Социальные сети беспощадны. Они удобны и для общения, и для работы. Разделить личное и профессиональное становится всё сложнее. И пытаться не будем, а попробуем разобраться, как же компаниям продвигать бренд работодателя в социальных сетях грамотно, повышать лояльность, привлекать кандидатов и хантить крутейших. Пройдемся по особенностям разных социальных сетей и SMM-инструментов.



Что мы понимаем под социальным рекрутингом?


Любого рода коммуникацию с потенциальными кандидатами: будь то постинг вакансий, переписка, продвижение бренда компании, а также вовлечение сотрудников в трансляцию ценностей компании. Да, всё это можно назвать социальным рекрутментом. Иными словами — вся деятельность вас и ваших сотрудников для распространения информации о вашей компании как работодателе.

Почему стоит обязательно использовать социальный сети для рекрутмента?


+ Потому что это инструмент поиска «недоступных» кандидатов

Речь идёт о пассивных кандидатах при поиске талантов — социальные сети позволяют находить тех, кто хорошо спрятался или находится в пассивном поиске работы. Иного способа (такого же по охвату) нет. Это уникальное свойство социальных сетей — как иначе можно привлечь кандидата, который пока не задумывается о смене работы, но который вам подходит?

Более 60% кандидатов ищут работу в социальных сетях.

+ Потому что это бюджетно

Социальные сети предполагают трату средств на продвижение рекламы, например. Но вовсе не обязательно этот инструмент использовать. У вас уже есть уникальный ресурс — ваши сотрудники, которые помогут вам в распространении контента и станут первыми подписчиками.

Грамотный подход к социальным сетям и наполение страницы контентом гарантирует приток заинтересованной аудитории. Так что в первое время нужно научиться создавать контент, постить вакансии так, чтобы они цепляли глаз, репостить в другие группы вакансии, чтобы кандидаты подписывались на вашу страницу. Если в социальных сетях вы собираетесь просто заниматься хантингом, вам понадобятся, конечно, навыки поиска, понимание boolean search. О некоторых лайфхаках поговорим ниже.

59% рекрутеров отмечают, что кандидаты, найденные в социальных сетях выделяются среди прочих (ресурс: Jobvite)

+ Потому что это инструмент стремительного распространения информации

Лишний раз и объяснять не надо, что мощь и сила социальных сетей заключается в возможности расшарить, поделиться, охватить (ключевое вообще слово для соц. меди — охват) огромное количество людей — такого эффекта, не случится, если вы бросите вакансию на какой-нибудь работный сайт и забудете о ней. Информация будет распространяться ещё лучше, если будет сопровождаться историями, исследованиями, рассказами сотрудников, комментариями и другим контентом. О контент-стратегии мы тоже ещё расскажем.

+ Потому что это правильный современный способ коммуникации

Компании, которые параноидально следят за безопасностью, очень внимательно относятся к коммуникациям, всё равно рано или поздно приходят к социальным медиа. Прозвучит пафосно, но если вы не в социальных сетях, то где? Лучшей площадки, на которой уже вас ждут кандидаты, готовые общаться, открытые, и быть не может.

Если вы работодатель, который общается с аудиторией там, где удобно ей, а не только вам (email, работные сайты и вот эта вся история), вас полюбят.

Наличие страницы в социальных сетях говорит о том, что вы знаете, как контактировать с аудиторией и как рассказать ей о том, кто вы есть, что вы делаете и почему это здорово.

Какие социальные сети можно использовать?


Любые. Но у каждой есть своя специфика. Если вы научитесь распознавать свою аудиторию, составите портрет идеального кандидата, будете внимательно следить за аналитикой, то вскоре разберетесь, как найти идеальные каналы привлечения кандидатов. А пока лучшее, что можно сделать — экспериментировать.

И сейчас самое место для шуточки:



Facebook


Facebook — наиболее универсальная на данный момент социальная сеть для рекрутмента, потому что здесь обитает более взрослая аудитория, чем, скажем, ВКонтакте. Вы можете создать брендированную страницу, а вскоре будет возможность публиковать вакансии и сразу собирать отклики.

4 факта про Facebook:

— 28% кандидатов в России ищут работу на Facebook, 56% активных кандидатов во всем мире ищут работу в этой социальной сети;
— эксперты советуют посвящать вакансиям лишь 20% постов, и не больше;
— лента новостей здесь организована так, что вы будете видеть не все записи друзей или сообществ, на которые подписаны, а только те, что алгоритм сочтет как интересные вам. Учитываются ваши отношения с автором, любимый тип публикаций, популярность поста.
— здесь обитает разношерстная аудитория, так что здесь можно смело постить самые разные вакансии. Количество постов в день — около 4.

Страницы, за которыми можно следить: McKinsey Russia, Boing Careers

Страницы, которые хорошо оформлены:

Western Union: фирменные цвета, красиво, очень просто и привлекательно.



Facebook используют фото сотрудников — это тоже хороший вариант.



Linkedin


Linkedin — социальная сеть для профессионалов, которая вообще сейчас в России недоступна, но большая часть рекрутеров и HR’ов успешно обходит блокировку. Здесь уже немного иная аудитория, чуть более серьёзная и приходящая сюда только с целью нетворкинга, поиска профессиональной информации, установления деловых контактов. Это не про друзей и мемы совсем.

3 факта про Linkedin:

— лишь 10% кандидатов в России используют Linkedin для поиска работы, зато больше 90% рекрутеров и HR’ов регулярно ищут тут новых сотрудников;
— Linkedin — дорогая социальная сеть, для тех, кто реально хочет тут продвигать бренд работодателя, публиковать вакансии, создавать рекламу или писать InMail’ы;
— можно использовать вот эту секретную страницу для фильтрации и поиска кандидатов.

Страницы на Linkedin, на которые стоит обратить особенное внимание: Playstation, Coca Cola.

И отлично оформленная страница HubSpot на Linkedin как пример. Только посмотрите на лица сотрудников компании :)



Вконтакте


ВКонтакте — социальная сеть, у которой довольно молодая аудитория. Здесь идеально заниматься поиском молодых специалистов, вести группу для потенциальных кандидатов-выпускников.

3 факта о ВКонтакте:

— 55% кандидатов в России используют ВКонтакте для поиска работы;
— ВКонтакте недорогая реклама, а также много возможностей для взаимодействия и партнерства со студенческими группами (и не только);
— так как аудитория довольно молодая, вполне допустим постинг шуток, мемов — здесь всё это очень приветствуется и распространяется.

Страницы ВКонтакте, за которыми можно следить: Кофемания, MARS.

Здесь также особое внимание нужно обратить на оформление вашей корпоративной страницы. Отличный пример — adidas. Всё всегда в одном стиле, выглядит хорошо.



Instagram


Instagram — социальная сеть, где, очевидно, ставку надо делать только на изображения.

4 факта об Instagram:

— 77% пользователей Instagram в России — женщины;
— здесь можно и нужно рассказывать о вашей компании, уводить из этой социальной сети на отклик или страницу для оформления заявки бессмысленно, то есть Instagram — инструмент скорее HR-брендинга, чем хантинга;
— если вы настраиваете рекламу на FB, она будет показываться и пользователям Instagram;
здесь можно и нужно активно использовать систему хэштегов для ваших сотрудников или кандидатов (так делают в PwC, ищите по хэштегу #HumansofPwC).

Страницы в Instagram, на которые можно обратить внимание: Disney Careers, Hallmark Jobs, Marriot Careers.

И отличная страница @StarbucksJobs, на которой постоянно рассказывают о новых сотрудниках и даже дают советы о прохождении собеседований в компании:



SMM-инструменты, которые могут быть полезны:


potok
Ну не можем мы не сказать про potok. В potok’е можно автоматически постить вакансии сразу и на Facebook, и VK, и на Linkedin. А кандидат, если увидит вакансию, сможет откликнуться даже с мобильного устройста. Форма для отклика будет брендированной, с вашим логотипом, собрать её можно под каждую вакансию.

К тому же у нас есть сервис Dreampost — здесь можно создать красивую иллюстрацию к вакансии. Скоро прикрутим его к potok’у, чтобы всё можно было сделать одновременно.

Платформа также анализирует эффективность источников: откуда приходят кандидаты (и каждый конкретный кандидат), где и для какой вакансии эффективнее постить на работных сайтах, а где правильнее использовать работные сайты. Демо-доступ можно получить тут.

Crystal Knows
Crystal – невероятно удобное расширение для Chrome. С его помощью вы сможете найти индивидуальный подход к каждому кандидату. Просматривая профиль кандидата на LinkedIn, Facebook и прочих соц. сетях, вам необходимо будет нажать лишь одну кнопку и расширение проанализирует информацию о кандидате, его активность в сети и прочие социальные факторы. Результат — рекомендации о том, как лучше связаться с кандидатом, как с ним работать и, конечно же, как его лучше хантить.

Rapportive
Аналоги: FullContact for Gmail & Outlook Social Connector
Данные ресурсы позволяют пользователю при переписке по электронной почте сразу видеть детальный профиль собеседника, который основывается на данных LinkedIn. Это действительно очень удобно — нет нужды открывать дополнительные вкладки и заниматься поиском собеседника в социальных сетях.
Rapportive и FullContact — плагины, которые работают на Gmail. А Outlook Social Connector, соответственно, предназначен для пользователей Outlook.

Recruitin.net
Все вышеперечисленные инструменты предназначены для того, чтобы искать кандидатов в социальных сетях по ключевым словам с возможностью добавления названия позиции и исключения особых слов. Это довольно простые ресурсы, которые действительно могут помочь при поиске. Например, взглянем на Recruitin.net. Вбиваем всю необходимую информацию для формирования запроса (зависит от того, где будет искать: Google+, LinkedIn, Twitter) и получаем результаты.

Textio
Замечательный ресурс для проверки эффективности и правильности оформления вашей вакансии. Это как Hemingway, только для вакансий. Поможет выкинуть все ненужные слова, стилистически всё проверить и просто обратит внимание на важные аспекты. Незаменимая штука! Мы бы её всем советовали, но загвоздка в том, что Textio предназначен для редакции только на английском языке. Так что всем, кто часто работает с вакансиями на иностранном — welcome!

Buzzsumo
Сервис для подбора и поиска контента. Здесь вы можете посмотреть, какие новости или статьи по ключевому слову или тематике активно шарили пользователи социальных сетей в последнее время, а может и какой материал стал самым популярным в этом году.

У нас есть одно очень крутое и интересное пособие о социальном рекрутменте аж на 80 страниц. Скачать и почитать его бесплатно можно вот здесь.

P.S. Да, мы знаем про специфические ресурсы для поиска специалистов. И, конечно, в курсе о GitHub, например. Об этом напишем отдельно, так что не спешите ругаться и комментировать :P
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (4)


  1. Listrigon
    26.04.2017 17:34
    +3

    Зачем мне искать работу по всей социальной сети с видео, постами, фотками котиков и прочим мусором, если я могу зайти на специализированный сайт, задать параметры поиска, подписаться на обновление вакансий, создать свое резюме, зная, что его увидяет именно те, кто предлагает работу?


    1. blog_potok
      26.04.2017 18:31

      Статья всё же про то, как компаниям привлекать сотрудников для отклика в социальных сетях. Они могут там постить вакансии хоть на те же работные сайты, что, впрочем, не кажется нам идеальным решением. Об этом мы писали тут: https://habrahabr.ru/company/potok/blog/325112/

      Ну а для кандидата это вопрос формата и подачи. Ну, и специальности.
      Если вас устраивает только резюме на работных сайтах — отлично. Но некоторым недостаточно функционала, хочется выделяться, рассказывать о своих навыках иначе или даже сверстать свой сайт с описанием опыта. Нет никаких ограничений в поиске работы. Последнее время очень популярен поиск работы в социальных медиа, например, кто-то пишет «ищу работу, умею это и так далее». Так сразу можно получить обратную личную реакцию, ваши друзья могут порекомендовать вас кому-то. Это просто дополнительные возможности для очень активных соискателей. Если вы пассивно ищете, резюме на HH вполне достаточно.


  1. Contriver
    26.04.2017 20:26
    +1

    Меня нет в соцсетях, я «цифровой динозавр» потенциальному работодателю пишу сам.
    На собеседование зарплата строго от верхней планки обозначенной в вакансии.
    100 % приглашение на работу всегда, а в соцсетях только офисный планктон искать, профи там мало.


  1. dmitry_ch
    27.04.2017 16:44
    +1

    А на выходе имеем веерную рассылку всем-всем-все хоть чуть-чуть подходящим «кандидатам» («слышали о нашей компании — приходите, вы нам нужны», «не слышали — тем более нужны»), но очень немногие из этих людей суперрады.

    Это, как я заметил, служит для зарабатывания крутости HR-ов, потому что они, вроде как, приводят на собеседование дофига кандидатов, а что кандидаты не проходят отбор — так это такие кандидаты «никакие».

    Вы бы предложили около пивных ларьков на вокзалах народ отбирать, там всегда тусня. Ну хорошо, не у ларьков, а у кофеен у выхода из метро: народ там не такой привередливый, а может и студента поймаете, который, глядишь, и раскачается?