Несколько месяцев назад понадобилось разработать чат для локальной сети одного офиса, а также выступить с этой программой на научной конференции. Делать его я решил в среде разработки Builder C++ 2006. При написании статьи у меня возникла одна самая главная проблема — полное отсутствие опыта в работе с сетями в билдере, поэтому статью пишу для таких же «программистов», как я. Отмечу сразу, в интернете найдется множество программ, которые, несомненно, будут лучше моей, но задание было не найти программу, а разработать. Статья получится большая, поэтому разделю ее на 2 части — серверную и клиентскую.

Первым делом надо было решить, что это будет за приложение.

Идея


Первое, что пришло в голову — открывать сервер на каждом компьютере, объединяя все компьютеры в кольцо. Сообщение передавать тому клиенту, к которому мы сейчас подключены. Там проверять, нам ли это сообщение, или нет; если нет — то отправлять дальше до тех пор, пока оно не достигнет адресата. Идея не понравилась, главным образом из-за того, что не хотелось, чтобы сообщение проходило через промежуточных пользователей.

Вторая идея мне понравилась. Пусть это будет клиент-серверное приложение. Открываем на одном компьютере сервер, все клиенты подключаются к нему. С клиента отправляем сообщение на сервер, а он уже перенаправляет его адресату. Кстати говоря, второе преимущество этой сетевой архитектуры состоит в том, что каждому клиенту нужно знать только один IP адрес — IP-адрес сервера. Да и при выходе клиента из сети не придется искать того, к кому он был подключен.

Конечно же, должен присутствовать графический интерфейс, причем такой, чтобы работал по принципу «plug and play» — запустил программу и сразу можно приниматься за переписку. Поэтому в окне программы будет минимум компонентов, даже не будет меню бара.

Как будем пересыпать сообщения? Используя сокеты, а именно стандартные компоненты билдера ClientSocket и ServerSocket, которые будут использоваться в программах клиента и сервера соответственно.

Реализация


Сервер

Программа-сервер рассчитана на одноразовое использование. Т.е. при выходе из нее не сохраняется никакая информация о клиентах, в самой же программе все хранится в массиве. Вообще, сам интерфейс сокетов достаточно интересен. Для того, чтобы отправить сообщение клиенту, используется команда SendText, принимающая строку сообщения типа AnsiString (где-то я вычитал про длину в 4,3 миллиарда символов, что само собой впечатляет), но чтобы отправить его именно тому, кому нужно, следует указывать номер клиента, а не, например, его IP-адрес. При этом номера клиентам выдаются в том порядке, в каком они подключились. В .h файле объявлен массив m типа AnsiString, состоящий из 100 элементов. Честно говоря, я не проверил максимально возможное количество подключений к серверу, поэтому будем считать, что оно ограничивается только величиной этого массива. При подключении клиента первым делом отправляется его имя на сервер. Оно вносится в первую свободную ячейку массива, при этом номер элемента и будет являться номером клиента, по которому мы будем отправлять сообщения. Чтобы найти первую пустую ячейку, я написал функцию analog(), которая просто перебирает массив и возвращает номер пустой ячейки.

int TFormMain::analog()
{
int a;
for(int i=0;i<mass;i++)
{
if(m[i]=="")
{
a=i;
break;
}
}
return a;
}

В событии OnConnect сервера запускается таймер. Почему-то код исполняемый таймером у меня не получилось выполнять сразу в событии, поэтому таймер выполняет его и сразу же отключается. По таймеру сервер с помощью цикла отправляет всем клиентам сообщение, в котором в одной строке содержатся все имена подключенных в данный момент клиентов. Зачем это сделано — я расскажу в описании клиента. Список же клиентов формирует функция online() «склеивающая» имена клиентов из массива.

Подключение клиентов

void __fastcall TFormMain::ServerSocketClientConnect(TObject *Sender,
      TCustomWinSocket *Socket)
{
Timer1->Enabled=true;
}
//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TFormMain::Timer1Timer(TObject *Sender)
{

if(ServerSocket->Socket->ActiveConnections!=0)
for(int i=0;i<ServerSocket->Socket->ActiveConnections;i++)
ServerSocket->Socket->Connections[i]->SendText("8714"+online());
Timer1->Enabled=false;
}
//---------------------------------------------------------------------------


AnsiString TFormMain::online()
{
char str[500]="";
for(int i=0;i<analog();i++)
{
strcat(str,m[i].c_str());
strcat(str,",");
}
return str;
}


Однако, все самое интересное происходит в событии сервера OnRead. Структура каждого сообщения, посылаемого как клиентом, так и сервером, обязательно содержит в начале 4 цифры. Это случайная комбинация цифр, придуманная мной для того, чтобы сервер и клиент могли различать сообщения, необходимые для «авторизации», или же сообщения, содержащие в себе текст для пересылки. Всего клиент может посылать серверу 4 типа сообщений. Сообщения с кодом 6141 посылаются серверу при первом подключении, они также сообщают серверу имя нового клиента, а сервер вносит его в массив и выводит в Memo (декоративном элементе, созданном просто чтобы знать, кто в данный момент подключен). Сообщение с кодами 5280 и 5487 потеряли свою актуальность, но почему то не были убраны мной из кода сервера. Сообщения с кодом 3988 самые важные. Это и есть сообщения содержащие в себе всю информацию для обмена сообщениями между пользователями. Структура такого сообщения:

3988<Имя отправителя>%<Имя получателя>:<Текст сообщения>.

Вообще, из каждого полученного сообщения сервер первым делом выделяет код методом SubString, от этом в дальнейшем зависят его дальнейшие действия. Из этого же сообщения сервер также выделяет меня отправителя и получателя, а также текст сообщения. Затем формируется сообщение вида 7788<Имя отправителя>:<Текст сообщения>. Оно отправляется клиенту-получателю. Как, если известно только его номер а не имя? Для этого написана функция numer(AnsiString), принимающая имя, перебирающая массив и возвращающая номер ячейки в котором это имя находится.

Обработка входящих сообщений
void __fastcall TFormMain::ServerSocketClientRead(TObject *Sender,
      TCustomWinSocket *Socket)
{
message=Socket->ReceiveText();
time=Now().CurrentDateTime();
if(message.SubString(1,4).AnsiCompare("6141")==0)
{
m[analog()]=message.SubString(5,message.Length());
ListBox1->Clear();
for(int i=0;i<ServerSocket->Socket->ActiveConnections;i++)
{
ListBox1->Items->Add(m[i]);
}
}
else if(message.SubString(1,4).AnsiCompare("5487")==0)
{
for(int i=0;i<ServerSocket->Socket->ActiveConnections;i++)
ServerSocket->Socket->Connections[i]->SendText("8714"+online());
}
else if(message.SubString(1,4).AnsiCompare("3988")==0)
{
nametowho=message.SubString(message.AnsiPos('Й')+1,message.AnsiPos(':')-message.AnsiPos('Й')-1);
name=message.SubString(5,message.AnsiPos('Й')-5);
if(nametowho.IsEmpty()==false && (message.SubString(message.AnsiPos(':')+1,message.Length()).IsEmpty())==false)
{
ServerSocket->Socket->Connections[numer(nametowho)]->SendText("7788"+name+":"+message.SubString(message.AnsiPos(':')+1,message.Length()));
ofstream fout("chat.txt",ios::app);
fout<<time.c_str()<<"   "<<message.c_str()<<endl;
fout.close();
}
}
else if(message.SubString(1,4).AnsiCompare("5280")==0)
{

ServerSocket->Socket->Connections[numer(message.SubString(message.Pos('#')+1,message.Pos('%')-message.Pos('#')-1))]->SendText(
"6734"+message.SubString(message.Pos('%')+1,message.Length()-message.Pos('%')));
}
}


При отключении какого либо из клиента массив очищается, клиентам опять отправляется запрос на получение имени (при этом имена отправляются и принимаются в том порядке в каком подключены клиенты) и массив заново заполняется. Также клиентам сразу же отправляется новый список клиентов, находящихся в сети. Делается это также внутри таймера. Сообщения с запросом имени отправляются клиентам с помощью цикла:

void __fastcall TFormMain::ServerSocketClientDisconnect(TObject *Sender,
      TCustomWinSocket *Socket)
{
if(ServerSocket->Socket->ActiveConnections!=0)
{
for(int i=0;i<mass;i++)
{
m[i]="";
}
TestNames();

Timer1->Enabled=true;

}
}

Графическая часть



Внешний вид окна сервера:



Изначально у меня не было в планах выводить какую либо информацию в окне сервера, но в итоге решил выводить самое важное: IP-адрес сервера, количество активных подключений, порт сервера, имя компьютера ка котором он запущен (почему-то всегда «1», исправить я это пока не смог), и список имен подключенных клиентов. Сервер сворачивается в область уведомлений. Реализовано это несколькими функциями, подробно разбирать я их не буду. Также на сервере полностью отключен отлов ошибок (которых вообще за 2 недели непрерывной работы не возникало, но мало ли, все таки полностью парализуется работа сети).

Графическая часть

void __fastcall TFormMain::DrawItem(TMessage& Msg)
{
     IconDrawItem((LPDRAWITEMSTRUCT)Msg.LParam);
     TForm::Dispatch(&Msg);
}
//---------------------------------------------------------------------------
void __fastcall TFormMain::MyNotify(TMessage& Msg)
{
    POINT MousePos;

    switch(Msg.LParam)
    {
        case WM_RBUTTONUP:
            if (GetCursorPos(&MousePos))
            {
                PopupMenu1->PopupComponent = FormMain;
                SetForegroundWindow(Handle);
                PopupMenu1->Popup(MousePos.x, MousePos.y);
            }
            else
                Show();
            break;
        case WM_LBUTTONDBLCLK:
        Show();

        break;
        default:
            break;
    }
    TForm::Dispatch(&Msg);
}
//---------------------------------------------------------------------------

//---------------------------------------------------------------------------
bool __fastcall TFormMain::TrayMessage(DWORD dwMessage)
{
   NOTIFYICONDATA tnd;
   PSTR pszTip;

   pszTip = TipText();

   tnd.cbSize          = sizeof(NOTIFYICONDATA);
   tnd.hWnd            = Handle;
   tnd.uID             = IDC_MYICON;
   tnd.uFlags          = NIF_MESSAGE | NIF_ICON | NIF_TIP;
   tnd.uCallbackMessage	= MYWM_NOTIFY;

   if (dwMessage == NIM_MODIFY)
    {
        tnd.hIcon		= (HICON)IconHandle();
        if (pszTip)
           lstrcpyn(tnd.szTip, pszTip, sizeof(tnd.szTip));
	    else
        tnd.szTip[0] = '\0';
    }
   else
    {
        tnd.hIcon = NULL;
        tnd.szTip[0] = '\0';
    }

   return (Shell_NotifyIcon(dwMessage, &tnd));
}
//---------------------------------------------------------------------------
HICON __fastcall TFormMain::IconHandle(void)
{
return (Image2->Picture->Icon->Handle);
}

//---------------------------------------------------------------------------
PSTR __fastcall TFormMain::TipText(void)
{
        return ("Office Chat");

}
//---------------------------------------------------------------------------
LRESULT IconDrawItem(LPDRAWITEMSTRUCT lpdi)
{
return 0;
}
//---------------------------------------------------------------------------

//---------------------------------------------------------------------------


void __fastcall TFormMain::FormDestroy(TObject *Sender)
{
	TrayMessage(NIM_DELETE);
}
//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TFormMain::N1Click(TObject *Sender)
{
Show();
}
//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TFormMain::N2Click(TObject *Sender)
{
Application->Terminate();
}
//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TFormMain::FormCloseQuery(TObject *Sender, bool &CanClose)
{
CanClose=false;
FormMain->Hide();
}
//---------------------------------------------------------------------------



void __fastcall TFormMain::FormCreate(TObject *Sender)
{
unsigned long Size = 256;
   char *Buffer = new char[Size];

Label5->Caption=GetUserName(Buffer, &Size);
delete [] Buffer;
}
//---------------------------------------------------------------------------



В заключение хочу сказать, что получилось достаточно примитивно написанный, однако стабильно работающий сервер, позволяющий одновременно переписываться 20 людям (больше я просто не проверял). Все исходники, exe-файлы и полный разбор кода клиента будут во второй статье.

Спасибо за внимание.

Комментарии (36)


  1. barker
    05.06.2015 14:13
    +7

    О, вот это ностальгия))
    Чат на сокетах в билдере/дельфи — кто ж его не писал в то время, эх…


    1. thunderspb
      05.06.2015 14:30

      дааа, было дело, когдато давно делали систему управления комп клубом, с сервером, админкой и клиентской частью, где только иконки игр выводились…


  1. agmt
    05.06.2015 14:29
    +5

    Прочитал статью и сразу трава стала зеленее, деревья выше. И мысли какие-то шальные: что делать, куда поступать?


  1. impwx
    05.06.2015 14:47
    +16

    Статья задержалась на 15 лет.


    1. toxicdream
      05.06.2015 15:44

      Ну если прикрутить LDAP, аудио-видео-звонки, уведомление о новых письмах в MS Exchenge + события в Календаре, то можно и сейчас взлететь.


  1. NightmareZ
    05.06.2015 14:52
    +4

    Пустил скупую мужскую слезу.


  1. speakingfish
    05.06.2015 16:15
    +3

    GUI-сервер с таймерами вместо потоков, отсутствие синхронизации с GUI, отсутствие обработки ошибок (объясняемое фразой, что за две недели они не возникали), вкрапления null-terminated строк…
    Ностальгия.


    1. altanium Автор
      05.06.2015 17:25
      -5

      Обработка ошибок выключена просто на всякий случай. Их было неимоверное количество, просто от всех удалось избавиться( в основном они возникали из за отправления пустых строк или из-за отключения какого либо клиента). Я наверное не совсем выразился насчет отключение отлова ошибок, я убрал часть кода выводящие их на экран, на самом то деле они отлавливаются, просто окно ошибки не стопорит работу сервера


  1. Gorthauer87
    05.06.2015 17:02
    +2

    «А давайте писать чатик на дельфях».


  1. altanium Автор
    05.06.2015 17:12
    -4

    Статью пишу скорее для таких же 10-классников как я просто потому, что когда я это делал (а я вам скажу это программа достаточно высокого уровня на той олимпиаде где я с ней выступал), сам очень и очень нуждался в такой статье. Для школьной программы я вообще бог программирования :-), а все таки чтобы дорасти до высокого уровня с чего-то надо начать. Даже с того же чата на билдере.


    1. midday
      05.06.2015 17:25
      +1

      =) ну вы не бог. Не обольщайтесь. Есть куча школьников, которые в этом возрасте уже работают, но это их проблемы.
      А так — браво. Но зачем в школьном возрасте сразу выбирать С++? Понимаю конечно, что молодой, хочется поэкспериментировать… но =) выбор одобряю.


      1. altanium Автор
        05.06.2015 17:28
        +1

        Я уже год как работаю)) В школьном курсе вообще ненавистный мной паскаль, но с++ я начал изучать за 2 или 3 года до начала информатики в школе( мне лет 12 кажется было). А у нас в основном учатся те, кому паскаль до одного места, поэтому когда они видят даже ту же строку #include уже сразу начинаются преклонения.


        1. midday
          05.06.2015 17:44
          +2

          Рановато вы на хабру статьи писать начали. Вот в собственном блоге — пожалуйста. Заклюют щас =)
          Ну и дело не в билдере. Просто это действительно не уровень хабра. А приглашение для чтения, комментирования, просьб. Вы в том возрасте, где хабр дает вам, а вы пока не можете ему предложить. Успехов!


          1. altanium Автор
            05.06.2015 17:45
            -1

            Ну и пусть. Я вижу что рейтинг статьи падает, но может статья будет кому нибудь полезно


        1. Error1024
          05.06.2015 20:36
          +1

          Скажу вам секрет… C++ Builder IDE, все компоненты и формочки на ненавистном вам Object Pascal написаны, только тссс…


    1. fcoder
      05.06.2015 17:26

      В папке «Samples» от Borland IDE можно найти рабочий пример ТCP-чата


      1. altanium Автор
        05.06.2015 17:30
        -1

        Я на него и ориентировался. Просто в планах добавление возможности пересылки файлов (уже почти реализована) и какой нибудь графический чат. Над этим тоже надо работать


    1. Gorthauer87
      05.06.2015 18:03
      +4

      Лучше уж тогда более современный и понятный Qt взять, а не дремучий, проприетарный билдер.


      1. altanium Автор
        05.06.2015 18:05
        -1

        Пробовал. Понял, что еще не дорос. Просто банально не понимаю что делать. А здесь уже хотя бы пару лет опыта есть.


        1. Gorthauer87
          05.06.2015 18:08
          +2

          Там же вагон примеров, в том числе и локальный чат.
          Есть ещё куча простых языков типа Go или Python.


          1. altanium Автор
            05.06.2015 18:20
            -2

            C языком проблем совсем нет, я даже не понимаю иногда людей которые спрашивают чего выбрал такой язык сложный. А вот освоить QT, где программа ну прямо совсем космически для меня выглядит я не смог


            1. IRainman
              05.06.2015 18:55

              А вот освоить QT, где программа ну прямо совсем космически для меня выглядит я не смог

              Вот об этом, фактически, и говорит Gorthauer87 во фразе:
              Есть ещё куча простых языков типа Go или Python.


              P.S. я и сам разработкой, в подавляющем большинстве случаев, на C++ занимаюсь, но важно понимать, что голого C++ очень мало, для минимума нужно очень хорошо понимать и владеть STL и, почти безальтернативно, Boost (считайте, без шуток, что это STL-ext :) ).

              Ну а Qt это Qt, есть даже шутка на тему того, что надо писать либо на C++ либо на Qt.


            1. t0ch1k
              05.06.2015 19:12
              +1

              Просто Вы еще не сталкивались с действительно сложными приложениями. Извините, но делать выводы о сложности языка по однопоточному приложению из пары файлов по 3,5 процедуры в каждом несколько рановато


              1. altanium Автор
                05.06.2015 19:25
                -1

                Я не совсем из этого делаю выводы, мой уровень знаний пока что позволяет мне выполнять поставленные задачи, а приложение все таки свою цель выполняет, и очень даже неплохо. Хотя, опять же, я согласен со всеми комментариями и с тем что найти в интернете можно программы в 1000 раз лучше моей. Но меня просили не об этом


                1. t0ch1k
                  05.06.2015 19:40

                  Я же не говорил, что Ваша программа плохая :) Сам начинал с подобного и тоже в C++ Builder. Для образовательных целей вполне себе полезная программка. Мой коммент скорее к тому, что не стоит зацикливаться на C++, потому что пока не возникло никаких проблем. Попробуйте, например, что-нибудь из Lisp'ов. Как минимум для расширения кругозора будет полезно


                  1. altanium Автор
                    05.06.2015 19:44
                    -1

                    Обязательно попробую что нибудь еще. Больше всего Java интересует, я вот думаю насчет этого стоит ли писать что нибудь про arduino и netbeans. Если конкретнее то системы автопилотирования вертолетов на радиоуправлении.


                    1. A1ien
                      06.06.2015 13:09
                      +2

                      Java — это не образовательный язык, а продакшин, в нем нет ни каких особенностей которые дают возможность позноавать архитектурные и языковые особенности построения приложений(разве что веобъемлющего полиморфизма и разделения на интерфейсы), тогда как тот же Lisp вас погрузит с головой в функциональное программирование, Python JS, даст вам возмоность проникнуться динамическими языками с утиной типизацией, C# — мультипарадигменный — тоесть помесь касического ООП, функцианального программирования, и динамических языков а так же хороший пример построения архитектуры библиотеки, я бы сказал что C# во многом провоцирует на красивые архитектурные рашения. Ну а С++ — это все в одном, и процедурный язык, и ООП, и функуиональный (с++11, boost bind), и кодогенерация на шаблонах, и еще куча куча всего.


            1. ploop
              06.06.2015 00:57
              +1

              А вот освоить QT, где программа ну прямо совсем космически для меня выглядит я не смог

              Да ладно, что же там космического? В первом приближении ничем не отличается от Builder'ов, расставляй кнопочки и пиши код, в котором можно использовать хоть свои велосипеды, хоть функционал огромнейшей библиотеки. Это уже потом приходит понимание, что Qt это нечто иное, чем простой C++ фреймворк, и меняет твой подход к разработке.

              Зато реализовать относительно сложный проект, например многопоточный сервер, работающий с БД, сетью, сериализацией данных, да при том под нагрузкой, можно в краткие сроки, получая удовольствие, а не зарабатывая геморрой.


  1. SEOVirus
    05.06.2015 18:25
    +5

    Очень удивило, что C++ Builder ещё жив :)


    1. altanium Автор
      05.06.2015 18:29

      Я учил язык на с++ для ДОС, потом дорабатывал в VisualStudio, ну а дальше «опустился» до билдера. И он мне очень нравится


      1. A1ien
        06.06.2015 12:05
        +1

        Всетаки штудируйте Qt, он на самом дела совсем простой, и ни каких там сложнойтей нет, все очень просто и понятно.


        1. altanium Автор
          06.06.2015 12:06

          Попробую


  1. izac
    05.06.2015 19:54
    +8

    на Хабру теперь лабораторные работы описывают?


    1. altanium Автор
      05.06.2015 20:02
      -2

      Это не лабораторная


  1. Ivan_83
    06.06.2015 12:58

    Да, ностальгия %)

    Мои первые чаты были на Visual Basic.

    Самое первое это была «терминалка» — простое приложение которое могло подключатся на указанный IP:PORT или принимать подключения и отправлять и принимать текст. Чисто для обкатки и понимания как оно вообще работает.
    Штука получилась настолько удобная и полезная что я её на бейсике переписывал пару раз, а когда бейсик совсем умер то переписал на сях: www.netlab.linkpc.net/wiki/ru:software:win:net:tcp_term
    (теперь, чувствую ещё раз переписывать буду, но уже под GTK :) )

    Отдельная тема то что было для WinPopUp — MailSlot хреновина, свой клиент я тоже налабал, как и версию чата на этих самых слотах.

    Сервер чата — это в принципе не плохо, но всегда была проблема с его поиском в локалке.
    Вбивать руками — не очень то удобно.
    Первые мои клиенты искали так: получали список всех компов в сетевом окружении и тыркались к каждому из них.

    Потом я прочитал умные книжки, знания немного структурировались в голове и я сделал поиск чат сервера через мультикаст:
    — при старте сервер создаёт UDP сокет, биндит на определённый порт и присоединяет его к определённой мультикаст группе (например 225.0.0.7)
    — клиент во время поиска сервера отправлять UDP пакет на указанный выше адрес мультикаст группы и порт
    — сервер получает пакет и отвечает по UDP клиенту напрямую, сообщая своё название, сколько там народу и вообще что в голову придёт, например открытые порты

    Сейчас, я бы писал свой чат в виде плагина к Miranda NG — там шикарный гуй на любой вкус и куча всяких функциональных плагинов, цена за вход — всего то дописать протокольный плагин. (не люблю я гуй писать: работы много, эффекта мало).
    Для локалки я бы писал без серверный вариант на мультикасте:
    — отдельный мультикаст адрес который слушают все — для списка контактов: раз в минуту все туда анонсят свой статус
    — чат комнаты — каждая на отдельном мультикаст адресе
    — приватные коммуникации — напрямую по TCP/UDP

    Можно прикрутить крипту: каждый генерит пару ключей для ECDSA (у меня оно просто есть готовое, но Curve25513 даже лучше), публичный ключ = идент человека и анонсится вместе с ником
    При приватный коммуникациях вычисляется ECDH и используется как ключ, например к chacha20 или aes.
    Чаткомнаты тоже можно делать закрытыми, но придётся каждому присылать приватный ключ.

    Если всё грамотно сделать то оно потом сможет и через сервера работать, после незначительных модификаций, и через интернет по DHT искать контакты, короче не хуже TOX будет.

    Если кодите с использованием TCP — так и знайте, TCP это поток, если вы в одном месте отправили за раз «сообщение» в 10кб то у себя вы его можете получить кусочками скажем по 1кб, за несколько вызовов recv().
    Только UDP и прочие дейтаграмные вещи прилетают сразу целыми сообщениями на выходе recv().


    1. GamePad64
      06.06.2015 20:33

      Есть ещё весьма вкусный SCTP, который работает аналогично TCP, но при этом сохраняет границы сообщений подобно UDP.