Компания Google объявила о грядущем закрытии Google Site Search (GSS, он же Google Поиск для сайтов). Этот продукт предлагался для установки поиска Google на своём сайте. Всего за $100 в год можно было подписаться на дешёвый тариф, предусматривающий до 20 000 поисковых запросов (тариф для блогов, личных сайтов). Самый дорогой из открытых тарифов — $2000 в год с лимитом до 500 000 поисковых запросов в год. Для самых крупных партнёров действуют индивидуальные тарифы.
Теперь Google будет предоставлять эту услугу только в виде Custom Search Engine (CSE), то есть бесплатно с неотключаемой рекламой и брендингом Google.
О планах закрытия GSS компания сообщила вчера в почтовой рассылке для своих партнёров и клиентов. Но плохие новости распространяются очень быстро, так что на следующий день информация попала в СМИ.
Текст письма, которое Google разослала клиентам
Сегодня информация о закрытии сервиса размещена на англоязычной странице GSS.
GSS исправно работал на сайтах партнёров с 2008 года. Нынешним клиентам разрешат пользоваться продуктом до конца текущей лицензии, но с 1 апреля 2017 года оформление новых лицензий будет прекращено. Так что если вам крайне необходим поиск Google на своём сайте — поспешите оформить подписку до 1 апреля 2017 года.
После того как лимит на количество запросов по текущей лицензии будет исчерпан, аккаунт будет автоматически переведён на услугу Custom Search Engine (CSE), сказано в информационном сообщении Google.
Несмотря на постепенное закрытие услуги, Google обещает продолжать оказывать техническую поддержку клиентам на протяжении всего срока действия лицензии. Кроме того, пользователям GSS, чьи контракты заканчиваются между 1 апреля и 30 июня 2017 года, компания бесплатно предоставит три месяца бесплатного использования продукта с дополнительным лимитом на количество поисковых запросов.
В почтовой рассылке указано, что CSE основана на том же поисковом движке и предлагает схожую функциональность, что и GSS. В этом можно убедиться, например, если посмотреть на поиск по сайтам Habrahabr + Geektimes, основанный на технологии Google CSE.
Google также рекомендует клиентам изучить таблицу с отличиями GSS и CSE. Как видим, некоторые отличия всё-таки имеются, в том числе невозможность убрать логотип Google и отключить показ рекламы. Из опций технической оддержки остаётся только форум. Есть ограничения на количество запросов по JSON API и другие различия.
Google Site Search | Бесплатный CSE | |
---|---|---|
Опции поиска | ||
Поиск по всему интернету | ? | + |
Поиск только по изображениям | + | ? |
Внешний вид | ||
Возможность убрать рекламу | + | ? |
Доступ к результатам по XML API | + | ? |
JSON API | Неограниченно | Дневной лимит |
Заработок AdSense | + | + |
Возможность убрать брендинг Google | + | ? |
Управление | ||
Передача владения | + | ? |
Раздел поисковых квот с бизнес-группой | + | ? |
Техническая поддержка | ||
Доступ к форуму поддержки | + | + |
Поддержка по электронной почте | + | ? |
Очевидно, CSE нельзя назвать полноценной заменой GSS. Некоторые сайты не смогут осуществить такую миграцию безболезненно. Например, если они использовали GSS для поиска по страницам за пейволлом, то есть по страницам, которые не проиндексированы обычной поисковой системой.
Если вы не хотите переходить на CSE, то Google рекомендует отключить поисковый модуль на своём сайте.
Окончательное прекращение поддержки CSE состоится в IV кв. 2017 года.
Журналисты Fortune напоминают, что чуть больше года назад Google объявила такие же планы по закрытию сервиса Google Search Appliance, с помощью которого компании могли интегрировать поиск Google на своём собственном оборудовании.
Судя по всему, эти шаги — часть стратегии по уточнению бизнес-модели Google. Компания концентрируется на том, чтобы получать прибыль от показа рекламы и отсекает непрофильные бизнесы. Эта стратегия Google даже стала темой для комиксов.
Один из экспертов на условиях анонимности прокомментировал, что Google пытается разделить технологии с показом рекламы от пакета приложений G Suite, куда входят текстовый редактор, электронные таблицы и электронная почта. Раньше предшественник G Suite — Google Apps — был бесплатным пакетом, а теперь G Suite предлагается за деньги.
Компания Google периодически запускает новые сервисы и закрывает старые. В этом нет ничего удивительного, хотя такое поведение может подорвать веру некоторых клиентов и партнёров Google в долговременную поддержку других продуктов этой компании. Уже не первый раз Google закрывает сервис, который пользуется большой популярностью. Достаточно вспомнить Google Reader.
Нужно заметить, что Bing недавно выпустил обновленную версию платных API для поиска и увеличил цены в три раза. Похоже на то, что Microsoft не собирается сворачивать этот продукт. У «Яндекса» тоже есть аналогичная услуга «Яндекс.Поиск для сайта».
Комментарии (6)
Equin0x
22.02.2017 19:24Adwords последнее время колбасит нереально. Вчера получил уведомление, что landing pages нарушают полиси и дают месяц на исправление а то закроют аккаунт. Это при том, что страницы (обычный магазин) не менялись года 3, полностью удовлетворяют требованиям и дневной бюджет почти тысяча долларов. А пару месяцев назад аналогично пугали запрещенным контентом на этих же страницах. Разговор с саппортом, после нескольких переадресаций на правильного человека закончился советом усталым голосом не обращать внимание. Я даже через трубку чувствовал, как он ненавидит девелоперов )
susnake
23.02.2017 04:35Круть.
У нас как раз хотят развернуть крутое «приложение» на cloud.google.com на сотни тысяч клиентов. Интересно, как быстро и это они прикроют?
sotnikdv
23.02.2017 08:08Такое ощущение, что в гугл пришел особо эффективный менеджер.
Который закрывает все неприбыльное, не очень задумываясь, что это экосистема и неприбыльные компоненты увеличивают аудиторию прибыльных, аудиторию в общем и стоимость самого гугла, как следствие.
Типичная шутка про ЗАО «Турникеты», которая, блин, уже совсем не шутка.
Tatooine
Если брендинг ладно — не страшно то вот неотключаемая реклама это "(*:№"?:!%;:"№?*"№? (далее идет непереводимая игра слов на местом диалекте)…
Pencroff
Скорее всего Google на рекламе зарабатывает больше чем на абонентской плате