Давид Ян, основатель ABBYY
IT-бизнес не всегда начинается с разработки софта. Да, многие на салфетках в ресторанах пишут идеи будущего стартапа, кто-то по ночам запиливает свой opensource проект, где-то прямо сейчас в гараже паяльником на raspberry pi создают новый умный дом. Но иногда бизнес в сфере IT вырастает из традиционного, консервативного предпринимательства (там, где покупают вагон сгущенки, а потом меняют на состав скрепок). В таких условиях трудно представить, как команду эффективных менеджеров дополнит команда разработчиков.
Яркий пример классического бизнеса, переросшего в крупный IT-проект, есть в биографии Давида Яна. Все знают Давида как сооснователя ABBYY. Некоторые помнят, что он приложил руку к созданию первого в мире карманного коммуникатора Cybiko. С 2004 года в его жизни появился ресторанный бизнес, из которого вырос большой IT-продукт – решение для автоматизации ресторанного бизнеса iiko, вышедшее за пределы небольшого кафе, открытого Давидом Яном, и очень быстро попавшее в топ-3 российского рынка.
А при чем тут Ivideon, спросите вы?
Очень просто. В январе 2017, пока все отдыхали, команда Ivideon провела интеграцию с решением iiko и запустила совместный продукт…
IT-бизнес не с нуля: Давид Ян идет к автоматизации
По мнению Давида Яна, начинают компанию романтики и авантюристы, а делают компанию skill ball и реальным долгосрочным бизнесом прагматики, способные говорить «нет». Ян сам себя причисляет к романтикам – тут противоречий нет. С 1989 года в IT-бизнесе, он не остановился на одной ABBYY.
Про историю ABBYY рассказывали много раз, а вот про ресторанный бизнес Давида известно мало. Всё началось с посиделок с друзьями, когда к основателю ABBYY приходило по 70 человек на 70 квадратных метров (история умалчивает, что по этому поводу думали соседи). Так появилась идея, что нужно место, где легко было бы собираться с друзьями.
Идея выросла в открытие FAQ-cafe в Газетном переулке, затем появились кафе и рестораны ArteFAQ, Defaqto, «Сестры Гримм» – не количество друзей резко выросло, а новый бизнес стал приносить прибыль. Причем Ян не взял на себя обычную роль инвестора с мешком денег. Он ходил на курсы барменов, работал официантом, шеф-поваром, управляющим – проникался особенностями и требованиями нового для себя рынка.
Давид начал изучать ПО, используемое в ресторанах и кафе. В то время на рынке был представлен большой зоопарк систем автоматизации ресторанов, но все они не соответствовали представлениям предпринимателя о том, как должен выглядеть удобный и эффективный софт.
В это же время коллега из ABBYY познакомил его с основателем IT-консалтинга GlowByte (производитель решений для бизнес-аналитики и хранилищ данных) Максимом Нальским. Максим всю жизнь посвятил B2B-продуктам, среди которых Pyrus для организации рабочих процессов, призванный заменить использование электронной почты в корпоративной среде, а также ФинГрад для управления финансовой отчетностью.
Давид и Максим решили создать комплексную систему, объединяющую все процессы в ресторане: кассу, онлайн-продажи, склад, зарплаты, управление персоналом, отношения с поставщиками, с гостями и т.д. Ранее во всем представленном на рынке ПО все процессы автоматизации ресторана плохо взаимодействовали между собой, наследуя худшие черты софта из 90-х: они были слишком простыми и не были комплексными.
Так усилиями двух людей появилась компания iiko: instant information, knowledge & operations. Потребовалось еще три года на создание продукта, способного в удобной и понятной форме охватить все аспекты деятельности ресторана.
Стоимость полной автоматизации (включая оборудование, железо, компьютеры, обучение, внедрение, лицензию) от iiko была сопоставима по затратам с любой другой системой автоматизации. Но дело в том, что iiko дает в несколько раз больше ресторатору и позволяет масштабировать бизнес, видеть финансы, склад и отношения со своими сотрудниками в онлайн-режиме – это позволяет больше зарабатывать денег, лучше обслуживать гостей.
В самом FAQ-cafe до внедрения iiko получали стандартно около 20% прибыли к распределению, имея оборот в районе 2,5–3 миллионов рублей в месяц. Но после внедрения iiko несколько барменов уволилось, несколько поваров сменилось, а прибыль фактически удвоилась за счет сокращения финансовых потерь.
На конец 2016 года к iiko подключились более 14 000 ресторанов в 20-и странах мира и порядка 40 % новых открывающихся ресторанов в России используют эту систему для автоматизированного управления бизнесом.
Автоматизация ресторанов и видеонаблюдение
Ретро-касса. С этого все начиналось
Видеонаблюдение уже установлено во многих заведениях, но, даже не смотря на то, что мы живем в 21 веке, связь между установленными камерами и теми же кассами у большинства владельцев ресторанов просто отсутствует. И доходит до смешного – в случае обнаружения подозрительной операции на кассе менеджер находит время этой операции и вручную ищет запись с камеры, относящейся к этому времени.
Не так уж затруднительно проанализировать пару операций в месяц, но реальность такова, что каждый день касса формирует десятки, а иногда и сотни операций, которые могут свидетельствовать о существенных потерях для бизнеса. И в этом случае анализировать видеозаписи вручную – это колоссальная трата времени.
IIKO позволяет управлять заведением в режиме реального времени, однако возможности системы не безграничны. Одни только отчеты программы не всегда могут сказать, где возникла проблема (и кто случайно дал сдачу покупателю из собственных денег, а не из кассы). Поэтому возникла необходимость использовать совместно и камеры видеонаблюдения, позволяющие визуально зафиксировать все происходящие события, и осуществлять всесторонний контроль кассовых операций.
Системы видеонаблюдения, благодаря тесной интеграции с программами автоматизации, отслеживают кассовые события параллельно видеозаписям, фиксируемым камерами. Это позволяет наглядно определить факт мошенничества, а также получить общую картину наряду с информацией о кассовом событии.
Мошенники на самом деле редко изобретают что-то новое, а чаще всего следуют отработанным за годы схемам. Поэтому для пресечения махинаций были разработаны и внедрены дополнительные модули в программы автоматизации, помогающие выявить нарушения благодаря шаблонным алгоритмам действий кассира.
Облачный сервис Ivideon развивает видеонаблюдение с 2010 года (подробнее писали на Хабре). Рано или поздно мы должны были заняться и автоматизацией ресторанов. Опросив десятки пользователей, организовав несколько конференций, компания приступила к созданию необходимого продукта. Так появился проект Ivideon Кассы.
Ivideon Кассы: подключиться и пользоваться
Находясь в личном кабинете (ЛК) Ivideon, пользователь выбирает раздел «Кассы» и попадает на страницу данного раздела.
(Если вы давно не заходили в Ivideon, то могли не заметить, что мы обновили дизайн всего ЛК)
Решение Ivideon Кассы быстро разворачивается, не требует больших стартовых затрат и позволяет посмотреть кассовую операцию и ее видеозапись прямо в ленте событий.
Вот, к примеру, страница «Цифра дня» в разделе статистики — краткая сводка цифр, говорящих о результатах работы заведения. Все значения считаются силами Ivideon, динамично, в зависимости от получаемых событий с кассовых терминалов.
На странице «Кассовые события» пользователь может просмотреть события с касс вместе с видеозаписями с камер. Есть возможность отразить только самое важное из длинного списка возможных действий кассира: от включения терминала после некорректного выключения (важное) до переноса позиций в новый заказ после пречека (обычное).
Синхронизация кассы с камерой позволит просмотреть конкретное кассовое событие просто нажав на него в ленте событий, а не сидеть и не сверять ленту событий в кассовом софте и видеоархиве по времени. События можно отфильтровать и просмотреть список всех событий за неделю. А выбранное событие (отрезок событий) из архива можно сохранить на компьютер.
И немного машинного интеллекта
События в любой кассовой системе отвечают на вопросы:
? что произошло;
? когда произошло;
? кто это сделал.
В каждой кассовой системе есть свой текстовый набор событий, помогающий пользователю быстро сориентироваться в ситуации. По информации, полученной от iiko, за сутки для малого и среднего бизнеса среднее количество событий в одном заказе — 8–10 шт., а среднее количество заказов в одном заведении — 100–200 шт.
Уже на первом этапе разработки совместного продукта нам удалось существенно уменьшить объем видеозаписей, которые необходимо просмотреть для выявления нарушений. Так как теперь в поле зрения попадают только записи, в которых присутствуют события от кассовых систем, что означает, что в данный момент времени оператор производит некие действия, которые можно визуально проверить.
Но даже в этом случае, количество записей было таким, что для их анализа требовалось несколько часов оператора в день для проверки работы всего одной кассы.
И тут на помощь приходят дополнительные интеллектуальные алгоритмы, которые позволяют уменьшить работу оператора до 20 минут в день, выделив автоматически наиболее подозрительные операции! И в этом случае Ivideon становится незаменимым инструментом администратора или собственника ресторана.
Чтобы система на основе полученных событий от кассового терминала могла предполагать факт мошенничества, необходимо понимать механику действий недобросовестного сотрудника. Для этого внедрена система алгоритмов, помогающая выявить вероятную махинацию, либо операционную ошибку сотрудника кассы, и оповестить об этом оператора.
Существует множество способов мошенничества с кассой. Каждый из способов характеризуется набором определенных событий. Например, очень подозрительно выглядит операция отмены чека. Клиент заказал кофе, ему распечатали пречек (это информационный листок, не прошедший через кассовый аппарат, но выглядящий как чек), клиент оплатил. Пришел второй человек и заказал тоже кофе. Официант не закрыл стол предыдущего клиента, а просто отменил предыдущий пречек и нажал «Печатать блюдо повторно». Таким образом, предыдущий чек не попал в систему как оплаченный. И всё – деньги можно красть, а расход продуктов (кофе) списать на что угодно.
Подключение Ivideon к iiko позволяет автоматически выявлять подобные нарушения и рекомендовать оператору обратить внимание на несколько событий на кассе, сэкономив его время на необходимость просмотра всех записей.
Если пользователь хочет прямо сейчас убедиться, что с кассой все в порядке, то ему достаточно просмотреть изображение с камер и журнал событий кассового терминала.
Если пользователю нужно получать уведомления о возможном мошенничестве среди персонала, то он включает функцию получения уведомлений, выбирая те важные события, которые хотел бы получать.
Выводы: подключаемся
Ivideon с помощью iiko мониторит события с кассовых терминалов, используя при этом облачную архитектуру для хранения информации о событиях и видео. Данные предоставляют в привычном для наших пользователей интерфейсе личного кабинета из любого браузера. А если нужно только смотреть видео (без кассовых операций), можно заходить через iOS и Android устройства.
Коротко итоги:
? событийный контроль кассовых операций — можно найти видеоотрезки конкретных операций, а также получать уведомления о возможных нарушениях кассовой дисциплины;
? экспорт роликов нарушений из архива;
? просмотр краткой статистики доходов;
? интерфейс, в котором удобно просматривать историю событий;
? с облаком нет затрат на дополнительное оборудование или локальное хранение (хотя локально хранить данные можно через гибридную запись);
? доступ к системе из любого веб-браузера или (без кассовых операций) мобильного браузера;
? простое подключение — скачать одну программу.
IIKO для нас стал minimum viable product проектом, на момент запуска которого мы не были на 100% уверены в успехе. Но результаты превзошли все ожидания и мы запустили разработку интеграции с несколькими другими популярными кассовыми системами. Прямо сейчас начинаем тестирование работы с кассовой системой «ШТРИХ-М». Напишите нам, если у вас установлена эта система автоматизации, чтобы принять участие в тесте и получить от Ivideon бесплатную камеру для кассы.
У вас ресторан с кассой iiko, и вы хотите подключить ее к Ivideon? Оставьте свои контакты по ссылке и получите доступ.
Поделиться с друзьями
Комментарии (6)
c412ce
17.02.2017 00:08Наверно, чтобы удешевить систему наблюдения имеет смысл применить камеры HD-разрешения, имеющие высокое разрешение, но относительно невысокую стоимость реализации и обслуживания.
randall
17.02.2017 10:03Для контроля касса не обязательно ставить дорогие камеры. HD картинка понадобится в том случае, если параллельно нужно контролировать и очередь перед кассой (в магазине, например). Такие штуки мы тоже делаем, расскажем в одной из следующих статей.
WWWorm
Если вы прикрутите наблюдение к кассам evotor (включая наложение данных по продажам) — тогда сразу получите и кусок розницы без особых проблем.
randall
Доберемся, если им самим будет интересно тоже.
WWWorm
Если сделаете — можем быть первыми подопытными кроликами %)