Когда я начал развивать направление тестирования в компании Лайв Тайпинг, я не думал, что профдеформация пустит корни так глубоко, что я начну искать баги даже там, где меня не просят. На фоне этого произошло следующее: я не могу работать с приложением Apple Music. Без судорог, разумеется. И без недоумения, как Apple, уважаемая компания, задающая тон в разработке и дизайне, может допускать такие ошибки и не следовать своим же собственным гайдлайнам. Я активно пользуюсь музыкальными сервисами, и сравнение их юзабилити играет далеко не в пользу Apple Music.

В этой публикации я хочу снять камень с души и описать главные недочёты приложения. Пользование им принесло мне достаточно боли, чтобы взяться за статью. И, как выяснилось во время исследования темы, не мне одному.



В июне 2016 года на сайте The New Yorker вышла статья от Ома Малика, основателя компании GigaOm, в которой он сетовал на то, что Apple, в первую очередь, занимается устройствами, и такой же подход использует при разработке программного обеспечения.

«Для десктопной или мобильной версии операционной системы, где небольшие обновления случаются по мере необходимости, релиз раз-два в год — вполне нормальная практика. Но когда дело доходит до интернет-сервисов, такой длительный цикл ведёт к их устареванию. Для нормальной работы нужно наблюдать за поведением пользователей и оперативно отражать его в сервисе.»

Также на плохо проработанный дизайн десктопной версии жаловался основатель дизайн-студии Ноlogram Том Козик:

«У Apple Music три главные проблемы: унылый внешний вид, нехватка нужных человеку опций и (я не верю, что говорю так про продукт Apple) огромные недостатки в дизайне.»

Посмотрим, что мы имеем сейчас. Описывая некоторые проблемы, я буду сравнивать Apple Music с конкурирующими Spotify и Яндекс.Музыкой, у которых, если забегать вперёд, дела обстоят гораздо лучше.

Проблемы


Неудобный экран выбора предпочтений




Боль начинается сразу после регистрации нового пользователя. Пользователю предлагается выбрать жанры и артистов по вкусу. Проблема в том, что список предпочтений — это в буквальном смысле свалка кружков с текстом, по которым надо тапать. Это неудобно по нескольким причинам:

  • инструкция на экране, которую никогда не читают, перекрывает названия жанров и исполнителей в кружках. Чтобы разобрать написанное, нужно «вытаскивать» кружки из-под этого текста;
  • новые кружки появляются за пределами экрана и «вплывают» в него. Их приходится либо ждать, либо вытаскивать вручную;
  • если человек плохо разбирается в исполнителях, то большое количество кружков с названиями смущает. Например, в Яндекс.Музыке в этом случае показывают ещё и аватар исполнителя, а для каждого жанра существует пиктограмма, хоть немного намекающая на то, что это будет за музыка.



  • Когда пользователь тапает на кружок, он увеличивается, занимая больше места на экране и выталкивая другие кружки за экран, и если пользователь хотел их посмотреть, то ему придётся вытаскивать эти кружки на экран снова. В той же Яндекс.Музыке это реализовано удобнее: кружок заливается жёлтым цветом и отмечается «сердечной» пиктограммой.



В итоге хочется либо пропустить этот этап из-за хаоса и перегруза на экране, либо завершить, не особо вдаваясь в детали, что в будущем скажется на рекомендациях приложения, которые и так не всегда точны.



Редактирование своих предпочтений не хочется делать никогда



Допустим, список артистов и предпочтений худо-бедно сложился. Теперь его можно найти в соответствующем разделе в профиле и по желанию отредактировать. Только вот же незадача: если вам не интересен шансон и Oxxxymiron и вы удалили их на этапе регистрации, чтобы никогда больше не сталкиваться с ними, то при редактировании списка соответствующие круги появятся снова. В итоге процесс выглядит как заполнение предпочтений с нуля, и единственное, что хочется сделать — закрыть этот экран и никогда больше не открывать.

Неопытный пользователь может не знать, что Е — это Explicit




При этом ограничения по контенту можно отключить на устройстве и контент с ненормативной лексикой будет доступен. В то же время в приложении нигде не сказано, как ограничить доступ к такому контенту. Можно было, например, при клике на иконку Е показывать пользователю алерт с текстом, поясняющим, где и как включить необходимые ограничения — актуально, например, для родителей. Хотя, если ограничения включены, то при попытке прослушать explicit-композицию пользователю будет дана инструкция, как выключить ограничение нежелательного контента.

При переходе в подборку отсутствует лоадер




При медленном интернете на экране отображается просто пустая область. Складывается впечатление, что либо приложение зависло, либо надо совершить ещё какие-то действия, чтобы добраться до песен. Напомним, что гласят гайдлайны Apple о загрузке контента:

Show content as soon as possible. Don’t make people wait for content to load before seeing the screen they're expecting.

А что — о ситуации, когда он временно недоступен:

Show the screen immediately, and use placeholder text, graphics, or animations to identify where content isn't available yet.

На деле же видно несоблюдение: приложение стремится показать контент как можно быстрее, но при этом часть этого контента (а основная — это песни) ещё не загружена и нет ни лоадера, ни текста, поясняющего, что загрузка идёт.



Кнопки паузы и перехода к следующей песне расположены слишком близко друг к другу




Иногда это ведёт к случайному промаху. В Яндекс.Музыке эта проблема решена удачно: кнопка паузы и воспроизведения стоит слева перед обложкой альбома, а кнопка переключения заменена кнопкой контекстного меню, через которое выполняются все необходимые манипуляции с треком. Переключение же самих треков сделано через свайп влево-вправо по самому виджету — удобно и интуитивно понятно.



Огромные раздражающие попапы при добавлении песни в медиатеку




Каждое добавление песни в медиатеку сопровождается огромным попапом «Добавлено». Хотя он и не лишает возможности сразу добавить следующие песни, на популярных iPhone SE попап перекрывает собой иконки. Появляется ощущение, что пока попап на экране, песни недоступны. Чуть уменьшить этот попап — и он раздражал бы уже не так сильно. На мой взгляд, изменение иконки со знака «+» на знак облака вполне отражает то, что песня была добавлена.



Баг со списком исполнителей в подборке




Для каждой подборки можно посмотреть исполнителей, чьи песни были в плейлисте, но часто оказывается, что не указан один-два артиста.

Мешающие системные плейлисты


В разделе «Мои плейлисты» есть уже созданные системой папки, которые:

  • муторно удалять;
  • они почти всегда не нужны;
  • в них нет музыки.

Их хочется спрятать вниз, но сортировка этого сделать не может. Сортировка по типу плейлиста всегда выводит их наверх. Итог: чтобы добраться до своих плейлистов, нужно проскроллить ненужные.

Поиск, сбивающий с толку


image

Apple Music предлагает два режима поиска: по базе приложения и по своей медиатеке. Если пользователь забыл переключится из одного режима в другой, что случается довольно часто, то велика вероятность не найти то, что ищешь. Такой же подход использован в Яндекс.Музыке (вероятно, Apple Music послужил примером). В Spotify поиск всегда глобальный, а если пользователь попытается добавить трек, который у него уже есть, приложение предупредит об этом. Если же надо поискать что-то в своей коллекции музыки, то в каждом из разделов (песни, артисты, плейлисты и т.д.) есть свой поиск.



Огрехи в локализации


Некрасивое сокращение слов




При локализации не была учтена длина слов на других языках, из-за чего попадаются подобные неуклюжие сокращения. Понятно, что использование надписей вместо иконок информативнее, но если приложение мультиязычное, такие ситуации важно учитывать. Проблему могло бы решить уменьшение кегля в зависимости от размера экрана, либо перенос по слогам.

Обрезка заголовков и подзаголовков




Это снова проблема конкретных языков, на которых некоторые слова могут быть длиннее английских исходников. В Spotify эта проблема решена тем, что название и описание находятся под карточкой и при необходимости используется перенос строки.



Обрезанный алерт с не очень понятным содержимым




Этот алерт всплывает нечасто, потому баг, вероятно, и пропустили. Также в русской локализации этот алерт заставляет задуматься о смысле каждого действия и вгоняет в ступор. Стоит избегать запутанных формулировок и проверять отображение всех алертов приложения, особенно если поддерживаются устройства с маленькими размерами экранов.

Отслеживание новостей: непонятные иконки кнопок, логика работы и слишком длинное название свичера




Кроме артистов и групп, выбранных на этапе отбора предпочтений, вас автоматически подписывают на тех, кто:

а) был загружен на устройство через iTunes;
б) добавлен в «Медиатеку» из архивов Apple Music.

Но при этом некоторые артисты, которых ты слушаешь регулярно, в список не добавлены.
Приложение само решает, что пользователю надо отслеживать, а что нет.

В разделе отслеживаемых артистов рядом с символами «+» (подписаться) и «-» (отписаться) стоит символ @. Это вызывает у меня чёткую ассоциацию с имейлом. Поэтому я на пару минут задумался, как происходит отслеживание: это будут ненужные мне письма на почту или всё-таки отслеживание будет происходить внутри приложения? Оказалось, что отслеживание — это лента твитов указанных исполнителей внутри приложения.

В эту же ленту попадают артисты, которых пользователь фолловит сознательно. И только в этом случае он видит этот символ на кнопке и в будущем понимает, что он значит. Но если пользователь никого не фолловил, то первый контакт с символом грозит закончиться тем же непониманием, что и у меня. Стоит избегать всего, что интерпретируется двояко и вводит в замешательство. В указанном случае плюса и минуса было бы достаточно.

Название свичера «Автоматически следить за новостями» не помещается на экране. Можно заменить на «Отслеживать новости» и избавиться от сокращения. Это опять к вопросу о локализации.

Проблемный экран профиля




На экране профиля сразу две проблемы:

  • снова локализация. Кнопка «Правка» относится только к смене аватара, но из-за названия кажется, что она же относится к смене имени и псевдонима. Это сбивает с толку при первом заполнении профиля. Лучше назвать кнопку просто «Фото» или «Аватар»;
  • сообщение о том, что псевдоним занят, абсолютно незаметное и выглядит как пояснительный текст вверху экрана. Не хватает либо цветового выделения, либо иконки.

Что бы хотелось поменять или добавить


В приложении отсутствует прогресс-бар воспроизведения




Точнее, он есть, но только в виджете экрана блокировки и в модальном окне, которое надо дополнительно вызывать. Понятно, что перематывать удобнее на большом окне, но удобно знать, сколько осталось до конца песни — ведь это и гайдлайны рекомендуют, и создатели Яндекс.Музыке и Spotify поняли.



Нет возможности сразу начать прослушивание всех песен выбранного исполнителя


На экране исполнителя нет кнопки «Слушать все» или чего-то подобного. Можно слушать топ-подборку, отдельную песню или альбом, но нет возможности поставить на воспроизведение все песни автора, а в топ-подборке желанной песни может и не быть.

Нет автоскролла плейлиста на следующую песню




При переходе на следующую песню в плейлисте он не прокручивается так, чтобы песня оказалась на экране. Это затрудняет просмотр следующего трека, если список длинный.

Цвета элементов не согласуются с цветовой гаммой приложения




В то время, как все интерактивные элементы приложения розовые, на экране создания плейлиста есть два зелёных элемента: свичер в активном положении и кнопка добавления музыки. Смотрится странно.

Кликабельные элементы не красные




Непонятно, почему не во всех случаях есть выделение цветом.На экране профиля плейсхолдер «Псевдоним» был красного цвета, намекая что он кликабелен, а на экране создания нового плейлиста плейсхолдеры «Название» и «Описание» — серые.

Карточку требуют даже для пробного периода


В целом это стандартное поведение для iOS: сначала дай нам данные своей карты, даже если ты не хочешь ничего покупать, а потом уже делай, что хочешь. Но это вызывает подсознательное опасение: а не спишут ли у меня деньги без моего ведома? И не безосновательно: если до конца пробного периода забыть отказаться от подписки самостоятельно, она продлится автоматически и деньги таки спишут. По похожему пути пошла и Яндекс.Музыка.

Вывод


Даже крупные игроки могут принимать неудачные решения. Не стоит думать, что громкий бренд автоматически означает высокое качество, особенно, когда хочется применить похожие решения в своих проектах.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (24)


  1. Ugrum
    28.04.2017 11:44
    +2

    Местами согласен, местами не очень (или не обращал внимания на мелочи).
    Как раз чуть меньше месяца назад выбирал между Ямузыкой и Амузыкой.
    Амузыка, в моём случае, победила. Причины- не слетает список воспроизведения/плэйлист даже после перезагрузки устройства (начинаем воспроизведение с места, где остановились), возможность настроить размер буфера (актуально для мест с не очень хорошим покрытием сетей 3/4G). Само звучание лучше (на мой взгляд).


    1. gotch
      28.04.2017 11:50
      +1

      Сравнивал год назад, сравниваю сейчас. Качество звучания Яндекса значительно хуже. Семейной подписки нет, цена та же. Смысл?


    1. Oleh_M
      28.04.2017 16:45

      Spotify лучше и того и другого, единственное — не все хотят заморачиваться с vpn


      1. deanar
        29.04.2017 14:21

        Есть довольно простое решение без необходимости использовать vpn и по цене сравнимой, а иногда и дешевле той же А музыки.


        1. Ugrum
          29.04.2017 14:33
          +1

          Не таите в себе, выговоритесь. Поделитесь с окружающими.


      1. Gribs
        30.04.2017 07:26
        +1

        Google Music же еще лучше. Автоматом получаете ютуб без рекламы.


        1. Oleh_M
          01.05.2017 12:30

          мне не подходит из-за отсутствия полноценного клиента для десктопа и подборки на spotify очень хороши, как и плейлисты


  1. Spalf
    28.04.2017 16:45

    Ко всему выше сказанному отдельно раздражает невозможность перемешать просто все песни на устройстве.
    А также что на самом деле он перемешивает не все, а только часть где-то часа на 3 и потом повторяет в той же последовательности.
    Ставит песню на паузу если теряет/находит соединение с интернетом, например в метро.
    Это уже не говорю о просто всяких багах, вроде необходимости «загружать» уже загруженный автоматически альбом, etc.

    Видимо делала та же команда что и сам iTunes или стажеры.


  1. wishnewski
    28.04.2017 16:46

    Хотелось бы ещё сравнения с Google Play Music. Из того, что для меня оказалось важным в этом сервисе стриминга от корпорации зла:

    — настраиваемое качество звука для wi-fi / mobile, причём с тремя уровнями (Low, Normal, High) для обоих типов сетей. Можно даже, при желании, настроить High для мобильной сети и Low для wi-fi, было бы зачем.
    — интуитивное управление не вызвало никаких сложностей, все элементы делают что ожидаешь, на каждом конкретном экране.
    — по статистике, самое большое количество доступных треков.
    — самое лучшее качество звука — опять же, по статистике. Из личного восприятия: у Spotify звук «по подписке» субъективно хороший, но десятку в месяц платить жаба душит, поэтому есть риск остаться в ватно звучащем бесплатном плане на пару с mp3 96kbit/s.
    — и, конечно же, цена (<200р/мес вместо ~$10 практически у всех остальных). Это был самый определяющий фактор в момент выбора.

    Из минусов
    — нет standalone десктопного приложения.
    — недавно добавили российский НДС в стоимость подписки. При небольшой изначальной стоимости получаются копейки, но всё равно неприятно.


    1. Ruckus
      28.04.2017 17:19

      Лично я выбирая из А и Г при переходе на аФон и как раз обратил внимание на то, что в медиатеке А гораздо больше интересующих меня исполнителей, цена та же что и на Г (до введения ндс, теперь ниже) и в силу полного перехода на экосистему более удобный доступ. Настройки качества только для сотовых данных и только вкл/выкл «высокое» качество, но этого мне достаточно. По управлению — на заблокированом экране всё вполне нормально, а в самом приложении я только переключаюсь на конкретный трэк. В общем вопрос не только в сервисе и приложении, но и в остальной экосистеме. Мне правда очень нехватало «мне повезёт» первое время.


    1. Andrusha
      28.04.2017 17:25

      — нет standalone десктопного приложения.
      Есть неофициальные: кроссплатформенный Google Play Music Desktop Player и Radiant Player для мака. Оба по сути — браузер, но умеют перехватывать медиа-кнопки.
      Кстати, для меня один из главных минусов Apple Music это невозможность слушать из браузера.


    1. Kalobok
      28.04.2017 18:01

      Давно пользуюсь г-музыкой, подписан на семейный план. Могу слегка добавить мелочей. Из важных для меня плюсов — возможность сохранять нужное для оффлайна (только на мобильных устройствах). Как с этим у других не знаю. Из мелких минусов — много путаницы, часто один и тот же исполнитель показывается в нескольких вариантах и т.п. Еще минус — нет нормального shuffle. При включении этой кнопки порядок треков изменяется на «случайный», но всегда один и тот же.


      1. m1skam
        29.04.2017 21:58

        К сожалению г-музыка любит «забывать» скачанные ранее альбомы :(


  1. esata
    28.04.2017 16:46

    Интересно будет увидеть сравнение с Google Play Music


    1. K_ID
      28.04.2017 16:48

      Хорошая идея, спасибо.


  1. Xfrid
    28.04.2017 17:08

    Тоже многим не доволен, добавлю пару пунктов:
    — Не всегда работает функция автозагрузки песен, добавленных в медиатеку. Приходится ждать несколько секунд, чтобы убедится, что загрузка началась
    — Неудобный доступ к функциям. Я предпочитаю слушать музыку альбомами из топа по жанрам. Чтобы это сделать я каждый раз (если приложение не осталось открытым с прошлого раза), я должен совершить 5 нажатий, три из которых вызывают загрузку страницы, причем каждая занимает 7-10 секунд (не зависимо от скорости интернета)
    — Не все жанры представлены в топах. Причем не хватает не каких-то нишевых, а двух популярных жанра — электронная и танцевальная музыка. Причем в официальных подборках от Apple эти жанры есть.
    — Непоследовательность в интерфейсе мобильной и десктоп версии. Если в телефоне я могу увидеть 200 топовых альбомах в жанре, то в iTunes на компьютере — только 50. Причем тут (в айтюнсе) есть интересный баг — когда заходишь в общий топ альбомов, то сначала отображается 200 альбомов, но если зайти в какой-то жанр и вернуться обратно в общий раздел — в нем тоже станет отображаться только 50.


  1. sova
    01.05.2017 04:31

    советую посмотреть клиент эпл музыки для вин. контента появится ещё статьи на три.


    1. K_ID
      01.05.2017 13:50

      Посмотрел, вздрогнул, закрыл.


    1. olegi
      05.05.2017 13:27

      имеете ввиду itunes?


      1. sova
        05.05.2017 13:40

        ну не совсем. apple music же внутри itunes-а сидит. ничего не скажу про itunes — не юзал. но конкретно кусок с apple music вызывает очень много недоумения. Можно многое написать про ux там сложные штуки, но:

        • не работает скролл. (как блин может вообще не работать скролл на простом списке?). т.е. я не могу отскролить вбок посмотреть еще альбомы в выдаче.
        • -позиция курсора мыши время от времени идет с каким-то оффсетом вбок (?????). вин 10, новое железо.

        Наверняка это не у всех так, (хотя у меня на двух ноутбуках и стационарном компе было именно так), но как так то? это такая веб вьюха ушатанная? почему опенсорсный клиент google music сделанный каким-то школьником работает круто и не вызывает нареканий а поделка apple не справляется со скролом?


  1. badtrips
    01.05.2017 13:50

    Интересно, встречается ли у кого-нибудь ещё такой баг: если включен интернет (мобильный или вай-фай) при его пропадании во время прослушивания Apple Music останавливается воспроизведение. Ошибка с самого запуска сервиса кажется.


    1. K_ID
      01.05.2017 13:51

      Да бывает такое.


  1. SerjkFrog
    05.05.2017 14:37

    Насчет юзабилити — тут все верно. Заморочек много, а толку мало. *Пошел открывать свой старый WinAmp*


    1. K_ID
      05.05.2017 14:38

      Да вы, батенька, ретроград.