70 лет, которые просуществовал СССР — сложный и противоречивый период, который, между тем, богат удивительными историями изобретений и открытий. В акустике и музыке таких изобретений было не меньше, чем в тяжелой промышленности и военпроме, хотя известны последние значительно меньше. Так или иначе, я глубоко убежден, что неоднозначное отношение к советскому периоду в истории нашей страны не должно умалять значение изобретений советских инженеров.
В этом материале история талантливого военного инженера, который вопреки огромному количеству обстоятельств, создал первый в мире студийный музыкальный синтезатор. Этот пост о человеке, который ради своего любимого изобретения отказался от генеральских погон и связанных с ними благ. В каком-то смысле это сжатое жизнеописание посвящено исчезающему типу людей, которые в суровой советской реальности умудрялись создавать уникальную аппаратуру, открывать новые горизонты, были способны обходить бюрократические, идеологические и иные препятствия.
Сегодня любая статья об истории синтезаторов не обходится без упоминания таких имён как Роберт Муг, Рэй Курцвейл, Милтон Байрон Бэббитт, при этом Евгений Мурзин не редко остается забытым или упоминается лишь вскользь. Именно поэтому вторую статью цикла об истории синтезаторов мы посвящаем этому человеку.
Начало пути «самарского самородка»
Евгений Мурзин родился в 1914-м году в Самаре. После окончания средней школы амбициозный сын ткачихи поступает в Самарский строительный техникум, который с отличием заканчивает в 1933 году. Уже в этом молодом возрасте Мурзин становится меломаном и проявляет большой интерес к классической музыке. Пытливый ум отличника Самарского техникума требует большего, чем среднее специальное образование и в 1933 Мурзин поступает в Московский институт инженеров коммунального строительства. Закончив обучение с красным дипломом в 1938-м, Мурзин продолжает обучение в аспирантуре института.
По свидетельствам дочери Мурзина, уже в конце 30-х годов у изобретателя появляется идея создания синтезатора. В 1936-м году меломан Мурзин знакомится с произведениями Александра Николаевича Скрябина, а уже в 1938-м году появляется проект синтезатора, названого АНС, в честь великого композитора. Закончив аспирантуру в 1941-м, Мурзин со своим проектом обращается в Московскую консерваторию. Идея молодого изобретателя впечатляет руководство консерватории, но в связи с её ресурсоёмкостью создание прототипа синтезатора не получает поддержки.
В отличие от многих изобретателей, Мурзин, в силу пролетарского происхождения, и, вероятно, молодости, избежал попадания в мясорубку репрессий. В отличие от, например, Термена, изобретателю не пришлось отведать лагерной баланды и трудиться в стесненных условиях советских шарашек. Ещё одной интересной особенностью является то, что сам Мурзин на момент создания проекта синтезатора не был радиоинженером, не имел ни звукотехнического, ни музыкального образования.
Военный гений с мечтами о перспективах электронной музыки
Возможно, энергичный инженер смог бы добиться одобрения своей разработки ещё в 1941-м, но началась Великая отечественная война, которая надолго задержала реализацию революционной идеи Евгения Мурзина.
На фронте инженер был с 1941-го года, служил в артиллерии. Как человек одарённый и разносторонний, инженер применил инженерные знания для разработки проекта электромеханической системы управления артиллерийским огнем, после чего отослал проект изобретения командованию. Оценив инновацию Мурзина, командование отзывает талантливого инженера с фронта и привлекает к разработке военной техники в НИИ-5 в должности старшего техника-лейтенанта.
По словам друга Мурзина, композитора Эдуарда Артемьева, изобретатель рассказывал, что во время войны ему доводилось анализировать особенности ведения воздушного боя и приёмы немецких лётчиков. В результате этого исследования он смог разработать эффективные тактические контрмеры для зенитных батарей и советских авиаторов, учитывавшие шаблонное, типичное маневрирование немецких самолётов при проведении атак.
За время войны инженер разработал несколько модификаций приборов управления зенитным огнём, руководил их испытаниями и запуском в серийное производство. В 1945 году в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана Мурзин защищает кандидатскую диссертацию по специальности военное приборостроение.
Практически все послевоенные годы инженер активно занимается разработкой аппаратуры звукометрической разведки наземной артиллерии, приборных методов наведения истребителей-перехватчиков на бомбардировщики противника. За что, по ряду сведений, в 1951-м году удостаивается закрытой сталинской премии. На протяжении тяжелых 40-х годов Евгений находил время для усовершенствования проекта своего синтезатора. На создание прототипа времени естественно не оставалось.
Революционный синтезатор, спаянный в коммуналке
Разрабатывая артиллерийские системы, Мурзин становится достаточно влиятельной фигурой, что позволяет ему находить ресурсы необходимые для разработки синтезатора. Существует мнение, что первый прототип АНС разрабатывался в самом НИИ-5, однако рассказы родственников и друзей инженера опровергают такие предположения. По словам всех, кто был знаком с инженером, прототип синтезатора АНС собирался в комнате коммунальной квартире, в которой проживал Евгений Мурзин. Ему активно помогали паять жена и дочь, а также гости, беседы с которыми не редко проходили в канифольной дымке.
Коллеги изобретателя по военному НИИ иронично называли АНС балалайкой, но понимая увлеченность товарища странным для того времени хобби, помогали доставать дефицитные радиоэлементы. Высокая по советским меркам зарплата Мурзина (который в 50-х дослужился до звания полковника) значительно облегчала работу над прототипом инструмента. Понимая ценность военных разработок Мурзина, руководство НИИ закрывало глаза на не совсем обычное для военного инженера увлечение, которое он сам считал делом своей жизни.
Создавая рабочий прототип изобретения, Мурзин использовал собственные средства, а также помощь друзей, которые материально поддерживали изобретателя в тех случаях, когда на приобретение необходимых материалов, деталей и элементов не хватало его собственных средств.
Короткий триумф и реванш советской действительности
К 1958-му году Евгению Мурзину удалось закончить первый прототип АНС. Даже первый кустарный образец синтезатора обладал невиданными для того времени характеристиками:
576 чистых тонов, перекрывающих диапазон 42-10800гц., 8 октав
72-х ступенная темперация
4 оптических диска, каждый диск — 144 дорожки (2 октавы)
диаметры 120-30мм, ширина 0,31мм
скорости вращения: 12, 3, 3/4, 3/16 об/сек
2 магнитофона авторской конструкции для записи воспроизводимого звука
мощный усилитель, в оконечнике которого использовано более 70 ламп
Кроме того синтезатор представлял собой первый в мире многоголосный инструмент такого типа и реализовывал не имеющий аналогов в мире фотооптический принцип воспроизведения. Подробно о принципах действия синтезатора АНС мы писали в этой статье.
Готовый прототип поразил композиторов и ответственных товарищей из министерства культуры СССР. В качестве демонстрации технического превосходства Страны Советов, второй прототип устройства с улучшенными характеристиками, созданный уже при активной поддержке комитета совмина СССР по радиоэлектронике, отправился на технические выставки Лондон и Париж в 1961 году.
Композиторы мгновенно почувствовали революционность подхода к созданию музыки, синтезатор позволял полностью исключить исполнителя из процесса её создания, и рисовать звуковые полотна на пластинах синтезатора так, как это необходимо автору. Многие видные композиторы того времени стали соратниками Мурзина в деле совершенствования его изобретения, например Эдуард Артемьев, Николай Никольский, Петр Мещанинов, Станислав Крейчи.
Артемьев описывал эти события так:
«После консерватории мне довелось познакомиться с Евгением Мурзиным и его синтезатором АНС. Ошеломляющее впечатление. Мир, которого я раньше не слышал… Я понял самоценность звука, его способность вмещать в себя макромир и микромир».
Пользуясь поддержкой, после появления промышленного образца АНС, под руководством Мурзина создается «центральная студия электронной музыки».
Известен документ, составленный в Союзе композиторов, по поводу синтезатора и инициативы Мурзина на имя Министра культуры СССР Фурцевой, вот его текст:
Многоуважаемая Екатерина Алексеевна!
Государственный комитет Совета Министров СССР по радиоэлектронике закончил в 1961 г. разработку промышленного образца электронного музыкального инструмента — АНС. (ѕ) АНС в руках композитора является средством производства музыки. (ѕ) Для обобщения опыта использования АНСов при Министерстве культуры СССР должна быть создана центральная студия электронной музыки
Первый секретарь Союза композиторов СССР Т. Хренников
Первый секретарь Союза композиторов РСФСР Д. Шостакович
Интересно, что, именно на момент создания лаборатории, в 1967-м году, Мурзин, в качестве главного инженера и автора основных принципов управления активными средствами ПВО, успешно завершает масштабный проект, который сулит ему при продолжении военной карьеры (новую должность и звание генерала). Несмотря на радужные перспективы карьерного роста, Мурзин уходит в запас и выбирает свой АНС.
кадр из фильма А. Тарковского «Зеркало»
Особое место музыка, созданная на АНС, занимает в советском кино. С синтезатором работают уже названные композиторы: Артемьев, Никольский, Мещанинов, Крейчи, к ним присоединяются Губайдулина, Немтин, Шнитке и мн. др.
В советском кино есть множество фильмов, известных эпизодов и фрагментов, где музыка или звуковые эффекты созданы при помощи АНС, например:
- «Бриллиантовая рука» — загипсованная лапа гоняется за Гешей (Мироновым), а потом хватает его за нос.
- Когда в «Солярисе» давящим звуковым фоном идет тяжелое, переливающееся гудение — океан тревожится, нервы взвинчены.
- Когда в «Приходите завтра» ошалевшая от Москвы Фрося Бурлакова падает в обморок у трех вокзалов.
- Когда в «Освобождении» травится Гитлер.
- Саундреки к «Сибириаде» и «Зеркалу» почти полностью создан на АНС
- (Этот список можно продолжать долго)
В 1990-м году был издан сборник произведений композиторов Альфреда Шнитке, Эдисона Денисов, Софьи Губайдулиной, Эдуарда Артемьева и Олега Булошкина, созданных в 1971-м году на АНС.
Интересен ещё один удивительный факт, связанный с изобретателем. Студию Мурзина планировали разместить в доме-музее Скрябина, но помещения, где планировали это сделать занимали 10 комнат коммунальной квартиры. Усилиями Евгения Мурзина, подключившего свои военные и партийные связи, семьи, жившие там, были расселены по 10 отдельным квартирам, что казалось почти не возможным для 1967-го года.
В 1970-м году, после продолжительной болезни, создатель первого в мире студийного синтезатора и первого музыкального редактора — АНС, Евгений Мурзин умер. Студию возглавил его заместитель Малков. В последующие годы студия, поначалу лишь формально относившаяся к фирме грамзаписи «Мелодия», постепенно перешла под полный контроль этой организации. По утверждению композиторов, работавших там, потеря самостоятельности крайне негативно отразилось на творческой атмосфере.
Артемьев рассказывает об этом так: После смерти Мурзина студию возглавил его заместитель Малков — он обладал замечательными организаторскими способностями, но не умел ладить с людьми и не был гибок. Студия утратила свою самостоятельность, ее сделали частью фирмы «Мелодия», и постепенно она потеряла все. Закономерно, что при отсутствии инициативы АНС так и не был запущен в серию.
Сегодня существует несколько компьютерных эмуляторов АНС, например virtual ANS:
Евгений Александрович Мурзин был похоронен на Введенском кладбище, на могиле находится скромный гранитный обелиск. Несмотря на значительный вклад в развитие революционных технических подходов, идеи свободы творчества и создание синтезаторов, имя Евгения Мурзина редко вспоминают на родине и практически не знают за рубежом.
Комментарии (13)
anatoly314
24.12.2016 22:29Очень интересная статья, но очень не хватает примеров звуков созданных с помощью синтезатора.
PULT
24.12.2016 22:48+1Вставил в материал видео — 18 минут, правда оцифровано с мелодиевского винила, но представление о возможностях вполне можно получить.
VT100
24.12.2016 23:17Может ещё и про Андрея Александровича Володина (Экводин и золотая медаль Экспо-58 в Брюсселе) есть материалы в разработке?
Яндекс, поиск на английском.PULT
24.12.2016 23:19Затрагивали в первом материале об истории синтезаторов, возможно будет биографический, но уже вне цикла. В частности экводин в-9
PULT
24.12.2016 23:22+1Создатель этого аппарата, Андрей Володин, заслуживает отдельного внимания как физик, инженер, музыкальный теоретик, а главное, как один из наиболее внушительных советских исследователей в области психоакустики.
aapazhe
25.12.2016 08:18Искусство правильно писать частицу "не" скоро окончательно погибнет. Интересная статья, но каждый раз как натыкаешься на очередное "не смотря" — рука стремится к лицу.
PULT
25.12.2016 12:13Спасибо, заменим чтобы не стремилась.
ClearAirTurbulence
25.12.2016 14:09Граммар-наци всего мира продолжают негодовать, теперь уже по поводу этого комментария :)
mike_y_k
25.12.2016 14:04Грустно от сознания. «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Примеров не перечесть.
А такие статьи помогают следующим поколениям помнить о корнях и может на следующем витке спирали истории поступить иначе.
Aleksandr_Zh
спасибо! очень интересно!
PULT
Пожалуйста, стараемся)
Запланировано ещё 2 материала в серии, будем писать про Муга, Курцвейла и др., а ещё про синтезаторы где анализ сигнала осуществляется нейронной сетью.