В очередной раз поводом для публикации послужило творчество музыкантов. На этот раз ими оказались шведы из инструментальной группы Wintergatan. Увидев, что соорудил бессменный лидер коллектива Мартин Мулин и его коллеги, я понял, что об этом стоит написать. Механический полуавтоматический акустический инструмент, названный Marble machine, поражает воображение. Скептиками высказываются мысли о том, что это вообще не может работать. Изобретательность автора, амбициозность проекта и смелость замысла граничат с лучшими проявлениями творческого сумасшествия.
Сложная и кропотливая работа над инструментом началась около 3-х лет назад и продолжалась в течение 14 месяцев. К февралю 2016-го года Wintergatan полностью завершили работу над Marble machine. Опубликованное группой презентационное видео взорвало YouTube и на данный момент имеет более 40 000 000 просмотров.
Следует отметить, что коллектив не в первый раз создаёт интересные механизмы, в чем можно убедиться, посмотрев их многочисленные ролики.
Например, этот, где Мартин играет на огромной музыкальной шкатулке с перфолентой и какой-то дикой разновидности виолончели Термена под названием Modulin
Интересно, что в детстве создатель машины Мартин Мулин любил рисовать различные механизмы. Детское увлечение музыканта не прошло с возрастом, теперь он их не только рисует, но и успешно строит. Та штуковина, о которой идёт речь в этом посте превзошла даже самые смелые ожидания почитателей группы, привыкших к экстравагантным выходкам Мулина. Принцип, положенный в основу машины, следующий:
Сложный механизм, приводимый в движение мускульной силой рук музыканта (подобно шарманке) заставляет двигаться шарики, которые в определенном порядке падают на инструменты и извлекают из них звуки. Выглядит это так — человек крутит ручку привода, шарики падают, и появляется мелодия. Порядок падения шариков определяется специальным «программным» колесом, действующим подобно валику огромной музыкальной шкатулки.
Барабан (программное колесо) свидетельствует о том, что создатель машины всерьёз изучал аналогичные по принципу устройства 18-го — 19-го веков. Об этом свидетельствуют и другие изобретения Мулина, как уже упомянутая «шкатулка» с перфолентой и механическое пианино, с которым также экпериментировали музыканты.
Хотя, возможно, лучше просто посмотреть видео:
Думаю, что многие согласятся со мной, исполнение мелодии на таком инструменте — поистине завораживающее зрелище.
В качестве органов управления комбинированным инструментом использованы многочисленные педали, клавиши и рычаги, а для создания некоторых перкуссионных звуков применяется обычный шлифованный рис. Всего при создании машины было использовано более 3000 подвижных деталей. Подавляющее большинство запчастей устройства было выпилено на станке с ЧПУ из фанеры.
Винтажный внешний вид инструмента напомнил мне один анимационный ролик, который я впервые увидел несколько лет назад. В ролике был показан сюрреалистический несуществующий автоматизированный струнно-щипковый инструмент с большим количеством грифов.
Не исключено, что это известное в сети видео было одним из источников вдохновения музыканта-изобретателя.
О том, как именно машина работает, Мулин подробно рассказал в соответствующих видео:
Интересно, что для качественного воспроизведения звука машина снабжена большим количеством микрофонов, установленных особым образом (позволяют скрыть шумы работающего механизма и усилить звук). Коммутация происходит через микшерный пульт, который также является неотъемлемой частью инструмента.
Как рассказал сам изобретатель в одном из интервью — инструмент задумывался как что-то вроде механической диджейской установки, позволяющей совмещать исполнение заранее записанной мелодии и внесения в неё изменений в реальном времени.
Как выяснилось, Мулин не страдает «комплексом Страдивари» и не стремится прятать от людей, унося с собой в могилу секрет успеха. Как истинный альтруист и энтузиаст он решил поделиться изобретением с миром, выложив в открытый доступ огромное количество видеоматериалов о принципах работы машины, а также информацию о сборке, отладке и настройке.
Он подробно объясняет, как и что устроено, отвечает на многочисленные вопросы, которые ему задают инженеры, музыканты и представители DIY-братии. Все материалы доступны на ютюб канале группы, а также на официальном сайте.
Ниже прилагаю несколько таких видео, подробней можно будет ознакомиться на канале и сайте группы, где для заинтересованных создан специальный раздел.
По заверениям автора, для создания машины достаточно стандартных музыкальных инструментов, микрофонов, микшера, фанеры, дерева и других общедоступных материалов. Что касается оборудования, то самым сложным, что использовалось для создания деталей, является станок с ЧПУ, если, конечно, не считать оборудованием мозг изобретателя.
Опыт Мулина в очередной раз демонстрирует, что энтузиазм фанатичных одиночек способен, если не двигать горы, то заставить «петь» стальные шары. Пожалуй, машина Мулина – это один из самых необычных музыкальных инструментов, которые мне доводилось видеть. И ещё, особенно ценно, что музыкант делится опытом и прилагает силы к тому, чтобы увлечь других энтузиастов созданием нестандартных и оригинальных инструментов.
Творческий порыв музыкантов, вдохновлённых детищем Мулина, не заставил себя долго ждать. Многие из них создали каверы на произведение исполненное с помощью машины в презентационном ролике. Через год группа опубликовала ролик с нарезкой из разнообразнейших каверов на Marble Machine с пометкой: «This made me so happy!»
P.S. К сожалению, мне не удалось найти чертежей машины, хотя судя по сообщениям на некоторых форумах они гуляют по сети. Если кто-то случайно обнаружит вожделенные для многих DXF или уже является их обладателем – сбросьте ссылку в комменты, люди скажут вам спасибо.
Немного подробностей
Сложная и кропотливая работа над инструментом началась около 3-х лет назад и продолжалась в течение 14 месяцев. К февралю 2016-го года Wintergatan полностью завершили работу над Marble machine. Опубликованное группой презентационное видео взорвало YouTube и на данный момент имеет более 40 000 000 просмотров.
Следует отметить, что коллектив не в первый раз создаёт интересные механизмы, в чем можно убедиться, посмотрев их многочисленные ролики.
Например, этот, где Мартин играет на огромной музыкальной шкатулке с перфолентой и какой-то дикой разновидности виолончели Термена под названием Modulin
Интересно, что в детстве создатель машины Мартин Мулин любил рисовать различные механизмы. Детское увлечение музыканта не прошло с возрастом, теперь он их не только рисует, но и успешно строит. Та штуковина, о которой идёт речь в этом посте превзошла даже самые смелые ожидания почитателей группы, привыкших к экстравагантным выходкам Мулина. Принцип, положенный в основу машины, следующий:
музыка воспроизводится благодаря взаимодействию 2000 шариков с перкуссионными инструментами, бас-гитарой и металлофоном, которые установлены на деревянном каркасе.
Сложный механизм, приводимый в движение мускульной силой рук музыканта (подобно шарманке) заставляет двигаться шарики, которые в определенном порядке падают на инструменты и извлекают из них звуки. Выглядит это так — человек крутит ручку привода, шарики падают, и появляется мелодия. Порядок падения шариков определяется специальным «программным» колесом, действующим подобно валику огромной музыкальной шкатулки.
Барабан (программное колесо) свидетельствует о том, что создатель машины всерьёз изучал аналогичные по принципу устройства 18-го — 19-го веков. Об этом свидетельствуют и другие изобретения Мулина, как уже упомянутая «шкатулка» с перфолентой и механическое пианино, с которым также экпериментировали музыканты.
Хотя, возможно, лучше просто посмотреть видео:
Думаю, что многие согласятся со мной, исполнение мелодии на таком инструменте — поистине завораживающее зрелище.
В качестве органов управления комбинированным инструментом использованы многочисленные педали, клавиши и рычаги, а для создания некоторых перкуссионных звуков применяется обычный шлифованный рис. Всего при создании машины было использовано более 3000 подвижных деталей. Подавляющее большинство запчастей устройства было выпилено на станке с ЧПУ из фанеры.
Винтажный внешний вид инструмента напомнил мне один анимационный ролик, который я впервые увидел несколько лет назад. В ролике был показан сюрреалистический несуществующий автоматизированный струнно-щипковый инструмент с большим количеством грифов.
Не исключено, что это известное в сети видео было одним из источников вдохновения музыканта-изобретателя.
О том, как именно машина работает, Мулин подробно рассказал в соответствующих видео:
Интересно, что для качественного воспроизведения звука машина снабжена большим количеством микрофонов, установленных особым образом (позволяют скрыть шумы работающего механизма и усилить звук). Коммутация происходит через микшерный пульт, который также является неотъемлемой частью инструмента.
Как рассказал сам изобретатель в одном из интервью — инструмент задумывался как что-то вроде механической диджейской установки, позволяющей совмещать исполнение заранее записанной мелодии и внесения в неё изменений в реальном времени.
Приступ шведского альтруизма
Как выяснилось, Мулин не страдает «комплексом Страдивари» и не стремится прятать от людей, унося с собой в могилу секрет успеха. Как истинный альтруист и энтузиаст он решил поделиться изобретением с миром, выложив в открытый доступ огромное количество видеоматериалов о принципах работы машины, а также информацию о сборке, отладке и настройке.
Он подробно объясняет, как и что устроено, отвечает на многочисленные вопросы, которые ему задают инженеры, музыканты и представители DIY-братии. Все материалы доступны на ютюб канале группы, а также на официальном сайте.
Ниже прилагаю несколько таких видео, подробней можно будет ознакомиться на канале и сайте группы, где для заинтересованных создан специальный раздел.
По заверениям автора, для создания машины достаточно стандартных музыкальных инструментов, микрофонов, микшера, фанеры, дерева и других общедоступных материалов. Что касается оборудования, то самым сложным, что использовалось для создания деталей, является станок с ЧПУ, если, конечно, не считать оборудованием мозг изобретателя.
В качестве заключения
Опыт Мулина в очередной раз демонстрирует, что энтузиазм фанатичных одиночек способен, если не двигать горы, то заставить «петь» стальные шары. Пожалуй, машина Мулина – это один из самых необычных музыкальных инструментов, которые мне доводилось видеть. И ещё, особенно ценно, что музыкант делится опытом и прилагает силы к тому, чтобы увлечь других энтузиастов созданием нестандартных и оригинальных инструментов.
Творческий порыв музыкантов, вдохновлённых детищем Мулина, не заставил себя долго ждать. Многие из них создали каверы на произведение исполненное с помощью машины в презентационном ролике. Через год группа опубликовала ролик с нарезкой из разнообразнейших каверов на Marble Machine с пометкой: «This made me so happy!»
P.S. К сожалению, мне не удалось найти чертежей машины, хотя судя по сообщениям на некоторых форумах они гуляют по сети. Если кто-то случайно обнаружит вожделенные для многих DXF или уже является их обладателем – сбросьте ссылку в комменты, люди скажут вам спасибо.
Поделиться с друзьями
demiurgie
Только тогда уж вот это видео вдохновило
BubaVV
maedv
Потрясающая конечно вещь! Эта тема в качестве демотрека шла с видеокартами ATI Radeon. Она там с гораздо лучшим качеством и интерактивна, можно выбирать камеру и прочее. Выложил сюда: https://yadi.sk/d/QFfIqrLu3KdMyu
А реально построенная машина была на INTEL форуме www.youtube.com/watch?v=PCIkbr9HCcw
amarao
Нет. Я на этом форуме был. Машина была, но она всего лишь гоняла шарики, которые не создавали звука. Её построили по мотивам видео и всего лишь для визуальной части.
CaptainFlint
Это произведение от Animusic (это уже впоследствии они скооперировались с ATI для выпуска той интерактивки). Если не видели других их работ, очень рекомендую.
Sound_cULT
Сильно!
pewpew
Новость запоздала на 1,5 года.
Sound_cULT
Евгений, а мы не позиционировали — это как новость.
Это публикация о заинтересовавшем меня устройстве, не больше — не меньше.
Sound_cULT
И ещё, мне думается, что GT не исключительно новостной ресурс или я ошибаюсь?
izzholtik
Т.е. вы просто перепостили видео с канала автора в свой блог? =\
Sound_cULT
Т.е мы написали статью, снабдив её видео автора для наглядности.
vbif
Стоило написать, что автор строит уже вторую версию машины с использованием 3D-принтера, которая должна терять меньше шариков при работе и в целом работать устойчивее. А эту, если не ошибаюсь, он сдал в музей.
Sound_cULT
Да стоило, спасибо, что сделали это за нас.
Igor_O
Еще Мартин недавно жаловался, что когда машину строил — не учел ширину двери в помещение, где он ее собрал. В результате, вынести машину из комнаты не ломая машину или стену — было невозможно… (А на концертах пришлось руками работать, хоть он об этом и не сказал. Но несколько видео исполнения этой музыки на разных концертах в сетях есть...)
burundukh
может компании пульт.ру для продвижения стоит создавать свой контент, а не выезжать на баянах?
Sound_cULT
А вы много баянов читали в нашем блоге? Или вам доводилось в нём встречать не уникальный контент?
По части баянов тут существуют другие специалисты).
vilky
Это не творение Мартина Мулина названо «Marble machine», это широкий класс механических устройств, типичным представителем которого является описываемая штуковина, так называется.
Sound_cULT
Согласен, но Мартин Мулин назвал инструмент именно так.
Igor_O
Нет. Мартин так назвал не инструмент. Он так назвал мелодию, которую он впервые исполнил на этом инструменте. Marble Machine с тех пор периодически исполняется Wintergatan на разных концертах без использования, собственно, машины.
Например:
Sound_cULT
Как композицию, так и инструмент. Или по вашему машина называется как-то иначе?
Igor_O
Но на этой машине можно поперетыкать пимпочки на ленте — и исполнить любую другую композицию!
А как он там на своем родном языке называет эту машину — кто ж его знает? Это название может вообще после трех лет настройки не иметь цензурного перевода на другие языки…
А вот композиция, которую они исполняют на ксилофоне, бас-гитаре и барабанной установке — везде называется именно Marble Machine.
Sound_cULT
он на английском её называет Marble Machine, как и композицию.
Igor_O
Ну что тут сказать? У меня, например, английский не родной и общаясь с, например, англичанами, тоже приходится вместо некоторых русских выражений использовать приличные английские словоформы, просто потому, что если я начну сыпать правильными в контексте английскими «идиоматическими выражениями, не имеющими перевода», англичане, зная, что я не англичанин, поймут меня неправильно…
Sound_cULT
Факт в том, что устройство известно под этим названием. Полагаю вы не будете этого отрицать. Так стоит ли придираться к условностям?
Igor_O
Устройство — одно из многих устройств под этим названием. Мелодия — конкретная «патентованная» и «копирайченная» мелодия, извлекаемая в том числе из этого устройства. Да, название у них одинаковое. Примерно как была в Штатах не очень успешная баллистическая ракета найк. И есть кроссовки найк. Понятно же, что в наше время — это одна фигня.
vbif
Кстати, внешне машина чем-то напоминает линотип
madf
мега баян, статья из воздуха
Sound_cULT
Ваш коммент — больший баян)
madf
не гунди
Sound_cULT
А вы оказывается толстый тролль. Оффтоп — раз, оскорбление — два.
madf
посыл — три! :D
а вы никак не успокоитесь на старом материале
лучше бы признались...
Sound_cULT
Ну приведите мне ссылку на аналогичный материал)) С идентичной подачей, а еще лучше найдите такой на хабре или ГТ
Chupakabra303
Немного лучше, чем про глазную клинику. Вот уж где «гики» самые собрались.
AVKinc
Поразить воображение может только потраченное время и упорство автора данного девайса.
С технической части сложного и чего то уникального нам нет совершенно.
Сделать такое под силу практически любому человеку с ровными руками, инструментом и мастерской.
При наличии ЧПУ фрезера вообще можно и без ровных рук обойтись.
Psychosynthesis
Вот соглашусь, видео смотрел, ничё особенного там нет. Музон так себе.
Но вот время на его постройку грандиозное ушло, конечно. Это надо сильно своё время не ценить, чтоб подобным заниматься.
Error1024
Ох ты боже мой! Делать что-то, что не принесёт моментально $$$.
Знаете многие люди делают что либо не только ради преумножения своего капитала.
Psychosynthesis
Да при чём тут деньги вообще? Это у вас больная тема или чего?
Чувак два года мастерил какую-то, извините, ху*ню. Да плевать на деньги, это ж тупо гора досок, издающая звуки. Причём даже музыкальным инструментом это можно назвать только с натяжкой. Моё лично время этого не стоит.
Тут можно сколько угодно спорить на тему ценности хобби вообще для каждого лично, но конкретно этот пример лично для меня не приемлем, тут чувак херню какую-то сделал на мой взгляд. Не согласны с моим мнением — пройдите мимо, я вам его не навязываю.
Error1024
Ты — хуй :)
Psychosynthesis
Вот это я понимаю, конструктивный цивилизованный диалог!
Всегда приятно поговорить с умным, образованным человеком.
Einherjar
Вот просто любопытно даже — на что тогда по вашему мнению более целесообразно было бы время потратить?
Psychosynthesis
Тут где-то чувак собирал комп на логическихх элементах — вот достойный проект, на мой взгляд. Хотя применимость у него, вероятно, примерно на том же уровне что у этой деревяшки.
Error1024
В чем тогда отличие? В том что вы не любитель самодельных музыкальных инструментов, но любитель самодельных компьютеров?
Мне вот тоже более интересен самодельный компьютер, но данный инструмент все равно заслуживает интерес.
vbif
И чем же он более достоин, чем этот аппарат? Разве что тема более близка лично вам. А вообще — собрать компьютер на логических элементах под силу практически любому человеку с ровными руками, паяльником и кучей ненужных старых микросхем. Ну вы поняли.
Einherjar
Ну механизм из статьи как минимум обладает зрелищностью и уникальностью, то что музон так себе это вторично. Самодельный компьютер на логических элементах конечно занятие тоже достойное, но результат не очень интересен — уникальности в этом никакой нет, компьютеры и так на логических элементах, более технологичных просто.
vbif
Полагаю, оно принесло-таки автору некоторое кол-во $$$, причём довольно быстро.
pignatenko
А можете на своем опыте продемонстрировать, что значит ценить свое время?
kartvladek
Этот человек очень ценит свое время, стараясь провести его с максимальной пользой — реализовать то мастерство, которое у него есть, дать возможность людям удивиться/порадоваться/восхититься самыми необычными вещами, которые может придумать и создать человеческий разум. Надо быть очень скучным человеком, чтобы не суметь это оценить. Видео удивительно, автору огромное спасибо за предоставленную возможность ознакомиться. «Музон» тут не главное, хотя и он вполне годен в данной конкретной ситуации.
Sound_cULT
Сделать может и не так сложно, а вот придумать…
Kirsch
Гениально! Разработать такое, и ещё три года сборки — действительно, стальные шары у парня!
Igor_O
Там проблема была не со сборкой, в основном, а с тонкой настройкой, чтобы стальные шары сначала попадали туда, куда нужно, а потом не разлетались по всей комнате… Потом Мартин рассказывал, что видео снималось с нескольких дублей, т.к. даже после всей настройки шары все еще не всегда попадали куда надо и иногда попадали куда не надо.
Sound_cULT
Минусующим не плохо было бы аргументировать свои минусы))
А то очень напоминает намеренную атаку на блог).
Igor_O
Минусующие — минусуют. Это фича такая. Я тоже регулярно удивляюсь, как мне минусуют комменты с констатацией конкретных проверяемых фактов (время от времени даже со ссылками)… Но что поделать? Мы же подписались на демократию на этом сайте?
Здесь основной проблемой вижу то, что гик-таймз — все же для гиков. А гики Винтергатана слушают и отслеживают уже давно. Я, вот, например, все, что тытруб находит по запросу Wintergatan, по чистой случайности отсмотрел на позатой неделе. Нужно было удивить народ чем-то, что хотябы кто-то пока поленился прослушать/прочитать.
Sound_cULT
Я понимаю, что отслеживаемый контент скорее попадёт в разряд баяна, но в статье конкретно указано когда и что появилось, более того она никак не позиционировалась в качестве «новости» о которой никто не знал. Упоминания в двух публикациях до этого (на ГТ) были скупыми и неинформативными.
Я уже писал как-то, что веду блог почти как личный: меня впечатлило, заинтересовало, я нахожу что-либо, что считаю полезным для читателей — появляется публикация.
К слову, дополнения о двери были очень в тему.
Mulin
Изобретение конечно уже обошло весь интернет раза три, но все равно не перестаю наслаждаться как инженерному, так и музыкальному мастерству автора проекта.
PS К этому Мулину я не имею никакого отношения ;)
Sound_cULT
Но ник доставляет)
sotnikdv
Этому творчеству уже не первый год.
Еще раз, этому механизму уже не первый год. Скептики могли высказывать мысли ДО постройки, а не после того, как машинка уже не один год работает.
Можно подумать, автор был совершенно первый.
В общем, была бы нормальная статья, если бы поменьше сенсаций, пафоса и желтизны.
ИМХО
Sound_cULT
Исключительно восторг, никакого пафоса и желтизны
vasimv
Это какой-то вариант арифмометра, только вместо шестерен-дисков — шарики. Звучит, конечно, приятнее. :)
EndUser
Вообще-то он сам сказал, что вдохновлялся Amimusic, эта мысль едва ли не с тех пор его преследовала.
Хотя новости уже больше двух лет.
Sound_cULT
Ну, собственно это не новость вообще, о чем в материале таки написано.
mindcaster
Есть geek porn, а это я прямо даже не знаю, как классифицировать. Музыкант во мне в общем тоже кайфует.
Спасибо за материал! Хоть тут и чморят что мол «бояяян», я вот не знал например.
Sound_cULT
Спасибо.
vodkinmotors1
"Cильно время не ценить." Завидно, так-бы сразу и сказал. Мулин истинный инженер.
dron_k
>>>Подавляющее большинство запчастей устройства было выпилено на станке с ЧПУ из фанеры
Не было вроде ни одной детали выполненной на ЧПУ,
в основном фанера обрабатывалась на обычной ленточной пиле,
некоторые выпилены по распечатанным на принтере лекалам, но это далеко не ЧПУ обработка.
dron_k
Как по мне основной недостаток данного агрегата в том что для полноценного прослушивания требуется электронное сведение/воспроизведение звука, в то время как большая часть работы реализована механически.
Тоесть нельзя просто подойти покрутить ручку и послушать живой звук.
Как сказал автор, для музея он запрограммировал простую мелодию только на ксилофоне,
без использования остальных инструментов.
ice2heart
Как я понимаю главной причиной сведения звука, являются микрофоны у ударных и бас, тут я думаю сложно что то сделать.
dron_k
Тарелку от ударных то он сделал, гитару тоже можно было поставить акустическую (можно со звукоснимателем).
Возможно у него было какоето свое видение как должно звучать и именно так он реализовал, но вот с такой особенностью.
ice2heart
Насколько я понял, он хотел весьма конкретный звук в контактном объеме. И коробочка с рисом и микрофоном прям хорошо вписывалась в эту концепцию. Хотя их можно было бы выводит на комбик…