Профессии инженера, менеджера, управленца уже давно широко распространены. Однако появилось нечто, что включает их в единую, интегрированную концепцию, которая формируется прямо на наших глазах и являет собой специальность будущего. Это Системный инжиниринг и менеджмент формата 2.0. Для изучения данной концепции и создания кадрового резерва для уже сейчас формирующихся потребностей высокотехнологичной деятельности была разработана образовательная программа, в рамках которой запущен первый онлайн-курс “Системный инжиниринг и менеджмент 2.0”.
О концепции, программе и курсе нам рассказал Кондратьев Вячеслав Владимирович,
руководитель Rn&D ФРТК МФТИ, д.т.н., проф. МФТИ, руководитель и участник десятков проектов управленческого и инжинирингового консалтинга ведущих российских компаний, автор деловых бестселлеров и телевизионных передач.
Первый удивительный факт, который необходимо осознать: мы все владеем материалом этого курса на самом бытовом уровне.
Из чего состоит курс?
Первая тема — это тема о том, как разрабатывать рукотворные объекты.
Что значит рукотворный объект?
Рукотворный объект — это объект, который создан человеком. Его в природе не существовало, его создал “инженер” (работник, сотрудник). Но вот вопрос: как создавать рукотворный объект, как эти рукотворные объекты ремонтировать, как модернизировать, как их использовать? Можно сказать, что любой человек, который хоть раз держал молоток в руках, уже является инженером по определению. То есть у него есть орудие труда, с помощью которого он создает рукотворный объект. Поэтому первая тема, которая там рассматривается — это инженерия. И мы все умеем делать инжиниринг, но на бытовом уровне
Вторая тема, которая рассматривается в рамках курса — это экономика. Мы все ходим в магазины, все получаем заработную плату и т.д… А что такое экономика? Это деятельность для создания и обмена продуктов на драгоценности – на деньги.
Поэтому первая деятельность — это инженерная. Втора деятельность — это экономисты или бизнесмены. Они создают продукты или услуги и эти продукты (услуги) обменивают на деньги и за эти деньги покупают, что для них будет полезным. Владеем мы экономикой? Каждый из нас? Конечно владеем, но опять же на бытовом уровне.
Каждый раз, когда вы собираетесь поехать с шашлыками, вам приходится организовывать компанию и процессы (покупка продуктов, координирование встречи, уборка и т.д.) На таком простом бытовом примере мы рассматриваем третий элемент — менеджмент.
Если бы это 10 лет назад было, то этого было бы достаточно. Но сегодня есть еще один, четвертый, элемент, который называется “цифровая экономика”. Цифровая экономика — это применение вычислительных средств, устройств, коммуникаций для обработки и передачи информации. Почему цифровая экономика не входит в экономику? Сначала была экономика. Потом появился первый компьютер, и вместе с ним появилась цифровая экономика. То есть, это экономика, в которой часть процесса исполняется с помощью компьютера.
Что входит в цифровую экономику? Все процессы построены таким образом, что большая часть деятельности ведется и управляется компьютерами, в цифровой среде.
Но как определить, что мы перешли от экономики к цифровой экономике? Пока таких критериев не выработано. Удивительный факт, но и определения у цифровой экономики нет.
Доля цифровых услуг растет каждый день. Утром мы включаем смартфон и проверяем почту, днем работаем за компьютером, вечером смотрим кино в онлайн-кинотеатре.
Но если мы обратимся, скажем, к госпоже Меркель, которая является адептом цифровой экономики, она говорит – этого мало. Нам нужна другая цифра. По ее представлению, цифровая экономика – это индустрия 4.0., которая выглядит примерно так:
идея > разработка и проектирование с использованием цифровых технологий > цифровые модели > виртуальное моделирование и тестирование > роботизированное производство на основе созданных цифровых моделей и алгоритмов.
Если вы сегодня устраиваетесь на современное производство, то в каком-то объеме встречаетесь со всеми элементами. Разное производство – разные пропорции инжиниринга, экономики, менеджмента и цифровой части.
В каждой сфере деятельности — и в инжиниринге, и в экономике, и в менеджменте, и в цифровой части — мы должны соответствовать современным требованиям, то есть, по сути, быть специалистами во всех четырех направлениях.
Программа 2.0 — это одна из первых попыток в мире объединить “физиков” и “лириков”, создав универсального специалиста.
Возникает логичный вопрос: кто должен обучать общей системе? Преподаватель должен быть интегратором, объединяющим разные методологии в единую систему систем — мета-систему. Первоисточник компетенций — это, прежде всего, знания современного мирового уровня. А второе — это опыт.
Кто первый будет иметь такие расширенные компетенции, тот получит и стратегическое преимущество.
Первый курс является вводным. И он рассказывает о тех перспективах, которые возникают сейчас перед каждым молодым человеком или же перед человеком с компетенцией, перед всеми, кто хочет преуспевать в эру цифровой экономики. Мы создадим специалистов с более широким кругозором, с набором компетенций 360.
Теоретическая база в глобальном смысле разрабатывается на основе практики не просто ведущих, а единственных в своем роде компаний и корпораций, среди которых можно выделить Boeing и NASA, а также многие мировые автоконцерны. Но в процессе обучения мы будем отрабатывать модели на таких неожиданных “подопытных кроликах”, как русские народные сказки.
Куда же человек трудоустроится, изучая эту систему, если он окажется более продвинутым, чем производство, на которое он пришел? Безусловно, есть определенное отставание, о котором мы много говорим и которое преодолеваем. Каждое предприятие, чтобы выжить и развиваться, пойдет по пути цифровой экономики. Никакого другого варианта нет. А значит, специалисты нового формата востребованы уже сейчас, чтобы ускорить и запустить процессы изменений на предприятиях, а затем — чтобы грамотно ими управлять.
UPD: стартует второй курс по Программе 2.0
Подробности будут в самое ближайшее время!
Комментарии (3)
slava2017
11.05.2017 14:25Русские народные сказки хороши, когда недостает системного знания, а «осознать» явленное жизненно необходимо. В любом другом случае, трактование современных технологических и методологических систем, в том числе и отдельных уникальных компаний через мистические сюжеты, натуральная спекуляция, со всеми логичными последствиями по подзабытым законам недавнего прошлого.
Цифровая экономика, она же электронная экономика, мертва без электричества. Сама электронная цифра, как основа всего программного и виртуального мира, электричество не производит, т.е., она вторична.
Уместней сравнивать и объяснять электронную экономику на примере второй сигнальной системы у людей. Железу помогли обрести речь в цифре и получили множество вариантов умных помощников в быту и на производстве.
KateVo
11.05.2017 14:30Сказки — это просто один из возможных вариантов и не единственный вариант в курсе.
FedjaNew
Больше года тому назад разговаривал со студентом ЛГУ по поводу его специальности «Программная инженерия».
Ничего не смог толком объяснить.
Сейчас есть двое коллег, которым тоже давали этот курс. Все, что они смогли сказать, что там учат, как правильно программировать.
При системы управления требованиями все даже не слышали.
Боюсь, что отработка модели на сказках породит очередных сказочников.