Односторонние зеркала являются элементами фильмов, ТВ-шоу и юзабилити-лабораторий.


Одностороннее зеркало (или двустороннее, зависит от того, кого вы спрашиваете) является постоянным инструментом допросов, психологических экспериментов, фокус-групп и юзабилити-тестов.


Одностороннее зеркало представляет собой специальный кусок стекла, освещённый с одной стороны, чтобы позволить наблюдать за людьми, находясь по другую сторону от стекла.


Эта технология, на самом деле, является достаточно старой и идущей от "прозрачного зеркала", запатентованного в 1903 году.


Исследователи однажды решили, что одностороннее зеркало является необходимым в работе, но в последние несколько лет я вижу, что компании уходят от его использования. Здесь некоторые преимущества и недостатки одностороннего зеркала.


Преимущества


  • Обзор: Наблюдая под правильным углом вы можете видеть всю комнату в контексте и, таким образом, охватить все значимые сведения, такие как эмоциональные выражения участника и взаимодействие с куратором. Обзор особенно ценен когда вы наблюдаете взаимодействия участников с физическими предметами(например, настройка ТВ) и их перемещение по комнате.


  • Малая технологичность: Одностороннее зеркало не требует большого обслуживания после установки(оно не просит электричества, кабелей, конвертеров).


  • Круто выглядит: Причиной для появления в односторонних зеркал в фильмах и ТВ-шоу является то, что они круто выглядят! Они были одними из основных объектов в экскурсиях по лаборатории, когда я работал в Oracle. Если у вас есть одностороннее зеркало, вы хотя бы выглядите как серьёзный исследователь.


  • Лучше, чем комната полная людей: Наблюдать через одностороннее зеркало лучше, чем иметь толпу людей переполняющих комнату с участником или смотрящих через плечо участника. Это также является менее отвлекающим фактором для участника, так как наблюдатели не ходят вокруг и не болтают.

Недостатки


  • Отпугивает некоторых участников: Односторонние зеркала едва ли являются тактичным предметом, но участники обычно знают их цели(они смотрят ТВ и фильмы тоже!). Некоторыми людьми они воспринимаются как "отпугивающие, действующие на нервы и некомфортные". Такое восприятие может влиять на поведение участника, даже несмотря на то, что для понимания эффектов, если таковые будут, нужно как можно больше данных.


  • Ограничивает вид: Это может быть сложно, чтобы увидеть экран компьютера участника находясь за зеркалом. Происходящее на экране является наиболее интересным для наблюдателей в сессии юзабилити-тестирования. Следовательно, наблюдатели, в конечном итоге, смотрят на происходящее на мониторе участника. Которое может быть отправлено в любую точку мира. На самом деле, многое из того, что вы можете получить от одностороннего зеркала может быть получено с помощью хорошо размещённых камер и прямой потока от компьютерных мониторов.


  • Требует большого выделенного пространства: Для работы с односторонним зеркалом вам нужна комната для обозрения, примыкающая к лаборатории. Обычно это требует выделения большого пространства, которое во многих городских районах стоит существенных денег.


  • Увеличивает шум и световое загрязнение: Находясь рядом с участниками и наблюдать за ними сквозь зеркало означает, что наблюдатели вынуждены разговаривать тише(никакого смеха и громких разговоров) и держать комнату наблюдения в темноте. Отсутствие наблюдателей в комнате с участниками уменьшает отвлекающие факторы, но не полностью. Открытые двери, включенные компьютеры и телефоны генерируют свет и позволяют участникам увидеть наблюдающих, что может создать неловкое положение для участников и это отвлечёт их.

Действительно ли, что зеркало воздействует на поведение?


Каждая исследовательская команда должна взвесить практические преимущества и недостатки одностороннего зеркала. Но одним из вопросов для рассмотрения является "В какой степени одностороннее зеркало действительно влияет на поведение участников и как сильно это может повлиять на ваши исследовательские заключения?".


Когда мы заглянули в литературу, мы нашли небольшую дискуссию о том, как одностороннее зеркало влияет на поведение и некоторые исследования о влиянии самих зеркал. После этого, когда участники смотрели в зеркало, они начинали всматриваться в себя, что имеет последствия. Мы обнаружили, что зеркала увеличивают самоосознание себя, что ведёт к:



Как одностороннее зеркало может влиять на данные из юзабилити-тестов, глубинных интервью или фокус-групп это всё ещё открытый вопрос. Занимательно, что я не заметил разницы в поведении между участниками в экспериментах с односторонним зеркалом или без него. Jim Lewis, исходя из его опыта, также говорит о наличии небольшого влияния, но он привёл запоминающийся пример:


За более чем 200 людей, которых я наблюдал в те годы, я только один раз столкнулся с участницей, которая так нервничала, что мы отправили её домой. Ещё там был парень, который обучался работе с принтером. Его работа заключалась в подаче в принтер фальцованной бумаги(помните такую?) и выпрямлении её так, чтобы информация печаталась в правильных областях. Он был так расстроен своей задачей, что однажды он выдернул бумагу из принтера, скомкал её и бросил в одностороннее зеркало(по случайности, в комнате не оказалось куратора). Это единственный раз, когда я могу думать о том, что кто-то приходил, чтобы думать о наблюдателях во время работы над задачей. В большинстве случаев участники приходили, чтобы быть полностью поглощёнными их задачей.


Одностороннее зеркало, зеркало на стене...


В нашей лаборатории в MeasuringU мы имеем полностью цифровой набор оборудования и решили, что мы против использования одностороннего зеркала(его минусы перевесили его плюсы для нас). Но если у вас есть одностороннее зеркало(или вы думаете установить одно), то вот несколько лучших практик, основанных на опыте других исследователей:


  • Не притворяйтесь, что зеркала не существует. Лучше расскажите об его существовании и объясните его использование. И не забудьте предоставить шанс для участников обратиться к вам с проблемой.


  • Думайте, когда модерируете сессию изнутри лаборатории, а не представляйте собой голос бога, даже несмотря на то, что нужно больше исследований для понимания эффектов, если такие есть, по месту нахождения куратора.


  • Рассаживайте участников так, чтобы они не сидели лицом к зеркалу. Это уменьшит шанс того, что они будут всматриваться в зеркало и будет меньше им напоминать о том, что за ними наблюдают.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (2)


  1. lostpassword
    29.01.2017 16:01

    А можете просветить, что это за юзабилити-лаборатории и какие у них цели?


    1. kvothe
      30.01.2017 22:26

      Просветить — это вряд ли. Я не занимаюсь UX, просто перевожу в качестве малюсенького хобби. Мои знания основываются на чтение пары статей, в том числе и на хабре. Помню, что юзабилити-лаборатория — лаборатория, в которой исследуют опыт взаимодействия пользователей с интерфейсом продукта. Но, это, скорей всего, далеко не полное описание.