Около года назад в эфире станции «Своё Радио» мне довелось услышать одну удивительную группу, с которой фактически и начался этот пост. Этим коллективом стали родоначальники тяжёлого психоделического твиста, петрозаводской квинтет «Громыка». Меня очень заинтересовали достаточно необычные звуки солирующего инструмента, который использовал коллектив. Сначала я подумал, что ребята используют какой-нибудь Moog или чем-то обработанный Терменвокс.
Особенности исполнения говорили о том, что это не клавишный синтезатор и не бесконтактная «скрипка» Термена. Просмотр видео показал, что музыкант коллектива использовал странную штуку, размером со старый портативный радиоприёмник, с металлической панелью вместо клавиатуры, по которой водят двумя контактными стержнями. Источником «магических», протяжных, выразительных и в тоже время достаточно резких звуков оказался стилофон (если совсем точно Styllophone 350S образца 1970-го года). Я решил разобраться с тем, что это за штуковина, как она работает, где и кто её использовал, а также какие современные инструменты этого типа используют сейчас.
Стилофон был изобретен на заре транзисторной эпохи в 1967 году, британским энтузиастом Брайаном Джарвисом. Легенда гласит о том, что в 1967-м году Джарвис ремонтировал детское электропианино своей племянницы и случайным образом создал этот странный и вместе с тем очень интересный инструмент. Основной принцип работы аналоговых стилофонов был неизменным на протяжении всей их истории. Звуки извлекаются из инструмента путём прикосновения стилуса к «клавишам» (статичным металлическим платинам), высота звука которых менялась в зависимости от сопротивления резисторов, соединённых с осциллятором. Первые стилофоны выпускались в 3-х модификациях: с высокочастотным, среднечастотным и басовым спектром воспроизведения.
В первых стилофонах были реализованы функции частотного вибрато и изменения регистра. Стандартная клавиатура включала полторы октавы (20 нот). По сути, устройство было игрушкой, но почти невиданными для 67-го года параметрами, а главное габаритами.
В 1968-м году выпуском инструмента занялась компания Dubreq, которая разработала стильный дизайн стилофона и вложилась в широкомасштабную рекламную компанию. Для своего времени стилофон был действительно открытием, устройство легко помещалось в кармане и при этом было способно издавать звуки доступные в то время для тяжелых и совершенно немобильных аналоговых синтезаторов.С некоторой натяжкой, можно считать стилофон своеобразным прообразом мобильных гаджетов нашего времени, так как разработчики намеренно потрудились над уменьшением размера.
К рекламной компании стилофона подключили множество известных исполнителей, в их числе был Дэвид Боуи, который тогда достаточно ярко начинал свою музыкальную карьеру. В соответствии с контрактом, который подписал Боуи, ему пришлось записать с помощью стилофона несколько композиций. По признанию самого мэтра — это оказалось для него совсем не просто, и он возненавидел этот инструмент.
Однако в период рекламной компании он скромно об этом умалчивал и условия контракта выполнил. С использованием стилофона была записана композиция Space Oddity 1969-го года, которая стала одним из популярнейших хитов Боуи в конце 60-х, начале 70-х.
Сам стилофон, как в силу уникальных свойств – карманный размер и характерное звучание, так и в связи с внушительными вложениями в маркетинг (по некоторым оценкам около 1 млн. фунтов) стал настоящим хитом. Типичными пользователями стилофона стали подростки, увлекающиеся музыкой, дети которые использовали его как игрушку, а также сравнительно не большое количество (по сравнению с первыми двумя категориями) музыкантов. Было продано около 3 000 000 классических стилофонов.
1970-м году была разработана новая модель — Styllophone 350S, рассчитанная на профессиональных музыкантов. Инструменту серьезно расширили функционал и реализовали: фотоэлектрическое вибрато и управление атакой, «квакушку» (wah-wah эффект), увеличение количества октав до четырёх (44 ноты), обеспечили широкий выбор эффектов и сделали стилофон двухголосым. Весь этот набор функций должен был сделать новый стилофон популярным в среде профессиональных музыкантов.
Демонстрация возможностей 350S (в описании фигурирует 1977 год, хотя известно, что в 1975-м производство всех моделей было приостановлено).
Должен был, но не сделал. Профессионалы были консервативны и воспринимали любой стилофон как игрушку, предпочитая ему часто более примитивные аналоговые синтезаторы. А для игрушки (пусть и очень навороченной) — 80 фунтов (ныне это около 700, с учетом инфляции) – это была запредельно высокая стоимость.
Сегодня на ebay этот инструмент можно найти по цене от $200 до $1000. Однако, в связи с небольшим количеством этих устройств, Styllophone 350S может в ближайшие годы стать серьёзной коллекционной ценностью. Как я уже отметил, Styllophone 350S сегодня с большим успехом использует российская группа «Громыка», причем как в студийной, так и в концертной работе. Помимо уже названного Боуи, на стилофоне периодически играли и что-то записывали такие исполнители, как Тони Висконти, Ричард Бэрон, Kraftwerk, They Might Be Giants, Pulp.
В октябре 2007 года, в связи с бурно растущим интересом к винтажным тенденциям в музыке, компания по производству игрушек Re:creation в сотрудничестве с Dubreq Ltd (восставшей из пепла в 2003-м под руководство Бена Джарвиса – сына одного из основателей Dubreq) начала перезапуск проекта стилофон. Компании выпустили цифровую копию оригинального стилофона, названную S1. Дизайн устройства не претерпел существенных изменений и выглядит практически также как его предшественник за 32 года до этого. Звук также остался практически неизменным.
Новые технологии и использование цифрового синтеза позволили ещё больше уменьшить устройство, так появился самый портативный из существующих инструментов этого типа Stylophone mini.
Stylophone mini в сравнении со Stylophone S1
Кроме того, компания выпустила цифровую драм-машину с петлями, выполненную в близком по духу к классическому инструменту дизайне. Инструмент называется Stylophone Beaetbox. Ютюб изобилует роликами с применением этих устройств, такими как этот:
В 2012 Dubreq появляется Stylophone S2, в котором разработчики вернулись к аналоговым корням.
В отличие от моделей 60-х S2 имеет резистивную сенсорную панель, которая реагирует не только на стилус, но и на прикосновение пальцами. Имеет 3 октавы и фактически является портативным аналоговым синтезатором. Стоит штуковина около 300 фунтов.
В S2 была существенно расширена палитра воспроизводимых звуков. Звучит этот шайтан-инструмент так:
В этом (2017-м) году Dubreq обещают представить свежий Stylophone Gen X-1, который также будет аналоговым синтезатором с достаточно широким функционалом. К сожалению, подробные характеристики чуда держатся в строгом секрете. Однако стоимость двухоктавного инструмента, по заявлениям разработчиков, не должна превысить 60 фунтов.
Внешний вид прототипа:
Радиолюбительские инструменты этого типа появились почти сразу после выхода на рынок серийных образцов, благодаря чему накопилось достаточно большое количество схем. Большим плюсом стилофона для DIY-щиков и радиолюбителей является отсутствие необходимости в создании сложной механики клавиш. Достаточно правильно протравить плату и дело в шляпе – «клавиши» будут работать.
Одна из наиболее интересных схем была опубликована журналом «Радиолюбитель» в номере 2 за февраль 2014-го года. Где был представлен двухтональный стилофон, работающий по следующему принципу:
Созданное по этой схеме (см. стр. 10) выглядит это, без дополнительных дизайнерских ухищрений, приблизительно так:
Но, несмотря на брутальность внешнего облика, его возможности значительно превосходят классическую модель 1967-го и во многом близки к профессиональному Styllophone 350S.
Многочисленные буржуйские радиолюбительские сайты также изобилуют схемами и руководствами по самостоятельному созданию стилофонов. Очень хвалят вот этот образец
В собранном виде выглядит вот так:
Также к классическим стилофонам придумывают различные самодельные эффекты, один из разработчиков демонстрирует такую штуку на нижеприведенном видео.
Интересно, что в СССР также был свой стилофон. Советские дети использовали прибор с названием «игрушка электронная «Электроника», принцип действия которого был полностью идентичен стилофону. Советский стилофон от «Электроники» появился несколько позже западного (в конце 70-х – начале 80-х) и отличался от забугорного аналога не только дизайном, но и звучанием, однако, учитывая нехватку нормальных товаров народного потребления, массовый выпуск этой игрушки и доступность её для советских граждан было определённым прорывом.
Сегодня существует несколько vst стилофонов с названиями Stylobох и Stylofoam.
Также известно несколько мобильных приложений для Android и iOS.
Одним из популярных стало Stylo-101 synth toy app, рассчитанное для применения на планшетах.
Справедливости ради стоит отметить, что звук цифровых эмуляторов, которые мне доводилось слышать несколько отличается как от классического стилофона, так и от современного цифрового Stylophone S2. При этом мобильные приложения во многом превосходят инструменты по функциональным возможностям.
В завершение оставляю видео с композицией, которая разожгла мой интерес к этому незаурядному устройству из далёких семидесятых.
Особенности исполнения говорили о том, что это не клавишный синтезатор и не бесконтактная «скрипка» Термена. Просмотр видео показал, что музыкант коллектива использовал странную штуку, размером со старый портативный радиоприёмник, с металлической панелью вместо клавиатуры, по которой водят двумя контактными стержнями. Источником «магических», протяжных, выразительных и в тоже время достаточно резких звуков оказался стилофон (если совсем точно Styllophone 350S образца 1970-го года). Я решил разобраться с тем, что это за штуковина, как она работает, где и кто её использовал, а также какие современные инструменты этого типа используют сейчас.
История стилофона или о том, как деньги заставили Дэвида Боуи играть на детской игрушке.
Стилофон был изобретен на заре транзисторной эпохи в 1967 году, британским энтузиастом Брайаном Джарвисом. Легенда гласит о том, что в 1967-м году Джарвис ремонтировал детское электропианино своей племянницы и случайным образом создал этот странный и вместе с тем очень интересный инструмент. Основной принцип работы аналоговых стилофонов был неизменным на протяжении всей их истории. Звуки извлекаются из инструмента путём прикосновения стилуса к «клавишам» (статичным металлическим платинам), высота звука которых менялась в зависимости от сопротивления резисторов, соединённых с осциллятором. Первые стилофоны выпускались в 3-х модификациях: с высокочастотным, среднечастотным и басовым спектром воспроизведения.
В первых стилофонах были реализованы функции частотного вибрато и изменения регистра. Стандартная клавиатура включала полторы октавы (20 нот). По сути, устройство было игрушкой, но почти невиданными для 67-го года параметрами, а главное габаритами.
В 1968-м году выпуском инструмента занялась компания Dubreq, которая разработала стильный дизайн стилофона и вложилась в широкомасштабную рекламную компанию. Для своего времени стилофон был действительно открытием, устройство легко помещалось в кармане и при этом было способно издавать звуки доступные в то время для тяжелых и совершенно немобильных аналоговых синтезаторов.С некоторой натяжкой, можно считать стилофон своеобразным прообразом мобильных гаджетов нашего времени, так как разработчики намеренно потрудились над уменьшением размера.
К рекламной компании стилофона подключили множество известных исполнителей, в их числе был Дэвид Боуи, который тогда достаточно ярко начинал свою музыкальную карьеру. В соответствии с контрактом, который подписал Боуи, ему пришлось записать с помощью стилофона несколько композиций. По признанию самого мэтра — это оказалось для него совсем не просто, и он возненавидел этот инструмент.
Однако в период рекламной компании он скромно об этом умалчивал и условия контракта выполнил. С использованием стилофона была записана композиция Space Oddity 1969-го года, которая стала одним из популярнейших хитов Боуи в конце 60-х, начале 70-х.
Сам стилофон, как в силу уникальных свойств – карманный размер и характерное звучание, так и в связи с внушительными вложениями в маркетинг (по некоторым оценкам около 1 млн. фунтов) стал настоящим хитом. Типичными пользователями стилофона стали подростки, увлекающиеся музыкой, дети которые использовали его как игрушку, а также сравнительно не большое количество (по сравнению с первыми двумя категориями) музыкантов. Было продано около 3 000 000 классических стилофонов.
1970-м году была разработана новая модель — Styllophone 350S, рассчитанная на профессиональных музыкантов. Инструменту серьезно расширили функционал и реализовали: фотоэлектрическое вибрато и управление атакой, «квакушку» (wah-wah эффект), увеличение количества октав до четырёх (44 ноты), обеспечили широкий выбор эффектов и сделали стилофон двухголосым. Весь этот набор функций должен был сделать новый стилофон популярным в среде профессиональных музыкантов.
Демонстрация возможностей 350S (в описании фигурирует 1977 год, хотя известно, что в 1975-м производство всех моделей было приостановлено).
Должен был, но не сделал. Профессионалы были консервативны и воспринимали любой стилофон как игрушку, предпочитая ему часто более примитивные аналоговые синтезаторы. А для игрушки (пусть и очень навороченной) — 80 фунтов (ныне это около 700, с учетом инфляции) – это была запредельно высокая стоимость.
Сегодня на ebay этот инструмент можно найти по цене от $200 до $1000. Однако, в связи с небольшим количеством этих устройств, Styllophone 350S может в ближайшие годы стать серьёзной коллекционной ценностью. Как я уже отметил, Styllophone 350S сегодня с большим успехом использует российская группа «Громыка», причем как в студийной, так и в концертной работе. Помимо уже названного Боуи, на стилофоне периодически играли и что-то записывали такие исполнители, как Тони Висконти, Ричард Бэрон, Kraftwerk, They Might Be Giants, Pulp.
Ренессанс стилофонии или все новое — это хорошо забытое
В октябре 2007 года, в связи с бурно растущим интересом к винтажным тенденциям в музыке, компания по производству игрушек Re:creation в сотрудничестве с Dubreq Ltd (восставшей из пепла в 2003-м под руководство Бена Джарвиса – сына одного из основателей Dubreq) начала перезапуск проекта стилофон. Компании выпустили цифровую копию оригинального стилофона, названную S1. Дизайн устройства не претерпел существенных изменений и выглядит практически также как его предшественник за 32 года до этого. Звук также остался практически неизменным.
Новые технологии и использование цифрового синтеза позволили ещё больше уменьшить устройство, так появился самый портативный из существующих инструментов этого типа Stylophone mini.
Stylophone mini в сравнении со Stylophone S1
Кроме того, компания выпустила цифровую драм-машину с петлями, выполненную в близком по духу к классическому инструменту дизайне. Инструмент называется Stylophone Beaetbox. Ютюб изобилует роликами с применением этих устройств, такими как этот:
В 2012 Dubreq появляется Stylophone S2, в котором разработчики вернулись к аналоговым корням.
В отличие от моделей 60-х S2 имеет резистивную сенсорную панель, которая реагирует не только на стилус, но и на прикосновение пальцами. Имеет 3 октавы и фактически является портативным аналоговым синтезатором. Стоит штуковина около 300 фунтов.
В S2 была существенно расширена палитра воспроизводимых звуков. Звучит этот шайтан-инструмент так:
В этом (2017-м) году Dubreq обещают представить свежий Stylophone Gen X-1, который также будет аналоговым синтезатором с достаточно широким функционалом. К сожалению, подробные характеристики чуда держатся в строгом секрете. Однако стоимость двухоктавного инструмента, по заявлениям разработчиков, не должна превысить 60 фунтов.
Внешний вид прототипа:
DIY стилофоны или кто во что горазд
Радиолюбительские инструменты этого типа появились почти сразу после выхода на рынок серийных образцов, благодаря чему накопилось достаточно большое количество схем. Большим плюсом стилофона для DIY-щиков и радиолюбителей является отсутствие необходимости в создании сложной механики клавиш. Достаточно правильно протравить плату и дело в шляпе – «клавиши» будут работать.
Одна из наиболее интересных схем была опубликована журналом «Радиолюбитель» в номере 2 за февраль 2014-го года. Где был представлен двухтональный стилофон, работающий по следующему принципу:
Созданное по этой схеме (см. стр. 10) выглядит это, без дополнительных дизайнерских ухищрений, приблизительно так:
Но, несмотря на брутальность внешнего облика, его возможности значительно превосходят классическую модель 1967-го и во многом близки к профессиональному Styllophone 350S.
Многочисленные буржуйские радиолюбительские сайты также изобилуют схемами и руководствами по самостоятельному созданию стилофонов. Очень хвалят вот этот образец
В собранном виде выглядит вот так:
Также к классическим стилофонам придумывают различные самодельные эффекты, один из разработчиков демонстрирует такую штуку на нижеприведенном видео.
И ещё кое-что
Интересно, что в СССР также был свой стилофон. Советские дети использовали прибор с названием «игрушка электронная «Электроника», принцип действия которого был полностью идентичен стилофону. Советский стилофон от «Электроники» появился несколько позже западного (в конце 70-х – начале 80-х) и отличался от забугорного аналога не только дизайном, но и звучанием, однако, учитывая нехватку нормальных товаров народного потребления, массовый выпуск этой игрушки и доступность её для советских граждан было определённым прорывом.
Сегодня существует несколько vst стилофонов с названиями Stylobох и Stylofoam.
Также известно несколько мобильных приложений для Android и iOS.
Одним из популярных стало Stylo-101 synth toy app, рассчитанное для применения на планшетах.
Справедливости ради стоит отметить, что звук цифровых эмуляторов, которые мне доводилось слышать несколько отличается как от классического стилофона, так и от современного цифрового Stylophone S2. При этом мобильные приложения во многом превосходят инструменты по функциональным возможностям.
Итог
В завершение оставляю видео с композицией, которая разожгла мой интерес к этому незаурядному устройству из далёких семидесятых.
В статье использован фотоконтент