Интерфейс Snapchat приводит в замешательство многих пользователей. Не в упрек старшему поколению, прослеживается такая тенденция: люди, перешагнувшие определенный возрастной рубеж, с большим трудом разбираются в самых базовых функциях этого приложения — замене лиц, например. Я уже сбился со счета, сколько людей плакались мне насчет Snapchat. «Ничего не понимаю», — восклицают они. «Почему все так сложно?»

Я здесь, чтобы заявить: непонятный дизайн Snapchat — это не баг, а фича. Как и в случае с Tinder, это дизайн, который ставит своей целью затянуть пользователя и подтолкнуть его к тому, чтобы он делился опытом с окружающими. На самом деле, это одна из ключевых составляющих громкого успеха Snapchat.

Snapchat — один из лучших примеров того, что я называю «вирусным*» дизайном. Тем, кто вырос с убеждением, что интуитивный дизайн — это высший идеал, подобный новый подход может действовать на нервы. Но если вникнуть, как он работает, все становится на свои места.

* Примечание переводчика
В оригинале автор вводит специальное обозначение для данного типа дизайна — «shareable», русский эквивалент которому подобрать непросто. Мы рассматривали такие варианты, как «совместный», «взаимообучающий», «социальный», «доступный», «сервис-дизайн». Если кому-то из читателей придет в голову более точный альтернативный перевод, будем рады видеть ваши предложения в комментариях.

Революция интуитивного дизайна


Не хочу сказать ничего плохого об интуитивном дизайне. Напротив, когда он впервые появился в 80х годах, это был огромный шаг вперед по сравнению с предыдущим поколением компьютерных интерфейсов — сложных, интуитивно не понятных и требующих длительного обучения. Интерфейсы того времени делались с расчетом на то, что пользователь заучит длинный список команд и сумеет вспомнить любую из них в нужный момент. Люди гордились тем, сколько команд и параметров они знают наизусть и могут применять, не подсматривая в мануал (который вызывается командой man).

GUI (графический пользовательский интерфейс) стали настоящим прорывом. В отличие от специалистов, работающих на мэйнфреймах и миникомпьютерах командами в специальных компьютерных комнатах, пользователи ПК находились дома или в офисе на работе и пытались разобраться в компьютере и программах своими силами. У них не было времени читать руководства или ходить на занятия, чтобы научиться пользоваться новым ПО. Они просто садились за стол, запускали программу (например, для создания электронных таблиц) и, если повезет, осваивали ее. Продукты, которые компании создавали для этого рынка, должны были быть достаточно интуитивными, чтобы с ними можно было справиться самостоятельно.


Microsoft, к примеру, потратил уйму времени, изобретая способы сделать дизайн программ более интуитивным. Можно спорить о том, насколько удачными решения получились с точки зрения эстетики, но программы типа Excel стали успешными, потому что давали пользователю массу возможностей открыть для себя функции, просто нажимая на разные кнопки. Именно поэтому появились панели, меню и тому подобное. Выглядели они ужасно, зато работали хорошо благодаря своей (относительной) интуитивности. Ну а если и это оказывалось слишком сложно, люди впоследствии могли купить книги с пошаговыми инструкциями. Я проработал одно лето интерном в компании, которая называлась Catapult Press, «тестируя» пошаговые руководства от Microsoft, и в итоге усвоил все, что в них говорится, самым утомительным способом — проверяя текст на ошибки.

В этот период компания Apple потратила много времени на то, чтобы сделать свою ОС максимально интуитивной. В 1987 году они опубликовали книгу Human Interface Guidelines, которая оставалась влиятельной всю эпоху Макинтошей и даже на ранних этапах эпохи Интернета.

Вся эта работа была проделана с опорой на исследования, проведенные выдающимися дизайнерами ПО и других продуктов в 80х и 90х годах. «Дизайн привычных вещей» Дона Нормана оказал огромное влияние на дизайнеров ПО, хотя основная тема этого труда — промышленный дизайн (т. е. дизайн материальных объектов). Книга Бренды Лорел «The Art of Human-Computer Interface Design», опубликованная в 1990 году, до сих пор стоит у меня на книжной полке. Эти тексты были по-настоящему революционными, их влияние сохраняется и по сей день.

С мобильными девайсами все становится материальным и социальным


Все изменилось в 2008 году, когда центральное место в мире техники перешло к мобильным телефонам. Вдруг оказалось, что дизайнеры должны ориентироваться уже не на людей, которые сидят за компьютерным столом и работают сами по себе. Теперь они создают приложения для пользователей, которые открывают их с мобильного на ходу, часто в окружении других людей — друзей, родственников, одноклассников и коллег.


Этот сдвиг положил начало двум взаимодополняющим трендам в дизайне интерфейсов. Первый — это переход к физическим жестам. Со смартфоном мы взаимодействуем прикосновениями пальцев, а не посредством мышки или клавиатуры, и это делает весь процесс более «человеческим» по ощущениям. Это понимают даже дети: достаточно посмотреть видео, где младенец кликает на страницы журнала и растягивает их, пытаясь заставить его работать по тому же принципу, что и iPad. Пролистывание, сжатие, растягивание, клик — все эти манипуляции разных типов симулируют естественные жесты человека. Пару лет назад я писал в блоге о том, как «поколение осязания» по-новому выстраивает отношения с продуктами из-за привычки взаимодействовать с ними напрямую.

Вторая же перемена — и именно ее многие дизайнеры еще пока не улавливают — заключается в том, что в реальности люди учатся производить те или иные действия, наблюдая за другими. Именно так восемнадцатилетние подростки учатся работать с незнакомым приложением — смотрят, что делают друзья. Ведь оно под рукой, на телефоне; друг просто вынимает девайс и показывает им то или иное действие.

По сути, это возвращение к той традиционной модели обучения, которой всегда пользовался весь мир. Наблюдая за другими вы научились бросать мячик, брать кружку, завязывать шнурки и отрывать двери. А когда подросли, кто-то наверняка показал вам, как ездить на велосипеде и водить машину. Если в ПО (приложениях) сейчас усиливается физическая составляющая, так почему бы не осваивать их функции глядя на других людей?

Хотите понять, как пользоваться Snapchat? Перефразируя изречение Граучо Маркса, это очень просто — найдите подростка, он вам покажет. Человек, который много пользуется приложением, сможет научить вас всему: как делать фото, рисовать на них, накладывать фильтры, открывать секретные ручки (например, черную и белую), менять лица, добавлять друзей при помощи QR кода и так далее.

На сцену выходит «вирусный» дизайн


«Вирусный » дизайн основывается на понимании того, как социален по своей природе процесс обучения, и использовании желания людей учиться и учить.

Snapchat блестяще справляется с этой задачей: в каждой из его, казалось бы, мудреных функций кроется возможность для пользователя научить друзей классной штуке. Показав своему окружению что-то классное, можно упрочнить свое социальное положение, да и вообще это приятно. Какой бы ни была причина, делать это хочется! Для Snapchat это крайне выгодно: вы начинаете пропагандировать продукт, сами того не сознавая — ведь вы просто показываете друзьям что-то интересное.


Делиться опытом можно не только при личном общении. Приложение Musical.ly вышло на первый виток популярности как классный инструмент для создания забавных видео с музыкой. Когда люди делились своими произведениями в Facebook и Instagram, под записями часто можно было видеть комментарии от друзей с вопросом, как они это сделали. Так у них появлялась возможность ответить: «О, это Musical.ly». Передаваясь от пользователя к пользователю, а также усилиями агентов влияния приложение стало быстро набирать обороты.

Кроме стимула делиться с окружающими, такой тип дизайна предоставляет еще два преимущества. Во-первых, он делает функции особенно запоминающимися. Если кто-нибудь покажет вам на iPhone, как долгим нажатием на имя человека вызывать меню, чтобы добавить его в контакты, эта информация запомнится. Это задействует как физическую, так и социальную память, и потому не вылетает из головы.

Другое преимущество «вирусных» интерфейсов состоит в том, что функции не загромождают экран. Экран у мобильного телефона довольно маленький, соответсвенно, пространство, которое вы можете отвести под кнопки и иконки, невелико. Естественно, усеянные кнопками панели, как у программ от Windows 90х годов, тут не годятся. Но «невидимые» функции, которые можно активировать долгим нажатием, или «сильным» 3D нажатием, или проведя по экрану сверху вниз, вообще не занимают места.

У нас пока нет хороших книг о «вирусном» дизайне, хотя некоторые дизайнеры, например, Люк Вроблевски, написали немало толковых статей про дизайн мобильных интерфейсов, в которых затрагивается этот концепт. И, конечно, существует большое количество приложений и операционных систем, создатели которых явно разделяют данную философию. К таким относятся Snapchat, Prisma, последние версии iOS и в некоторой степени даже Twitter.

Я был бы рад, если бы больше людей занималось исследованиями и писали тексты о «вирусном» дизайне. Эта область знания очень важна и будет становиться еще важнее, по мере того, как мы все глубже погружаемся в мир носимых гаджетов, дополненной реальности и новых типов мобильных устройств. Если у вас есть интересные примеры, пожалуйста, расскажите о них!
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (37)


  1. 4dmonster
    09.01.2017 15:45

    А почему не сделать как на Nokia N9 и Jolla?
    Смартфон при первом включении принудительно запускает интерактивную тренировку, демонстрирующую принципы и возможности интерфейса.

    Собственно, так же давным давно делают в компьютерных играх.

    Почему «ленивые» пользователи будут спрашивать у других, как выполнить действие, вместо того что бы заявлять — что программа плоха?

    Наверно это слишком резкий поворот от пропагандируемой десятилетиями концепции «не заставляйте пользователя думать». Разве что и в данном случае от него по прежнему не требуется думать, достаточно спросить знающего :).


    1. QDeathNick
      09.01.2017 17:24

      Почему «ленивые» пользователи будут спрашивать у других, как выполнить действие, вместо того что бы заявлять — что программа плоха?

      Будут и спрашивать и утверждать. Меня регулярно спрашивают о менее сложных действиях чем "сильный 3D-тап" и людей бесит, что им приходится тем самым признавать, что они не поняли простейшую вещь.
      Популярности приложению это вряд ли приносит, скорее наоборот уменьшает, хотя зависит от приложения.
      Вот в Ingress, например, нахождение тонкостей интерфейса и правил игры это часть процесса и людей это притягивает. даже жаль, что можно зайти в инет и прочитать все тонкости, гораздо интереснее делиться секретами с игроками.
      А вот в чате или почтовой программе невозможность интуитивно найти привычное действие это явно минус, хорошо, что теперь можно зайти на гитхаб и уговорить сообщество включить исправление интерфейса в основную ветку.


      1. Chamie
        09.01.2017 18:56

        даже жаль, что можно зайти в инет и прочитать все тонкости
        Если вам жаль, то не узнавайте. Или вам жаль, что это «сакральное знание» начинающие игроки могут узнать сами, без поощрения вашего ЧСВ «олдфагов»?
        Мне, наоборот, Ингресс понравился тем, что, при всей его мультиплеерности, в него вполне можно играть «асоциально».


        1. QDeathNick
          09.01.2017 22:19
          +1

          Жаль, что уходит эпоха, когда можно было чего-то не знать и узнавать это от новых друзей.
          Жаль сусеки исчезающие в новых версиях колобка. Да, старая версия наверняка навсегда останется в архивах, но все равно жаль.
          Жаль истории, которые жили только по ночам в пионерских лагерях. Даже если их записать, их уже никто не будет читать.
          Не подумайте, что мне не нравится то, что приходит, просто жаль, что этого уже никогда не вернуть.
          Я вот пытался передать детям свои ощущения от того времени, когда не было телефонов и телевизоров и не смог, не передается такое без машины времени, а хотелось бы.


          1. Chamie
            10.01.2017 18:30

            Жаль, что уходит эпоха, когда можно было чего-то не знать и узнавать это от новых друзей.
            Это и сейчас можно. Для тех, для кого не проблема найти на ровном месте новых друзей.
            А я бы попытался передать вам ощущения от того времени, когда не было интернетов, а спросить не у кого. А если и есть у кого, то каждый говорит своё, и проверить «как оно на самом деле» можно только то, что можно проверить самому. Опытным путём. Либо если тебе повезло иметь ХОРОШИЙ справочник ИМЕННО на соответствующую тему. Причём, не старше тебя и рассчитанный не на узких специалистов с высшим образованием в данной области и годами опыта в ней, пусть даже и косноязычный.
            Когда если твои интересы хоть чуть специфичны, и ближайший такой же заинтересованный живёт не в твоём городе, то ты так и будешь один такой «странный» и никогда и ни с кем не сможешь обсудить. Пусть даже таких как ты в мире — миллионы.


    1. GeMir
      09.01.2017 18:22

      «Смартфон […] принудительно запускает интерактивную тренировку» — Вы часто читаете условия лицензионного соглашения при установке ПО? А ведь вас по сути принуждают их вначале прочесть и лишь затем принять.


      1. 4dmonster
        09.01.2017 19:37
        +1

        Тут защита от дурака, пока не выполнишь — дальше не пройдёшь. А поскольку там интуитивный интерфейс — этого достаточно (ну а если у кого-то не отложилось в памяти — можно будет потом повторно запустить).

        А лицензионные соглашения не читают, поскольку их составляют не люди, а юристы, и не с целью того, чтобы их прочитали, а наоборот, чтобы не читали.


        1. GeMir
          09.01.2017 20:05

          Я несколько дружелюбнее отношусь к юристам, но лицензионное соглашение было взято как пример того, к чему пользователя «принуждают» и каков эффект такого принуждения.

          Внешняя мотивация в обучении всегда будет проигрывать внутренней.


          1. teifo
            10.01.2017 11:27

            Мне почему-то кажется, что при желании, написать лицензионное соглашение можно и более доступным языком.


            1. GeMir
              10.01.2017 13:38

              Многим также кажется, что математические определения могут быть не такими формальными.


            1. sumanai
              10.01.2017 15:38

              Например, как на GOG.com.


              1. teifo
                11.01.2017 12:14

                именно. С учетом того, как далек юридический язык от обычного, то можно уже делать 2 версии, одна для юристов, которые возможно подадут на вас в суд и для простых людей.


      1. 4ebriking
        09.01.2017 22:51

        Из недавнего, в общем, прошлого: «он специально подарил мне цифровой фотоаппарат, что бы я сошла с ума, пытаясь прочесть инструкцию».


        1. pinox
          11.01.2017 12:35

          Моя жена: «зачем читать инструкцию, ты прочитаешь и мне покажешь».


    1. aso
      10.01.2017 08:25

      Да Вы шо!
      Юзвери должны страдать — ибо это им нравится!!!
      (Как же в наше время разучились отличать издержки от выгоды.)


  1. 776166
    09.01.2017 16:24
    +2

    Вирус или будет побеждён родительским организмом, или убьет организм. Фича вирусного дизайна не будет жить долго. Рано или поздно все поймут, как это работает, и на первый план выйдет истинная функциональность приложения.
    В случае с заменой лиц, функциональность очень быстро надоест. И snapchat или загнётся, или будет куплен за олимпиард денег и переинтегрирован, или будет вынужден развиваться дальше, но контринтуитивный дизайн вряд ли будет долго востребован.


  1. sidny_vicious
    09.01.2017 16:45
    +1

    Меня такой дизайн немного раздражает. Не всегда хочется копаться в приложении.

    Как мне кажется, он будет популярен для некоторых приложений, обладающих не очень большим и сложным функционалом. Потратить 15 минут на изучение можно при желании. А вот заставить пользователя учиться пол часа для выполнения простой задачи — это перебор.


    1. sidny_vicious
      09.01.2017 18:47

      По сути ничего такого. Разновидность приложений для создания и обмена контентом (фото, видео) с различными примочками для его обработки и создания.

      Я для себя ничего интересного не нашел в snapchat. Я не люблю плодить селфи и делать кучу обработок и потом отправлять их друзьям.


  1. sumanai
    09.01.2017 18:28

    То чувство, когда ощущаешь себя старым. А мне ведь 25! И мобильный у меня полностью асоциален, эдакий КПК 00-х с сенсорным экраном, хотя я никогда не имел с ними дела.
    Кстати, ни про Snapchat, ни про Tinder вообще ничего не слышал. Я что-то упустил?


    1. Chamie
      09.01.2017 18:59
      +1

      ни про Snapchat, ни про Tinder вообще ничего не слышал. Я что-то упустил?
      Если вам не нужен сервис знакомств, то и Tinder тоже.


    1. sidny_vicious
      10.01.2017 05:24
      +1

      По сути ничего такого. Разновидность приложений для создания и обмена контентом (фото, видео) с различными примочками для его обработки и создания.

      Я для себя ничего интересного не нашел в snapchat. Я не люблю плодить селфи и делать кучу обработок и потом отправлять их друзьям.


  1. dmitry_ch
    09.01.2017 18:43
    +6

    Может, дело в людях? В том, что создание «забавных видео с музыкой» заменили для многих банальную работу ума? А те. кто привык для чего-то дельного использовать интерфейс, просто не могут понять, зачем такое тупое делать?


  1. zmeykas
    09.01.2017 19:23
    +3

    5-ти минутное знакомство со снепчатом закончилось удалением. Не столько потому, что сложно разобраться, сколько по эстетическим соображениям. Часто слышу упоминание в разных подкастах, но попробовать снова — не тянет, даже ради «прикольных штук». Видимо не целевая аудитория.


  1. RolexStrider
    09.01.2017 22:33
    +1

    «С мобильными девайсами все становится материальным и социальным» — вот читая такие сентенции представляю себе маркетоида-победителя-здравого-смысла, нараспев читающего такой себе рэпчик-речитатив: «С мобильными девайсами все становится материальным и социальным, йоу, реально-провокационным, крутым, стабильным, приносящим прибыль, еще метастабильным (не знаю, что это, но звучит круто), новую рифму дайте время придумать, хоть пол-минуты.


    1. Alexey2005
      10.01.2017 00:12
      +5

      Градиенты, объёмные кнопки на свалку истории сплавили:
      Чуваки девяностых просто не на тот дизайн поставили.
      Мобильные девайсы сегодня в модном тренде.
      Не будь лохом, внедряй повсюду параллакс и лендинг.
      Не нужно дрейфить, развиваться надо динамично,
      Метастабильно, провокационно, социально-лично.
      Всегда следуй за Джобсом, где бы он ни был,
      Дизайн должен быть не просто х#рнёй, а х##нёй, приносящей прибыль…


  1. Crypt0r
    10.01.2017 05:24
    +1

    Такое впечатление, что приложения для мобильных устройств (как и сами мобильные устройства) создаются не сколько в пользу практичности использования сколько в пользу привязанности. В подавляющем большинстве приложений не удосуживаются даже всплывающих подсказок для кнопок сделать: пусть пользователь сам догадается/попробует. А про лаконичный мануал я вообще молчу.
    <накипело>Ненавижу нажимать на кнопку, значение которой я не знаю! Например в Google-переводчике кнопка с изображением вьющейся веревки обозначает рукописный ввод О_о Конечно мне могут сказать «что трудно догадаться?» На что могу ответить «сделайте хотя бы всплывающую подсказку, я не одним вашим приложением живу». До недавнего времени я пользовался только Windows. Сейчас же в основном Ubuntu. И переход был абсолютно безболезненный: все интуитивно понятно! И это круто, когда можно набрать man и прочитать что не ясно. Но с мобильными устройствами все еще круче. Очередное обновление приложения? Готовитесь с… милые юзеры! Щас будете разбираться, и нам заодно расскажите, а то мы сами написали и ничего не поняли… В телефоне на Symbian Belle (о! еще бы печатную машинку вспомнил!) есть встроенный мануал, описывающий коротко и ясно функционал приложений. На всех кнопках меню есть всплывающие подсказки. Что мешает так сделать на Android?</накипело>
    Использование программы не должно превращаться в ритуал.


    1. n_demitsuri
      10.01.2017 11:44
      +1

      Справедливости ради хочу заметить, что в андроиде есть всплывающие подсказки к кнопкам. Вызываются долгим тапом по кнопке (чаще всего работает для кнопок действий в верхнем баре). Но, видимо, далеко не все разработчики делают. А так да.


    1. azShoo
      10.01.2017 12:02

      Проблема всплывающих подсказок предельно проста.
      На пк они, обычно, появляются при наведении. При пользовании мобильным девайсом такого понятие как «навел курсор» — нет. Ты сразу взаимодействуешь с элементами интерфейса.
      И упаси боже кого-нибудь создать приложение, в котором надо будет сначала тапнуть по элементу, что бы увидеть всплывающую подсказку, а потом ещё раз тапнуть — что бы на него нажать. Это же ад.

      Теоретически, так называемые wizard'ы, ака небольшой мануал при первом использовании приложения\функционала должны решать проблему.
      Но визарды рождают массу проблем. Основная — их никто не читает, а тупо прокликивают (это помимо того, что их нужно уметь создавать, а ещё поддерживать и актуализировать при малейшем редизайне или изменении приложения).
      Можно бесконечно долго обвинять разработчиков в глупости и равнодушности к боли пользователей (хотя есть и таки). Но… пример из моей практики: продукт — бизнес инструмент, т.е. помогает человеку зарабатывать деньги. Есть отдельный человек, который пишет классные мануалы и анонсы, которые доступны как внутри приложения так и из вне (ссылки, письма и прочее). Мануалы действительно приятно написаны, лаконичны, по делу, с хорошим языком и иллюстрацией. Он (человек этот) только и делает что 40 часов в неделю готовит эту документацию и анонсы, стараясь поспевать за темпами разработки.
      При этом читают эти мануалы единицы людей, даже когда им даешь ссылку на конкретный абзац. Люди предпочитают ломиться саппорту в скайп, писать гневные письма из-за очевидных проблем на их стороне и прочее. Лишь бы не читать мануал.
      Спрашивается, зачем компании это всё?


      1. Crypt0r
        10.01.2017 12:11
        +1

        Для отображения всплывающей подсказки необходимо сделать долгий тап («зажать») кнопку, как написано в комментарии выше. Зачем же так кардинально: тапнуть по элементу раз а потом еще раз? Долгий тап — прекрасная альтернатива наведению курсора для кнопки.


  1. spudro
    10.01.2017 05:24
    +5

    Мне кажется консоль/терминал сейчас можно считать примером вирусного дизайна?
    Сначала повозился пару дней с bash, потом он тебе кофе варит, а ты сидишь диву даешься, как же удобно, и без GUI!


    1. vadim_ig
      10.01.2017 11:59
      +1

      Идеально подходит! Только не «сидишь и диву даешься», а посвящаешь всю оставшуюся жизнь рассказам всем кому только кожно всеми доступными способами, как тебе хорошо живется без гуи.


    1. 776166
      10.01.2017 13:17

      У меня обратный эффект: не понимаю, как можно пользоваться GUI, если есть терминал.
      Всем рассказываю.


    1. Alexey2005
      10.01.2017 14:06

      После работы с современными IDE консоль кажется удивительно убогой. Там даже нет нормального автокомплита и всплывающих подсказок.
      В итоге команды для консоли удобнее набирать в настроенном редакторе — с подсветкой синтаксиса, автокомплитом и подсказками, а потом просто копировать в консоль.


      1. kellas
        11.01.2017 12:33

        Не IDE конечно, но всё же https://fishshell.com/


        1. kellas
          11.01.2017 13:16


  1. master65
    10.01.2017 11:44

    Не понимаю, как можно полноценно заменить клавиатуру+мышь тупым кликаньем по экрану. Интерфейс программ как в excel 2003 интуитивно понятен, не то что «shareable» маркетинг-интерфейс всяких инстаграмов.


  1. jiromjirom
    10.01.2017 11:44

    Считаю тут просто идет разделение по возрасту: для школоты и студентов вирусный дизайн самое то, они хотят и любят такие вещи и это скорей это тренд их поколения, для поколения 90х-00х и ранее, все уже не так доступно и понятно, заточка мышления цепляется за классику :)