Технологичность — лакмусовая бумажка для кандидатов
Информация — единственный на самом деле исчерпывающий ответ на вопрос о том, как изменился процесс поиска работы для кандидатов. Да и просто понимание рынка труда.
У современных кандидатов свои отношения с технологиями — если они видят что-то из 90’ых, они не относятся к этому серьёзно. Некрасиво, нестильно, неудобно — этого достаточно, чтобы закрыть страницу и больше к ней не возвращаться. Они ведут прямые эфиры в Instagram, общаются в Snapchat, и ещё со школьных лет слушают музыку на iPod’е. А ещё они прекрасно понимают, какой может быть работа в компании – для этого есть модные блоги с описанием невероятных плюшек. И при этом вот такая печальная статистика об HR'специалистах у нас есть:
Именно поэтому кандидаты видят издалека тех работодателей, которые криво собирают данные, у которых сайт последний раз обновлялся в 2002 году, отклик возможен только с ПК, а не с мобильного устройства, а страницы на FB и в ВК нет. Возможность получить информацию о вашей компании дала кандидатам огромное преимущество — теперь они могут сравнивать. Мы также знаем, что кандидаты просматривают около 6 страниц с упоминанием вашей компании прежде чем откликнуться на вакансию. И все эти 6 страниц вы легко можете создать и вести сами: ваш общий сайт, карьерная страница, затем ваши профили в социальных сетях и на худой конец — на работном сайте.
Пассивных кандидатов почти не существует
Существует несколько категорий кандидатов: пассивные, пассивно-активные, активные, гиперактивные.
// Гиперактивные публикуют посты в FB с перечнем навыков, опыта, образования, сопровождая всё это иногда смешными шутками и своей фотографией.
// Активные просто размещают резюме на работных сайтах и пытаются сами искать вакансии на просторах социальных сетей.
// Пассивно-активные вроде бы подписаны на всякие группы с вакансиями, но не афишируют своего желания поменять работу.
// Пассивные остаются пассивными и продолжают вкалывать.
По данным Linkedin Hiring Statistics 2017
Это значит, что рынок очень-очень активен.
Социальные сети позволили нам всегда быть на связи и в курсе мероприятий, событий, новостей знакомых и не очень знакомых людей, и, конечно, открытых вакансий. Сюда же добавились и мессенджеры, в которых можно подписаться на канал с вакансиями и тихо-мирно просматривать новые предложения.
Но на страже порядка в компаниях появилась угрюмая предиктивная аналитика (даже крупные работные сайты анонсировали запуск): работодатели могут знать, кто из сотрудников собирается поменять работу, а кто недоволен своей позицией в компании-конкуренте. Прозрачность даёт свои плоды — быть совершенно пассивным кандидатом сложно (почти нереально).
Ищут работу в социальных медиа
И ещё в начале того года эта цифра была существенно меньше — около 60%.
Конечно, остаются актуальными и работные сайты, но скорее на уровне “размещу, а вдруг”. Нерелевантность предложений, поступающих из таких источников часто удивляет и разочаровывает кандидатов. Мы уже писали о том, почему работным сайтам предстоит период трансформации — социальные медиа возьмут на себя роль job board’ов, а компании научатся транслировать бренд через свои страницы.
*лирическое отступление про potok: у нас вы можете сделать свой карьерный сайт, делать формы для отклика брендированными и адаптированными под мобильные устройства, постить вакансии в социальные сети, а также быстро отвечать кандидатам прямо из системы — мы знаем, как сделать так, чтобы кандидаты в вашей технологичности не сомневались и чтобы ваши рабочие инструменты были вам удобны*
Кандидаты рассчитывают на друзей
Согласно исследованию РАНХиГС, с 2013 года кандидатов, которые ищут работу через друзей, стало на 20% больше.
Компании всё чаще начинают внедрять рекомендательный рекрутмент — и это разумно, потому что тратят на поиск одного кандидата в два раза меньше времени, и в два раза меньше средств. Социальные медиа также помогают подключить друзей к поиску работы — люди активно помогают своим знакомым. Сейчас, когда у каждого круг знакомств, доступный всего парой кликов, составляет 250 друзей, конечно, мы просим у них совета и иногда даже помощи. А кинуть резюме или просто поделиться ссылкой на вакансию — вопрос пары секунд. Нетворк кандидатов влияет на их успешность при поиске работы, но также нетворк ваших сотрудников влияет на скорость и стоимость закрытия вакансий. Вот секретная ссылка, где спрятана система рекомендательного рекрутмента.
Любят бренды и ищут их
Мы постоянно общаемся с огромным количеством кандидатов и знаем, что многие из них хотят работать в конкретных компаниях. Это значит, что кандидаты довольно четко представляют себе потенциального работодателя и понимают, в какой компании хотели бы работать.
Самым главным преимуществом для кандидатов, которые ищут работу, становятся карьерные возможности. А главным каналом для получения информации в этом случае является карьерный сайт компании. (Linkedin Hiring Statistics 2017)
Global Talent Trends от LinkedIn
Отклик как игра и общение с ботом
Буквально за последние 5-8 лет подход к отклику серьёзно изменился — работодатели стали чаще придумывать интересные тестовые задания, делиться с кандидатами бизнес-кейсами, которые те могут решить, устраивают дни открытых дверей в офисах и митапы. Расстановка сил изменилась — кандидаты ждут вовлечения. Им нужен вызов, какая-то задача, что-то цепляющее внимание. Однотипных описаний вакансий с дурацкой рубрикацией становится меньше. Чего стоят только стартапы типа Pymetrics и Pomello, где вам предлагают поиграть в игры и найти после этого работу согласно ваших навыкам, качествам и умению быть лидером. Вы и сами это видите, ведь постоянно создаете анкеты в Google Forms (аккуратнее с этим, 152 ФЗ!), где дополнительно просите ответить на всякие любопытные вопросы.
HR-технологии как раз позволяют кандидатов максимально вовлекать. Будь то удобная форма, где они могут оставить данные со смартфона, приложение с элементами геймификации или бот, который ответит на вопросы и позовет на собеседование.
Нет сомнений, что кандидатам стало намного интереснее (и, как нам кажется, сложнее) вообще в эту игру поиска работы играть.
Общаться гифками и стикерами в мессенджерах и социальных сетях
Коммуникация, как бы странно это не звучало, стала более персонифицированной — обычно к ценному кандидату рекрутеры подходят уже с конкретным предложением. Это упрощает процесс.
Ну и вообще формат общения меняется.
С email-перепиской у поколения Z дела обстоят не слишком гладко. Многие терпеть не могут писать письма, ставить в конце “С уважением”. Это отнимает время. Привыкшие общаться мемами, emoji и “лол”, “кеками” молодые кандидаты также часто пренебрегают пунктуацией. Сложно их в этом сильно винить, потому что и общение теперь реально очень часто происходит на уровне гифок. Так что теперь каналы коммуникации с аудиторией — это социальные сети, мессенджеры.
Это хорошо для вас, потому что письмо можно просто проигнорировать, а вот не ответить на личное сообщение, где как на ладони активность человека за последние часы, уже как-то неудобно. И скорость ответов тоже растет – у вас есть возможность решать очень многие вопросы гораздо быстрее. А вот кандидатам стало не спрятаться — настолько связана теперь их профессиональная жизнь и личная, что любое резюме приравнивается к странице в социальной сети.
Необходимость получать фидбек
Технологии позволяют рекрутерам и HR’ам давать обратную связь. Никаких голубей, просто одно отправленное сообщение: “Ваше резюме получили, рассмотрим и ответим в течение недели”.
И лишь 41% действительно остаются с кое-какой обратной связью, другие же просто сражаются с тишиной о чем с печалью сообщает нам отчет Linkedin Hiring Statistics 2017.
Быстрое и безболезненное собеседование
Видео-интервью используют множество компаний. Кандидаты готовы к такому повороту событий — это позволяет им экономить время, которое они тратят на дорогу до офиса, ожидание. В любое действительно удобное им время они могут взять и пройти собеседование. Хотя, конечно, дается это непросто – получить мгновенную обратную реакцию тут не получится.
Некоторые рекрутеры и HR’ы проводят собеседования по Skype, что тоже позволяет обеим сторонам не тратить много времени на каждое собеседование.
Комментарии (9)
MarkNikitin
23.05.2017 12:11По сути всегда нужно быть, как бы сказать в тренде, чтобы молодая конкуренция не задавила и чтобы всегда быть «современным»
Idot
23.05.2017 17:06-1Общаться гифками и стикерами в мессенджерах и социальных сетях
Что мне фильм "Сфера" вспомнился, когда к главной героине прибежали крайне обеспокоенные HR'ы, которые у неё спросили почему она так мало сидит в соцестях. А на ответ, что она работает — они безапелляционно заявили, что она все равно должна сидеть в соцсетях.
=> в общем, HR'ам откровенно наплевать и на работу и на профессионализм, единственно, что их волнует — это их собственная показуха.
Alina_Alexandrovna
24.05.2017 11:28+1Думаю, было бы интересно рассмотреть вопрос не только с точки зрения технологий, т.к. технологии постоянно меняются, а с точки зрения подхода к поиску работу со стороны кандидатов и подбора со стороны рекрутеров. С моей точки зрения, как человека, который многократно находился по обе стороны, основная сложность в том, что и те, и другие, используют количественный подход в ущерб качественному.
Например, большинство кандидатов не готовится к собеседованию: не может более-менее связно рассказать, чем занимается компания, каким требованиям из вакансии они соответствуют, затрудняются сформулировать свои пожелания к месту работы.
И тут уж неважно, как именно нашли кандидата или какое у него резюме, обычное или видео и как проходит собеседование — в офисе компании или по скайпу. Именно поэтому технологии помогают при наличии системы, и ничего не изменят при ее отсутствии.
Ugrum
Мама, роди меня обратно.А какую работу работать такие кандидаты умеют?ivkomn
Слушать музыку на иподе, как «привыкли ещё с» первого класса.
GoldJee
Молодость, стиль общения и профессионализм — ортогональные характеристики соискателя.
Idot
HR обычно ищут на работу не профессионала, а бабника.