Привет, Хабр!

Пришло время подвести итоги 2016 года. Здесь пойдет речь о второй попытке повторить успех с образовательным приложением “Русский язык — грамотей”. (о другой попытке мы писали ранее)



Введение


“Моя ошибка была в том, что я ожидал плоды от дерева, способного приносить только цветы.”
Оноре Мирабо

Конец весны… Вдруг по удачным стечениям обстоятельств нам удается найти партнера, у которого есть замечательный контент по русскому языку. А остается месяц до первого ЦТ (централизованного тестирования, к ЕГЭ мы не успевали). Доля сомнения в сроках присутствовала, но ведь программисты мыслят оптимистично и долго не думая, завариваем крепкий кофе, запасаемся шоколадом (С этим пора завязывать, хотя бы перестану удивляться отчего это у меня живот растет быстрее чем компилируется проект на gradle в Android Studio) и за дело.



Кратко о создании.


  • Завариваем кофе.
  • Рассматриваем предложенную базу вопросов (в XML).
  • Обдумываем пути использования (Обалдеть как много вопросов, более 50 000).
  • Выбираем необходимые куски курсов.
  • Завариваем вторую чашку кофе.
  • Покупаем и настраиваем сервер.
  • Создаем базу данных.
  • Парсим отобранные вопросы из XML в базу данных.
  • Делаем API для клиента (Android / iOS).
  • Параллельно создаем Android версию.
  • Фиксим баги.
  • Заливаем в Google play.

С этими задачами удалось управиться за 3 недели, буквально за неделю до первого теста по русскому языку.
«Умный учится на чужих ошибках»

О своих ошибках я говорил ранее. Здесь дополню всё предыдущее.

Новый опыт


1. Новая модель монетизации


Мы решили, что стоит открыть сразу только несколько курсов, а всё остальное открывается за монеты, которые можно получить на открытых курсах, отвечая правильно или покупать за реальные деньги. Чем больше вопросов в курсе, тем он дороже.

Скриншоты



За всё время из 64 000 (15 000 активных на данный момент) установок, было сделано целых 9 покупок!



2. Повторение неудачной модели монетизации в iOS версии приложения


Нам не удалось почувствовать разницу между доходом от Android версии и iOS.

«Android более активно устанавливают приложения, однако пользователи iOS тратят намного больше денег.»

Но увы и ах. Версию для Apple Store мы выпустили 16 ноября 2016 года.
За всё время с 10 000 пользователей было совершенно 5 покупок!

3. Мало времени уделили контенту


Вопросы в приложении организованы не подходящим образом, иногда напоминают “макароны”, а найти что-то конкретное очень трудно без поиска. У нас курсы расположены списком с тремя уровнями вложенности с рекламными баннерами между элементами. А убрать из списка курсов такие названия как: ”Итоговый тренинг 1”, “Итоговый тренинг 2” руки не дошли.

4. Подсмотрели решения у популярных приложений, но не использовали


Когда дело доходит до такого контента как “Русский язык”, то возникает множество мнений, как ошибочных так и верных, в которых одни утверждают, что вопрос непонятен, ответы неверны и всё это пишут в отзывах, занижая при этом рейтинг приложения. Одним из удачных решений я увидел в Duolingo, где вы можете посмотреть обсуждение вопроса с другими пользователями, и ответы специалистов, а также оставить свой комментарий.

От этого выигрывают все.

Пример из Duolingo


5. Если у вас есть возможность сделать приложение работающее без интернета — лучше сделайте это.


Мы были ограничены по времени, поэтому самым простым вариантом виделось полностью онлайн приложение. Вся пользовательская статистика хранится на сервере, вопросы и даже покупки. Такое решение ускорило время на разработку, но не обошлось без косяков, когда сервер внезапно ложился. Возрастало количество плохих отзывов по этому поводу, многие недовольно высказывались на этот счет. Из плюсов — это постоянная синхронизация с сервером, которая позволила быстро исправлять ошибки в вопросах, решать проблемы с покупками монет

Краткий вывод: Рынок СНГ огромный, как и конкуренция в Google play. Мы не проводили глобальных исследований о том, что хотят видеть в подобном приложении пользователи, какие курсы они хотели бы повторять, что возможно стоило сделать заранее. Судя по подобным приложениям, популярным является максимально простой контент. Мы пытались сделать наши вопросы максимально простыми и дружелюбными, но над этим нам еще предстоит поработать. А что касается модели монетизации, то стало понятно, что для такого вида приложения нам она не подходит, поэтому было принято решение, сделать все курсы полностью бесплатными и открытыми для использования, а оставить только рекламу внутри приложения.

Опыт распространения.


1. Appleinsider


Удалось договориться напрямую с генеральным Директором сайта о размещении публикации на их сайте. Писал обзор самостоятельно. Как оказалось — сайт помогает молодым разработчикам вплоть до полностью бесплатного размещения или различных скидок на публикации. Количество установок возросло значительно.

Приложение появилось во многих топах. Несомненно использовать такую рекламу стоит, но только вместе с максимально большим количеством других источников.

Результат статьи


Результат: 18 600 просмотров
Переходов: 3592
Стоимость: Бесплатно
Комментариев: 22
Как: Индивидуальное письмо на почту указанную в контактах

2. 4pda


Обзор платный, договориться о скидках не удалось, но всё таки захотели узнать, какой выхлоп сможем получить. Заказали тариф “Комплекс”. Для вас пишут свой обзор, согласовывают с вами его и публикуют в выбранное вами время. Однако как видно из результата он оказался не самым эффективным. Всего 8 677 прочтений, конечно ожидалось больше. Такой способ распространения имеет место быть, но эффективнее использовать его одновременно с другими источниками, для достижения наибольшего эффекта и выхода в топы.

P.s. iOS версия не получила большого прироста трафика от статьи. Только Android версия. (Стоит это учитывать)

Стоимость за переход вышла примерно 0.10$
Статья вышла 2 декабря

График загрузок зя ноябрь - декабрь 2016 года


Охват: 155 382 (уникальные пользователи, увидевшие анонс).
Прочтений: 8 667 (пользователи, заинтересовавшиеся материалами).
Переходов:2348 (переходы на маркет).
Комментариев: 47
Стоимость: 250$
Как: раздел для разработчиков

3. Tut.by


Первым большим ресурсом был tut.by, статью на котором мы опубликовали сразу после выхода приложения. Статья была слабо заметна на сайте, из-за чего такой маленький охват. Со статьи пришло порядка 1000 человек.

Охват: 10 400
Переходов по ссылке: неизвестно
Стоимость: 400$

4. Социальные сети


Android Blog (1.7 млн. аудитория)
Впервые я решил выйти на владельца группы напрямую. Здесь вы можете сэкономить и найти общий язык, возможно получить дополнительную скидку на публикацию.

Охват: 30 000
Переходов по ссылке: 457
Лайков: 238
Репостов: 11
Комментариев: 17
Стоимость: 15$ с учетом скидки
Как: Через контакты

Далее группы через биржу:

Группа: “Реальность”
Подписчиков: 1 800 000
Охват: 13 400
Переходов по ссылке: 48
Стоимость: 8$

Группа: “Горе от ума”
Подписчиков: 360 000
Охват: 14 500
Переходов по ссылке: 130
Стоимость: 5$

Группа: “Барахолка Минск Беларусь”
Подписчиков: 193 000
Охват: 7 000
Переходов по ссылке: 88
Стоимость: 5$

Группа: “ЕГЭ ОГЭ русский язык”
Подписчиков: 123 000
Охват: 3 300
Переходов по ссылке: 65
Стоимость: 4$

Группа: “Мотивация”
Подписчиков: 910 000
Охват: 13 400
Переходов по ссылке: 80
Стоимость: 7$

5. Дополнительные способы


5.1 Пуш уведомления из другого приложения

Как я упоминал выше у нас есть приложение «Quick Brain», месячная аудитория которого достигает 120 000 активных пользователей. Я отправлял уведомление для русскоязычных пользователей (не всем конечно же) со ссылкой на приложение русского языка.

Количество открытий уведомления: 10%
Примерно 50% открывших уведомление устанавливали приложение.

5.2 Ссылка на список приложений в других ваших приложениях.

На главной странице «Quick Brain» есть кнопка открывающая весь список наших приложений в Google play. Это приводит некоторый трафик, но на много меньше. (Точную цифру сказать сложно)

5.3 Обновлять топики на популярных форумах.

Я использую постоянно следующие форумы:


Самое главное — это обновляйте ваши посты, иначе они просто потеряются и перестанут приносить результат.

Так же я попробовал следующие сайты:

reddit
Судя по всему продвинуть свой продукт здесь сложно, ссылки ввиде рекламы удаляются быстро или минусуются жестко. Нормальный вариант — это набить себе рейтинга, активно учавствоя в обсуждениях или постить что-то интересное, но не рекламного. Затем можно найти профильный subreddit и пробовать писать туда (например AndroidGaming), как я мог понять, реклама должна составлять менее 10% от вашей основной активности.

pikabu
Крайне специфический сайт для продвижения, но с правильным подходом может быть крайне эффективным. Мне к сожалению не удалось сделать эффективную рекламу на нем, но что-то из этого получить удалось.

Суть напоминает reddit, только проще. С маленьким рейтингом можно публиковать до одной публикации в день, я начал поднимать себе рейтинг создавая разные шуточные посты. Затем попробовал пропиарить свое приложение, от чего схватил сразу же кучу минусов, из-за чего удалил пост. Следующий пост уже был рассказ о том, как для меня важно делать такие игры, какой опыт я получил, с чем сталкивался. Данный пост встретили более радужно, но и не без косяков. Но комментарии некоторых пользователей вам будут крайне полезны.

P.S. Ранее, в прошлых публикациях я говорил о том, что использую Firebase Notifications для пуш уведомлений, но на своем опыте убедился в том, что он не достаточно гибкий и удобный в использовании. Я перешел на onesignal и до сих пор доволен результатами.

Вывод:


Попытка создать полезное приложение для нашего рынка обернулось для меня хорошим опытом, большими затратами и ценными связями. Могу ли я сказать, что я рад этому — несомненно.
“Что я вынес из всего этого?” — в следующий раз, я протестирую приложение более тщательно, испробую на большем количестве реальных пользователей, лучше проработаю UX составляющую проекта (возвраты в приложение, качество, стабильность, средняя сессия), перед тем как начинать рекламные кампании. Перед этим подготовлю максимально возможное количество текстов, информации. Создам на основных площадках рекламные объявления, постараюсь выйти на те же ресурсы с обзорами. Так же буду подходить к приложению и его распространению с точки холодного расчета, а не эмоционального. Рынок СНГ большой, но чтобы получить хорошую выгоду от него, нужно хорошо продумать и испробовать монетизацию. Я всё еще планирую продолжать работать над этим приложением и хочу сделать его более популярным и востребованным. Всё что нужно — это учиться на своих ошибках и не позволять им повторяться.

В итоге было потрачено около 1000$ на всё. Доход 50$ (грязными). Дорогой получился опыт для меня, но для вас он бесплатный.

Спасибо за внимание!

С уважением,
Александр
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (8)


  1. Dageron
    16.01.2017 13:13
    +3

    4pda
    iOS версия не получила большого прироста трафика от статьи. Только Android версия. (Стоит это учитывать)


    На 4pda преимущественно сидят пользователи андроида, т.к. по сути ресурс на 70% живет за счет богатой базы apk-файлов на форуме, в том числе и «платных», выложенных бесплатно. Уникального своего рода андроид-ресурс русскоязычный получился, своеобразный «рутрекер для мобильных приложений».

    Вообще, статья познавательная, удачи вам!


    1. AlexanderKrupiankou
      16.01.2017 13:16

      Как раз мы подозревали, что iOS особо много не получит от 4pda, т.к. изначально они захотели писать обзор именно на Android версию. Но по крайней мере хороший опыт работы с ними получился.

      p.s. существуют трудности с распространением на зарубежный рынок.


  1. Shannon
    16.01.2017 15:48
    +6

    Видя подобные приложения и описание истории «неуспеха», всегда возникает вопрос:
    Почему вы вообще ожидали что приложение будет популярным и кто-то будет в нем что-то покупать?

    Почему в таких статья в укор читателю ставится, что мол «всё плохо, а вы говорите мобильная разработка».

    Почему размещая рекламу на развлекательных порталах, вы ожидаете что кто-то заинтересуется учебником русского языка?
    Почему вообще возникает мысль, что у платежного населения есть желание обучаться русскому языку? Если у них есть деньги, они уже знают русский на достаточном для себя уровне

    Почему вообще у кого-то возникает мысль, что скучные вещи преподнесенные в «игровой форме» становятся менее скучными?
    И самое главное, почему кто-то думает, что если написать в описании «Встречайте лучшее приложение! Обучайтесь в игровой форме», то внезапно вопросы вида

    Установите соответствие, определив, какую синтаксическую роль выполняют имена существительные в предложении.

    Определите, какие гласные следует писать в суффиксах глаголов в инфинитиве и в форме прошедшего времени, установите соотвествие.
    не перестанут ломать мозг, и не будут требовать 4 раза прочитать, а потом пятым еще раз медленно, чтобы понять что там написано.

    Это не в укор автору, а просто вопросы, которые должен задать себе каждый, прежде чем начинать разработку приложения с ожиданием коммерческой выгоды.


    1. AlexanderKrupiankou
      16.01.2017 16:02
      +1

      Вы всё написали очень четко и по делу.

      Почему вы вообще ожидали что приложение будет популярным и кто-то будет в нем что-то покупать?


      Мы исследовали рынок на наличие приложений по русскому языку. Есть разные. Викторины, тесты, грамматика и прочее. У многих количество установок превышало 100 000, у некоторых и вовсе 5 000 000 — 10 000 000. И рано или поздно школьникам придется столкнуться со сдачей каких-либо экзаменов по русскому языку и оно станет для них полезным.

      Почему размещая рекламу на развлекательных порталах, вы ожидаете что кто-то заинтересуется учебником русского языка?


      На некоторых сайтах публикацией действительно интересовались, однако не в таком масштабе, как хотелось бы, а рекламировать приложение на профильных сайтах не удалось и аудитория их еще меньше обычно. Здесь скажем был выстрел на максимальный охват аудитории.

      Почему вообще возникает мысль, что у платежного населения есть желание обучаться русскому языку? Если у них есть деньги, они уже знают русский на достаточном для себя уровне

      Можно сделать расчет, что родители детей, дают мобильные телефоны детям не только для игр и отвлечения но зачастую и чтобы ребенок провел время с пользой. Многие могут себе позволить купить (если приложение платное).

      Почему вообще у кого-то возникает мысль, что скучные вещи преподнесенные в «игровой форме» становятся менее скучными?


      Геймификация – применение игровых механик в неигровых процессах. При правильном применении этот подход позволяет в разы увеличить эффективность решения бизнес-задач.


      Считается, что внесение игровой механики заинтересовывает пользователей гораздо больше. Мы проверили такое на своем прошлом приложении Quick Brain — это математическая игра. Кажется, что математика — это как русский язык, скучный, но правильно преподнеся ее можно завлечь человека.

      И самое главное, почему кто-то думает, что если написать в описании «Встречайте лучшее приложение! Обучайтесь в игровой форме», то внезапно вопросы вида


      Здесь согласен, как я писал выше, наш контент достаточно сложный и требует уменьшения сложности. Но в начале мы выпускали приложение с целью подготовки к экзаменам. Это значит ученики старших классов, перед поступлением. Обычно — это подразумевает, что ученик заинтересован и мотивирован выучить максимально много, за максимально короткое время. В этом мы и решили помочь, собрав множество задач по языку в одно приложение. А вот, для других пользователей действительно возникнет сложность с пониманием большинства вопросов. Но ведь это русский язык, он сам по себе сложный.

      Это не в укор автору, а просто вопросы, которые должен задать себе каждый, прежде чем начинать разработку приложения с ожиданием коммерческой выгоды.


      Теперь мы действительно пересмотрели нашу стратегию и сейчас работаем над тем, чтобы мы смогли и выпустить полезное и завлекающее приложение и плюс ко всему выгодное для нас.

      Спасибо!

      С уважением,
      Александр


      1. Danov
        16.01.2017 18:58

        Насколько успешен Quick Brain?


        1. AlexanderKrupiankou
          16.01.2017 19:36

          В день играет по 12 000 активных пользователей, новых от 2 000 до 3000 в день.
          Количество скачиваний более 650 000. Активных из них 140 000.

          Приносит в день в среднем 20 — 30 евро.
          Самый лучший месяц принес 1 100 евро.


      1. K0styan
        17.01.2017 12:20
        +1

        Извините, но это не планирование продукта… «Исследовали рынок», «рано или поздно школьникам придется столкнуться», «можно сделать расчет» — так дела не делают. Нет ответа на главный вопрос — какую конкретно проблему решает ваше приложение? Почему оно решает проблему лучше, чем привычные и бесплатные методы? Что именно я как пользователь получу, если заплачу вам денежку?

        Убью время решением головоломных задач? — тогда надо действительно потратить изрядные усилия, чтобы задачи были интересными.

        Подготовлюсь к экзамену? — тогда задачи должны быть максимально приближены к экзаменационному формату (хотя по опыту, приложения для подготовки к ЕГЭ тоже не автоматически начинают бабло приносить)

        И все это надо обязательно тестировать на живых пользователях. Хоть на бумажке. Хоть в чатике мессенджера. Как угодно. Пока не начнут сами просить «а давай еще один такой вопросик!» — говорить о настоящей заинтересованности бессмысленно.


        1. AlexanderKrupiankou
          17.01.2017 12:25

          Вопросы, которые мы используем, не придуманы из головы, они взяты у партнера, который работает со школами. Их сервис запущен и работает с этими же вопросами. У нас в приложении собран курс, который максимально приближен к ЦТ (централизованное тестирование), так же отлично подходит для подготовки и к другим экзаменам. Наше приложение полностью беслпатное, ранее, пока мы не открыли все курсы, можно было совершенно бесплатно продвигаться по всем курсам не заплатив ни копейки. Наше преимущество в том, что у нас это всё собрано в материал, подходящий для подгтотовки к экзамену, вопросы созданы профессионалами, можно сравнивать рекорды с другими пользователями, мы можем изменять в реальном времени вопросы и исправлять ошибки, быстро реагировать на отзывы пользователей.

          Как раз таки такие вот головоломные задачи и используются в тестах (большинство как минимум.)

          Вот по сути, данная версия приложения в каком-то мысле и есть тестирование. Мы разработали на основе полученных данных, новый дизайн приложения по русскому языку и будем подготавливать вопросы более тщательно.