статьи, и, судя по опросу, такую статью я скоро напишу.
Бестселлером 1988 года стала игра Mega Man 2. Nintendo продала полтора миллиона копий этой игры, вошедшей затем в Топ-200 игр от этого производителя.
Главный герой сражается с зловещим Доктором Уайли, который воздвиг замок с ловушками и хочет сделать с миром что-то нехорошее. Чтобы победить злого доктора и его приспешников, вы можете стрелять и прыгать, а также иногда летать и взбираться на стены на специальных платформах — это вспомогательное оборудование для Мегамена разработал Доктор Лайт.
Первая игра серии Prince of Persia вышла в 1989 году. Но коммерческого успеха она поначалу не имела — для Apple II и IBM PC её продали в количестве семи тысяч штук к июлю 1990 года. Но после того, как игру начали продавать в Японии и Европе, она получила признание среди пользователей. К 1993 году, к выходу второй части, было продано два миллиона копий игры для разных платформ.
Игра совмещала в себе платформер с головоломками, паркуром, бегом и боями на мечах. Графика для своих лет была потрясающая. Действия персонажа разработчик Джордан Мекнер «снял» со своего брата с помощью технологии ротоскопирования. Это мультипликационная техника, при которой отрезок действий персонажа создаётся посредством обрисовки кадров отснятой киноплёнки с реальными актёрами и декорациями.
В серии Prince of Persia не каждая игра имела коммерческий успех. Более того, после первой части Мекнеру не удалось сделать что-то, что бы привлекло огромный интерес со стороны публики. Даже 3D-верия 1999 года была провалом.
Возродили историю паркура Принца Персии в 2003 году. Это сделала Ubisoft совместно с Мекнером. Это уже не платформер, а трёхмерный экшен, хотя и с похожим на оригинал игровым процессом. На этот раз критики встретили игру Prince of Persia достаточно тепло. Настолько, что она попала в несколько рейтингов лучших игр всех времён.
И, конечно, нельзя забывать про фильм 2010 года «Принц Персии: Пески времени» с Джейком Джилленхолом.
1980-е годы для игровой индустрии выдались нелёгкими. Кризис 1983-1985 годов почти поставил крест на консолях, но этого не произошло во многом благодаря Nintendo и Atari. NES и её конкуренты завоевали популярность среди геймеров любого возраста на долгие годы.
В играх появились новые жанры — платформеры и стелс-экшены. Самыми популярными были именно платформеры. Они за несколько лет превратились из Pitfall! с сомнительной графикой в Prince of Persia с реалистичными движениями персонажей.
Настало время 1980-х годов, когда на сцену вышли новые приставки, спасшие индустрию игровых консолей от кризиса, а с ними – масса интересных игр. Говорим о Super Mario, Megaman, Pac Man, Prince of Persia и других играх. И о «Тетрисе», конечно.
В 1980-е реклама в индустрии видеоигр была агрессивной
Pac-Man
В 1980 году японская компания Namco начинает продавать игровой автомат PUCK MAN. Позже он выходит в США под названием Pac-Man. На английском PUCK сразу бы переделали в другое слово.
Никакого насилия, как в популярных играх 1970-х годов. Только призраки и вишенки. Теперь аркадный автомат подходил и для детей. Разработчик Тору Иватани как раз рассчитывал на расширение аудитории. Игру портировали и на домашние игровые приставки, например, на Atari 2600. Над игрой Иватани работал полтора года.
Автомат Pac-Man был продан в количестве 350 000 экземпляров, появились различные подделки и игры, просто похожие на гонки в лабиринте. Даже следующая в списке игра – Donkey Kong от Nintendo – представляет собой лабиринт, хотя и относится, скорее, к платформерам.
В 2015 году был снят фильм «Пиксели», в котором трёхмерный Pac-Man вместе с другими персонажами старых игр нападал на Землю.
Хотите поиграть? Заходите, например, в Google сюда. Можно случайно убить час времени, наслаждаясь прекрасным классическим восьмибитным саундтреком.
Donkey-Kong
В 1981 году выходит одна из первых игр в жанре платформера — Donkey Kong от Nintendo. Здесь впервые появляется Mario. Хотя его звали Jumpman. И он был не сантехником, а плотником. Но это всё равно тот самый Mario. В игре нужно спасти свою подружку от злодея, огромной обезьяны. В играх до этого момента ещё не было избитого сюжета со спасением девушки из беды.
Игру с аркадного автомата портировали на игровые приставки и компьютеры. Сама франшиза разделилась на две — были и продолжения про Donkey Kong, и одна из самых продаваемых за всю историю линеек игр про Super Mario.
Интересно, что с самого начала в игре должен был быть моряк Попай, а принцессой должна была выступить Олив. Только с Disney договориться не удалось, поэтому придумали других персонажей. Спустя год после выпуска игры студия Disney изменила своё решение, так как увидела успех идеи, и на свет появился аркадный автомат Popeye.
Pitfall!
В 1982 году Toshiba выпустила свой первый персональный компьютер T100, была основана компания-издатель игр Electronic Arts, а в СССР начали выпуск компьютеров ДВК. Для этой статьи самое интересное событие — это Pitfall!, игра от Activision, которую часто называют первым платформером.
Здесь было всё: аллигаторы, через пасти которых надо было прыгать, когда они закрыты, лианы, с помощью которых можно было перелететь через водоёмы и ямы, катящиеся бочки, подземелье, костры, змеи и лестницы. Всего нужно было преодолеть 255 экранов и собрать все сокровища. Грубо говоря, все последующие платформеры отличаются только сложностью загадок и графикой
Pitfall! продали в количестве четырёх миллионов экземпляров только на Atari 2600. Именно на этой платформе игра стала второй по продажам после Pac-Man. Но кроме этого, Pitfall! портировали на другие игровые приставки – Intellivision и ColecoVision, а также на компьютеры Commodore 64 и машины стандарта MSX.
Star Wars
Если в 1983 года доходы индустрии игровых консолей составили 3,2 миллиарда долларов, то к 1985 году они упали до 100 миллионов. То есть в 32 раза. Компании банкротились, люди теряли работу – всё, как всегда в подобных кризисах в любой отрасли. Из кризиса индустрия начала выходить в 1985 году после запуска консолей Atari 7800 и Nintendo Entertainment System.
Из интересных игр того года был шутер Star Wars с трёхмерной цветной векторной графикой. В нём можно было как пострелять по космическим аппаратам противника, так и по другим непонятным объектам. Целью было уничтожение всех Звёзд смерти. Игру сделали по сюжету первой части оригинальной трилогии.
Данные по количеству проданных копий я найти не смог, но в течение нескольких лет игру портировали почти на все возможные игровые платформы того времени: Atari 2600, Colecovision Atari 5200, Amiga, Atari ST, Amstrad CPC, Acorn Electron, BBC Micro, ZX Spectrum, Apple II, Apple Macintosh, Commodore 64, DOS, Nintendo GameCube.
Тетрис
6 июня 1984 года Алексей Пажитнов представил «Тетрис», этот синоним компьютерных игр в принципе, одну из самых продаваемых и самых знаменитых игр в истории индустрии. В 2016 году игре исполнилось 32 года, она успела побывать почти на всех игровых платформах, и по мотивам игры собираются снять научно-фантастический фильм.
Название игры происходит от «Тетрамино» (игра с фигурами из четырёх квадратов) и «Теннис». Существует множество версий игры, включая 360-градусные, объёмные и физические – настольные игры.
Права на использование игры в своих аркадных автоматов первой купила Atari. Параллельно Nintendo закупила права для NES и Game Boy. Компанию Tetris Company Пажитнов зарегистрировал только в 1996 году, чтобы начать зарабатывать на своём изобретении.
К 2014 году на мобильные платформы игру установили 425 миллионов раз, продали картриджей для Game Boy в размере 37 миллионов, и кроме этого — ещё 70 миллионов копий игры, не считая нелицензионные устройства.
Super Mario Bros.
Игра Super Mario Bros. 2 была продана в количестве 7,5 миллионов штук, третья часть игры — в количестве 17 миллионов. А первую, выпущенную в 1985 году для NES игру Super Mario Bros., продали более 40 миллионов копий.
Персонаж Марио впервые появился под именем Прыгун в игре 1981 году Donkey Kong. Затем он был противником главного героя игры Donkey Kong Jr. Кроме Марио в игре есть его брат Луиджи в зелёном костюме.
Это платформер с плавным скроллингом, огромным количеством препятствий, возможностью биться головой (на самом деле, рукой) о кирпичи с целью доставать монеты и кушать грибы. Игра, с которой у многих из нас ассоциируется детство. На Новый год 1995-1996 года мне, например, подарили Dendy, и именно эта игра была в комплекте.
По Марио в 1993 году выпустили сразу три фильма. Из них один — это «Супербратья Марио» с Бобом Хоскинсом и Джоном Легуизамо в главных ролях, и два – порнографические картины Super Hornio Brothers и Super Hornio Brothers II с Роном Джереми. Это был один порно-фильм, но настолько длинный, что его пришлось делить на части. Nintendo пришлось купить права на фильмы, чтобы их никто и никогда не увидел полностью.
Смотрите, как эту игру рекламировали. В России я подобных роликов не помню.
The Legend of Zelda
В 1986 году Nintendo начался выпуск серии игр The Legend of Zelda – и серия продолжается до сих пор, так как игроделам выгодно использовать одну и ту же несущую золотые яйца курицу в течение тридцати лет.
Игровой процесс в The Legend of Zelda смешал в себе экшн со стрельбой и рублей противников в капусту мечом, PRG и головоломки. Здесь нужно вести бои, разгадывать загадки, использовать предметы из инвентаря. Для отвлечения или подкупа монстров можно использовать еду, чтобы увидеть что-то в темноте — свечу. Для защиты персонажа от супостата можно использовать кольца, для усиления ударов — браслеты.
Все игры этой серии продали в количестве свыше 70 миллионов копий. И 6,5 миллионов из них приходится на самую первую игру 1986 года.
Metal Gear
Если файтинг — значит Mortal Kombat, Tekken или Street Fighter (моё личное мнение). Из этой троицы первой была игра Street Fighter, выпущенная в 1987 году компанией Capcom для аркадных автоматов. Но популярности и признания первая часть не получила, поэтому и здесь мы будем говорить не о ней, а о Metal Gear. И это не файтинг, конечно.
В истории Konami важное место занимает серия игр Metal Gear, разработанная Хидэо Кодзимой. Первая часть игры дала старт не только серии, но и самому жанру — это один из первых стелс-экшенов в истории.
Главный герой первой части — Солид Снейк. Его задача состоит в уничтожении двуногого танка, который может запускать ядерные ракеты в любую точку планеты. Для выполнения задания необходимо проникнуть в замок. Желательно незаметно. Хотя и убивать здесь можно, причём разным оружием, от пистолета до гранатомёта. Герою помогают другие персонажи с помощью подсказок по радиосвязи.
Хидэо Кодзима до работы в Konami пытался писать рассказы. Но его истории были настолько длинными, что их отказывались принимать. И, наверное, даже не все читали. Свой творческий потенциал Кодзима сумел реализовать в играх, проработанных до мелочей. Этот геймдизайнер заслуживает отдельной статьи, и, судя по опросу, такую статью я скоро напишу.
Mega Man 2
Бестселлером 1988 года стала игра Mega Man 2. Nintendo продала полтора миллиона копий этой игры, вошедшей затем в Топ-200 игр от этого производителя.
Главный герой сражается с зловещим Доктором Уайли, который воздвиг замок с ловушками и хочет сделать с миром что-то нехорошее. Чтобы победить злого доктора и его приспешников, вы можете стрелять и прыгать, а также иногда летать и взбираться на стены на специальных платформах — это вспомогательное оборудование для Мегамена разработал Доктор Лайт.
Prince of Persia
Первая игра серии Prince of Persia вышла в 1989 году. Но коммерческого успеха она поначалу не имела — для Apple II и IBM PC её продали в количестве семи тысяч штук к июлю 1990 года. Но после того, как игру начали продавать в Японии и Европе, она получила признание среди пользователей. К 1993 году, к выходу второй части, было продано два миллиона копий игры для разных платформ.
Игра совмещала в себе платформер с головоломками, паркуром, бегом и боями на мечах. Графика для своих лет была потрясающая. Действия персонажа разработчик Джордан Мекнер «снял» со своего брата с помощью технологии ротоскопирования. Это мультипликационная техника, при которой отрезок действий персонажа создаётся посредством обрисовки кадров отснятой киноплёнки с реальными актёрами и декорациями.
В серии Prince of Persia не каждая игра имела коммерческий успех. Более того, после первой части Мекнеру не удалось сделать что-то, что бы привлекло огромный интерес со стороны публики. Даже 3D-верия 1999 года была провалом.
Возродили историю паркура Принца Персии в 2003 году. Это сделала Ubisoft совместно с Мекнером. Это уже не платформер, а трёхмерный экшен, хотя и с похожим на оригинал игровым процессом. На этот раз критики встретили игру Prince of Persia достаточно тепло. Настолько, что она попала в несколько рейтингов лучших игр всех времён.
И, конечно, нельзя забывать про фильм 2010 года «Принц Персии: Пески времени» с Джейком Джилленхолом.
1980-е годы для игровой индустрии выдались нелёгкими. Кризис 1983-1985 годов почти поставил крест на консолях, но этого не произошло во многом благодаря Nintendo и Atari. NES и её конкуренты завоевали популярность среди геймеров любого возраста на долгие годы.
В играх появились новые жанры — платформеры и стелс-экшены. Самыми популярными были именно платформеры. Они за несколько лет превратились из Pitfall! с сомнительной графикой в Prince of Persia с реалистичными движениями персонажей.
Поделиться с друзьями
Комментарии (12)
Ommonick
16.12.2016 14:34Игрушку pitfall смог увидеть как встроенную в игре Pitfall the mayan adventure на Sega Mega Drive. Разработчики часто прикалывались с подобными пасхалками, как например встроенная в игрушку Redzone стрелялка с астероидами.
sintech
Спасибо за статью! Не увидел упоминания оригинальной игры Mario Bros. 1983 года для аркадных автоматов и ее портов на PC. А ведь скорее именно она положила начало серии Super Mario Bros.