«Вся жизнь — управление рисками, а не исключение рисков» Уолтер Ристон
Каждый из нас регулярно сталкивается с рисками и в обычной жизни и на работе. Сегодня мы расскажем об общем системном подходе к рискам. Где его воплощать – в отдельном проекте, в собственном бизнесе или для бытовых решений – ваше дело, но мы надеемся, что эта информация пригодится вам.
Управление рисками – это не просто теоретическая и отвлеченная тема корпоративных митингов, не просто условная абстракция из мира менеджмента. При правильном применении управление рисками – это инструмент принятия решений. Этим инструментом часто и незаслуженно пренебрегают, принимая решения на основе интуиции или других факторов. Оценка рисков зачастую сводится к тому, что «да что там обсуждать, риски минимальны» или наоборот: хорошие идеи отвергаются из-за больших рисков. Но что это значит на практике? Какой риск считать большим или маленьким? Что вообще делать с этими самыми рисками?
Процесс управления рисками состоит из следующих шагов:
- определение рисков;
- оценка рисков (сюда входит и брутто- и нетто-оценка, о которых мы расскажем ниже);
- определение стратегии реагирования на риск;
- регулярное отслеживание изменений.
Определение рисков
«Всякое благородное дело сопряжено с риском» Мишель де Монтень
Первое, что вам нужно сделать для управления рисками – это определить, а что, собственно, за риски вас ожидают.
Здесь вам может помочь:
- Анализ окружения – для нового бизнеса это будет анализ рынка, спроса, существующих продуктов, конкурентов. Для внутреннего проекта это будет анализ потребности в этом проекте, готовность пользователей принять проект. Для вашего бытового решения брать или не брать ипотеку стоит начать с понимания того, насколько и какая вам нужна квартира, какие бывают ипотеки и какие банки что предлагают.
- Анализ похожих ситуаций – весьма редко в этом мире что-то случается в первый раз. Обычно кто-то уже проходил этот путь до вас. Даже если речь идет о чем-то уникальном, попробуйте разбить вашу задачу на подзадачи. Возможно, некоторые из подзадач уже случались. Если вы пытаетесь определить риски переноса производства в Китай, почитайте опыт (а лучше поговорите) с теми, кто уже это делал. Внимательно слушайте о проблемах, что пошло не так. Если вы размышляете, отдавать ли ребенку в частный садик или в местных – поговорите с родителями тех, кто ходит и туда и туда, с чем они столкнулись. Почитайте финансовые отчеты компаний, которые выпускают схожий с вашим продукт.
- Обсуждения с экспертами – это вытекает из анализа окружения и анализа похожих ситуаций. Поговорите с теми, кто утверждает, что разбирается в вопросе. Почитайте, что они пишут. Не принимайте все на веру, но и не отвергайте все, что вам говорят. Сейчас вам важно собрать всю возможную информацию. Если вы планируете строить склад в Подмосковье и местные бабки говорят вам, что место проклято – внесите это в список рисков.
- Изучение законодательства – часть, про которую часто забывают и на которую потом наталкиваются с болью и потерями. Если вы хотите выпустить новый клон популярной игры – стоит проанализировать, насколько ваш клон схож с оригиналом. Если вы хотите расширить рынок доставки своего интернет-магазины – уточните экспортные/импортные правила тех стран, откуда и куда вы хотите доставлять. Если вы решили застеклить свой балкон – выясните, не является ли ваш дом памятником архитектуры. Причем, стоит учесть – законодательство имеет неприятную привычку меняться. Ваши любимые методы доставки или оплаты могут внезапно оказаться запрещенными или подпадать под новые нормы или требования. Для грамотного управления рисками вам необходимо не только понять, где законодательство находится сейчас, но и куда оно движется: просмотрите проекты законов на сайтов министерств и почитайте обсуждения на профильных форумах.
- Мозговой штурм – вместе с начальством, командой, коллегами, женой и даже сами с собой – соберитесь и накидайте самые разные идеи, озвучьте все ваши страхи. Никакая идея не является глупой или запрещенной на этом этапе. Высадка инопланетян в разгар организованной вами конференции, отречение падишаха, который является вашим постоянным клиентом, от престола, аллергия вашей тещи на кошек– все, что хоть как-то может повлиять на то, что вы делаете, должно быть внесено в список. Думайте о том, что происходит прямо сейчас и что может случиться в будущем.
Раз мы заговорили про будущее, важно отметить также горизонт планирования. Единого рецепта тут не существует – зависит от сроков вашего прожекта. Если вы решаете вопрос с ипотекой, то 25 лет для вас – нормальный горизонт. Если вы выпускаете новую казуалку – для вас будет вполне достаточно одного года планирования. Открытие нового бизнеса – оптимальным будет 5 лет, но тут зависит от того, что это за бизнес: ракетостроение и цветочный киоск тоже отличаются в горизонтах. Для среднего проекта в стабильном бизнеса лучше всего брать три года.
Пример из проекта:
Вы решаете начать производство Суперустройства. Здесь стоит начать с анализа рынка, спроса на Суперустройство, поиск аналогов, истории начала производства любого устройства, анализ законодательства для сертификации устройств класса «Супер», обсуждения с экспертами отрасли.
Пример из жизни:
Вы решаете переехать в другой город. Что ждет вас на этом пути? Имеет смысл: узнать истории других переехавших. И не пренебрегайте историями, внешне непохожими на вашу – например, переехавших в другую страну или в другой район – вы можете почерпнуть из них то, что упустили бы в другом случае.
Итогом упражнения по сбору рисков должен стать список рисков. Лучше всего сразу начать с категоризации рисков: финансовые, репутационные, стратегические, законодательные, управленческие, экологические и пр. Существует огромное количество категорий-ящичков, по которым вы можете разложить ваши риски, но рискнем здесь высказать следующую мысль – почти все измеряется в деньгах. Да-да, и стратегически важный новый регион большого бизнеса и репутационный риск известного блогера и экологический риск нового компонента в отбеливателе – все это в конечном счете выражается в деньгах. Так что любые риски, если отбросить романтику категоризации – финансовые риски. Но категоризация может помочь вам в выявлении новых рисков. Вы можете забыть про законодательные риски вашего производства, если вы не включите сначала эту категорию в анализ. Поэтому смотреть на категории важно, но фокусироваться на них не стоит.
Итак, перед вами список ваших рисков. Возможно, в этот момент (особенно, если вы только что закончили мозговой штурм, где были забросаны новыми идеями рисков) вас охватит отчаяние: на что я подписался?
DON’T PANIC
Потому что дальше будет важный этап оценки рисков, который все расставит по своим местам.
Оценка рисков
«Жизнь полна риска. Не нужно бояться этого» Линди Лохан
Оценка рисков состоит из двух шагов:
- первичная оценка рисков (брутто-оценка)
- окончательная оценка рисков (нетто-оценка)
Зачем нужно одни и те же риски оценивать дважды? Коротко: чтобы не переоценить.
Первоначальная оценка рисков состоит из двух частей: расчет воздействия и оценка вероятности. Расчет воздействия – сложная штука, здесь существует немало математических подходов и моделей, на которых мы сейчас не будем останавливаться – это тема для отдельной статьи, или даже серии статей, или даже книги. Самыми простыми способами служат либо экспертные, либо исторические оценки последствий наступления события. Например: заказчик не принимает построенный нами объект и нам придется его достраивать. Для этого нам понадобится согласно Главному Архитектору двести человекочасов по цене сто денег в час и сто мешков материалов по цене двести денег. Это пример экспертной оценки. Пример исторической оценки: в нашем предыдущем складе сгорело одно из зданий и мы потеряли три раза по триста тысяч денег. Статистика, анализ гарантийных случаев и предыдущих проектов – один из важнейших источников информации о том, что может случится и сколько это будет стоить.
Возвращаясь к предыдущей мысли о том, что все риски – финансовые: именно поэтому вы можете все их выразить в деньгах. Экологический штраф за загрязнение реки составит столько-то. Изменение экспортного законодательства вызовет увеличению пошлин на столько-то. Уход главного эксперта в проекте приведет к задержке сдачи продукта (можно выразить в деньгах), поиску нового эксперта (тоже деньги), обучению имеющихся сотрудников (и это тоже деньги).
Оценка последствий, какими бы они не были – почти всегда деньги, когда речь идет о бизнесе.
И здесь очень важно опять не пугаться, но спокойно выражать все риски в максимуме потраченных и потерянных денег. Потому что дальше наступает черед второго шага: оценка вероятности.
Падение метеорита на ваш завод может выражаться в очень существенных финансовых потерях, но вероятность этого события исчезающе мала, поэтому этим риском вы можете по итогам анализа пренебречь. Но к тому, что делать с результатами оценки, мы еще придем. А сейчас важно оценить вероятности. Здесь важно правильно сформулировать вопрос: какова вероятность того, что наступившее событие, осуществившийся риск приведут к тому, что вот столько денег, во сколько вы это оценили, вам придется отдать/потратить/потерять? Еще раз: мы не говорим о вероятность того, что событие случится. Мы говорим о вероятности, что его результатом станет полнота финансовой потери, которую вы оценили на этапе расчета воздействия.
То есть падение метеорита – событие вероятное. На землю они падают ежедневно. Но вот чтобы упал метеорит достаточный для разрушения вашего завода и чтобы он упал именно на ваш завод и принес столь значительные разрушения – вот тут мы уже говорим о достаточно малых величинах.
Для чего этого надо? Чтобы понять, насколько все запущено. Напоминаю, мы все еще говорим о первоначальной оценке рисков.
Чтобы понять первоначальную оценку риска вам надо теперь оценку воздействия умножить на оценку вероятности.
Оценка риска=Оценка воздействия*Оценка вероятности
Пример: риск поломки коробки передач в машине, которую вы планируете покупать = стоимость ремонта*вероятность поломки
Вот столько стоит вам этот риск на этом этапе.
Суммарная первоначальная стоимость всех рисков – оценка вашего проекта/бизнеса/идеи до того, как вы что-то с ними сделаете. Это брутто-оценка.
Здесь опять важно не начать паниковать. Стрижка только началась! (с)
О том, как перестать беспокоиться об этих рисках и начать ими управлять, мы расскажем в следующей части.
«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя» Платон
Комментарии (11)
WizardryIB
07.04.2017 09:44Начало воодушевляет. Хотелось бы ещё услышать о важности приоритезации рисков и методах по её определению.
S_A
09.04.2017 09:08Суммарная первоначальная стоимость всех рисков – оценка вашего проекта/бизнеса/идеи до того, как вы что-то с ними сделаете. Это брутто-оценка.
Так-то было бы неплохо сказать, чему равна первоначальная стоимость всех рисков. Ну неужели сумме «вероятность * потеря»? В деньгах столько никто не потеряет. Средние потери в деньгах, на память (могу ошибиться), это частное от суммы вероятность на потерю и суммы вероятностей.
Хотя вообще оценка рисков произведением… годится только для ранжирования, не более.Estee
11.04.2017 22:05Мы рассмотрели самый простой вариант — произведение вероятности на потерю. Но вы правы, существуют разнообразные подходы.
Например, один из весьма популярных подходов: суммарное, когда оценивается вероятности и потери и затем суммируются. То есть, для одного и того же события есть вероятность 35% потерять 50 денег и 50% вероятность потерять 20 денег, то оценка риска будет: 0,35*50+0,5*20=27,5 денег.
FedjaNew
11.04.2017 22:00> Процесс управления рисками состоит из следующих шагов:
1, 2, 3… и все?
То, что Вы называете «регулярное отслеживание изменений» — это «Менеджмент рисков по этапам жизненного цикла»
На самом деле это выглядит так:
Основной цикл менеджмента рисков ПО:
1) Планирование: планирование анализа, оценки и управления рисками на каждом этапе жизненного цикла ПО
2) Анализ: определение предусмотренного и непредусмотренного применения
3) Анализ: определение опасностей и опасных ситуаций
4) Анализ: определение последовательностей событий, приводящих к опасным ситуациям
5) Анализ: определение риска для каждой опасной ситуации
6) Оценка: принятие решения о приемлемости риска для каждой опасной ситуации
7) Управление: определение мероприятий для уменьшения / исключения риска для каждой опасной ситуации
8) Управление: выполнение мероприятий для уменьшения / исключения риска
9) Управление: оценивание остаточных рисков
Кроме того, есть еще одна специфика для ПО.Estee
11.04.2017 22:11Собственно, этапы Планирования и Анализа в вашем списке мы собрали в этап «определение рисков».
Мы говорили не только о рисках для ПО, поэтому использовали более общие определения.
Но я думаю, сообществу будет очень интересно про специфику ПО — напишите подробнее, а лучше прямо статью :)FedjaNew
11.04.2017 22:32Собственно, в перечисленных (настоящих) этапах, на самом деле, не только про ПО.
Подробности у меня есть на десятках страниц, они сюда не поместятся. Чисто «про железо» тоже есть. Все было подготовлено для сертификации на CE и FDA.
Все можно рассказать, наверное, только на серии семинаров. А в кратком виде — это предложенные пункты.
FedjaNew
11.04.2017 22:40Про «железо»:
Поломка коробки передач может привести к опозданию на самолёт в Нью-Йорк, где запланировано подписание многомиллионного контракта.
Или она может сломаться в плотном потоке на скорости 110.
Последний риск должны " отработать" производители, но есть риск (для некоторых стран), что не сделали это.
FedjaNew
12.04.2017 09:52Упрощенно про управление рисками и и части практического применения:
http://it-talk.dataart.ru/reports/reports-spb/2015/12/piterskij-it-talk-proyasnil-kogda-vy-puskat-produkt/
customtema
Все так.
Когда-то мое понимание изменил красный учебник «Риски» (экономика). Где бы его сейчас найти? Друзья, кто еще такой видел? Хорошо было расписано, от принципов работы первого отдела и до рейдерских захватов предприятия. На самом деле, актуально даже для ИП.
Насчет экспертов тоже верно. Хотя есть и более приземленные задачи, например в схеме бизнеса