Летавшая первая ступень New Shepard и макет корабля на выставке, фото Blue Origin
Blue Origin
Последней по времени новостью Blue Origin является выступление Клэя Моури (Clay Mowry), вице-президента Blue Origin по продажам и маркетингу. По его словам, сейчас к полетам готовится третий летный экземпляр суборбитальной ракеты-носителя New Shepard. Ракета уже доставлена на космодром и, как ожидается, полетит до конца года. New Shepard — многоразовая ракета, второй летный экземпляр совершил пять полетов, последний из которых состоялся 5 октября 2016 года. На основе полученного опыта в ракету вносятся изменения, например, появится несколько люков для доступа к агрегатам, что должно сократить и удешевить межполетное обслуживание. Также планируется улучшить теплозащиту.
Интерьер капсулы New Shepard, по центру твердотопливный двигатель системы спасения,
фото Blue Origin
Несмотря на то, что предыдущие полеты проходили успешно и даже лучше ожидаемого (например, в пятом пуске испытывалась система спасения, и допускалась потеря первой ступени, но она выдержала тест), тем не менее, Blue Origin не торопится. Первые испытания с людьми планируется провести только в 2018 году, причем для этого будет использован следующий, четвертый, летный экземпляр ступени, который еще строится. Из-за годового перерыва в полетах может показаться, что Blue Origin зря потеряла год, но это вряд ли верно. Прежде всего, изготавливалась новая капсула (в летавшей не было даже окон), которую тоже нужно подвергнуть испытаниям перед пуском. Нужно модифицировать конструкцию ракеты на основании полученного опыта. Плюс, очевидно, Безос (глава Amazon и Blue Origin) не хочет вливать больше денег, чтобы ускорить работы — по словам Клэя они многому научились, причем всего за 1/50 стоимости орбитальной миссии.
Ракета New Glenn в сравнении с существующими, историческими и разрабатываемыми ракетами, рисунок Blue Origin
Формально это не имеет отношения к суборбитальному туризму, но не стоит забывать, что обе компании ведут работы и над орбитальными проектами. У Blue Origin это New Glenn, тяжелая ракета (грузоподъемность оценивается в 45 тонн) с многоразовой первой ступенью. В проект уже вложено $2,5 миллиарда личных средств Безоса. Клэй Моури сообщил, что на ракете будет установлен семиметровый обтекатель вместо предполагавшегося изначально 5,4-метрового. Также известно, что на ракету уже есть контракты — один запуск купил Eutelsat и пять — OneWeb.
Virgin Galactic
Испытания SpaceShipTwo, фото Virgin Galactic
Второй летный экземпляр корабля SpaceShipTwo находился в процессе производства на момент катастрофы 2014 года и был закончен весной 2016. Летом того же года космоплан с личным именем VSS Unity приступил к испытательным полетам. До сих пор все полеты проводились без включения двигателя. Здесь отдельная драма — двигатель первой версии корабля, SpaceShipOne, на котором совершали суборбитальные полеты в начале нулевых, не масштабировался на более тяжелый SpaceShipTwo. Пришлось менять твердое горючее. До сих пор новый двигатель с новым горючим не испытан в полете, и остается только надеяться, что за прошедшие годы его смогли полноценно испытать на земле. Впрочем, Джордж Уайтсайд, исполнительный директор Virgin Galactic, полон энтузиазма. По его словам, они провели множество испытаний и сейчас находятся «на границе полета со включенным двигателем». Последний планирующий полет прошел в августе этого года, и ожидается, что будет еще один перед включением двигателя. Также, по словам Уайтсайда, в производстве находятся еще два корабля SpaceShipTwo, которые планируется доделать через год-два.
Кадры испытаний VSS Unity:
Буксировка без отцепки:
Планирующий полет:
Испытания системы торможения:
Параллельно в компании ведутся работы над средствами выведения полезных нагрузок на орбиту. Как и SpaceShipTwo, это будет система воздушного старта, только носителем в ней выступит Boeing-747, который использовался родственной компанией Virgin Atlantic. Из под его крыла будет стартовать немаленькая ракета LauncherOne, которая должна будет выводить 200 кг на солнечно-синхронную орбиту.
Ричард Бренсон и сотрудники на фоне LauncherOne, по людям можно оценить размер ракеты. Фото Virgin Galactic
Заключение
После некоторого затихания новостей лидеры суборбитального туризма снова зашевелились, и будет интересно посмотреть на новые испытания. Ближайшие (даты пока не названы) — New Shepard с «полноценной» капсулой, планирующий полет SpaceShipTwo и испытания его двигателя.
Комментарии (20)
pnetmon
18.09.2017 08:19+1SpaceShipTwo… До сих пор новый двигатель с новым горючим не испытан в полете, и остается только надеяться, что за прошедшие годы его смогли полноценно испытать на земле.
Кажется его включали в полете который из-за организационных и ошибочных действий пилота завершился катастрофой. Или сейчас уже другая разработка?
Valerij56
18.09.2017 19:55+2Интерьер капсулы New Shepard, по центру твердотопливный двигатель системы спасения,
Здесь немного сложнее. Это «двигатель корабля», и при штатном запуске он так же срабатывает, и поднимает капсулу на большую высоту, чем поднимается ступень. Ну и в случае необходимости он уводит капсулу от неисправной ступени, это верно.lozga Автор
18.09.2017 23:35В предыдущих полетах он не включался при штатной работе. И перегрузка будет немаленькой, если его включить. Откуда у вас такая информация?
Valerij56
19.09.2017 02:47+1Тогда какой двигатель включался в апогее при разделении капсулы и ракеты? О другом двигателе в капсуле мне не известно ничего.
При необходимости уменьшить тягу твердотопливного двигателя и снизить перегрузки вполне возможно, отведя часть газов в дополнительные сопла.lozga Автор
19.09.2017 07:53+1При разделении там хватит очень маломощной пиротехнической или даже пневматической системы. Двигатель САС очень мощный, пересмотрите испытания, он на участке работы ракетного двигателя, в районе максимального скоростного напора, способен унести капсулу вперед от ракеты.
Valerij56
19.09.2017 12:01При разделении — да, но капсула поднимается ощутимо выше ракеты. Но, вероятно, вы всё же правы, а я ошибаюсь. Прямого утверждения, что это следствие работы именно этого двигателя у меня нет.
argumentum
19.09.2017 12:44+3Заголовок у статьи немного неправильный. Вместо
Новый виток активности суборбитального туризма
— правильнее будет:Новый виток испытаний космических кораблей, предназначенных для суборбитального туризма
mladshij
Ну наконец-то какие-то новости по New Shapard. Я уж думал, что Безос совсем забросил этот проект. Всё-таки великая вещь — конкуренция.
lozga Автор
У меня ощущение, что конкуренция для него не стимул. Формально Бренсон давно выиграл XPrize, но так и не начал возить туристов. И даже если начнет, у Безоса конструкция лучше, безопасней.
voyager-1
Мне кажется ему такой же трудно достижимой мечты не хватает как марсианская колония у Маска, и наверно его больше сам процесс конструирования увлекает — иначе бы New Shepard думаю уже бы возил туристов. Желание выполнить что-то такое грандиозное подстёгивает Маска, и заставляет подстёгивать всех окружающих. Похоже у Безоса такого нет — от того и такая ужасная медлительность.
Хотя Маск кажется погряз в текущих делах и в последнее время тоже сдаёт — от реактивной посадки на Марс отказались, сами сроки первых полётов на Марс съехали на неопределённый срок, изначальная концепция ITS отменена, а новая — так и не представлена…
ariklus
Так Маск хочет новаторства, mad Science! и быстро-дешево-эффектно, а Наса его «тормозит» своими нормативами по ТБ.
BaLaMuTt
И правильно делает что тормозит. Людей запускать и спутники запускать это разные вещи ибо запуск людей в космос требует куда большего развития технологий чем запуск спутника.
Valerij56
Надо учесть, что нормативы НАСА тормозят не только Маска, но и Боинг. Дело в том, что НАСА заложило очень высокую расчётную безопасность. Коммерческие корабли должны, по критериям НАСА обеспечить не более одной потеи экипажа на 270 полётов. До сих пор уровень безопасности был намного ниже.
И неизвестно, м.б, именно Маск предлагает более безопасный вариант. Но он пока не опробован на практике…
Valerij56
Погряз в делах" — возможно, сдаёт — вряд ли.Концепция ITS не отменена, но подверглась изменениям. На сколько я понимаю, Маск хочет более эффективно использовать разряжённую атмосферу Марса, плюс уменьшив ITS планирует обойтись без государственной поддержки. Кроме того, у нег есть какие-то идеи, связанные с лунной транспортной системой, которую может использовать государство, заказывая рейсы и «покупая билеты».
dimm_ddr
Ну это не значит, что это его мечта. Мне кажется речь шла именно о том, что у Безоса не хватает мотивации для движения вперед, а не о том, что у него нет амбициозных идей. Наличие идей необязательно сочетается с желанием их исполнять же.
Valerij56
Не только. Решения Безоса пока выглядят менее эффективными, чем у Маска. Выбрано более дорогое и технологически сложное топливо, пока нет коммерческого использования полученных результатов, есть только планы запускать людей в суборбитальные полёты через год. Для реализации стратегии «эфирных островов» ещё только предстоит строить гигантские орбитальные станции. Кроме того, у Безоса есть огромный и успешный бизнес — Амазон, поэтому к космосу он во многом относится как к хобби. Отсюда намного меньшая мотивация.
Valerij56
И, да, согласен, что конструкция Безоса намного безопасней.