Алкоголь — одна из основных причин смертей во многих странах, и одновременно главная причина дорожно-транспортных происшествий. Например, в США 31% смертей на дорогах произошли, когда водитель был пьян (9967 из 32 675 смертей в 2014 году). Власти пытаются решить проблему преимущественно репрессивными методами, ужесточая наказание для пьяных водителей, ограничивая продажу алкоголя, повышая цену и повышая возраст, с которого этот мощный наркотик доступен молодым людям (в США — с 21 года). Некоторые из этих мер снижают количество случаев пьяного вождения (например, повышение цен и допустимого возраста снижают смертность на 27% и 18%, соответственно), другие — никак не влияют (например, ужесточение наказания).

Несмотря на все эти меры, в последние 50 лет алкоголь по-прежнему остаётся основной причиной ДТП и смертности на дорогах. Интересно, что власти практически никогда не использовали для уменьшения смертности под воздействием алкоголя «альтернативные методы», то есть не предлагали более приемлемых альтернатив пьяному вождению. И вот помощь совершенно неожиданно пришла откуда не ждали. Примерно с 2011 в некоторых городах и районах городов США количество ДТП с участием пьяных водителей снизилось на 25-35%. Что характерно, это часто произошло именно после того, как в этих городах и районах начал работать Uber и другие сервисы вызова такси одной кнопкой на смартфоне.

Доступность такси для граждан (в том числе для граждан в состоянии алкогольного опьянения) значительно повышается благодаря таким сервисам за счёт 1) упрощения вызова; 2) уменьшения времени ожидания такси; 3) сниженных цен.

Конечно, доказать взаимосвязь этих двух явлений — доступности такси и уменьшения «пьяных» ДТП — не так просто. Кандидат экономических наук (Ph.D. по экономике) Джессика Линн Пек (Jessica Lynn Peck) из аспирантуры Городского университета Нью-Йорка в своём рабочем докладе постаралась собрать достаточно статистических данных, чтобы доказать наличие такой корреляции в Нью-Йорке. Она сравнила доступность сервиса Uber в разных районах города (Манхэттен, Бруклин, Квинс, Бронкс), а в качестве контрольной группы взяла статистику «пьяных» ДТП в районе Нью-Йорка, где Uber гораздо менее распространён (Статен-Айленд) или округов штата, где Uber вовсе запрещён из-за лобби таксистов.



Графики внизу сравнивают статистику по четырём округам штата Нью-Йорк с округами, где Uber недоступен или мало распространён.



Данные довольно убедительно показывают наличие корреляции между доступностью сервиса Uber и статистикой ДТП под воздействием алкоголя.

Uber начал работу в Нью-Йорке в марте 2011 года, а в других районах штата он по-прежнему нелегален. Статистика по ДТП в базу поступает с некоторым опозданием. Например, сейчас доступны данные Департамента транспортных средств штата Нью-Йорк за 1989-2013 гг. Но уже по этим данным видно, что статистика ДТП пошла вниз примерно после мая 2011 года.



Эта научная работа — одна из первых, где изучается влияние доступности такси на количество происшествий с участием пьяных водителей. Эпизодические проявления такой корреляции были заметны давно. Ещё в мае 2014 года сама компания Uber заявила, что в городах её присутствия снижается число «пьяных» ДТП. В том случае они привели пример Сиэтла, где после прихода Uber количество задержаний за вождение в пьяном виде снизилось примерно на 10%, то есть примерно на 0,7621283 в день.



Естественно, такие измерения не представляют научной ценности, и тогда они не были приняты всерьёз. Представители полиции сказали, что уменьшение арестов может быть связано с государственной инициативой Project Zero. Да и вообще, хотя количество случаев вождения в пьяном виде снижается с 2011 года, оно всё равно далеко до рекордно низкого уровня 2008 года, хотя в то время Uber даже не существовал.

То есть вполне у этой тенденции могут быть другие причины.

Но вскоре подтверждающие данные стали поступать из других городов. В июле 2014 года руководитель отдела глобальных операций Uber Райан Грэйвс (Ryan Graves) признался, что в Лос-Анджелесе в выходные дни примерно 20% поездок Uber приходится на время между полуночью и 4 утра. А ведь из статистики известно, что на выходных именно это время является пиковым по количеству дорожно-транспортных происшествий и арестов за вождение в пьяном виде. Кстати, именно в это время Uber повышал тарифы примерно в три раза, учитывая обстоятельства — повышенные расходы на уборку салона от блевотины (менеджер сказал, что только за прошлый месяц в Мехико произвели 45 чисток салона по этой причине) и др.

Но даже с повышенными тарифами сервисы вроде Uber и «Яндекс.Такси» во многих ситуациях доступнее, удобнее и дешевле, чем обычное такси с вызовом по телефону, особенно если вы с трудом можете сформулировать заказ и не знаете свой адрес.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (25)


  1. artoym
    07.04.2017 14:19
    +2

    На КДПВ вот такое пиво: https://untappd.com/b/widmer-brothers-brewing-hefeweizen/6395


    1. NINeOneone
      07.04.2017 15:07
      +3

      Как вы мастерски проанализировали статью!


      1. artoym
        09.04.2017 10:05

        Чем проще поступить правильно — тем больше так будут делать. Это касается и темы статьи, и пешеходных переходов и пиратства. А вот то что убер на промо использует крафтовое пиво интересно — это у них реклама в рекламе или крафтовая революция настолько грандиозна, что дэфолтное пиво — не бад и не миллер?


    1. Boomburum
      07.04.2017 17:27

      B iPhone Space Gray!


  1. Markscheider
    07.04.2017 15:24

    Хочу подарить идею для стартапа всем желающим.
    Ситуация: поехал на машине и буханул.
    За руль садиться — не вариант.
    Вызвать такси — хорошо, но назавтра все равно забирать машину = тащиться бог знает куда. Хорошо, если стекла не побьют — мало ли какой район…
    Вызвать «трезвого водителя» — вариант только если ОСАГО без ограничений оформлено. В остальных случаях — нарушение и палево. Да и не все любят чужого за рулем своей машины.

    Предлагаю свой вариант. Служба «Car pick-up».
    Звоним, по вызову приезжает эвакуатор. С комфортной пассажирской кабиной. Отделенной от водителя перегородкой, с радио/теликом и мягкими креслами.
    Машину грузят, пьяного владельца тоже. Едем домой, причем желающие могут продолжить бухать по дороге :). Сгружаем машину у подъезда, прощаемся с эвакуаторщиком. Профит!

    Недокументированное использование данного сервиса — для езды по пробкам. Грузим машину в эвакуатор, ложимся в пассажирскую кабину и спим (вариант — работаем на ноуте etc). Едем на работу или куда еще надо при полном комфорте.

    Пользуйтесь!


    1. AMIluvatar
      07.04.2017 15:29
      +2

      Все бы хорошо, но:
      1) Дорого, дешевле на обычном такси уехать, а на следующий день приехать обратно опять на такси
      2) Большой эвакуатор (с комфортной кабиной) не в каждый двор заедет, и уж точно в большинстве дворов нашей необъятной не сможет сгрузить машину на свободное парковочное место (если оно есть) в силу узости улочек и забитости дворов.
      Не выгорит :)


      1. Markscheider
        07.04.2017 15:32

        1) Минус не в стоимости услуги, а в опасности оставления машины невесть где. Думаю, что владелец Кадиллака Эскалада будет нервничать, думая об оставленной в Бирюлево машине…
        2) А вот тут как раз можно «немножко нарушить», разрешив эвакуаторщику сесть за руль рядом с владельцем и на скорости 5 км/ч решить проблему последней мили. Т.е. заехать во двор/на подземную стоянку и запарковаться…
        Опять же, даже если сгрузить машину на соседней улице — это всяко удобнее


        1. Pakos
          07.04.2017 15:55
          +1

          За исключением комфортной кабины это есть и сейчас — можно обычный эвакуатор вызвать, эта же часть вынуждыет покупать DoubleCab, который короче по платформе, дороже и менее удобен, т.е. зарабатывать бабки на аварийных, пробивших пару колёс или в паре с гаишником на нём менее выгодно. Сдаётся мне полтора владельца эскалейд из Бирюлёво не окупят разницу.


          1. Markscheider
            07.04.2017 16:11

            полтора владельца эскалейд из Бирюлёво
            Точнее, «полтора владельца эскалэйд, которые ездят тусить в Бирюлево...» :)

            А комфортная кабина — это и есть киллер-фича. Не всем захочется сидеть на неудобном грузовиковом сидении, слушая любимое радио водителя :)
            Изначально была идея — вообще оставлять владельцев сидеть в погруженной машине. Но это ПДД запрещено


        1. LexB
          07.04.2017 16:58
          +1

          владелец Кадиллака Эскалада будет нервничать
          у него нет шофера, охранника или просто «решальщика проблем»? Для него штраф за отсутствие осаго так критичен?


    1. darthmaul
      07.04.2017 17:38

      Нет никаких проблем с «трезвым водителем». Палево по страховке не критично (когда Вас последний раз тормозили проверить страховку?). Другое дело — садить за руль своей машины неизвестно кого. Так что вот Вам идея для стартапа: Uber — подобное приложение для вызова водителя. Любой желающий может зарегистрироватся и катать пьяных после определённой процедуры проверки. Приложение с рейтингом и отзывами. Благодаря тому, что водителей достаточно много (хорошая же подработка, даже машина не нужна) он приезжает быстро т.к водителю не нужно ехать через пол-города на вызов.


      1. Navij
        07.04.2017 19:17

        Как мне кажется, это стрёмно как для пассажиров (в состоянии алкогольного опьянения он гораздо более беззащитен, а сильном опьянении — обвести вокруг пальца, а на утро он ничего и не вспомнит), так и для водителей. Работать с пьяными — то ещё удовольствие (ещё и опасное к тому же, никогда не знаешь, буйный будет клиент или тихий), а с отзывами всё будет плохо по причине того, что пьяный человек может просто-напросто забыть об отзыве. Или надумать какую-то причину для плохого отзыва просто потому, что его мутит, или поссорился на вечеринке, или якобы плохо обращался с его личной машиной. Имхо обычное такси лучше всего подходит для таких целей, а Uber — просто более удобная форма обычного такси, потому и оказывает положительный эффект на статистику.


        1. darthmaul
          07.04.2017 19:21

          стрёмно как для пассажиров
          что стрёмного? Оплата по безналу, фамилия и прочие реквизиты водителя сохранены, для кидал есть диспут на основе трэков GPS (если GPS клиента и водителя показывают одинаковый трэк — значит водитель отвёз как надо, иначе надо разбираться). Для водителя — да, стрёмно, но такова работа. Думаю, в городе наберётся достаточно крепких парней, умеющих водить машины и не прочь подзаработать. С отзывами — да, ерунда будет, лучше история — напр., 50 раз отвёз куда надо и прибыл вовремя. Такси\убер — хорошо, но всё — таки удобнее забрать и машину.


          1. Navij
            08.04.2017 03:42

            Хз, я лично никогда не употребляю алкоголь просто так, вдруг, поэтому мне проще сразу оставить машину дома и добраться к друзьям и обратно на такси. Может быть, во мне говорит нежелание доверять дорогостоящую собственность (машину) незнакомому человеку, и, если будет уже отработанный и проверенный сервис, я бы изменил своё мнение.


      1. Markscheider
        08.04.2017 21:42

        Палево по страховке не критично (когда Вас последний раз тормозили проверить страховку?).
        Боюсь, вы не до конца понимаете сути ОСАГО. Она придумана не для того, чтобы гаишникам было что проверять, а для финансовой ответственности. Допустим, ГАИ не остановит невписанного водителя, ОК. А если ему случится встрять в любое, даже пустяшное ДТП, как начнется веселуха. Ремонт чужой машины за свой счет, штраф за управление без ОСАГО… Так что я невписанного бы за руль своей машины не пустил бы, разве что при наличии непосредственной угрозы жизни.


        1. darthmaul
          08.04.2017 22:51

          Я прекрасно понимаю. Но страхование работает на длинных периодах. Т.е когда вы каждый день ездите страхования превращается из обязаловки в полезную услугу. Тут нужно ещё учитывать цену риска. Например, у нас по ОСАГО максимальная компенсация — 100000 грн (3800 долларов). Умножив эту сумму на вероятность попасть в аварию получим цену риска езды без страховки. Не буду искать статистику, но уверен, цифра будет сильно меньше доллара. А значит, риск быть остановленным >> риска попасть в аварию и лишиться страховых выплат.


          1. Markscheider
            09.04.2017 09:02

            Глупость, наверное, спрошу, сейчас засмеют… А как насчет внутренней необходимости соблюдать законы и правила (вроде у вас же, как и в РФ, ОСАГО — это обязательная фишка), чтобы строить правовое государство?


            1. darthmaul
              09.04.2017 13:14

              ОСАГО — это обязательная фишка
              у нас тоже.
              внутренней необходимости соблюдать
              Увы, я не настолько высокоморальный человек.


  1. LumberJack
    07.04.2017 19:16

    С приходом Ubera у людей не остаётся денег на бухло?


  1. pzhivulin
    07.04.2017 21:07

    Мое любимое пиво!


  1. rusec
    08.04.2017 01:15

    Получается, что если запретить водить пьяным, до количество аварий уменьшится на треть, а если трезвым — на две трети?


  1. Rampages
    08.04.2017 06:52

    Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика.


  1. bobermai
    08.04.2017 08:25
    +2

    Всем известно, что глобальное потепение происходит из-за гнева Летающего Макаронного Монстра на борьбу с пиратами. Статистика это наглядно доказывает.


  1. potorof
    09.04.2017 13:27

    Такое ощущение, что до прихода Убера не было такси по телефону.


    1. artoym
      10.04.2017 19:08

      1) Сложнее
      2) Надо общаться с оператором
      3) Нет оплаты по карте, когда ты просто выходишь из машины на месте.